Развитие слухового и слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха в специальных (коррекционных) школах — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Развитие слухового и слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха в специальных (коррекционных) школах

2021-02-01 51
Развитие слухового и слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха в специальных (коррекционных) школах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным средством общения для человека с нарушением слуха является жестовая речь. Лексическая структура разговорного (русского) жестового языка сильно отличается от структуры русского языка, что влияет на освоение ребенком с нарушением слуха грамотной русской речи. Несмотря на то, что в процессе жизни человека с нарушением слуха на первым план в общении выходит жестовая речь, при обучении в специальных коррекционных образовательных учреждениях, а также в рамках инклюзивного образования, жестовая речь не используется. В 2012 году был подписан закон о придании русскому жестовому языку статуса официального [55]. С того момента жестовый язык мог преподаваться и изучаться в образовательных учреждениях. Однако в настоящее время, вопрос о том, будет ли жестовый язык присутствовать в школах и в каком формате это будет реализовываться, до сих пор остается открытым. С развитием инклюзивного образования идеи о включении жестовой речи в обучение становятся все более отдаленными.

В связи с этим, современное обучение глухих и слабослышащих детей невозможно без опоры на их слуховые возможности. В России в последние десятилетия на практике в рамках работы специальных коррекционных школ в условиях учебной деятельности активно используется система по развитию остаточного слуха у детей с нарушениями слуховой функции на уроках и во внеклассной работе. Помимо внедрения данной системы на общеобразовательных уроках и внеурочной работе, также данная деятельность осуществляется и на специально организованных индивидуальных занятиях с психологом.

Важными задачами в развитии слухового восприятия детей с нарушением слуха в учебном процессе Е.П. Кузьмичева считает формирование речевого и неречевого слуха [24]. Активная и последовательная работа по развитию остаточного слуха у детей с нарушением данной функции позволяет сформировать у них речевой слух, который, в свою очередь, выступает основой для восприятия и воспроизведения устной речи, а также позволяет расширить и усовершенствовать возможности общения с помощью речи.

Одним из важнейших условий формирования слухозрительно-кинестетической системы у детей с нарушениями слуха является развитие речевого слуха в ходе всего образовательно-коррекционного процесса на всех годах обучения [5; 25; 61].

Для эффективного развития речевого слуха детям с нарушениями слуха необходимо на занятиях научиться вслушиваться в образцы речи, например, в слова взрослого человека, родителей, товарищей и других, а также научиться узнавать с помощью слуха те слова и фразы, которые ему уже знакомы. Кроме того, важным является обучение способности узнавать в тех словах, которые впервые предъявляются ребенку, отдельные элементы, а также уметь точно их воспроизводить [23].

В развитии речевого слуха у детей с нарушениями слуха основным направление работы является развитие умения у школьников разборчиво воспринимать с помощью слуха материал, которые в последствии усложняется: увеличивается расстояние до собеседника, также меняются условия, в которых ребенку необходимо воспринимать материал – громкость речи, различные изолированные или неизолированные от шума помещения, звуки от телевизора, телефона и многие другие [5].

Поэтому речевой материал, который используется на занятиях по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха включает различные слова и фразы, словосочетания, и, кроме того, содержит диалогические и монологические тексты.

В процессе развития слухового восприятия дети с нарушениями слуха учатся также воспринимать с помощью слуха отдельные звуки и слоги, входящие в состав слов.  

В связи с тем, что у детей с нарушениями слуха очень часто возникают проблемы в области звукопроизношения, с такими детьми в школах проводится работа по коррекции и автоматизации произносительных навыков, то есть звуковой, ритмической и интонационной структуры речи при восприятии образцов речи, предъявляемых ребенку учителем на слух. Такая работа проводится в несколько этапов:

1. Если ребенок, например, совершил ошибку в воспроизведении ударения в слове или неправильно применил спряжение к глаголу, то педагог-психолог, используя экран, дает ребенку правильный образец;

2. Если ребенок снова совершает ошибку в воспроизведении, то педагог произносит первую часть слова или словосочетания для слухозрительного восприятия, а окончание (или ударный слог) уже проговаривается за экраном. Таким образом, ученику предъявляется образец, и он может исправить допущенные ошибки.

Для того, чтобы иметь возможность составлять целостное высказывание, а также анализировать слово с точки зрения морфологии, детям с нарушениями слуха необходимо совершенствовать способность к дифференцированному восприятию речевых сигналов. В процессе тренировки слуха формируется возможность восприятия различных речевых сигналов. Данная возможность позволяет детям с нарушенным слухом, во-первых, производить морфологический анализ и осмысливать различные воспринимаемые на слух слова или фразы.

В рамках коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия, при ее правильной организации, у детей с нарушениями слуха проявляются общие для всех закономерности восприятия речи: речевые образы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно-вибрационных и слуховых ощущений [40]. Совершенствуется связь слухового восприятия с усвоением новых значений слов, грамматических особенностей языка, а также с развивающимися навыками звукопроизношения и познавательными психическими процессами в целом. Таким образом, развитие устное речи у детей с нарушением слуха становится более приближенным к тому пути, которым характерен для овладения речью ребенка с сохранной слуховой функцией.

В связи с этим, организация работы по развитию речевого слуха должна учитывать, что для каждого ребенка с нарушением слуха наиболее эффективным способом развить речевой слух и совершенствовать навыки произношения является проведение индивидуальных занятий с педагогом-психологом и логопедом.

На первом этапе таких занятий ребенок воспринимает речевой материал слухозрительным путем. Упражнения по восприятию материала по развитию речевого слуха непродолжительны, так как являются одной из составляющих целостного образовательно-корреционного процесса по развитию слухового и слухозрительного восприятия.

На занятиях по развитию речевого восприятия эффективность обуславливается тем, что, во-первых, индивидуальная форма занятия позволяет подбирать материал, исходя из уровня развития психических функций ребенка, а во-вторых, появляется возможность широкого использования дидактического материалы, такого как таблицы, карточки, картинки и другие. По ходу занятия специалист может варьировать большой объем речевого материала в зависимости от того, насколько успешно ребенок овладевает его содержанием. Но в последующие занятия сложность задач повышается, материал предъявляется ребенку не только сообразно текущей ситуации развития, но и вопреки ей.

Прогресс по развитию речевого восприятия ведет к тому, что дети с нарушением слуха могут намного более эффективно воспринимать и усваивать различные знания.

Коррекционно-развивающая работа в условиях образовательного процесса обуславливает необходимость использования специалистами на индивидуальных занятиях с детьми с нарушениями слуха по развитию речевого восприятия дидактического материала, связанного с учебной и внеклассной деятельностью обучающихся.

Глухие школьники учатся данный речевой материал различать на слух в ситуации ограниченного наглядного выбора после неоднократного предъявления образца звучания (при использовании предметов, картинок, табличек с написанными словами и т. д.), опознавать знакомый по звучанию материал вне ситуации наглядного выбора, а также распознавать на слух незнакомый по звучанию, но знакомый по значению материал. [40; 41]. Слабослышащие школьники, в большинстве случаев, распознают речевой материал, впервые предлагаемый на слух. При этом используется материал не только незнакомый по звучанию, но и материал, незнакомый по значению. Если после двукратного предъявления на слух речевой материал большинством учащихся не воспринят, то он предлагается для слухозрительного восприятия, прочитывается хором по табличке (при этом педагог побуждает детей к реализации произносительных возможностей) и снова предлагается им для восприятия на слух [5; 25].

Правильное чередование различных видов восприятия устной речи (слухозрительного и слухового) способствует более продуктивной деятельности учащихся на протяжении всего индивидуального занятия. Смена видов речевого восприятия позволяет ученику меньше утомляться, постоянно концентрируя свое внимание на речи учителя, товарищей. Кроме этого, учебный материал, который дети учились воспринимать на слух, как правило, более прочно ими запоминается. Таким образом, создавая условия для активной тренировки слухового восприятия глухих и слабослышащих учащихся на фронтальных занятиях, можно значительно повысить эффективность образовательно-коррекционного процесса в целом.

Успех в развитии у глухих и слабослышащих школьников речевого слуха зависит от уровня владения ими устной речью, способности к моделированию высказывания по отдельным опознанным признакам, прогнозированию речевого ответа на основе смыслового контекста, что важно для компенсации недостаточной акустической информации.

Помимо развития речевого слуха, важным является и совершенствование неречевого слуха, который является важным компонентом слухового восприятия, обеспечивающего возможности людей с нарушениями слуха познавать мир во всем его звуковом многообразии; неречевой слух помогает им ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, и обогащает их эмоциональные представления, благодаря чему происходит эмоциональное развитие лиц с дефицитом слуховой функции.

Особенно важным является создание условий, в которых дети с нарушением слуха могли бы развивать слухоречевое восприятие и речь. Таким условием является создание слухоречевой среды, которая позволяет детям в рамках специального организованного обучения с использованием слухового аппарата воспринимать различный речевой материал с помощью слуха.

Еще одним важным обстоятельством в рамках реализации слухоречевой среды у лиц с нарушением слуха является развитие слухового восприятия в рамках внеклассной деятельности. В условиях таких занятий перед специалистами стоит задача закрепить те умения, которые ребенок приобрел во время основных занятий, а также дальнейшее развитие этих умений. Для детей с нарушением слуха в рамках внеклассной деятельности необходимо включать материал по развитию и совершенствованию слухового восприятия, произношения в их обычную деятельность, не связанную с решением учебных задач. Такие мероприятия способствуют обогащению у детей представления о многообразии звуков окружающего мира, а также помогают им успешнее ориентироваться в звуковой среде. Такие внеклассные мероприятия можно организовывать в двух вариантах:

· в процессе выполнения каких-либо дел, не связанных с учебой, в свободное от учебного процесса время;

· в процессе специально организованных дидактических игр или занятий.

Специалист (педагог – психолог), для реализации данной деятельности должен иметь специальную подготовку, то есть владеть методикой по развитию слухового восприятия у детей с разными типами нарушения слуха:

В первую очередь, специалист должен иметь соответствующую теоретическую подготовку, знать необходимую литературу по данному вопросу, а во-вторых, обращаться за помощью к учителю, который проводит индивидуальную работу по развитию слухового восприятия, а также развитию речевой функции и хорошо знает этот класс или группу обучающихся [41].

Важной особенностью подготовки педагога-психолога также является и то, что он должен владеть информацией о состоянии слуха каждого из обучающихся, и, самое главное, о потенциальной возможности восприятия этим ребенком речи с помощью слуха. Под этой информацией понимаются такие характеристики как: максимальное расстояние, на котором обучающийся может расслышать речь учителя, а также звуки окружающего мира, а также особенности функционирования разных слуховых аппаратов.

В процессе внеурочной деятельности эффективным средством по развитию слухового восприятия являются дидактические игры, в условиях которых ребенок с нарушениями слуха может закрепить полученные ранее умения по восприятию речевых и неречевых звуков, приобрести новые слуховые представления. Особенности организации, проведения и содержания дидактических игр по развитию слухового восприятия зависят от состояния развития психических функций у обучающихся [49].

Организация игр по развитию восприятия в младшем школьном возрасте является эффективным средством, позволяющим продолжить знакомить ребенка с звуками окружающего мира, обогащая представления детей с дефицитом слуха о многообразии речевых и неречевых звуков внешнего мира.

Сложность в восприятии неречевых звуков людьми с нарушениями слуха заключается в том, что их словесное обозначение не дает существенной информации о качестве самого звука, то есть, сложно представить, что обозначает слово «свистит», если свист ранее никогда не воспринимался. Поэтому в рамках дидактических игр такие понятия сопровождаются звуками, чтобы ребенок мог соотнести звук и то слово, которым данный звук обозначается. Без возможности опознавать неречевые звуки окружающего мира: звук воды, гудок автомобиля и других, повседневная жизнь становится намного более затруднительной, так как такого рода звуки имеют для человека практическое значение – они облегчают нам ориентировку в пространстве.

В коррекционных учебных заведениях на самых ранних этапах обучения организуются игры, в которых у детей важной задачей является концентрировать внимание на звуке, а также реагировать на его изменении или исчезновении. Это способствует более тонкой дифференциации слуховых представлений. В дальнейшем дети обучаются различать и определять контрастные неречевые звуки. Результатами такой работы является то, что дети с нарушениями слуха легко начинают ориентироваться в условиях повседневной жизни: для них не представляет сложность опознать различные сигналы транспорта, голос человека или отличить стук в дверь и стук молотка.

Особенности организации игр по развитию слухового восприятия для детей младшего школьного возраста заключается в том, что при составлении содержания игры необходимо обращать внимание на требования программы соответствующего года обучения. Воспитатель или педагог-психолог в своей работе может ориентироваться на детей дошкольного возраста, однако сложность материала должна подходить для младшего школьного возраста: использование другого речевого материала, использование большего количества инструментов, то есть, для детей младшего школьного возраста содержание дидактической игры должно быть усложнено по сравнению с детьми дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста, при подготовке к переходу в школу, часто проводятся занятия по музыке, на которых, на первом этапе, им нужно различать звучания различных инструментов, а на втором определить характер звучания. Данные занятия также согласуется с тем планом и программой работы, которую педагог-психолог проводит на индивидуальных занятиях в кабинете по развитию слуха. Помимо музыкальных игр в рамках специальных коррекционных образовательных школ на занятиях по развитию слухового восприятия проводится множество других различных игр: дети учатся распознавать звуки, которые издают различные животные, звуки бытовой техники и много другое. Для активизации познавательного интереса у таких детей в начале игры могут предъявляться загадки, отгадками которой как раз и являются эти звуки. Такие упражнения тоже преследуют цель развить слуховое восприятие ребенка с нарушением слуха, так как сами загадки предъявляются сначала для слухозрительного восприятия, затем только для слухового, а в последствии вразбивку. Педагог на таких занятиях тщательно отслеживает то, как ребенок произносит слова и насколько точно он их расслышал.

Таким образом, в условиях корреционных школ, важными требованиями для успешной организации занятий и дидактических игр по развитию слухового восприятия является:

1. высокий уровень подготовки специалиста к проведению занятия;

2. доступность понимания ребенком условий и требований игры или занятия;

3. наличие игрушек и различного инвентаря для проведения игры или занятия;

4. создание для детей условий, в которых у детей активизируется познавательный интерес.

Развитие слухового восприятия в дидактических играх происходит с помощью использования индивидуального слухового аппарата. Многие дети с нарушением слуха отказываются носить слуховой аппарат, объясняя это неприятными ощущениями, частыми головными болями и головокружениями. Однако, использование слухового аппарата способствует лучшему восприятию звуковой информации, поступающей из окружающего мира, поэтому в процессе игр или занятий по развитию слухового восприятия педагог-психолог должен создавать условия, в которых ребенок может почувствовать необходимость в слуховом аппарате при общении. Поэтому игры организуются таким образом, чтобы стимулировать детей использовать слуховой аппарат. В процессе игровой деятельности благодаря слуховому аппарату дети учатся ориентироваться в многообразии поступающих звуков, воспринимать их, дифференцировать и правильно на них реагировать. Для этого сначала ребенок учится воспринимать речь в процессе игр с помощью слуха и зрения, а затем уже только на слух.

К требованиям по проведению самих игр относятся:

1. занятия или игры должны проводится не менее одного раза в неделю;

2. продолжительность занятия от 15 до 45 минут.

Одним из наиболее важных условий в рамках развития слухового восприятия и речи в специальных коррекционных школах является проведение коррекционно-развивающей работа в условиях слухоречевой среды. Важнейшим направлением отечественной системы обучения детей с нарушениями слуха является введение таких детей в содержательный мир языка. Роль языка в жизни человека является ключевой, так как уровень владения языком оказывает принципиальное влияние на развитие каждого психического процесса. В процессе развития и формирования личности человека важнейшее значение занимает словесная регуляция поведения, обеспечиваемая языком, в котором воплощены способы познавательной деятельности человека. В человеческом языке отражен опыт поколений людей, зафиксированы научные знания [11; 23; 24; 47; 48].

У детей с нарушениями слуха роль устного общения зависит от их уровня развития речевой функции, а также навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Речевая активность, желание и умение вступать в речевой контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи предполагает определенный уровень слухозрительного восприятия речи (с помощью слухового аппарата) и произношения, обеспечивающий устную коммуникацию со слышащими людьми [52].

Таким образом, для развития речевой функции у детей с нарушениями слуха в образовательно-коррекционном процессе, который реализуется на учебных занятиях, во внеклассной работе, в специальных (коррекционных) школах I и II вида, как и в случае работы над развитием слухового восприятия, организуется специальная слухоречевая среда.

Кроме того, успешному овладению устной речи также способствует организация слухоречевой среды в семье ребенка с нарушением слуха.

Для достижения результатов в развитии устной речи у детей с нарушенной слуховой функцией, необходимо, чтобы эти дети активно включались в речевое общение со слышащими людьми. Такие условия, вместе с целенаправленной работой по развитию восприятия речи на слух, способствуют формированию полисенсорной основы для развития и коррекции устной речи [40].

Развивающаяся у школьника с нарушенным слухом слухоречевая система основывается как на активном функционировании формирующейся в процессе специального обучения слуховой системы, так и на семантической интерпретации поступающей речевой информации.

В таких условиях взаимозависимость между раздражениями разных модальностей, которая появляется при речевом общении ребенка в процессе восприятия и воспроизведения детьми речи, становится более совершенной. [24].

Слухоречевая среда оказывает благоприятное воздействие на возможность детей с нарушениями слуха обогатить свои слуховые представления о неречевых звучаниях окружающей действительности, таких как звуки транспорта, музыкальных инструментов, голоса различных представителей животного мира, социально значимых бытовых или уличных шумов и многих других.

В деятельности детей с нарушениями слуха восприятие таких звуков должно быть составной частью их полимодального восприятия. Важным является то, что ребенку необходимо осознавать значимость неречевых звуков для его жизни.

Особое место в условиях обучения в специальных школах при работе в слухоречевой среде для детей с нарушениями слуха занимает восприятие музыки. Данный тип восприятия открывает новые возможности для реализации коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, с помощью использования музыкальных средств специалист может решать различные коррекционные задачи, такие как развитие слухового восприятия, звукопроизношения, совершенствование двигательных возможностей ребенка [61]. Кроме того, музыкальные средства позволяют развивать у детей эстетические представления, а также позволяют вовлекать и приобщать их к духовной культуре, тем самым расширяя их эмоциональные впечатления, развивая познавательные психические процессы, творческие способности.

Обучение детей восприятию музыки с помощью музыкальных средств может осуществляться разными путями:

· на музыкально-ритмических занятиях;

· в танцевальных и музыкально-драматических кружках;

· на занятиях по обучению игре на музыкальных инструментах.

Также музыкальные средства могут применяться на общеобразовательных уроках (чтения, развития речи) и воспитательских занятиях (по внеклассному чтению, изобразительной деятельности, при проведении физкультурно-спортивных мероприятий и др.). Комплексное использование различных видов искусств в процессе образования учащихся содействует более глубокому, эмоциональному и осознанному усвоению учебного материала, более прочному его запоминанию.

Таким образом, специально организованная слухоречевая среда обеспечивает условия для наиболее успешного решения следующих коррекционно-развивающих задач:

· развития у детей с нарушениями слуха устной речи, а также речевого общения как особого вида деятельности, включая желание и умения вступать в устную коммуникацию со слышащими людьми на основе сформированных навыков слухозрительного восприятия устной речи (с помощью слуховых аппаратов) и достаточно внятного, естественного произношения;

· обогащения слуховых представлений о неречевых звучаниях окружающего мира, воспитания поведения, учитывающего ориентацию на социально значимые неречевые звуки (уличные сигналы и шумы, бытовые шумы, голоса птиц и животных и др.);

· широкого использования музыкально-ритмической деятельности для эстетического воспитания, обогащения познавательной и эмоциональной сферы, развития слухового восприятия и произносительной стороны речи, правильных, координированных, ритмичных и выразительных движений.

Слухоречевая среда содействует слухоречевому развитию и формированию познавательной деятельности воспитанников как единого целого, наиболее полному их приобщению к социуму, к его образу жизни, усвоению духовно-культурных ценностей общества. Тем самым обеспечивается социальная адаптация ребенка с нарушенным слухом, его полноценное развитие как активно действующего субъекта определенной культуры и как подлинно свободной личности

Таким образом, подводя итог вышесказанному, в настоящее время специальные (коррекционные) школы I и II вида реализуют различные подходы к развитию слухового и слухоречевого восприятия. Реализация данных подходов ведет к социальной адаптации детей с нарушением слуха. В рамках образовательной, воспитательной, и коррекционной работы для детей с нарушениями слуха организуется слухоречевая среда, в которой они на основе остаточного слуха в процессе специализированной работы могут развивать и совершенствовать слуховое и слухоречевое восприятие (речевой и неречевой слух), а также, на основании полученных навыков развивать речевую функцию. Кроме того, для более успешного достижения данной цели необходимо также, чтобы слухоречевая среда для таких детей была доступна и вне обучения в школе, а именно в повседневной жизни ребенка с нарушением слуха, с помощью включения его в речевое общение с близкими людьми.



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.