Со слабослышащими обучающимися — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Со слабослышащими обучающимися

2021-02-01 96
Со слабослышащими обучающимися 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебный предмет «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» состоит из двух основных разделов:

· развитие восприятия устной речи (речевого слуха и слухозрительного восприятия речи);

· развитие произносительной стороны речи.

Время, отведенное на работу по этим разделам, распределяется равномерно в течение учебной недели: половина времени отводится на работу по развитию восприятия устной речи, половина времени – на работу по развитию произносительной стороны речи. При этом, в процессе развития восприятия устной речи обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, внятной и естественной речи; в процессе обучения произношению они воспринимают на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

Важное значение в процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи придается совершенствованию коммуникативных действий обучающихся. У них целенаправленно развиваются умения строить логичные и грамотные устные высказывания при реализации в достаточно внятной и естественной речи произносительных возможностей. При выполнении заданий, связанных с развитием восприятия и воспроизведения устной речи, обучающиеся сообщают сведения о себе и окружающих, о событиях и поступках, явлениях природы и др., рассказывают по иллюстрации (серии иллюстраций / презентации и др.), при обсуждении темы (текста, события, поступков и др.) выражают собственное мнение в коротких высказываниях монологического характера. Они участвуют в диалогах; используют типичные речевые высказывания в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствие, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.); при восприятии фраз – повторяют сообщения, выполняют задания с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, отвечают на вопросы; при слухозрительном восприятии текста монологического или диалогического характера повторяют его точно или приближенно, передавая основное содержание и смысл, дают полные и краткие устные ответы на вопросы по тексту; устно формулируют тему и главную мысль текста, придумывают его название, пересказывают текст (полно и кратко), в том числе, с опорой на план или опорные слова и словосочетания, принимают участие в диалоге по содержанию текста, самостоятельно составляют диалоги и монологические высказывания, близкие по смыслу к воспринятому тексту. Важное значение придается развитию у обучающихся вероятностного прогнозирования речевой информации по воспринятым речевым элементам (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст и др.). Обучающиеся выражают непонимание при затруднении в восприятии речевой информации, учатся самостоятельно задавать уточняющие вопросы.

В процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи используется речевой материал, связанный с темами «Моя страна (мой город и др.)», «Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Изучаем школьные предметы (тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин; лексика по организации учебной деятельности)», «Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)», «Здоровый образ жизни», «Отдых, развлечения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Человек в городе», «Жизнь без опасностей», «Великие открытия», «Настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость», «Права и обязанности граждан», «Права и обязанности лиц с нарушениями слуха», «Деловые документы» и др.

Речевой материал, используемый в процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи разрабатывается с учетом знакомости обучающимся (с постепенным включением в работу по развитию восприятия устной речи незнакомого по значению речевого материала) и необходимости в процессе устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности. Речевой материал для работы над произношением отбирается также с учетом фонетического принципа.

В содержание каждого занятия обязательно включается речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы» - знакомая обучающимся тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин, которая планируется совместно с учителями - предметниками (отдельные термины, правила, теоремы, фрагменты учебных и литературных текстов, дополнительная информация по изучаемым темам и т.п.); на занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» обучающиеся учатся воспринимать ее на слух и слухозрительно, говорить внятно, естественно и выразительно, реализуя произносительные возможности.

При разработке содержания работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи учитывается фактический уровень развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи ее произносительной стороны у каждого обучающегося, его общее и речевое развитие, индивидуальные особенности. 

Планируемые результаты обучения слабослышащих обучающихся

В 5 классе

Личностные результаты:

· развитие социально значимых личностных качеств (при использовании учебного материала, связанного с развитием восприятия и воспроизведения устной речи) - воспитание уважения и любови к Отечеству; принятие ценности качественной учебного труда, реализации морально – нравственных правил и норм в процессе взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе, в семье; заботливое отношение к членам своей семьи; представления о правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

· понимание значимости овладения русским языком для реализации собственных потребностей в коммуникации и познании;

· мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи;

· сознательное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом рекомендаций врача - сурдолога и сурдопедагога);

· стремление к устной коммуникации с детьми и взрослыми в учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации, а также в семье, в знакомых социальных ситуациях и др.

Метапредметные результаты:

· стремление к качественному достижению планируемых результатов учебной деятельности;

· реализация сформированных умений восприятия (слухозрительно и на слух) и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе, сформированных произносительных умений при чтении;

· понимание смысла воспринятых слухозрительно или на слух устных высказываний монологического характера, а также диалогов, включающих знакомый речевой материал; ответы на вопросы по воспринятым устным высказывания монологического характера и диалогам, их пересказ;

· развитие вероятностного прогнозирования речевой информации, предъявленной в устной форме (с опорой на воспринятые речевые элементы, коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст);

· выражение собственных мыслей, чувств и потребностей в логичных и грамотных устных высказываниях в соответствии с коммуникативной ситуацией (с помощью учителя и самостоятельно); в том числе, правильное, грамотное использование отработанных речевых высказываний, их внятное и достаточно естественное воспроизведение (самостоятельно и под контролем учителя);

· участие в устной коммуникации при обсуждении темы, текста, события и др. (с помощью учителя и самостоятельно);

· оценивание собственных учебных и коммуникативно - речевых действий в соответствии с поставленной задачей, внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно);

· выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

Предметные результаты:

Развитие речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие на слух текстов [403] – адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающих до 10–12 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, и коротких монологических высказываний разговорного и учебно-научного стилей [404] различных функционально-смысловых типов (повествование; рассуждение; описание – бытовое и пейзажное); диалогов и полилогов разговорного и учебно-делового стилей при постепенном увеличении объема до 8–10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета, в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости на расстоянии, естественном для устной коммуникации собеседников (1,5–2 м), и при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении и на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей (в аудиозаписи);

· распознавание на слух отдельных фраз разговорного, учебно-делового и учебно-научного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении и на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей (в аудиозаписи); опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), знакомым по звучанию;

· распознавание на слух отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шёпотом при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); при относительной тишине в помещении, а также на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию;

· восприятие на слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими звуками, а также слов, отличающихся окончаниями; восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

· распознавание на слух (в зависимости от состояния слуха и индивидуальных особенностей развития речевого слуха обучающихся) речевого материала – фраз (при усложнении лексического состава и грамматической структуры), слов и словосочетаний, при бинауральном восприятии и восприятии на каждое ухо (при маскировке звука с противоположной стороны) в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости / шепотом; при увеличении расстояния; опознавание нового речевого материала в сочетании со знакомым по звучанию.

Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие текстов – адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающих до 10–12 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, и коротких монологических высказываний разговорного и учебно-научного стилей различных функционально-смысловых типов (повествование; рассуждение; описание – бытовое и пейзажное); диалогов и полилогов разговорного и учебно-делового стилей при постепенном увеличении объема до 8–10 реплик, в том числе, включающих несколько предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета, в разных акустических условиях: при относительной тишине в помещении и на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей (в аудиозаписи);

· распознавание отдельных фраз разговорного, учебно-делового и учебно-научного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях – при относительной тишине в помещении и на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей (в аудиозаписи); опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), отработанным при слухозрительном его восприятии;

· распознавание отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: при относительной тишине в помещении, а также на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании с отработанным при слухозрительном восприятии;

· восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

Развитие произносительной стороны речи:

· закрепление навыков правильного речевого дыхания – произнесения слов слитно, коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы (с опорой на образец речи учителя и самостоятельно);

· закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе и по высоте; воспроизведение речевого материала нормальным голосом, громким и тихим с учетом условий коммуникации – расстояния от собеседников, требований соблюдения тишины, выступления перед аудиторией и др.; реализация сформированных модуляций голоса при воспроизведении ударения в словах, логического и синтагматического ударения во фразах, передаче мелодической структуры фраз (с помощью учителя и самостоятельно); при необходимости, коррекция нарушений голоса;

· закреплении в речи дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитного произнесения сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов (с учетом индивидуальных особенностей овладения звуковой структурой речи обучающимися); при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи, постановка и закрепление в речи звуков, не включенных ранее в специальную работу (с учетом индивидуальных особенностей овладения звуковой структурой речи обучающимися);

· произнесение слов в нормальном темпе, слитно, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав (при реализации сформированных возможностей воспроизведения звуковой структуры речи), орфоэпические нормы (по подражанию учителю, по знаку, самостоятельно);

· произнесение фраз внятно и достаточно естественно, реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, в том числе, в нормальном темпе, слитно или деля паузами на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударения, передавая мелодическую структуру фраз (с опорой на образец речи учителя и самостоятельно);

· знание орфоэпических правил, их применение при чтении и в самостоятельных устных высказываниях;

· восприятие на слух отрабатываемых в произношении элементов речи;

·  использование усвоенных приемов самоконтроля за различными сторонами произношения (под контролем учителя и самостоятельно);

· оценивание собственных речевых действий; внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно); 

· произнесение отработанного речевого материала внятно и естественно, соблюдая естественную манеру речи и передавая различные эмоциональные оттенки высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (мимика лица, поза, пластика); голосом нормальной высоты, силы и тембра; в нормальном темпе; реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, соблюдая орфоэпические правила (самостоятельно и под контролем учителя);

· реализация сформированных произносительных умений при чтении и в самостоятельных устных высказываниях (с помощью учителя и самостоятельно).

Развитие коммуникативных действий:

· устные высказывания по теме (по побуждению учителя и самостоятельно) в соответствии с грамматической структурой речи (под контролем учителя и самостоятельно); участие в диалоге с учителем;

· выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, краткие и полные ответы на вопросы, точное повторение слов, словосочетаний и фраз-сообщений;

· повторение воспринятого текста (точно или приближенно, передавая смысл высказывания), ответы на вопросы по тексту; пересказ содержания воспринятых текстов (с опорой на план, базовые слова и словосочетаний, выделенные самостоятельно или с помощью учителя, компьютерную презентацию, иллюстративный материал и др.); участие в обсуждении текста (диалоге по тексту); выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

· выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

Примерное тематическое планирование обучения в 5 классе

Календарно-тематическое планирование осуществляется для каждого обучающегося с учетом фактического состояния его речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, произношения, индивидуальных особенностей.

Календарно-тематическое планирование осуществляется по полугодиям. При распределении часов по основным направлениям работы учитывается, что время на специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия устной речи и ее произносительной стороны делится пополам. Также учитывается, что в содержание индивидуальных занятий входит обследование произносительной стороны речи на начало обучения в шестом классе и мониторинг результатов развития речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов), слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны в конце каждого полугодия.

Календарно-тематическое планирование по развитию восприятия устной речи и по развитию произносительной стороны речи включает следующие разделы:

· содержание обучения;

· примерное количество часов;

· темы,

· речевой материал,

· характеристика деятельности обучающегося,

· ориентировочные сроки.

При планировании работы по развитию восприятия устной речи учитывается, что на каждом занятии рекомендуется проводить работу как по развитию речевого слуха (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без аппаратов), так и по развитию слухозрительного восприятия устной речи. При этом важно, чтобы на каждом занятии дети учились воспринимать как фразы, слова и словосочетания, так и тексты[405].

Речевой материал отбирается с учетом знакомости обучающимся и необходимости в общении на уроках и в процессе внеурочной деятельности.

При указании ориентировочных сроков по разделу «Развитие восприятия устной речи» следует иметь в виду, что на каждом занятии используется речевой материал не менее, чем из двух–трёх тем, что побуждает обучающихся к внимательному слушанию, исключает угадывание с опорой на тему, по которой предъявляется речевой материал. На каждом занятии используется знакомый речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы» – знакомая обучающимся тематическая и терминологическая лексика учебных предметов, который планируется совместно с учителями -предметниками.

При календарно-тематическом планировании учитывается также, что требования к объему текстов, структуре предложений и др., предъявляемых в разных полугодиях, отличаются несущественно, однако речевой материал в соответствии с темами изменяется. Тем самым увеличивается объем речевого материала, который обучающиеся достаточно свободно воспринимают слухозрительно и на слух, говорят достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности.

В примерных рабочих программах даны примеры речевого материала по темам, на которые может ориентироваться учитель-дефектолог (сурдопедагог), ведущий занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» при разработке речевого материала в рабочих программах для каждого обучающегося с учетом уровня его слухоречевого развития, индивидуальных особенностей.

В примерных рабочих программах не указан примерный речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы». Это обусловлено тем, что тематическая и терминологическая лексика учебных предметов, а также лексика по организации деятельности обучающихся в учебное и внеурочное время, которая включается в занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», должна быть знакома обучающимся, планируется совместно с учителями-предметниками (воспитателем) с учетом календарных планов этих педагогов.

При планировании работы над произношениемпредусматривается два направления работы. Первое направление работы связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи. Проводится работа по автоматизации правильного воспроизведения в речи определенных звуков, которые обучающиеся умеют говорить правильно, но иногда допускают нарушения произношения (при последовательном усложнении позиционных трудностей, дифференциации сходных артикуляций с использованием слов, словосочетаний, фраз (отобранных с учетом знакомости детям, необходимости в общении, фонетического принципа), слогов и слогосочетаний, иногда отдельных звуков, а также коротких текстов диалогического и монологического характера, включающих, в том числе, отработанные фразы, слова и словосочетания; продолжается работа по развитию восприятия на слух и воспроизведения речевой интонации при использовании данного речевого материала.

Второе направление работы проводится при необходимости с учетом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимися, может быть связано с коррекцией нарушений произношения (голоса, звуков речи и др.), постановкой новых звуков и закреплением сформированных умений при использовании речевого материала, включающего слова, словосочетания, фразы (отобранные с учетом знакомости обучающимся и необходимости в общении, фонетического принципа), а также слоги и слогосочетания, иногда отдельные звуки.

Характеристика деятельности обучающихся в процессе развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи: восприятие речевого материала (на слух и слухозрительно); произнесение отработанного речевого материала внятно и естественно при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); логичные и грамотные высказывания монологического характера о себе и окружающих, о событиях, по обсуждаемой теме, по иллюстрации и др. (с помощью учителя и самостоятельно); повторение воспринятого монологического высказывания или диалогического единства (точно или приближенно, передавая смысл текста); чтение текста при реализации произносительных возможностей; полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому тексту; придумывание названия текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план (составленный с помощью учителя или самостоятельно), опорные слова и словосочетания (выделенные с помощью учителя или самостоятельно), активное участие в диалоге с учителем по содержанию текста при инициировании собственных высказываний; самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (с помощью учителя или самостоятельно); выполнение заданий с краткими или полными устными комментариями к собственным действиям, устные ответы на вопросы, повторение слов, словосочетаний и фраз-сообщений; участие в обсуждении актуальных для обучающегося проблем при инициировании собственных высказываний; сообщение элементарных сведений анкетного характера; сообщений сведений о семье, друзьях и др.; использование типичных речевых высказываний в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.); выражение непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

Характеристика деятельности обучающихся в процессе развития произносительной стороны речи: подражание речи учителя, чтение речевого материала, называние картинок, составление предложений, текстов (диалогического и монологического характера) по иллюстрации (серии картинок) и их воспроизведение, дополнение предложений с опорой на иллюстрацию (начало предложения) и их воспроизведение, дополнение выученного стихотворения после восприятия его части и их воспроизведение, рядовая речь, восприятие на слух отрабатываемого в произношении речевого материала, устные логичные и грамотные высказывания (по побуждению учителя и самостоятельно), в том числе, с опорой на презентацию, иллюстрацию (серию иллюстраций) и др., пересказ текста самостоятельно, с опорой на план, серию иллюстраций, иллюстрацию, опорные слова и словосочетания (с помощью учителя и самостоятельно), активное участие в диалогах с учителем, в том числе, по отработанному тексту, обыгрывание диалогов с помощью фигурок, инсценирование диалогов, выразительное чтение фрагментов произведений, изучаемых на уроках литературы, в том числе, выученных стихотворений.

Приведем примерную форму календарного плана.

Календарно-тематическое планирование работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи [406]

Фамилия, имя обучающегося______________________

Слухопротезирование _____________________________

Первое полугодие

Общее время на занятия – … часов: первая четверть – …часа, вторая четверть –... час[407].

Развитие восприятия устной речи

Содержание обучения, примерное количество часов Темы, речевой материал Характеристика деятельности обучающегося Ориентировочные сроки

Развитие произносительной стороны речи

Содержание обучения, примерное количество часов Речевой материал Характеристика деятельности обучающегося Ориентировочные сроки

Первое полугодие

Содержание обучения

Развитие речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие на слух текстов - адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающихдо 10 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) - простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, и коротких монологических высказываний разговорного и учебно-научного стилей различных функционально-смысловых типов (повествование; рассуждение; описание – бытовое и пейзажное); диалогов и полилогов разговорного и учебно-делового стилей при постепенном увеличении объема до 8 реплик, в том числе, включающих несколько предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета, в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости на расстоянии, естественном для устной коммуникации собеседников (1,5–2 м), и при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся);

· распознавание на слух отдельных фраз разговорного, учебно-делового и учебно-научного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах, в разных акустических условиях – при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличении расстояния (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), знакомым по звучанию;

· распознавание на слух отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом при увеличении расстояния (с учётом индивидуальных возможностей обучающихся); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании со знакомыми по звучанию;

· восприятие на слух слов, близких по звучанию, в том числе, слов, отличающихся одним или несколькими звуками, а также слов, отличающихся окончаниями;

· восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

· распознавание на слух (в зависимости от состояния слуха и индивидуальных особенностей развития речевого слуха обучающихся) речевого материала – фраз (при усложнении лексического состава и грамматической структуры), слов и словосочетаний, при бинауральном восприятии и восприятии на каждое ухо (при маскировке звука с противоположной стороны) в разных акустических условиях: при предъявлении учителем голосом разговорной громкости/шёпотом; при увеличении расстояния; опознавание нового речевого материала в сочетании со знакомым по звучанию.

Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

· восприятие текстов - адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера, включающихдо 10 предложений (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося) – простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, и коротких монологических высказываний разговорного и учебно-научного стилей различных функционально-смысловых типов (повествование; рассуждение; описание – бытовое и пейзажное); диалогов и полилогов разговорного и учебно-делового стилей при постепенном увеличении объема до 8 реплик, в том числе, включающих несколько предложений, и микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включая формулы речевого этикета;

· распознавание отдельных фраз разговорного, учебно-делового и учебно-научного стилей речи при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава, грамматической структуры (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося), а также коротких фраз разговорного стиля, в том числе при изменении порядка слов во фразах; опознавание новых фраз в сочетании с речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями), отработанным при слухозрительном его восприятии;

· распознавание отдельных слов и словосочетаний в разных акустических условиях: при относительной тишине в помещении, а также на фоне незначительного шума, разговора двух и более людей (в аудиозаписи); опознавание новых слов и словосочетаний в сочетании с отработанным при слухозрительном восприятии;

· восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок.

При восприятии речевого материала реализация умений речевого поведения, активизация у обучающихся навыков устной коммуникации; логичные и грамотные высказывания, внятное и достаточно естественное произношение с передачей различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации.

Примерные темы: «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Будь здоров», «Любимые праздники», «Изучаем школьные предметы» [408].

Речевой материал [409]

Примеры фраз, слов, словосочетаний. Как зовут друга и сколько ему лет? В какой школе и в каком классе учится твой друг? Скажи, у тебя есть друг в классе? Что ты читал в выходные дни? Какие книги ты прочитал летом? Какой мультфильм ты смотрел по телевизору в субботу? Что ты будешь делать сегодня вечером? У тебя ничего не болит? Почему ты обиделся на...? Почему ты такой грустный (веселый)? Ты обиделся на …? Он (она…) сломал (взял, нагрубил мне, ударил меня, порвал куртку, не дал мне футбольный мяч, отобрал книгу …) карандаш (…) и не извинился? Мальчики (девочки, ребята), перестаньте ссориться (не ссорьтесь по пустякам помиритесь, будьте дружными)! A ты часто ссоришься с другом? Нельзя брать чужое без разрешения. Не шумите, не разговаривайте на уроке, не мешайте… Скажи..., чтобы они не ссорились. Вы часто вместе с другом гуляете во дворе (играете в компьютерные игры…)? Тебя приглашает друг в гости?

Пословицы и поговорки. «Друзья познаются в беде», «Нет друга - ищи, а нашел – береги», «Кончил дело – гуляй смело!», «Делу – время, потехе – час!»

Ты выполнил домашнее задание (выполнил задание оп математике (выучил уроки, готов отвечать по русскому языку, выучил стихотворение…) Помоги мне накрыть на стол. Приготовь (поставь на стол возьми, принеси, убери, …) тарелки (ложки, вилки ножи, чашки…). Ты навестил бабушку? Скажи, ты помогаешь дома (убираться, играть с младшими братьями и сестрами, …). Что сегодня на обед (завтрак…)? Что тебе приготовить на обед (…). Вкусный торт (…)? Ты уже убрал (еще не убрал) свою комнату (вымыл посуду,...)? Приятного аппетита! Давай приготовим …!

Пословицы и поговорки. Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро.

Скажите, пожалуйста, где (когда) принимает терапевт (невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург...)? А ты знаешь, где принимает терапевт? Узнай, где принимает … Кто принимает в … кабинете? Хирург принимает в тридцать пятом кабинете. Терапевт принимает ежедневно (два раза … в неделю, по чётным числам, по нечётным числам, по вторникам, …). Благодарю вас. Возьми (попроси) талон к терапевту (окулисту, …). Какая у тебя температура? Высока (нормальная) температура (36,6, 39, …) У меня (у Вас) насморк (кашель, болит голова, болит живот…) Откройте рот! Горло красное. У Вас ОРВИ (…). А кашель (…) есть? Следи за чистотой аппарата и вкладышей. Не давай свои слуховые аппараты друзьям и не пользуйся чужими аппаратами. Чужой аппарат может принести вред твоему слуху. Когда принимаешь ванну, моешься под душем, плаваешь или попал под дождь и нет зонта, обязательно сними аппараты. Когда сушишь волосы феном, снимай аппараты. Если аппарат не работает, то проверь, хорошо ли закрыт отсек батарейки (вставь новую батарейку; убедись, что батарейка правильно вставлена; прочисти ушные вкладыши).

Скоро Новый год! Давайте наряжать (украшать) елку! Посмотри, какие у нас игрушки! Повесь (повешу) на ветку (верхнюю, нижнюю, справа, слева…), прикрепи на макушку…, … а … повесь… (справа, слева..) Поставь Снегурочку (…) под елку. Поздравляю с Новым годом! Желаю здоровья (счастья, успехов в учебе, исполнения желаний)! Что тебе подарить на Новый год? Что ты собираешься подарить на Новый год другу (маме…)? Как ты хочешь праздновать Новый год? Мы готовим концерт. Сделай на компьютере Новогоднюю открытку! Посмотри, какую я сделал открытку! Напиши открытку. Поздравь с Новым годом маму (…).

Вежливый (невежливый), надо быть вежливым, настоящий, верный друг, надо жить дружно, помириться, ну вот и хорошо, вежливо попросить, извиниться, не ссорьтесь; дружный – дружить – дружно – дружба – друг - подруга.

Математика (русский язык, литература, история, география, физкультура…), домашнее задание, выполнил домашнее задание, выучил (не выучил) уроки, успел (не успел) сделать уроки, познакомься (знакомьтесь), моя подруга (друг, мама, папа…), расставь закуску, накрой на


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.