У слабослышащих обучающихся в 9классе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

У слабослышащих обучающихся в 9классе

2021-02-01 56
У слабослышащих обучающихся в 9классе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Календарно-тематическое планирование осуществляется для каждого обучающегося с учетом фактического состояния его речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, произношения, индивидуальных особенностей.

Календарно-тематическое планирование осуществляется по полугодиям. При распределении часов по основным направлениям работы учитывается, что время на специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия устной речи и ее произносительной стороны делится пополам. Также учитывается, что в содержание занятий входит обследование произносительной стороны речи на начало обучения в седьмом классе и мониторинг результатов развития речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов), слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны в конце каждого полугодия.

Календарно-тематическое планирование по развитию восприятия устной речи (речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи) и по развитию произносительной стороны речи включает следующие разделы:

· содержание обучения;

· примерное количество часов;

· темы;

· речевой материал;

· характеристика деятельности обучающегося;

· ориентировочные сроки.

При планировании работы по развитию восприятия устной речи учитывается, что на каждом занятии рекомендуется проводить работу как по развитию речевого слуха (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без аппаратов), так и по развитию слухозрительного восприятия устной речи. При этом важно, чтобы на каждом занятии дети учились воспринимать как фразы, слова и словосочетания, так и тексты. 

Речевой материал отбирается с учетом знакомости обучающимся и необходимости в общении на уроках и в процессе внеурочной деятельности.

При указании ориентировочных сроков по разделу «Развитие восприятия устной речи» следует иметь в виду, что на каждом занятии используется речевой материал не менее, чем из двух–трёх тем, что побуждает обучающихся к внимательному слушанию, исключает угадывание с опорой на тему, по которой предъявляется речевой материал. На каждом занятии используется знакомый речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы» – знакомая обучающимся тематическая и терминологическая лексика учебных предметов, который планируется совместно с учителями -предметниками.

При планировании работы над произношениемпредусматривается два направления работы. Первое направление работы связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи. Проводится работа по автоматизации правильного воспроизведения в речи определенных звуков, которые обучающиеся умеют говорить правильно, но иногда допускают нарушения произношения (при последовательном усложнении позиционных трудностей, дифференциации сходных артикуляций с использованием слов, словосочетаний, фраз (отобранных с учетом знакомости детям, необходимости в общении, фонетического принципа), слогов и слогосочетаний, иногда отдельных звуков, а также коротких текстов диалогического и монологического характера, включающих, в том числе, отработанные фразы, слова и словосочетания; продолжается работа по развитию восприятия на слух и воспроизведения речевой интонации при использовании данного речевого материала. Второе направление работы проводится при необходимости с учетом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимися, может быть связано с коррекцией нарушений произношения (голоса, звуков речи и др.), постановкой новых звуков и закреплением сформированных умений при использовании речевого материала, включающего слова, словосочетания, фразы (отобранные с учетом знакомости обучающимся и необходимости в общении, фонетического принципа), а также слоги и слогосочетания, иногда отдельные звуки.

Характеристика деятельности обучающихся в процессе развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи: восприятие речевого материала (на слух и слухозрительно); произнесение отработанного речевого материала внятно и естественно при реализации произносительных возможностей (самостоятельно и под контролем учителя); логичные и грамотные высказывания монологического характера о себе и окружающих, о событиях, по обсуждаемой теме, по иллюстрации и др. (самостоятельно и с помощью учителя); повторение воспринятого монологического высказывания или диалогического единства (точно или приближенно, передавая смысл текста); чтение текста при реализации произносительных возможностей; полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому тексту; придумывание названия текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план (составленный самостоятельно или с помощью учителя), опорные слова и словосочетания (выделенные самостоятельно или с помощью учителя), активное участие в диалоге с учителем по содержанию текста при инициировании собственных высказываний; самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (самостоятельно или с помощью учителя); выполнение заданий с краткими или полными устными комментариями к собственным действиям, устные ответы на вопросы, повторение слов, словосочетаний и фраз-сообщений; участие в обсуждении актуальных для обучающегося проблем при инициировании собственных высказываний; сообщение элементарных сведений анкетного характера; сообщений сведений о семье, друзьях и др.; использование типичных речевых высказываний в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.); выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

Характеристика деятельности обучающихся в процессе развития произносительной стороны речи: подражание речи учителя, чтение речевого материала, называние картинок, составление предложений, текстов (диалогического и монологического характера) по иллюстрации (серии картинок) и их воспроизведение, дополнение предложений с опорой на иллюстрацию (начало предложения) и их воспроизведение, дополнение выученного стихотворения после восприятия его части и их воспроизведение, рядовая речь, восприятие на слух отрабатываемого в произношении речевого материала, устные логичные и грамотные высказывания (по побуждению учителя и самостоятельно), в том числе, с опорой на презентацию, иллюстрацию (серию иллюстраций) и др., пересказ текста самостоятельно, с опорой на план, серию иллюстраций, иллюстрацию, опорные слова и словосочетания (с помощью учителя и самостоятельно), активное участие в диалогах с учителем, в том числе по отработанному тексту, обыгрывание диалогов с помощью фигурок, инсценирование диалогов, выразительное чтение фрагментов произведений, изучаемых на уроках литературы, в том числе, выученных стихотворений.

Приведем примерную форму календарного плана.

Календарно-тематическое планирование работы

по развитию восприятия и воспроизведения устной речи [464]

Фамилия, имя обучающегося_________

Первое полугодие

Общее время на занятия – … часов: первая четверть – …часа, вторая четверть –... час[465].

Развитие восприятия устной речи

Содержание обучения, примерное количество часов Темы Речевой материал Характеристика деятельности обучающегося Ориентировочные сроки

Развитие произносительной стороны речи

Содержание обучения, примерное количество часов Речевой материал Характеристика деятельности обучающегося Ориентировочные сроки

Первое полугодие

Содержание обучения

Развитие речевого слуха (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие на слух текстовадаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающих до 17–20 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, и коротких монологических высказываний разговорного, учебно-научного, научно - справочного, публицистического и художественного[466] стилей различных функционально-смысловых типов – повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалогов и полилогов разговорного, учебно-делового, научно-справочного, публицистического и художественного стилей при увеличении объема до 17–20 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных (в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста), а также реплики, состоящие из нескольких предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос – ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.), в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости на расстоянии, естественном для устной коммуникации собеседников (1,5–2 м), и при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро[467], различных бытовых шумов, (в аудиозаписи); при предъявлении коротких текстов разными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникации[468], а также в аудиозаписи;

· распознавание на слух отдельных фраз разговорного, учебно-делового, официально-делового, учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро, различных бытовых шумов (в аудиозаписи); опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), знакомым по звучанию; при предъявлении фраз разными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникации и в аудиозаписи;

· распознавание на слух отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении, а также на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро, различных бытовых шумов (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию; при предъявлении слов и словосочетаний разными дикторами (с различными тембрами голосов) в естественных условиях коммуникации и в аудиозаписи;

· восприятие на слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими гласными и /или соглас­ными в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, а также слов с разными предлогами;

· восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

· восприятие, запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов, словосочетаний, коротких монологических высказываний), произносимых учителем голосом разговорной громкости.

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

· распознавание на слух (в зависимости от состояния слуха и индивидуальных особенностей развития речевого слуха обучающихся) речевого материала – фраз (при усложнении лексического состава и грамматической структуры), слов и словосочетаний, при бинауральном восприятии и восприятии на каждое ухо (при маскировке звука с противоположной стороны) в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличении расстояния; опознавание нового речевого материала в сочетании со знакомым по звучанию.

Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие на слух текстов - адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающих до 17–20 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, и коротких монологических высказываний разговорного, официально - делового, учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилей различных функционально-смысловых типов – повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалогов и полилогов разговорного, учебно-делового, официально-делового, научно-справочного, публицистического и художественного стилей при увеличении объема до 17–20 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных (в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста), а также реплики, состоящие из нескольких предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос – ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.), в разных акустических условиях: при относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений/шума метро (в аудиозаписи); при предъявлении коротких текстов разными дикторами в естественных условиях коммуникации, а также при предъявлении коротких текстов монологического и диалогического характера в видеозаписи, в том числе, при естественном расположении собеседников при диалоге и полилоге;

· распознавание отдельных фраз разговорного, учебно-делового, официально-делового, учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях: при относительной тишине в помещении и на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро, различных бытовых шумов и др. (в аудиозаписи); опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), отработанным при слухозрительном восприятии; при предъявлении фраз разными дикторами в естественных условиях коммуникации и в видеозаписи;

· распознавание отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: при относительной тишине в помещении, а также на фоне шума улицы, шума от природных явлений / шума метро, различных бытовых шумов, разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании с отработанными при слухозрительном восприятии; при предъявлении слов и словосочетаний разными дикторами в естественных условиях коммуникации и в видеозаписи;

· восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

· восприятие, запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов, словосочетаний, коротких монологических высказываний).

Примерные темы: « Культура общения», «Будь здоров!», «Известные люди», «Новости в стране и за рубежом», «Изучаем школьные» предметы». [469]

Речевой материал [470]

Примеры фраз, слов и словосочетаний.

Культурный человек всегда ведет себя вежливо (правильно ведет себя за столом, говорит спокойно не кричит, не обижает других людей). Культурный человек всегда внимательно и доброжелательно относится к другим людям. Считаешь ли ты себя культурным человеком? Как ты ведешь себя дома? Как надо вести себя в гостях? Как надо встречать и провожать гостей? Как надо вести себя за столом? Помни, что нельзя сидеть, когда старшие стоят. Вежливость обязательна везде – в школе, дома, на улице, в транспорте, в гостях. Вежливый человек поможет нести тяжелую сумку, поднимет упавший предмет. Не забывайте, что существуют слова: «Спасибо, извините, пожалуйста». При знакомстве младшего надо представлять старшему, парня - девушке, ученика - учителю. Молодого человека представляем девушке. Мама, это Саша Иванов. Мы учимся в одном классе. При встрече, прощании, знакомстве (представлении) люди пожимают друг другу руки. Кто подает руку первым? Женщина - мужчине, старший - младшему. При приветствии или прощании мужчина (молодой человек) должен встать. Молодая девушка, здороваясь со взрослым мужчиной, должна встать. Встречая на улице знакомых, обязательно здороваемся с ними. Первым здоровается тот, кто вежливее. Человек без друзей, что дерево без корней. Хороший характер – богатство на всю жизнь (У. Гэзлитт)Человек отражается в своих поступках (Ф.Шиллер). Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей (В. Сухомлинский). Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям (Ж.-Ж. Руссо). Объясни, как ты понимаешь смысл изречения….

Правильное питание необходимо для здоровья. Чтобы быть здоровым надо правильно питаться. Правильное питание необходимо для здоровья. Без пищи человек погибнет. С пищей в организм человека поступают полезные вещества. Витамины необходимы человеку. Витамины поддерживают бодрость и здоровье. Белки содержатся в молоке, мясе, рыбе, яйцах, сыре и других продуктах. Углеводы и жиры содержатся в мучных изделиях, картофеле, рисе, сладостях и других продуктах. Витамины и минеральные вещества содержатся в овощах и фруктах, в черном хлебе. Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай враг.

Первым русским ученым – академиком стал сын простого рыбака из Архангельского края М.В. Ломоносов. Он родился в 1711 году в деревне Денисовка Архангельского края. М.В. Ломоносов пешком отправился учиться в Москву. М.В. Ломоносов начал учиться в школе в 20 лет. М.В. Ломоносов так хорошо учился, что удивил всех. Тяжело жилось Ломоносову. В 1736 году был зачислен в университет при Петербургской академии наук. М.В. Ломоносов сделал много важных открытий в физике, химии, астрономии. М.В. Ломоносов занимался историей, литературой, писал стихи, составил научную русскую грамматику. Одним из увлечений Ломоносова было стекло. Вместе со своими учениками он создал огромную мозаичную картину «Полтавская битва». Ломоносов горячо любил свой народ и верил в его великое будущее. В 1755 году по инициативе Ломоносова был основан Московский университет. В 1940 году Московскому университету присвоено имя М.В. Ломоносова. Умер Ломоносов в 1765году, похоронен в Петербурге.

Хорошие манеры, говорить грубые слова, доброжелательный, внимательный, вежливый, спасибо, извините, пожалуйста; вежливо – вежливость – вежливый; познакомить людей, младшего надо представлять старшему (парня – девушке, ученика – учителю), молодого человека представляем девушке, при встрече, при прощании, при знакомстве, пожать друг другу руки, подать руку первым, должен встать.

Белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества, бодрость, здоровье, клетка, пища, еда, питание, правильное питание, сохранить здоровье.

Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый – академик, родился в 1711 году, родился в Архангельском крае, рано научился читать, очень любил чтение, грамматика, арифметика, знал наизусть, рыбные промыслы, Белое море, отправился учиться в Москву, добрался до столицы, начал учиться в школе в 20 лет, хорошо учился, удивил всех, тяжело жилось, продолжал учиться упорно и настойчиво, зачислен (поступил) в университет (академию), профессор химии, сделал много важных открытий, физика, химия, астрономия, история, литература, писать стихи, мозаичная картина «Полтавская битва», горячо любить свой народ, верить в великое будущее своего народа, инициатива, основан Московский университет, присвоено имя, похоронен в Петербурге, наш великий соотечественник.

Примеры текстов (микродиалогов, текстов монологического и диалогического характера):

– Расскажите, пожалуйста, как надо правильно знакомить людей. – Младшего представляем старшему, парня – девушке, ученика – учителю. - Акогда речь о двух молодых людях или двух девушках? - Тогда представляем более знакомого человека менее знакомому.

– Ты знаешь, что такое протеин? - Да, знаю. Протеин – это белок. Он необходим для построения новых клеток в организме. Протеин находится в молоке, яйцах, сыре, мясе и рыбе.

– Почему Московский университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова? - Потому что Московский университет был основан в1755 году по инициативе Ломоносова – первого русского учёного-академика.

***

Правильное питание – залог здоровья

Еда и здоровье – два понятия, которые тесно связанны друг с другом.

Ученые определили, какие питательные вещества необходимы нашему организму и полезны для здоровья. Это протеин, углеводы, жиры, минеральные вещества, витамины.

Протеин (белок) необходим для построения новых клеток в организме. Протеин находится в молоке, яйцах, сыре, мясе и рыбе. При недостатке белка в пище у школьника появляется слабость, вялость, наблюдается падение веса, отставание в росте, снижается сопротивляемость к болезням, успеваемость и трудоспособность.

С помощью углеводов и жиров организм сохраняет тепло и получает энергию. Углеводы содержатся в мучных изделиях, картофеле, рисе, сладостях. Молодой человек ежедневно должен есть сливочное масло, растительное масло, сметану.

Организму необходимы минеральные вещества: кальций, фосфор, железо и медь. Кальций и фосфор нужны для того, чтобы кости и зубы были крепкими и здоровыми. Железо и медь помогают работе и росту клеток.

Витамины тоже необходимы для человека. Они поддерживают бодрость и здоровье. Витамины и минеральные вещества содержатся в овощах и фруктах, в черном хлебе.

Продукты, богатые витамином А: морковь, сладкий перец, зеленый лук, зелень укропа и петрушки, плоды шиповника. Продукты - источники витамина С: помидоры, зелень укропа и петрушки, смородина, сладкий перец, цитрусовые, картофель. Витамин Е содержат следующие продукты: печень, яйца, овсяная и гречневая крупы. Продукты, богатые витаминами группы В: хлеб, молоко, творог, сыр, яйца, капуста, яблоки, помидоры, бобовые.

Правильное питание необходимо для вашего здоровья!

Вопросы и задания к тексту: Какие питательные вещества необходимы нашему организму? В каких продуктах содержится протеин? Какую пользу он приносит нашему организму? В каких продуктах содержатся углеводы, жиры? Какую пользу они приносят нашему организму? Зачем нужны нашему организму минеральные вещества? Что ты знаешь о витаминах? Вспомни, что ты ел на обед (на завтрак) и скажи, какие питательные вещества поступили в твой организм. Как ты думаешь, правильно ли ты питаешься? Полезны ли гамбургеры, которые продаются в кафе быстрого питания? Какое твое любимое блюдо? Оно полезно? Как ты считаешь, здоровье зависит от правильного питания? Убеди друга, что здоровье зависит от правильного питания. Как ты понимаешь смысл пословицы: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу».

***

Беседа в классе о М.В. Ломоносове

– Ребята, вы знаете, кто был первым русским учёным-академиком? – Да. Михаил Васильевич Ломоносов. – Что вы знаете о нем? – Я знаю, что Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка Архангельского края в семье простого рыбака. Ломоносов пешком пошел в Москву, чтобы поступить учиться. - Сколько было лет М.В. Ломоносову, когда он поступил учиться? - Двадцать лет. - Как его приняли ученики? - Сначала над ним смеялись, а потом удивлялись его способностям. - А как ему жилось в Москве? – Трудно. Тех денег, которые выдавали ученикам раз в месяц, хватало только на хлеб и квас. – И он все равно продолжал учиться? - Да. Он продолжал учиться упорно и настойчиво. – Где учился Ломоносов после окончания школы? – Михаил Васильевич закончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве, потом учился в университет при Петербургской академии наук, затем 5 лет учился в Германии. – В каких науках им были сделаны открытия? - Он сделал много важных открытий в физике, химии, астрономии. Кроме этого, М.В. Ломоносов занимался историей, литературой, писал стихи. – А почему Московский университет носит имя М.В. Ломоносова? – Потому что Московский университет был основан в1755 году по инициативе Ломоносова.

Задание: В каком году родился М.В. Ломоносов? Во сколько лет он пошел пешком учиться в Москву? Как ты думаешь, трудно или легко было учиться М.В. Ломоносову? Где учился М.В. Ломоносов? Докажи, что ты ответил правильно, словами из текста. В каких науках М.В. Ломоносовым были сделаны открытия? Ломоносов занимался литературой? Почему Московский университет носит имя М.В. Ломоносова? Расскажи о нашем великом соотечественнике – Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Развитие произносительной стороны речи [471]

Ø Развитие речевого дыхания:

– слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

– развитие самоконтроля речевого дыхания.

Ø Работа над голосом:

–закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по- возможности, по высоте;

– при необходимости, коррекция нарушений голоса;

– развитие самоконтроля нормального звучания голоса.

Ø Работа над звуками и их сочетаниями:

–закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речи учителя, самостоятельно);

– развитие самоконтроля звукового состава речи, в том числе, на основе знаний об артикуляции звука;

– при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи.

Ø Работа над словами:

–развитие умений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);

– развитие самоконтроля воспроизведения слов;

– знание основных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило; применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и под контролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (под контролем учителя и самостоятельно).

Ø Работа над фразами:

–развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

– развитие самоконтроля воспроизведения фраз;

– реализация умений внятного и достаточно естественного воспроизведения фраз, реализуя произносительные возможности, в связной речи монологического и диалогического характера (под контролем учителя и самостоятельно).

Ø Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно) внятно, естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи; соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики).

Ø Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно).

Ø Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения.

В процессе развития восприятия устной речи и ее произносительной стороны реализация обучающимися следующих коммуникативных действий: логичные и грамотные устные высказывания при реализации во внятной и естественной речи произносительных возможностей (самостоятельно и под контролем учителя) – повествование и рассуждение по теме (по поставленному вопросу и др.), в том числе, с опорой на план; описание иллюстрации (фотографии и др.), в том числе с опорой на план (с сообщением, кто изображен, что делает (ют), внешний вид (описание интерьера, внешнего вида и др.), настроение (эмоциональное состояние) и др..); пересказ текста (в том числе, с опорой на план); сообщение о собственных мыслях и чувствах, о событиях, о самочувствии и др.; выражение просьбы, желания и др.; сообщение собственного мнения по обсуждаемой теме, о событии (поступке окружающих людей, героев художественных произведений и др.), его обоснование, опираясь на воспринятую информацию, личный опыт, примеры их художественной литературы и др.; оценивание событий и поступков с учетом морально-нравственных норм и правил; краткое и полное изложение полученной информации; использование речевых высказываний в ситуациях, связанных с выяснением и передачей информации, уточнением при затруднении ее восприятия и др.; соблюдение при устной коммуникации речевого этикета; активное участие в диалоге (полилоге) при инициировании собственных высказываний, аргументации и доказательстве собственного мнения; при восприятии фраз – повторение сообщений, выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, ответы на вопросы; повторение воспринятых слов и словосочетаний; повторение воспринятого слухозрительно текста монологического или диалогического характера (точно или приближенно, передавая смысл текста), полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому тексту; устное формулирование темы и главной мысли текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план, составленный самостоятельно; пересказ текста с приведением цитаты из него или включении заданного высказывания; рассуждение по теме текста; участие в диалоге (полилоге) по содержанию текста с высказыванием личностного мнения о героях, их поступках и др., приведение для доказательства собственного мнения соответствующих цитат из воспринятого текста; составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (самостоятельно и под контролем учителя); в процессе устной коммуникации при затруднении в восприятии речевой информации самостоятельное формулирование уточняющих вопросов.

Второе полугодие

Содержание обучения

Развитие речевого слуха (при использовании индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие на слух текстов - адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающих до 17–20 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста, и коротких монологических высказываний разговорного, учебно-научного, научно - справочного, публицистического и художественного стилей различных функционально-смысловых типов – повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное, портретное); диалогов и полилогов раз­говорного, учебно-делового, научно-справочного, публицистического и художественного стилей при увеличении объема до 17–20 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных (в том числе, с включением отдельных слов, незнакомых по значению, смысл которых понятен из контекста), а также реплики, состоящие из нескольких предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающие реплики различного характера (вопрос – ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.), в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости на расстоянии, естественном для устной коммуникации собеседников (1,5–2 м), и при увеличении расстояния (с учётом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении и на фоне разговора двух и более людей, музыки и др. (в аудиозаписи); при предъявлении текстов разными дикторами не только в нормальном, но и умеренно-быстром темпе;

· распознавание на слух отдельных фраз разговорного, учебно-делового, официально - делового, учебно-научного, научно-справочного, публицистического и художественного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шёпотом; при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении и на фоне разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), знакомым по звучанию; при предъявлении разными дикторами фраз не только в нормальном, но и умеренно-быстром темпе;

· распознавание на слух отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шёпотом при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении, а также на фоне разговора двух и более людей, музыки (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию; при предъявлении речевого материала разными дикторами не только в нормальном, но и умеренно-быстром темпе;

· восприятие на слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими гласными и /или согласными в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, а также слов с разными предлогами;

· восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

· восприятие, запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов, словосочетаний, коротких монологических высказываний), произносимых учителем голосом разговорной громкости.

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

· распознавание на слух (в зависимости от состояния слуха и индивидуальных особенностей развития речевого слуха обучающихся) речевого материала – фраз (при усложнении лексического состава и грамматической структуры), слов и словосочетаний, при бинауральном восприятии и восприятии на каждое ухо (при маскировке звука с противоположной стороны) в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шёпотом; при увеличении расстояния; опознавание нового речевого материала в сочетании со


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.