Характеристика темпераментов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Характеристика темпераментов

2021-02-05 92
Характеристика темпераментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Схватка за лидерство: "Вот вам моя рука!"

Ладони – это способ выказать свое ощущение ситуации, а рукопожатие – свое отношение к человеку, с которым вы здороваетесь. Если вы демонстрируете открытую ладонь, вы словно бы говорите: "Да, пожалуйста!", "Как вам будет угодно!", "Вот такие дела". В целом вы излучаете уверенность и расположение. Если же вы хотите продемонстрировать властность, то ладонь нужно показывать тылом (только не отклоняясь при этом назад – это выдаст вашу нерешительность и тревогу!). Если же вы решились показать и вовсе крутой нрав, начните тыкать указательным пальцем направо и налево. Что ж, если вас устраивают две последние модели поведения, вы теперь знаете, как добиться желаемого, а не устраивает – будьте открытыми, это самое сложное и одновременно самое приятное.

По тому, как человек протягивает вам руку, вы можете узнать, каким он вас воспринимает. Если он воспринимает вас слабым, зависимым или подчиненным, то протянет вам руку таким образом, чтобы ваша в процессе рукопожатия оказалась снизу, т. е. он делает жест – "ладонь, демонстрируемая тылом"; вам, соответственно, предлагается показать свою "беззащитную" открытую ладонь. Впрочем, вы и сами можете спровоцировать человека на занятие "властного поста", подсовывая свою руку снизу. Этим вы позволите ему (или вынуждаете его) чувствовать себя хозяином положения и взять на себя инициативу (в ряде случаев инициативу действительно имеет смысл перепоручить).

Однако если вы не хотите допустить "лидерства" (в целом оно, конечно, липовое, ведь неизвестно, как вы себя чувствуете, может быть, вы на самом деле – удав перед прыжком на зайца) своего визави, то можно использовать специальный маневр. Вы видите, что человек направляется к вам с "властным рукопожатием" – демонстрирует вам не открытую ладонь, а ее тыл. Хорошо, осуществляем рукопожатие, но при этом делаем навстречу к нашему собеседнику шаг левой ногой, уменьшая таким образом разделяющую нас с ним дистанцию, и потом не просто приставляем к левой ноге правую, а выносим ее – правую ногу – еще более вперед, еще ближе к этому зарвавшемуся, на ваш взгляд, субъекту. Подобным маневром вы вторгаетесь в его личную зону (что само по себе дает вам инициативу), а сомкнутые в рукопожатии руки за счет вашего смещения чуть вправо от собеседника автоматически переходят из горизонтального положения в вертикальное.

Теперь к рукопожатию. Этот жест имеет долгую историю и претерпел с древних времен существенные трансформации[2]. Когда-то протянутая для рукопожатия открытая ладонь демонстрировала безоружность собеседника, теперь же она может символизировать множество других вещей…

Итак, если рукопожатие осуществляется в горизонтальном положении, оно несет на себе отпечаток извечной конкурентной борьбы за власть. Уважительное рукопожатие, когда партнеры "говорят на равных", напротив, происходит в вертикальном положении, руки двух людей находятся в этом случае не одна под другой, а одна – ваша – с правой, другая – его – с левой (если смотреть от вас, разумеется). Впрочем, дружеское рукопожатие может быть и иным, например, когда вы охватываете кисть своего визави сразу двумя руками, заключая его руку в своеобразный футляр. Но никогда не делайте этого, если вы с человеком едва знакомы: этот жест воспринимается как демонстрация доверия и расположения, которое необходимо заслужить, поэтому слишком поспешное действие здесь может вызывать у этого человека подозрение в вашей неискренности.

Вообще говоря, чем больше площадь соприкосновения двух собеседников, чем интимнее зоны этого прикосновения, тем лучше они друг к другу относятся и тем большую силу позитивных чувств друг к другу испытывают (из этого правила, как нетрудно догадаться, исключаются "соприкосновения", возникающие при драке, – удар в пах хотя и затрагивает интимную зону, но не свидетельствует о добром расположении к нам "собеседника"). Поэтому иногда вам пожимают руку двумя руками, захватывая при этом вашу кисть или локоть, иногда чаще более старший по возрасту визави может даже потрепать вас за плечо. Если все это не сопровождается угрозами или чем-то еще в этом духе, значит, к вам очень хорошо относятся. Не пренебрегайте доброжелательностью, даже если вы сами не расположены к своему визави настолько сильно.

Как вы уже поняли, внешний вид человека, его поведение и жесты определяются тем, в каком психологическом состоянии он находится – в добродушном или агрессивном, сомневается или принимает решение, согласен с вами или же, напротив, категорически вам возражает. Однако точно так же, как психологическое состояние влияет на позу и поведение человека, так и эта поза, жесты, в свою очередь, влияют на его психическое состояние. Если человек принимает агрессивный облик – он злится; если же он движется как зависимый и испуганный субъект, то в скором времени таким и будет себя чувствовать. Поэтому если вы, предпринимая те или иные действия, вынудите человека изменить свою позу, вы таким образом повлияете и на его душевное расположение.

Еще один важный нюанс, связанный с особенностями рукопожатий, – это та дистанция, на которой это рукопожатие совершается. Рукопожатие, как правило, не требует преодоления границ "интимной зоны" личностного пространства. Однако иногда вас буквально втягивают в "интимную зону", что, как и неполное (без полного сцепления рук) или слабое рукопожатие, свидетельствует о неуверенности вашего собеседника. Иногда же, напротив, нас держат на серьезной дистанции, максимально выбрасывая прямую руку в вашу сторону, это может быть признаком агрессивного настроя вашего собеседника. Агрессивный настрой также может проявляться излишне сильным рукопожатием, однако часто даже сам пожимающий таким образом нашу руку человек не осознает своего напряжения и скрытой в нем агрессии.

Последнее, о чем здесь следовало бы сказать, так это о роли большого пальца в невербальном общении. Если человек неосознанно демонстрирует вам свое превосходство, вам придется лицезреть его большой палец: он или застынет на лацкане пиджака, либо будет гуттаперчево красоваться поверх брючных карманов (и передних, и задних). Наконец, указующий жест с использованием большого пальца чаще всего свидетельствует об исключительном пренебрежении, испытываемом его владельцем.

Психологическая хиромантия

Все рассматриваемые нами способы "диагностики" человеческой личности по человеческому поведению достаточно сложны и объемны. Но есть и более простые способы, которые не стоит сбрасывать со счетов. Что ж, займемся психологической хиромантией…

Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой или правой руки? Запишите результат. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? Запишите результат. Встаньте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Запишите результат. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху? Запишите результат.

БЛАНК ИССЛЕДОВАНИЯ

Теперь посмотрим, что у вас получилось:

ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический (при общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора).

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность; избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается, как правило, среди женщин; характерны: подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям; в общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения (среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин).

ПЛЛЛ – этот тип, наоборот, более характерен для мужчин; отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов; он эмоционален, легко контактирует практически со всеми; однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен; требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера: настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению; несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый; внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью; способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – энергичен, эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи; ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко. Как вы, наверное, заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответствует "художественному типу", а ПППП присуще "мыслителям". Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.

Узнайте, говорят ли вам правду: "Зачем вы трогаете руками лицо?"

Большинство наших жестов понятны без объяснений, но есть жесты, о которых стоило бы сказать особо, – это жесты, сообщающие о том, что вам солгали. Нам всегда хочется знать – врут нам (привирают) или говорят правду. Зачастую определить это достаточно трудно, особенно если лгун сам верит в собственные россказни. Если же он пытается намеренно ввести нас в заблуждение (возможно даже и без какого-то злого умысла, а так, по доброте своей душевной), то он все-таки неосознанно совершит жест, который выдаст его с головой.

Если вы увидите, что маленький ребенок, сказав вам что-то, закрыл рот руками, можете быть уверенными, он вам солгал. У взрослого человека этот рефлекторный (автоматический) жест остается, но в значительно измененной форме. Солгав, взрослый человек может (иногда спустя несколько секунд) потереть рот или нос или "отереть" рукою лицо, наконец, протереть глаза. Если же одновременно с этим он несколько прикрыл глаза, отвел их в сторону или корпусом чуть-чуть подался в сторону, сместился от вас на пол-оборота, то можете быть уверены – он точно врет. Впрочем, точно такой же жест может быть и у человека, который слушает чью-то ложь (т. е. считает, что сообщаемое ему является ложью).

Жесты, свидетельствующие о намеренной лжи вашего собеседника, могут быть самыми разнообразными. Часто человек совершает движение, которое выполняет странную функцию, – то ли служит ему для поддержания головы, то ли для прикрытия рта. Иногда человек, сказавший какую-то неправду, начинает покашливать или невротично смеется. В случаях, когда лгущий человек чувствует, что его обман будет раскрыт, он испытывает легкий зуд в области шеи и пытается поправить воротничок или же просто протирает шею.

Однако когда человек почесывает шею одним пальцем при условии, что говорите вы, чаще всего это свидетельствует о том, что он сомневается в ваших словах. Аналогичным образом интерпретируется поведение человека, слушающего вас и одновременно потирающего, сгибающего свое ухо, потягивающего его мочку. Скорее всего, этот субъект вам не доверяет, или просто не хочет слушать то, что вы ему говорите, или уже наслушался вдоволь и хочет взять слово. Если бы он выразил свое чувство словами, то мы бы услышали, что "слушать это больше нет никакой возможности". Здесь мы имеем дело с рудиментом детской реакции – закрыть уши руками, когда тебя ругают. Если же человек считает, что вы ему врете, он может начать потирать глаза, проводить пальцем под веками, разглаживать брови. Подобные жесты означают примерно следующее: "Я не хочу этого видеть".

В тех случаях, когда вы спрашиваете человека о чем-то, что было предметом вашей договоренности, а он вдруг закидывает руку назад и начинает поглаживать свою шею и затылок, значит, он не сделал того, что следовало, и испытывает по этому поводу сильное смущение. По сути, он пытается наподдать себе подзатыльника или "по шее", так что не сердитесь на него сверх меры, он и сам недоволен собственной неисполнительностью. Если же в подобной ситуации он символически ударяет себя по лбу, вам действительно следует слегка нажать на него, ведь этот жест носит скорее демонстративный характер – данный субъект готов повиниться, но сам-то он вины не испытывает.

Во время разговора мы прикасаемся к своему лицу и со множеством других целей. Например, голова, опирающаяся на ладонь, как правило, принадлежит человеку, испытывающему скуку. Если голова человека, слушающего своего собеседника, опирается на руку, а указательный палец, отведенный кверху, застыл у виска, то можно не сомневаться – этот персонаж сильно сомневается в том, что ему говорят, относится к излагаемой точке зрения критически и думает еще много всякой нелицеприятной всячины о своем собеседнике.

Пожалуй, одна из немногих ситуаций, когда прикосновение вашего собеседника к своему лицу имеет позитивное звучание, состоит в поглаживании им своего подбородка или в прихватывании на нем кожи. Для правильной интерпретации этого жеста необходимо учесть направление взгляда и степень напряженности губ. Если человек смотрит на собеседника, если губы его слегка приоткрыты, значит, он с искренним интересом слушает то, что ему говорят (часто в этих случаях люди, ко всему прочему, склоняют голову чуть-чуть набок). Если же он, напротив, отвел свой взгляд, а его губы сомкнулись, значит, он принимает решение, что, согласитесь, тоже неплохо.

Наконец, иногда можно видеть следующую картину: понурый человек подпирает рукой голову, оттягивая пальцем этой руки нижнюю губу. Чаще всего это свидетельствует о чувстве отчаяния, о состоянии сильного душевного угнетения, ощущении безвыходности. И это тоже из детства: малыши борются с чувством одиночества, с ощущением своей отверженности, посасывая палец, это напоминает им о нежности и опеке матери (сосание груди).

Спросите у игрушек…

Все мы, как известно, родом из детства. Именно в детстве формировались и оттачивались наши психологические черты в процессе игры. Взрослея, человек обретает новые навыки и предпочтения, однако те особенности характера, которые были свойственны ему еще в детстве, находят отражение и в его зрелой личности. Если вы знаете то, какие игрушки в детстве предпочитал тот или иной человек, вы уже многое знаете об этом человеке. Но сначала проверьте силу этого теста на себе… Припомните, каким играм и игрушкам вы в детстве уделяли больше внимания. Психологи считают, что из этого можно сделать вполне определенные выводы о характере взрослого человека.

Пластилин. Вы обожаете усовершенствования. Причем, не ограничиваясь фантазиями, вы стараетесь своими руками создать новую реальность. Порой она настолько необычна, что трудно провести грань между вымыслом и реальностью. К сожалению, не все окружающие с энтузиазмом разделяют эту вашу игру. Они неохотно приспосабливаются к вашим потребностям – скорее ждут этого от вас, а вы и сами не любите меняться, хотя не жалеете усилий, чтобы изменить мир.

Конструкторы. Если когда-то, к радости своих родителей, вы часами сидели за этой игрой, то вы, скорее всего, упорны, а порой и упрямы. Задумав что-нибудь, вы не свернете с выбранного пути. Вы немного недоверчивы, стараетесь все проверить сами. Не любите неожиданностей, предпочитаете привычный ход событий. Хотя все новое вас притягивает, вы не спешите окунуться в него с головой. И сами не любите менять что-то в себе.

Книги. Вы неутомимый мечтатель. Любите путешествовать, не выходя из дома. Обладая пытливым умом, вы способны докопаться до самых глубин знаний, однако порой запускаете будничные дела.

Краски. Вы чрезвычайно восприимчивы, способны улавливать тончайшие оттенки отношений. Но реакция на них может быть разной. Если вам не удалось развить свои творческие способности, вы реагируете банальной депрессией или агрессией. Если же вам повезло реализовать свой потенциал, то вы используете все краски своей богатой палитры. Вашему окружению можно позавидовать: вы тонкий, душевный человек, с которым всегда уютно. Вы открыты миру во всех его проявлениях и радуетесь полноте жизни.

Железная дорога. В детстве вас занимала не столько она сама, сколько связанные с ней символы. Вы любите новые города и страны, новые знакомства. Вы любите двигаться по жизни с комфортом, останавливаясь там, где понравится. Но вы нигде не склонны подолгу задерживаться, и поэтому ваша жизнь – череда встреч и расставаний.

Плюшевые игрушки – мишки, собачки, зайчата. Если вы предпочитали их, то вы любите новые ощущения и переживания. Интеллектуальные абстракции – не ваша стихия. Вам нужно все испытать, все прочувствовать. Тяга к играм и забавам заложена в вас от природы. Важно только направить ее в правильное русло, иначе эмоции могут взять верх. Но без свежих впечатлений вы грустнеете и превращаетесь в нытика. Не найдя положительных эмоций, вы вполне можете спровоцировать кого-нибудь на отрицательные.

Куклы. Вам невероятно интересно знакомиться с новыми людьми, с тем чтобы узнать их поближе. Вы затеваете с ними новые игры, которые, однако, недолговечны. Вы словно коллекционируете людей, стремитесь безгранично расширять свой круг общения. Не исключено, что судьбою вам предназначено изучать человеческую природу.

Солдатики. Вам с детства нравилось намечать тактические цели, планировать маневры. Возможно, позднее вы увлеклись шахматами, компьютерными играми. Вы все предварительно обдумаете и спланируете, прежде чем воплотить в жизнь свои намерения. Очень любите соревновательные игры, особенно когда удается кого-то переиграть. Легко усваиваете новую информацию. Но успеха достигаете лишь тогда, когда подкрепляете игру своего интеллекта действием.

Фотоаппарат. Если с юных лет он был вашим любимцем, вы принадлежите к тому типу людей, которые желают удержать все впечатления в памяти. Достаточно малейшего повода, и образы прошлого встают перед вашим внутренним взором. Обычно вам трудно выразить свое душевное состояние. Вы сильно зависите от оценок окружающих, но слишком самолюбивы, чтобы в этом признаться.

Мяч. Вы – человек действия, не склонный к долгим и мучительным размышлениям. Если вы что-то задумали, стремитесь действовать быстро и решительно, и вас трудно удержать. Будучи страстным любителем соревнований, вы предпочитаете не просто наблюдать, но участвовать в них, активно влияя на ситуацию. Вы непритязательны в быту, отсутствие комфорта вас не смущает. Для полного счастья вам нужно общение с близкими по духу людьми, готовыми разделить и оценить вашу активность.

Самый простой способ понять собеседника: "Гляжу я, вам не сидится…"

Как мы уже говорили, сидящий человек может принимать самые разные позы – "открытые" и "закрытые", "агрессивные" (когда человек подается вперед, сжимает подлокотники, поднимает плечи) и "застенчивые" (когда человек сидит на краешке стула, прижав к телу локти, а также с сомкнутыми коленями или сведенными на уровне лодыжек). Так что в целом один этот показатель уже сам по себе весьма информативен, нужно лишь приложить достаточную наблюдательность.

В ряде случаев эффективным средством, обеспечивающим точную интерпретацию чувств и состояния вашего собеседника, является простое подражание его позе. Попробуйте занять положение, которое занял ваш собеседник, попробуйте повторить его позу (если нет такой возможности, то попытайтесь хотя бы представить это), а затем проанализируйте собственное состояние – вы узнаете, что человек должен испытывать, находясь в той или иной позе. Если вы это поймете, то вам будет легче с ним взаимодействовать.

Поэкспериментируйте. Вы знаете, что некоторые люди иногда садятся на стул "верхом", т. е. поворачивают стул со спинкой к себе сиденьем, садятся на него и упираются руками (всей поверхностью предплечий) в торчащую перед ними спинку. Что ж, попробуйте сделать то же самое. Как вы себя ощущаете? Что вы чувствуете? Если вы будете внимательными и сосредоточитесь на собственных ощущениях, то быстро обнаружите, что, во-первых, чувствуете себя под защитой (спинка стула напоминает в этом случае своеобразный щит, не говоря уже о том, что руки оказываются здесь в положении скрещенных на груди), а во-вторых, доминантны и агрессивны.

Теперь проведите другой эксперимент: сядьте в кресло, руки закиньте за голову, а ногу на ногу. Что вы чувствуете?.. Вы, по всей видимости, испытаете чувство превосходства. А какие слова соответствуют этому моменту?.. Наверное, вы могли бы сказать: "Я – супер! Я разбираюсь в этом полностью! Я знаю, что говорю!" Разумеется, подобное состояние весьма естественно для этой позы, ведь вы стали выглядеть "больше" по своим размерам, а потому более значительными. Всякий раз, когда одно животное пытается показать другому свое превосходство, оно пытается создать иллюзию своих "гигантских" размеров – распушает шерсть, оперение и т. п. Здесь вы проделали фактически то же самое, вот и чувствуете себя соответственно.

Можно, конечно, положить жизнь на выяснение и запоминание всех возможных вариантов и форм невербального поведения, однако существует и куда более простой, а главное – эффективный способ понимания невербальных сигналов, исходящих от ваших собеседников. Суть метода проста – сначала научитесь чувствовать собственное тело, сопоставляя его положение и внутреннее самоощущение себя в этот момент, а затем придайте себе соответствующую позу (позу, информационный посыл которой вы хотите узнать) и используйте свой навык. Занимая соответствующую позу или производя соответствующий жест, мы оказываемся в определенном эмоциональном состоянии, которое стремится высказаться вербально. Попытайтесь понять, что бы вы могли сказать в этой позе, какая фраза, реплика естественна для нее. Эмоция, соответствующая этой реплике, и есть невербальное сообщение этого жеста, позы, движения.

Точно так же вы можете экспериментировать на ниве интерпретации. Вы можете заняться постановкой опытов и иного рода, что мы и проиллюстрируем на двух описанных только что примерах. Поразмышляйте, что нужно сделать, чтобы вынудить своего собеседника перестать "скакать" на стуле? Это достаточно просто: во-первых, можно зайти к нему за спину – он будет вынужден развернуться; во-вторых, если вы заведомо знаете, что этот человек любит "покататься" на стуле, просто предложите ему сразу сеть на стул с подлокотниками или на кресло (разумеется, он уже не сможет принять свою любимую позу, а вы получите хороший кредит инициативы). Если же ваш собеседник относится к числу тех, кто любит выказывать свое превосходство, откидываясь на спинку кресла с закинутыми за голову руками, вы вполне можете вынудить его принять "приличную" позу, приблизившись к нему и оставаясь стоять. В этой ситуации вы смотрите на него сверху вниз, а потому он уже никак не сможет чувствовать свое превосходство и будет вынужден сесть так, как вам бы того хотелось.

"Защиты": "толщина психологической кожи"

Существует множество классификаций характера человека, одну из таких классификаций предложил американский психолог Эрнст Хартман. Он оформил в научных терминах то, что на бытовом уровне и так было известно каждому из нас: есть люди "толстокожие", а есть и "тонкокожие". Э. Хартман вводит понятие "границ психики", которое несколько отличается от понятия "личностного пространства". Этот исследователь изучает не "территорию", а чувствительность, т. е. то, насколько мы уязвимы в отношениях с окружающим миром. В сущности, речь идет о неосознанных "психологических защитах", которые есть у каждого из нас. Взаимодействуя с другими людьми, мы постоянно передвигаем границы своей психологической открытости (расположенности), мы то держим своего партнера на расстоянии, то позволяем ему подойти поближе. Люди с тонкими барьерами более ранимы и сильно переживают мельчайшие нюансы (часто неприятные) психологических отношений, но с другой стороны, они могут испытывать яркие, чувственные переживания, всем существом ощущать свою сопричастность мирозданью.

Измеряя "толщину" психологических границ, Э. Хартман пришел к следующим выводам. Мы существенно отличаемся друг от друга по толщине своих защитных барьеров, у кого-то эти барьеры очень проницаемы, а другие находятся в настоящих психологических катакомбах, к ним не достучаться – ни ответа ни привета. Причем это относится даже к остроте восприятия сигналов от органов чувств. Например, те, кто по результатам теста имеют тонкие психические границы, чаще страдают от громких звуков и яркого света. Психика женщин, как правило, менее защищена, чем психика мужчин. Люди с тонкими барьерами более мнительны, у них чаще бывают интересные, яркие, запоминающиеся сны. Люди с более плотными границами психики легче вступают в брак, но получают меньше наслаждений от его плотских радостей. У всех нас "кожа" с возрастом утолщается…

Люди с тонкими границами психики часто бывают творческими личностями, они склонны менять свои взгляды под влиянием опыта. У них часто и без явных причин меняется настроение. Это необязательно психически неустойчивые личности, и они не более других подвержены психическим болезням, но иметь очень тонкие барьеры может быть довольно опасно для душевного равновесия. С другой стороны, личность со слишком толстыми границами психики часто испытывает затруднения в контактах с окружающими.

Различия по этому признаку проявляются довольно рано. Многие люди с тонкими границами говорят, что у них это с самого рождения, точнее, с того момента, как человек начинает осознавать самого себя. Исследования показали, что выявить такие особенности удается уже в возрасте 3–4 лет, но многое все-таки зависит и от жизненного опыта. "Тонкокожий" человек может со временем укрепить свои границы, вырабатывая навыки защиты от внешнего мира. Сеансы психотерапии, к счастью, способны подкорректировать как психологическую "толстокожесть", так и психологическую "тонкокожесть". Впрочем, мы обычно довольны своим складом психики и не хотим его менять, поскольку – и привыкли, и обвыклись. И у "тонкокожих", и у "толстокожих" есть свои преимущества и недостатки, но "тонкокожие" смотрят на "толстокожих" как на туповатых и скучных субъектов, а те, в свою очередь, полагают, что "тонкокожие" – странные и чудаковатые типы с сумасшедшинкой.

Что ж, попробуйте на себе тест Э. Хартмана (с. 62). Вам предстоит ознакомиться с 18 утверждениями и оценить свое согласие или несогласие с ним по шкале: "совершенно неверно" (А), "скорее неверно, чем верно" (Б), "иногда так" (В), "скорее верно, чем неверно" (Г), "это полностью относится ко мне" (Д). При заполнении бланка теста вам необходимо в каждой из строк (напротив соответствующего утверждения) выделить клетку – "А", "Б", "В", "Г", "Д", которую вы посчитаете отражающей реальное положение дел.

В пунктах 1–4, 8–15 и 17–18 баллы начисляются следующим образом: А = 1, Б = 2, В = 3, Г = 4, Д = 5. В пунктах 5, 6, 7 и 16 баллы начисляются наоборот: А = 5, Б = 4, В = 3, Г = 2, Д = 1.

Подсчет: в графе "Итого" вам необходимо получить сумму чисел, расположенных в выделенных вами клетках.

Оценка: человек, который характеризуется средней "толщиной" своей психологической "кожи", набирает около 35 баллов; если же у вас итоговая сумма 50 и более – ваши барьеры слишком тонки, вы слишком чувствительны и ранимы; если же эта цифра 20 и менее – вы относитесь к слишком "толстокожим". Делайте выводы!

БЛАНК ТЕСТА

НА "ТОЛЩИНУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОЖИ"

Узнайте, о чем человек думает: "А глаза-то – бегают!"

В ряде случаев важно понять не только то, что ваш собеседник думает, но и то, как он думает. Если вы знаете, что он думает, используя зрительные образы (т. е. представляет внутри своей головы некие красочные картины), это одно дело; если он размышляет с помощью логических конструкций – другое. Есть и другие нюансы: например, разговаривая с вами, человек может конструировать ситуацию, придумывать ее "по ходу пьесы", а может вспоминать реальные события. Наконец, он может вести с собой "внутренний диалог", а может, напротив, раздумывать над тем, что и как вам ответить. Для выяснения всех этих чрезвычайно важных нюансов нужно обратить внимание на поведение глаз вашего собеседника, о чем миру поведали создатели психотерапевтической технологии "нейролингвистического программирования" – Джон Гриндер и Ричард Бэндлер[3]. Эти товарищи выяснили, что наши глаза занимают то или иное положение в зависимости от того, что и как мы думаем. И сейчас мы рассмотрим наиболее важные для нас пункты.

Глаза смотрят вверх и налево [4]. При таком положении глаз человек видит картины внутренних образов, он не представляет, а скорее вспоминает какие-то "иллюстрации" из своей жизни. Видимые им в этот момент образы эмоционально насыщены, они не просто картинки, они – картинки-переживания (это существенно, поскольку переживающий человек – это совсем не то же самое, что человек думающий, с ним для достижения "общего языка" нужно говорить о "чувствах", а не о "закономерностях"). Вспомните, как выглядит дом, в котором вы когда-то жили, или школа, в которой вы учились, ваши глаза автоматически потянутся вверх и налево.

Глаза смотрят вверх и направо – значит, человек не вспоминает какие-то реальные события из своей жизни, а конструирует некие картины, свидетелем которых он в действительности не был (даже если уверяет, что был). Здесь значительно больше рассудка и рассуждений, а образы носят характер искусственности, выдуманности. Например, в пылу ревности представляет себе сцену измены ее молодого человека с некой дамой нескромного поведения. Куда будут направлены глаза этой "несчастной", которая придумала себе эту сцену? Они будут смотреть вверх и направо, а вы, соответственно, будете видеть, как она закатила глаза кверху и налево.

Глаза смотрят прямо, взгляд расфокусирован. Бывает, что вы смотрите в книгу и читаете, а бывает, что смотрите в нее и видите… Да, вот во всех случаях, когда человек смотрит куда-то, но не видит того, на что он смотрит, его взгляд приобретает характерное расфокусированное состояние. На самом деле его "взор" в этот момент направлен не во внешний мир, а вовнутрь; он размышляет образами, но не разглядывает, не вспоминает и не конструирует какие-то картины, а находится в своеобразном потоке своих мыслей, представляющихся ему визуальными образами (картинками).

Глаза смотрят вбок налево, когда человек вспоминает, как ему кто-то что-то говорил, т. е. чей-то голос или какие-то другие звуки – например, мелодию какой-то песенки, шум улицы или стук колес поезда. Если же его глаза смотрят вбок направо, то человек не вспоминает, а конструирует чью-то фразу или какой-то звук. Знание этой закономерности может помочь вам в такой ситуации: кто-то не выполнил вашу просьбу, а вам хотелось бы знать, сделал ли он это нарочно или действительно просто забыл. В случае если человек забыл о том, что вы ему говорили, он будет конструировать звук произнесенной вами фразы, а потому посмотрит вбок и направо. Если же он хорошо помнит, что вы ему это говорили, то он будет смотреть вбок и налево.

Глаза, смотрящие вниз и налево, принадлежат человеку, который тихо сам с собою ведет беседу. Глаза, смотрящие вниз и направо, принадлежат человеку, который вспоминает какие-то телесные ощущения, чьи-то прикосновения и т. п.

Наконец, человек, опустивший глаза к полу и подпирающий свою щеку кулаком (так, словно бы он держит в нем телефонную трубку), находится в состоянии глубокого размышления о жизни, о своем месте в ней и о том, как мы – общающиеся с ним – бессмысленны в сопоставлении с Вечностью, Космосом и по-настоящему хорошей выпивкой.

"Художники" и "мыслители"

Великий русский ученый, академик, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов изучал не только собак, он сделал потрясающие открытия в области человеческой психологии. В частности, он выяснил, что все мы делимся на "художников" и "мыслителей". "Художники" – это люди, которые больше живут чувствами, больше переживают, полагаются в своих решениях на эмоции, у них богатое воображение, они мыслят образами. "Мыслители" – это люди рассудка и здравого рассуждения, они придерживаются "объективности", стараются все понять, а полученные знания – классифицировать, упорядочить. У них тоже все хорошо с воображением, но они больше мыслят знаками, языковыми конструкциями, их стихия – теория, логика, порядок.

Говорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.

Наконец, просто знать, кем является ваш собеседник – "художником" или "мыслителем", – необычайно важно. Чтобы говорить с человеком на его языке, нужно понимать, с каким языком вы имеете дело – с языком "чувств" и "образов" (в случае "художника") или же с языком "рассудка" и "концепций" (в случае "мыслителя"). Если вы начинаете впадать в теоретические рассуждения, разговаривая с "художником", он быстро утомится, перестанет вас слушать и, вероятно, решит, что вы сноб. Если же вы начинаете говорить с "мыслителем" на языке "чувств" и "переживаний", то он и вовсе решит, что вы пустомеля, повеса и несерьезный человек, и потому, решит он, вам просто не о чем говорить.

Так или иначе, но свою, равно как и чужую, принадлежность к "художникам" или "мыслителям" имеет с


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.