Нормативно-правовое обеспечение финансовых результатов деятельности предприятия — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Нормативно-правовое обеспечение финансовых результатов деятельности предприятия

2021-02-01 173
Нормативно-правовое обеспечение финансовых результатов деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время правовое регулирование финансовой сферы претерпевает серьезные изменения, вызванные преобразованиями в странах Европейского союза и затронувшие Российскую Федерацию. По мере сближения российской учетной практики с международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности перечень нормативных актов, оказывающих влияние на состав финансовых результатов, расширяется и принципиально изменяется.

Уровень соответствующего документа определяет его значимость и влияние на организацию бухгалтерского учета финансовых результатов. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета содержит федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов.

Хотя в названном законе и нет прямого упоминания о финансовых результатах, вместе с тем, доходы и расходы, формирующие финансовый результат являются объектами бухгалтерского учета, на что указано в статье 5. Также косвенно законом предусматривается учитывать факты, влияющие или способные оказать влияние на финансовый результат. Важное значение Закона «О бухгалтерском учете» заключается и в том, что он прямо указывает на документы, применяемые в области последующего регулирования бухгалтерского учета, в том числе финансовых результатов (статья 21). К ним относят:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.[67]

В нормативном регулировании финансовых результатов важную роль играет Федеральный закон от 06.12.2014 г. (в ред. от 28.11.2018 г.) № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон «О бухгалтерском учете» устанавливает единые правовые методические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами; определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения вопросам организаций с внутренними и внешними пользователями информации.

Также следует отметить Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. В налоговом кодексе РФ в гл. 25 устанавливается определение прибыли (ст. 247 НК РФ). В Гражданском кодексе РФ устанавливается механизм распределения прибыли (ст. 1048 ГК РФ).

Финансовый результат регламентируется:

‒ ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухотчетности коммерческих предприятий;

‒ ПБУ 9/99 «Доходы организации», которое устанавливает правила формирования в бухучете информации о доходах коммерческих предприятий;

‒ ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое устанавливает правила формирования в бухучете информации о расходах коммерческих организаций);

‒ ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», которое устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики коммерческих предприятий;

‒ ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которое устанавливает правила формирования в бухучете и порядок раскрытия в бухотчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль, исчисленного в порядке, установленном нормативно-правовыми актами по бухучету РФ, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.[68]

Представленные положения определяют структуру и методику учета финансовых результатов, которые вместе с тем являются предметом других положений. Развитие принципов, правил и способов ведения учета финансовых результатов, закрепленных ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, отразилосьв Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных Приказом МФ РФ № 94н от 31.10 2000.

Однако наличие ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 не только не устранило полностью противоречий в методике учета финансовых результатов, но и создало дополнительные вопросы по их формированию.

Кроме этих указанных нормативных документов прямое отношение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Правила, установленные этим документом, формируют локальную, но весьма важную информацию о расчетах по налогу на прибыль, интегрированную в подсистему учета финансовых результатов. Таким образом, многие нормативные акты, содержащие основные принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета, так или иначе, имеют взаимосвязанные элементы при организации учета финансовых результатов.[69]

Указанные ПБУ постоянно совершенствуются. Так, например, уточняется и расширяется перечень доходов и расходов, формирующих финансовый результат, вносятся изменения в порядок их признания.

Среди документов, регулирующих финансовые результаты, выделяют также «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» и инструкция по его применению от 31.10.2000 г. (в ред. от 08.11.2010) № 94н, в которой устанавливаются единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Финансовые результаты по обычным видам деятельности регламентируются через организационно-распределительные документы (постановления, приказы, распоряжения).

К тому же организация может опираться на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые имеют свои отличия от стандартов, принятых в России. Эти отличия могут повлиять на формирования финансовых результатов.

Главным документом, воспроизводящим результаты работы организации, становится «Отчет о финансовых результатах».[70]

Документальное оформление финансового результата находит отражение в таких документах: бухгалтерская справка – расчет финансовых результатов. Такая справка формируется на базе данных о выручке от продаж, НДС, начисленном в бюджет государства в связи с реализацией продукции и оказанием услуг, себестоимости; приказы о распределении прибыли, о выплате премий из чистой прибыли, об оказании матпомощи из чистой прибыли и пр.; регистры бухучета. Регистры аналитического и синтетического учета содержат карточки, накопительные ведомости, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости.[71]

Необходимо отметить, что практически все нормативные акты раскрывают общую методику учета и формирования финансовых результатов без принятия во внимание специфики отрасли, в которой осуществляют свою деятельность субъекты. Ряд министерств и департаментов разработал и утвердил отраслевые (собственные) письма, инструкции и методические рекомендации по учету финансовых результатов. Немаловажное значение в регулировании порядка учета финансовых результатов занимают юридические документы организаций, формирующие учетную политику.[72] Именно посредством учетной политики каждое юридическое лицо закрепляет порядок ведения учета доходов и расходов, составление внутренней отчетности, методы оценки активов и способы признания расходов. Совокупность всех этих взаимосвязанных звеньев в значительной степени влияет на формирование финансового результата, его величину и отражение в отчетности. Основу определения финансовых результатов составляет принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, который закреплен в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».[73]

Как видно, формирование информации о финансовых результатах и их использовании регламентируется обширным перечнем нормативных актов по бухгалтерскому учету, которые постоянно изменяются, дополняются, совершенствуются. В настоящее время законодательство о финансовых результатах представляет собой самостоятельную отрасль права. Однако сложным остается решение концептуальных вопросов, касающихся, прежде всего, принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского учета и системы налогообложения. Это представляет достаточно актуальную проблему, которой можно посвятить отдельное исследование. Имеющиеся противоречия в системах бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов требуют тщательной оценки и анализа.[74]

Другим направлением совершенствования имеющейся нормативно-правовой базы финансовых результатов, является активное внедрение в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности. Реформирование бухгалтерского учета и применение МСФО породило проблему применения терминологии и устранения различий в методологии учетных систем.

Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день место финансовых результатов в системе нормативно-правового регулирования учета и отчетности в России не определено, а, следовательно, имеется резерв для повышения информативности бухгалтерской финансовой отчетности.[75]

Таким образом, в нормативном регулировании финансовых результатов важную роль играет Федеральный закон от 06.12.2014 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Также следует отметить Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Финансовый результат регламентируется: ПБУ 4/99; ПБУ 9/99; ПБУ 10/99; ПБУ 1/2008; ПБУ 18/02. Финансовые результаты по обычным видам деятельности регламентируются через организационно-распределительные документы (постановления, приказы, распоряжения). К тому же организация может опираться на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.