Праздники и местные традиции — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Праздники и местные традиции

2021-02-05 69
Праздники и местные традиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников, который отмечает православная церковь. Между этим праздником (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают Святки – двенадцать святых дней, установленных в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Они закладывали основу будущего года, поэтому их было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими, ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником. В верхнеерогодских деревнях особенно любила их проводить молодежь. В Святки принято гадать: молодые девушки собирались вместе и начинали выяснять свою судьбу, используя обряды и приметы. Устраивали гадания по избам, а бывало и в банях. Забавы продолжались до глубокой ночи. Ворожили: «на кольцо обручальное» - смотрели женихов через зеркало; «на колокольчик» - около бани слушали, с какой стороны он брякнет, так оттуда будет жених; «на камешок» - из проруби, со дна реки, доставали камешек и если он красивый, так и жених будет баской (красавец), а если карявый - таков и будет не красивый. Молодые парни шалили ночью, а проще говоря, так они - хулиганили. Семьи, в которых были девушки, просыпаясь утром, не могли выйти на улицу. Выход был забаррикадирован дровами, бревнами или дровнями (сани). Людям приходилось выбираться через повить (поветь) или садник (пристройка перед двором). Бывало затарапают (заволокут, закинут) на крышу садника дровни и чтобы они не съехали, так оглоблями саней упрут внизу. Хозяин утром открывает ворота, сбивает оглобли, так сани сами скатываются. Хорошо, что он дальше не вышел, а то бы его тут и пришибло или еще того хуже, насмерть прибило. Поленницы дров разваливали на улице, поленья складывали у дверей да обливали их водой, а к утру мороз делал свое дело, образовав ледяную глыбу. Могли дрова разложить далеко по дороге, так хозяин собирал их на лошади, запряженной в сани. Самые ретивые из таких шалунов, забирались на крышу избы к печной трубе, закрывали ее сверху. Вставшие утром хозяева затапливали печь. Дым начинал валить в избу, они догадывались о причине и в предутренней темноте лезли на крышу открыть дымоход.

Издавна на Руси принято было широко отмечать престольные (приходские) праздники. На Верхней Ерге таковым является, 12 февраля, святых покровителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Ерогодской Трехсвятительской церкви. Верхнеерогодские жители называли – «свой праздник». Сверху церкви возвышался золоченый купол. Ликующе разносился праздничный благовест со звонницы, оглашая близкие и далекие окрестности. Перезвон колоколов был слышен на многие версты. Празднично наряженные прихожане спешили на богослужение в церковь. Из всех окрестных деревень многие жители съезжались на лошадях, запряженных в красивые выездные сани-кошевки, на раскрашенных дугах звенели колокольчики и подзвончики, а сбруи украшены различными блестящими металлическими бляшками, разноцветными лентами и кистями. Праздник выглядел нарядно, богато, шумно и торжественно. В этот же самый день приезжали родственники, гости с верховья реки Устьи из деревень Кырканды, Березника, Мехреньги и многих других.

Масленица – помнится, конечно же, блинами, свернутые в трубочку и маканием их в топленое маслице и сочнями. Блины были горазно вкуснее, для них нужна белая мука, а сочни пекли из житной муки, с кашей в середине, смазанные топленым маслицем, что можно лучшего еще желать. В этот день катались с больших угоров на лыжах, чунах (санки) и даже на дровнях. Катаются все – от мала до велика. Особенно много шума и хохота, когда завалятся и перевернутся дровни, так как в них едут навалом, десятка полтора катающихся. Все угоры залеплены деревенскими жителями. Весело было во всей деревне: кругом смех, шутки, песни и наяривают гармошки.

Великий пост, начавшийся после Масленицы, тянется долго и томительно. В ожидании благостных вестей крещеный мир отмечает самый большой (наряду с Рождеством) православный праздник – Пасху. Символ которой – чудодейственное воскрешение Иисуса Христа. Предшествующие этой дате две последние недели Великого поста называются вербной и страстной. Старинное предание утверждает, что со дня Святой Пасхи до Вознесения Христос в сопровождении апостолов ходит по земле. Одетые в старые нищенские рубища и странствуя, они испытывают людское милосердие. В этот день награждают милостынями людей добрых и карают злых и жадных.

Одной из самых важных дат от Бога принято считать (третья встреча весны) – Благовещенье. Благовест сулит добро и радость наступлению весны, скорому приходу теплого и щедрого лета. И не печалиться, ибо в народе говорилось: «Каково Благовещенье проведешь – таково и весь год». Примет, однако, в народе бытует столь много, что некоторые из них по смыслу противоречат одна другой, а иные вообще можно истолковать двояко. Предсказывают одно, а нередко выходит совсем другое, противоположное. И это объяснимо: подобно тому, как у нас на Севере в момент может погода круто перемениться, вместо веселья, которого ждешь, иногда приходит нечаянная беда. Потому как рядом с добром в мире существуют злые напасти. Стремясь их предотвратить, дабы не накликать горе, избавиться от всякого рода нечисти, в последнюю перед Пасхой – страстную неделю, люди вели себя предусмотрительно, осторожно, собранно, благочистиво и не богохульствовали. Не допускали непристойных поступков, не ссорились с соседями, стремились помириться с тем, с кем были в ссоре. Избавлялись от негодных старых предметов и тряпья, платили кредиторам долги. Согрешившие в эту седьмицу в рай не попадут и грешникам место в гиене огненной, говорится в православном мире, уготовано всегда. И это неотвратимо, ибо

отступников рано или поздно постигнет заслуженная кара на этом свете. Хотя бы потому, что прежде всего они губят свои души сами.  

В Пасху всегда были крашеные яйца, которые варили в луковой шелухе. Молодые парни (подростки) устраивали своего рода между собой состязания – били носиком яйцо в носик другого и разбитое яйцо доставалось тому, у кого целое. Более сноровистому игроку удавалось наполнить свою шапку или набируху (корзинка), а у проигравших они оставались пустыми. В этот день было еще развлечение – скакали вдвоем на длинной доске, положенной серединой на чурбак, подпрыгивали поочередно, как можно выше.

Троица – весенний переходящий праздник, тоже один из самых больших и всеобщий в деревнях. Связан с древним славянским культом поминовения, почитания предков и прославления расцве-тающей природы. Символом этого расцвета была молодая березка. Ставили их под каждое окно изб (домов) и деревня преображалась. День Троицкий начинался с посещения кладбища. Деревенские жители, одетые по-праздничному, шли семьями помянуть ушедших в мир иной своих родных и близких да односельчан. Украшали могилки, собранными по пути цветками, делая из них веночки и березовыми ветками. «Про отцов помнить от века завещано». Надо сказать, что в старые времена спиртного не выпивали на кладбище и не оставляли «угощения» (съестное) на могилках. Позже стали так делать (примерно в 1950-х годах) и даже были попытки играть в гармонь, но такое явление быстро пресекли. После посещения кладбища, начиналось празднование дня Святой Троицы. Отмечать собирались компаниями, у кого-нибудь в избе из родственников.

На следующий за Троицей день в понедельник приходится Духов день. Говаривали: «С Духова дня не с одного неба, из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке».

В старые времена так много спиртного в праздники не пили мужики, а женщины считая зазорным, так вовсе не пили и если только после долгих уговоров, позволят себе пригубить, смочив губы и не более того. Видимо в верхнеерогодских деревнях не очень-то было принято изготовлять пиво, а вот самогонку «гнали» или, как говаривали – «курили», в бане и разливали в стеклянные трехлитровые бутыли – «четверти». Когда происходило застолье, хозяева, взяв четверть «в охабок» (обхватив руками), обходили гостей по очереди и подавали налитый в стакан самогон. Закуска на столе была по-деревенски простая: квашеная капуста, соленые грибы, яичница на молоке, ягоды морошка и моченая брусника, хлеб – ярушник, пирог – рыбник, шаньги и прочие праздничные блюда деревенской кулинарии.

В последующие времена многие помнят, как в деревнях и поселках «пировали» (праздновали и выпивали спиртное) наши предки, да и сами принимали участие в таких застольях, приезжая в родные края. Проходили они богато, шумно, весело и по-пьяному. Сначала собирались в избе, у кого гости приехали, приглашались родня и соседи. Через некоторое время, празднующим поступает приглашение от родственницы продолжить пировать у нее в избе и она тотчас убегает (уходит) готовиться к их приему. Пока гости, проходя по улице веселятся – поют песни, частушки и пляшут, успевает накрыть на стол, прикрикнув на своих обарабков (детей), чтобы те быстро забирались на печь и не мешались, мол гости сейчас к нам придут. Слышится, что компания приближается к избе и вот уже на мосту (в коридоре) наяривает гармонь, стук каблуков пляшущих да брякоток, упавшей хозяйской утвари. Все гости вваливаются в избу, рассаживаются за столом, и веселье дальше продолжается. А обарабки выглядывали с печи из-за занавески, наблюдая за происходящим действом.

Надо сказать, что каждый из присутствующих, считал за честь принять гостей у себя в избе. И потому, не успев хорошенько приложиться к спиртному и закусить, как опять следующие хозяева приглашают всех к себе в гости. Так, из избы в избу, переходило веселье, кое-кого под руки вели или домой отдыхать отводили. Некоторые хозяева шли на хитрость, чтобы заставить кого-то из тех кто «куражился» (отказывался) выпить спиртного, наливали его в рюмку без ножки, мол уважь и гостю хошь не хошь приходилось все-таки выпивать, ведь не поставишь ее и никуда не выльешь.

Когда гармонист уже устанет играть или употребит спиртного лишка, ему требовалось отдохнуть. И если в компании больше нет гармониста, тогда гармонь в руки брала женщина, которая могла более-менее сыграть «русского» или «частушки», так веселье продолжалось далее, пока все не уставали.

 

В писании использованы документы: ГАВО (г. Вологда), ГААО (г. Архангельск), ВУЦА (г. Великий Устюг), ВКМ (г. Вельск), УКМ (п. Октябрьский), книжные и газетные издания.

2020 г.

                                                                              

 

 

   

 

             

 

 

 

             

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.