Ерогодский Трехсвятительский приход — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ерогодский Трехсвятительский приход

2021-02-05 91
Ерогодский Трехсвятительский приход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ерогодский Трехсвятительский приход

Автор-составитель:Илатовский

Алексей Николаевич, краевед-

исследователь.

В середине XVIII века, в северо-западном углу Великоус -тюжского уезда, в верховье реки Верхняя Ёрга никаких поселений не существует. Первые впечатления при взгляде – глухомань, медвежий угол, нехоженый лесной массив. В воображении возникает таинственная и загадочная неизвестность. Территория бескрайних болот и дремучих лесов, с множеством ручьев и речек, впадающих в реку Верхняя Ёрга. Таежные просторы не тронутой дикой природы.

В эти давние времена особенно тяжело жилось старообрядцам в Дмитриевской Устьянской волости Вельского уезда. Со времени «раскола» церкви на них начались гонения. Избегая притязания, стали они скрываться в лесных чащобах, как правило тяготели к водоразделам рек, то есть к наиболее труднодоступным местам. Уходили семьями и основывали поселения.

Такая история произошла и со староверами этой волости, которые поселились в верховье реки Верхняя Ёрга, основав новую деревню – Ерга (Ерговская). Властвующие органы разыскивали и уничтожали поселения – сжигали, переселенцев наказывали и отправляли на прежние места жительства. В начале 1770-х годов произошло тоже самое со старообрядцами Ерги.

В конце XVIII века на территории Вельского уезда в основном жили государственные крестьяне. Они облагались денежными налогами, выполняли различные повинности и особенно страдали от рекрутчины. Положение их стало ухудшаться и от внесения дополнительных сумм на содержание местных правителей, а подушная подать и денежный оброк возросли во много раз. Самой главной причиной стала не хватка пахотных земель, сенокосных участков и охотничьих мест. Иметь больше пахотной земли, так нужно вторгаться в лесные массивы, что довольно длительное и трудоемкое дело. Причиной была и плотная населенность. Крестьяне пытались найти свободные казенные земли, тянувшиеся вдоль речек и рек. Нужда отрывала их от родных мест, гнала на поиски новых неосвоенных земель.

Крестьяне из деревень Дмитриевской волости находят такие земли на территории Великоустюжского уезда в верховье реки Верхняя Ёрга. На 1785 год из деревни Маньшинская родственники Ипатовы Корнил Гаврилович и Каллистрат Севастьянович с семействами живут на бывшем поселении старообрядцев Ерга. С ними переселяются из других деревень Ипатов Федор и Попов Сергей, а затем до 1816 года Окишин Петр, Ипатов Кузьма и Синицкий Петр. В 1787 году деревня уже имела официальное название – Ерогодский починок и причислена к Дмитриевской волости, хотя находится на территории Великоустюжского уезда. В 1817 году переселяется на реку Нижняя Ёрга из деревни Яковлевской Ипатов Степан с семьей, основав деревню Мало - ерогодский починок, которая тоже входит в Дмитриевскую волость. В переписи (Ревизская сказка) 1834 года 1-го апреля в Ерогодском починке жителей мужского пола - 31 и женского пола - 37, а в Малоерогодском мужского пола - 7 и женского пола - 6.

На 1832 год от Ерогодского починка в 12-ти верстах ниже по течению реки Верхняя Ёрга, где в неё впадает речка Нартица, живут с семьями Илатовский Пимен Степанович из деревни Семеновская Верхняя и Попов Филипп Иванович из деревни Алферовская, переселившись с Дмитриевской волости. В 1848 году они официально переведены в Устюжский уезд Нестеферовского волостного правления Ровдинского сельского общества в деревню Нартитский починок, которую сами и основали (в последующие годы деревня будет называться – Илатовский починок). 

 

Название и описание

В различных писаниях церковь пишется разно: Верхне-Ерогодская или Больше-Ерогодская да Трех-Святительская или Трехсвятительская и Ерогодская Трехсвятительская. Полагаю считать правильным названием – Ерогодская Трехсвятительская.

 

Святая православная церковь чтит память святых вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Три святителя прославились в IV веке богословскими трудами, борьбой с ересями. И их подвижническая жизнь служит примером вот уже 17 столетий.

Эти три святителя являются покровителями Ерогодской Трехсвятительской церкви. В их честь освящены два престола в холодном храме (30 января / 14 февраля), в теплом храме главный - во имя Преображения Господня (6 / 19 августа).

Церковь была деревянная с колокольней в одной связке на кирпичном фундаменте. Длина строения 15 сажень (1 сажень - 2,134 метра), ширина 5 сажень, высота неизвестна. В церковь вели три растворчатые двери; на колокольню, в кладовую - две одностворчатые. В теплом храме голландская печь. Церковь внутри богата иконами, церковной утварью и библиотека, в которой находились книги религиозного содержания. Имелось пять окон с железными решетками и тринадцать без них. Крыша из тесовых досок. Пять глав обиты жестью, глава на колокольне обита жестью, золоченая. На колокольне три медных колокола: 20 пудов и 29 фунтов, 3 пуда и 8 фунтов, 1 пуд и 8 фунтов.

 

Священнослужители

Ерогодский Трехсвятительский приход изначально входил в Вельский уезд. Из ведомости по финансовой смете Святейшего Сенода 1894 год: «Вельский уезд. № 43 прих. Больше-Ерогодский: священник.. 294 Рубли. псаломщик.. 98 Рубли. Предполаг. вновь назн. из казны в пост. сод. с 1894г.». Из этого писания можно понять, что смета составлена на 1894 год. Кто служители церкви, так сведений нет, вырвано в Летописи часть писания за 1893 год.

Приход переводится с 1894 года в Великоустюжский уезд и церковь приписывается в «Устюжское городское благочиние» (ВЕВ 1900 г.): «Город Устюг. Успенский собор. Настоятель…. 1… 22. Трехсвятительская Большеерогодская Устюжскаго у.»  и (ВЕВ 1908 г.): «Список… и церквей Вологодской епархии…. Город Устюг. 1)… 23). Трехсвятительская Большеерогодская…».

Священнослужители:

Арсений Воробьев – священник с 05.10.1893 г. по 12 февраля 1904 г. - «согласно прошению уволен заштат». Награждения: «… Священник Ерогодской Трехсвятительской церкви Устюжскаго у. Арсений Воробьев 9 ноября (1903 г.) награжден скуфьею».В 1907 году: «Преподано благословение Св. Синода без грамот лицам: духовнаго и светскаго званий за заслуги и пожертвования по духовному ведомству, заштатному священнику Трехсвятительской Ерогодской ц. Устюжскаго у. Арсению Воробьеву…».

Николай Копосов – псаломщик с 9.08.1895 г. по 23.03.1899 г.

Петр Кичанов – псаломщик с 10.05.1899 г. по 13.03.1902 г.

Леонид Попов – священник с 30.01.1905 г. по 23.03.1908 г.

Василий Попов – псаломщик с ~ 1902 г. по 23.06.1905 г.

Александр Козлов – псаломщик с 5.07.1905 г. по 3.07.1909 г.

Николай Чижов – псаломщик с 4.07.1909 г. по ~ 1909 г.

Михаил Соколов – псаломщик с 9.11.1909 г. по 23.01.1913 г.

Николай Лобанов – священник с 7.09.1908 г. по 16.06.1912 г. – «согласно прошению уволен заштат» по 4. 02.1913 г.

Николай Богданов – священник с 19.10.1912 г. по 10.07.1913 г. «Умерли: …; священник Ерогодской Трехсвятительской ц. Николай Богданов, 10 июля (1913 г.);… ». Похоронен Николай Платонович Богданов на погосте у церкви. Многие бывшие жители деревни видели могилку и говаривали – «здесь поп похоронен».

Павел Тихомиров – псаломщик с 23.01.1913 г. по 10.02.1914 г.

Александр Сапожников – священник с 24.01.1914 г. по ~ 1918 г.

Димитрий Кознов – псаломщик с 11.02.1914 года. Дмитрий Андрианович Кознов (1885 г.р.) видимо был последний служитель Ерогодского Трехсвятительского прихода. И несмотря на все здесь происходящие события, продолжал служение до самого закрытия церкви в 1926 году. Остался с семьей проживать в деревне Больше- Ерогодский починок. В 1935 году был осужден за веру Христову на шесть месяцев лишения свободы. В 1937 году 6 августа снова был арестован и по обвинению за контрреволюционную агитацию 14 сентября 1937 года приговорен к 10 годам ИТЛ (Исправительный трудовой лагерь). Дальнейшая его судьба неизвестна. В 1989 году 15 июня был реабилитирован.

 

Ерогодский Трехсвятительский приход

Автор-составитель:Илатовский

Алексей Николаевич, краевед-

исследователь.

В середине XVIII века, в северо-западном углу Великоус -тюжского уезда, в верховье реки Верхняя Ёрга никаких поселений не существует. Первые впечатления при взгляде – глухомань, медвежий угол, нехоженый лесной массив. В воображении возникает таинственная и загадочная неизвестность. Территория бескрайних болот и дремучих лесов, с множеством ручьев и речек, впадающих в реку Верхняя Ёрга. Таежные просторы не тронутой дикой природы.

В эти давние времена особенно тяжело жилось старообрядцам в Дмитриевской Устьянской волости Вельского уезда. Со времени «раскола» церкви на них начались гонения. Избегая притязания, стали они скрываться в лесных чащобах, как правило тяготели к водоразделам рек, то есть к наиболее труднодоступным местам. Уходили семьями и основывали поселения.

Такая история произошла и со староверами этой волости, которые поселились в верховье реки Верхняя Ёрга, основав новую деревню – Ерга (Ерговская). Властвующие органы разыскивали и уничтожали поселения – сжигали, переселенцев наказывали и отправляли на прежние места жительства. В начале 1770-х годов произошло тоже самое со старообрядцами Ерги.

В конце XVIII века на территории Вельского уезда в основном жили государственные крестьяне. Они облагались денежными налогами, выполняли различные повинности и особенно страдали от рекрутчины. Положение их стало ухудшаться и от внесения дополнительных сумм на содержание местных правителей, а подушная подать и денежный оброк возросли во много раз. Самой главной причиной стала не хватка пахотных земель, сенокосных участков и охотничьих мест. Иметь больше пахотной земли, так нужно вторгаться в лесные массивы, что довольно длительное и трудоемкое дело. Причиной была и плотная населенность. Крестьяне пытались найти свободные казенные земли, тянувшиеся вдоль речек и рек. Нужда отрывала их от родных мест, гнала на поиски новых неосвоенных земель.

Крестьяне из деревень Дмитриевской волости находят такие земли на территории Великоустюжского уезда в верховье реки Верхняя Ёрга. На 1785 год из деревни Маньшинская родственники Ипатовы Корнил Гаврилович и Каллистрат Севастьянович с семействами живут на бывшем поселении старообрядцев Ерга. С ними переселяются из других деревень Ипатов Федор и Попов Сергей, а затем до 1816 года Окишин Петр, Ипатов Кузьма и Синицкий Петр. В 1787 году деревня уже имела официальное название – Ерогодский починок и причислена к Дмитриевской волости, хотя находится на территории Великоустюжского уезда. В 1817 году переселяется на реку Нижняя Ёрга из деревни Яковлевской Ипатов Степан с семьей, основав деревню Мало - ерогодский починок, которая тоже входит в Дмитриевскую волость. В переписи (Ревизская сказка) 1834 года 1-го апреля в Ерогодском починке жителей мужского пола - 31 и женского пола - 37, а в Малоерогодском мужского пола - 7 и женского пола - 6.

На 1832 год от Ерогодского починка в 12-ти верстах ниже по течению реки Верхняя Ёрга, где в неё впадает речка Нартица, живут с семьями Илатовский Пимен Степанович из деревни Семеновская Верхняя и Попов Филипп Иванович из деревни Алферовская, переселившись с Дмитриевской волости. В 1848 году они официально переведены в Устюжский уезд Нестеферовского волостного правления Ровдинского сельского общества в деревню Нартитский починок, которую сами и основали (в последующие годы деревня будет называться – Илатовский починок). 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.