Про царевича и про невиданную под солнцем красавицу — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Про царевича и про невиданную под солнцем красавицу

2021-01-31 93
Про царевича и про невиданную под солнцем красавицу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Было то или не было – жил один царь, и было у него три сына.

В том царстве была одна невиданная под солнцем красавица. Никому эта красавица не показывалась, и больших денег стоило увидеть ее.

Взглянуть только на одну ее руку стоило десять тысяч, а увидеть ее всю – видимо-невидимо денег.

Очень хотели сыновья царя взглянуть на эту красавицу. Дал им отец – старшему и среднему – видимо-невидимо денег, заплатили они и увидели ее. А младшему не дал царь денег, так и не увидел он красавицы.

Обидно младшему, загрустил он. Ушел. Ушел совсем из дому, идет, плачет. Встречает его один безбородый обманщик и спрашивает:

– Что это, о чем ты плачешь?

– Мои братья видели невиданную под солнцем красавицу – дал им отец денег, а мне не дал, я и не видел ее совсем.

Сказал ему безбородый обманщик:

– Пойди купи козу и шило, я покажу тебе невиданную под солнцем красавицу.

Пошел сын царя, купил козу, шило и принес безбородому обманщику.

Пришли они к дому этой красавицы, колют козу шилом, мучают, будто заколоть хотят. Кричит коза. Побежали слуги к этой красавице, доложили:

– Выйди, госпожа, взгляни, как эти чудаки козу режут.

Вышла красавица, и увидел ее сын царя. Это в первый раз.

Велела красавица слугам:

– Пойдите и заколите им козу как следует.

Пошли слуги, закололи козу, освежевали ее, положили в котел и поставили на огонь варить.

Взял безбородый обманщик и повернул котел кверху дном.

Вошли опять слуги к невиданной под солнцем красавице, доложили:

– Выйди, госпожа, взгляни, как эти чудаки мясо варят.

Вышла красавица, взглянула и велела слугам:

– Идите, сварите им козу как следует.

И во второй раз увидел сын царя красавицу.

Пошли слуги, взяли мясо, вымыли, положили в котел, сварили. Как сварилось мясо, уселись сын царя и безбородый обманщик, и то один ударится о стол, то другой; бьются о горячее мясо, все губы себе пообожгли.

Увидели слуги, побежали, доложили красавице:

– Выйди, госпожа, взгляни, как эти чудаки едят.

Велела красавица:

– Пойдите, приведите их, сделаем доброе дело – научим их есть как следует.

Пошли, привели их к красавице, усадили и накормили. Стал их одолевать после еды сон. Валятся они – то этот на того упадет, укладывается, словно на перине, то тот на этого.

Велела красавица слугам:

– Этого безбородого вы возьмите, а другого я сама уложу.

Уложила красавица сына царя, говорит:

– Вот как нужно лежать. Лежи смирно, не двигайся, не то голову с тебя сниму. Завтра дам тебе трех мулов, груженных золотом и серебром, возьми их; удвоишь мне это добро – стану твоей женой, а нет – так и нет.

Погнал сын царя этих мулов. Сам думает: как быть, как удвоить все это богатство? Думал, думал, пришел к продавцу хаши и говорит:

– Вот тебе мул со всем богатством, а буду идти обратно, дашь мне за то одну голову.

Очень обрадовался продавец хаши.

Пошел сын царя дальше. Дал другого мула продавцу мацони и сказал:

– Вернусь – дашь мне миску мацони.

Пошел дальше. Дал третьего мула продавцу веревок.

– Вернусь – дашь мне хорошую веревку.

Остался так ни с чем; идет, грустит. Встречает одного человека. Спрашивает его тот:

– Отчего ты грустишь?

– Оттого грущу, что дала мне красавица невиданной под солнцем красоты трех мулов, груженных золотом да серебром, и сказала: «Вернешь всего добра вдвое, пойду за тебя замуж». А я все порастерял: одного мула дал продавцу хаши, другого – продавцу мацони, третьего – веревочнику, так и остался ни с чем.

Сказал тот человек:

– В таком-то месте стоит дерево, иди к нему и спрячься, придут туда все торговцы, и старший их туда же придет. Соберутся они и станут говорить о своих прибылях и убытках, а ты подслушай все и подумай. Надумаешь что – счастье твое, а нет – так и нет.

Пошел сын царя, нашел то дерево, забрался на него и спрятался. Пришли те торговцы, пришел и их старший.

– Ну, как ваши прибыли и убытки? – спрашивает старший.

Сказал продавец хаши:

– Я хорошую прибыль вчера выручил: пришел ко мне один человек, дал мула, груженного золотом и серебром, как вернется, должен я дать ему одну голову.

– Это ты не много выручил, – говорит старший, – может, он у тебя человечью голову потребует? Где ты ее найдешь?

Задумался продавец хаши, ушел.

Подходит продавец мацони.

– А ты что заработал, что проработал? – говорит ему старший.

– Я вчера хорошую имел выручку, – говорит продавец мацони, – пришел ко мне один человек, дал мула, груженного золотом и серебром, а вернется – возьмет одну миску мацони.

– Не много же ты выручил! – говорит и ему старший. – Может, он у тебя мацони из человечьего молока потребует, где ты ему достанешь?

Задумался и этот, ушел.

Подходит третий торговец – веревочник.

– А ты что выручил? – спрашивает его старший.

– И я вчера хорошо выручил. Пришел ко мне один человек, дал мне мула, груженного золотом и серебром, вернется – возьмет одну веревку.

– Ничего ты не выручил, – сказал и ему старший. – А что если потребует он у тебя веревку, сплетенную из твоих усов, ты ему дашь?

Задумался и этот, ушел.

Разошлись все. Пошел и старший своей дорогой. Сошел с дерева сын царя и побежал к продавцу хаши.

– А ну, давай обещанную голову. Выносит ему тот одну баранью голову.

– На, бери!

– Нет, – говорит сын царя, – не согласен я, или давай золота и серебра вдвое больше, чем я тебе оставил, или давай человечью голову.

Что делать тому? Дал он золота и серебра вдвое больше, чем взял, и отпустил его. Пошел сын царя к мацонщику.

– Давай мне мацони.

Вынес тот ему миску с мацони.

– Нет, – говорит сын царя, – давай мне мацони из человечьего молока, а нет, так давай вдвое золота и серебра.

Отнял и у него золото и серебро и пошел к продавцу веревок:

– Давай мою веревку.

Дает ему тот прекрасную веревку.

– Пожалуйста, получите.

– Нет, – говорит сын царя, – дай веревку из твоих усов, а нет, так давай вдвое добра. Забрал и у него все добро и идет радуется.

Принес все красавице, женился на ней и зажил счастливо.

Мор там, пир здесь,

Отсев там, мука здесь.

Сын охотника

Было то или не было – жил один известный охотник.

Каждый день убивал он зверей видимо-невидимо и носил домой. Вышел однажды этот охотник в открытое поле. Появился вдруг откуда-то белый олень, перерезал ему путь, стал и говорит:

– Стреляй в меня; попадешь – счастье тебе, не попадешь – так горе тебе. Выстрелил охотник и не попал. Исчез олень. Вернулся охотник домой и говорит жене:

– Сегодня видел белого оленя, стрелял в него, не попал, – умру я, готовь саван.

И вправду, умер в ту ночь охотник.

А жена охотника осталась беременной. Родился у нее сын. Такой он сильный да ловкий, нет другого такого на свете. Взял однажды этот сын охотника ружье, зарядил его, вышел к матери и говорит:

– Мать, что убило моего отца?

– Судьба! – говорит мать.

– Нет, – не отстает сын, – расскажи, что его убило. Рассказала ему мать все, как было.

Встал сын охотника, соскоблил кору с дерева, три раза выстрелил и все три пули всадил одну в другую. Повесил потом ружье за спину и пошел на поиски того оленя.

Шел он, шел, прошел леса и горы и вышел на то поле, где его отец в того оленя стрелял и не попал.

Выскочил вдруг тот же белый олень, перерезал ему дорогу, стал и говорит:

– Стреляй в меня, попадешь – счастье тебе, не попадешь – так горе тебе.

Прицелился сын охотника, выстрелил; в самое сердце попал. Упал олень и умер. Подошел сын охотника, освежевал, мясо выбросил, а шкуру вместе с головой, хвостом и ногами понес домой матери.

Пришел и прилег отдохнуть. Вдруг смотрят мать с сыном: ожил олень, весь жемчугом и драгоценными каменьями усыпан, так и позвякивает все. Очень удивились они. Встряхнется олень, посыпятся жемчуга да драгоценные каменья – в одну неделю весь дом засыпало.

Разбогател сын охотника. Такой себе дом поставил, что и царю жить не зазорно.

Потом говорит он матери:

– Мать, на что нам столько добра, если никто к нам не ходит, никуда мы не ходим и никто ничего не видит. Пригласим царя и покажем ему, как мы живем.

– Не нужно звать царя, – говорит мать. – Не принесет он нам добра.

Не соглашается сын.

– Нет, обязательно приглашу.

– Что же, делай как знаешь, – говорит мать.

Заказал он богатый обед, нарядился и отправился к царю просить его в гости. Привел царя, угостил его на славу и оленя своего показал. У царя даже глаза перекосились, как этого оленя увидел.

– Обязательно я должен отобрать у тебя этого оленя, – говорит царь.

Не хочет отдавать оленя сын охотника, да что делать – отобрали и увели.

Так и остался сын охотника ни с чем.

Прошло время. Однажды вызывает царь этого юношу к себе и говорит ему:

– Все эти комнаты полны драгоценными камнями.

Показали ему. И вправду, четыре комнаты доверху полны, пятая наполовину.

– Поставь мне такой дворец, такой, какого еще никто не видел.

Испугался сын охотника, говорит:

– Великий царь, я и не плотник, и не каменщик, и не другой какой мастер, где мне поставить такой дворец?

– Как хочешь, так и поставь! – говорит царь.

Подумал сын охотника и говорит:

– Хорошо, привезите мне только двести арб извести и двести арб илу, остальное я сам сделаю.

Привезли ему все. А он знал одно озеро, куда все али на водопой целыми стадами ходили. Повел он всю эту известь и ил и засыпал дно и берега этого озера, потом залил все озеро бангом и спрятался.

Пришли али, выпили воду, опьянели, так и повалились все на землю.

Привел сын охотника людей, и все зубы у пьяных али поотпилили.

Потом созвал мастеров и такой дворец возвел из зубов этих али, что ничего не могло быть красивей и удивительней.

Вышел царь, посмотрел и упал.

Еле привели царя в чувство, ввели его во дворец.

У этого царя был один советник. Вот и говорит он царю:

– Великий государь! Этот юноша, видно, очень ловок, не теряй времени, вели ему привезти тебе в жены дочь восточного царя.

Вызвал царь юношу и говорит ему:

– Должен ты поехать и привезти мне дочь восточного царя.

Сказал сын охотника:

– Великий государь, если хочешь, чтоб я привез тебе дочь восточного царя, достань мне тысячецветную парчу и вели построить для меня корабль.

Тотчас достал ему царь тысячецветную парчу, такую пеструю, что у всех в глазах зарябило.

Уложил сын охотника эту парчу на корабль и поплыл. Плывет он, плывет, вдруг слышит шум, смотрит – гонится за голубем белый ястреб, гонится, догоняет. Сел голубь на корабль и говорит:

– Не отдавай меня.

А ястреб говорит:

– Нет, отдай его, понадоблюсь тебе – помогу.

Отдал сын охотника голубя.

Плывет дальше и слышит – шумит, волнуется море. Посмотрел, видит: плывет красная рыбка, за ней белая плывет, догоняет. Выскочила красная рыбка из воды прямо на -корабль и говорит:

– Не отдавай меня.

А белая просит:

– Отдай, понадоблюсь тебе – помогу.

Отдал красную рыбку юноша и поплыл дальше.

Много ли он проплыл или мало, а только доплыл до места, где дочь восточного царя жила.

Достал он тогда свою парчу и разложил ее у порога. Вышла девушка, разглядывает парчу, удивляется, а юноша говорит:

– Это что за парча! Посмотрела бы, что у меня там, на корабле! Угодно – пойдем, покажу.

Заманил так девушку на корабль, запер ее и понесся обратно на родину.

Плывут они, а девушка говорит:

– Что это, ни одного отверстия нет, чтоб хоть на небо взглянуть.

Только вырезал он наверху отверстие, как взлетела она голубем и исчезла. Остался ни с чем сын охотника. Вдруг видит – поймал этого голубя белый ястреб и ведет его к юноше…

Проплыли еще немного, опять говорит девушка:

– Неба я не вижу, так дай взглянуть хоть на море.

Вырезал он отверстие пониже.

Стоит девушка и будто на море смотрит, да вдруг как плеснет рыбкой и нырнула в воду…

Бьет себя сын охотника, убивается, да уж чем горю помочь? Так и плывет в горе.

Вдруг слышит плеск, посмотрел и видит: поймала белая рыбка девушку и ведет.

Привела и бросила юноше на корабль…

Спросила девушка:

– Для кого везешь меня?

– Для царя, – говорит сын охотника.

– Нет, не пойду я за царя замуж, – говорит девушка. – Ты муж, я жена.

– Как же это сделать? Отнимет царь тебя.

– А это уж моя забота, – говорит девушка, – ты только отнеси царю, что я тебе дам, и скажи ему: «Это тебе дочь восточного царя в подарок прислала, открой это вместе со всеми советниками».

Взял сын охотника, что она ему дала, и пошел.

Приходит к царю и говорит:

– Это вам дочь восточного царя в подарок прислала, откройте вместе со всеми своими советниками.

А сам отошел подальше.

Только раскрыл царь подарок, вырвалось что-то, и так полегли все замертво.

И дочь восточного царя, и все то царство сыну охотника достались.

Мор там оставил, Пир сюда принес. Отсев там оставил, Муку сюда принес.

Краснух

Было, да и не было ничего – жили муж с женой, и был у них сын. Муж рано овдовел и, чтобы было кому ходить за домом и за ребенком, вскоре опять женился. Пришла в дом мачеха. Злая попалась мачеха, бьет бедного мальчика, что огнем его жжет. Был у мачехи и любовник. Муж не знал об этом, а мальчик знал; потому-то и хотела злая мачеха извести его. Был у них еще один бык – Краснух. Мальчик и Краснух очень любили друг друга. Каждый день водил мальчик своего друга, на пастбище – и его кормил, и сам развлекался.

Мачеха же только и ждала случая, как бы от пасынка избавиться. Однажды притворилась она больной и стала стонать и охать. Спросил муж:

– Что тебе поможет? Сказала жена:

– Только твоего сына сердце-печень – больше ничего мне не поможет.

Загрустил отец, как услышал эти слова, а нечего делать, выбрал он все же жену и решил убить сына.

Наутро видит сын – отец нож точит.

– На что тебе, отец, нож, что точишь? – спросил сын.

– Отведи, сынок, нашего быка к воде, напои его, хочу зарезать, – говорит отец.

Повел мальчик быка, поит его, сам плачет, слезы с водой сливаются.

– Что плачешь, дружок? – спрашивает Краснух. – Что портишь глаза, жизнь моя?

– Зарезать хотят тебя, зарезать! – говорит мальчик.

Загрустил Краснух, вздохнул и говорит:

– Не меня, тебя хотят убить. Иди, возьми точило, гребенку, бутыль с водой, садись на меня и бежим.

Пошел мальчик, взял точило, гребенку, бутыль с водой и принес. Влез на быка и поехали. Узнал отец, что сбежал мальчик, вскочил на одну проклятую свинью и помчался вдогонку.

Мчится Краснух, уносит дружка от беды, мчится и отец за ними на своей свинье, держит в руках отточенный нож – вот-вот догонит.

Крикнул Краснух. мальчику:

– Чего же ты ждешь, дружок, видишь – смерть перед глазами, вылей скорей воду из бутылки.

Вылил мальчик воду, и разлилось огромное море. Волнуется море, злится, грозятся волны проглотить и погубить всякого, кто осмелится бороться с Ними. Но не пугают свинью волны, плывет она, одолевает их. А пока Краснух и его друг далеко унеслись. Выплыла свинья, помчалась опять вдогонку. Говорит Краснух:

– А ну, обернись, виднеется что или нет?

Обернулся мальчик – что-то вдали, словно муха, несется, летит. Говорит мальчик:

– Что-то с муху виднеется.

– Это свинья и на ней твой отец с ножом, – говорит Краснух, – бежим, дружок, бежим от неправды, раз уж нет у нас от нее защиты.

Бежит Краснух, уносит мальчика, несется вдогонку свинья, так и сверкает отточенный нож в руках отца. Еще немного – и догонит свинья.

– Бросай гребенку! – кричит Краснух.

Бросил мальчик гребенку, и вмиг вырос такой густой и частый лес, что и мыши не проползти, хвостом не повернуть. Грызет свинья лес, грызет и прогрызла.

А Краснух с мальчиком все бегут. Далеко ушли. Оглянулся мальчик, говорит:

– Что-то с муху виднеется.

– Это свинья летит вдогонку, – говорит Краснух.

Еще немного, еще немного – и догонит свинья беглецов.

Бросил мальчик точило, и выросла между свиньей и беглецами огромная неприступная скала – глазами не охватить. Грызет свинья, режет, выгрызает в скале ступени, лезет вверх. Добралась свинья до середины, уперлась в выступ копытом, обломилась скала, и полетела свинья со своим всадником в пропасть… Унесла она и наше и ваше горе. Обрадовались Краснух и мальчик, что избавились от беды. Вывел Краснух мальчика в открытое поле.

Стоит в поле высокий тополь, верхушкой в небо упирается. Подсадил Краснух мальчика на дерево, дал ему две свирели, одну – радостную, другую – тягостную, и сказал:

– Я пойду бродить по полям, пастись, а ты сиди здесь; будешь в печали – заиграй на тягостной свирели, вмиг я буду с тобой, помогу. А будешь в радости – играй на радостной, и пищу даст она тебе и питье. – Попрощался Краснух и отправился.

Сидит мальчик на дереве и наигрывает на радостной свирели. Услышал один пастух эту свирель. Пошел он на звук свирели, нашел тот тополь, видит – мальчик играет на свирели, а вокруг слетелись бабочки, летают, пляшут, играют под звуки свирели. У пастуха от зависти глаза на лоб вылезли. Решил он добыть эту свирель, во что бы то ни стало, и крикнул мальчику:

– А ну, сойди, покажи свою свирель, взгляну, из чего она?

Не послушался мальчик пастуха, не сошел.

Встал этот завистливый пастух и пошел к царю. Доложил ему: в таком-то и таком-то месте сидит на тополе один мальчик и так играет на свирели, что весь мир радуется.

Царь тотчас вызвал своих советников и велел:

– Или сами приведите того мальчика, или найдите человека, что сможет привести его.

Привели советники к царю одну старуху. Сказала старуха:

– Я приведу мальчика.

Взяла старуха козу, шило и пошла к тому тополю.

Мальчик сидит на верхушке и играет на радостной свирели, а старуха стала под деревом и колет козу шилом – кричит коза.

Увидел мальчик, что старуха мучает козу, крикнул:

– Что, бабушка, что ты мучаешь бедную козочку?

– А вот никак не заколю ее, – говорит старуха, – сделай доброе дело, сойди, помоги.

Где мальчику понять, что старуха задумала злое дело? Сошел вниз. Опоила его старуха и усыпила. Взяли царские слуги мальчика, отвели его, на девять замков заперли. Очнулся мальчик, увидел, что он взаперти, и загрустил. Вспомнил о своих свирелях, – а свирели его далеко в поле, на высоком тополе остались, – и заплакал. Сидит мальчик, смотрит из окошка на небо. Летит мимо замка ворона, увидел мальчик ворону и закричал:

– Ворона, ворона! Куда ты летишь, куда спешишь? Полети, ради блага детей твоих – далеко в поле стоит высокий тополь, на нем висят мои свирели, принеси.

– А ты забыл, как я падаль ела, а ты камнями меня закидал?! – крикнула ворона и улетела.

Посмотрел мальчик ей вслед, полились из глаз слезы. Летит ворон.

– Ворон, ворон, полети, ради солнца детей твоих, в поле, там на высоком тополе мои свирели, – принеси! – крикнул мальчик ворону.

– А зачем ты не отдал мне своего быка сожрать? – прокричал ворон. – Не принесу я тебе свирели.

Пролетел ворон и еще больше омрачил и без того горький день маленького узника.

Летит орел.

– Орел, орел плечистый, – крикнул мальчик, – ты царь всех пернатых; ты гнездишься на самых неприступных скалах и самых высоких деревьях. Полети, найди в поле высокий тополь, остались там мои свирели, – принеси.

– У меня своих дел много. Когда ты мне дарил барана, чтоб мне твои свирели носить? – сказал орел, взмахнул крыльями и улетел.

Пролетела птичка.

– Птичка, птичка, ради радости твоих птенцов, – принеси с поля мои свирели!

– А ты не ставил бы нам силков и не разрушал бы наших гнезд! Не принесу я тебе свирели, проси других, – сказала птичка и улетела.

Посмотрел ей вслед мальчик и заплакал. Видит – летит ласточка.

– Ласточка, ласточка, вестница весны, принеси мои свирели с поля.

Полетела ласточка и принесла свирели.

Заиграл мальчик на тягостной свирели, застонала свирель, заплакала. Услышал Краснух и поспешил на помощь другу. Набросился на замок и стал разносить двери рогами. Восемь дверей разнес, а об девятую обломил рог. Загрустил Краснух, не так ему жаль, что рог потерял, как жаль друга узником оставить.

Вылезла откуда-то мышь и говорит:

– Что ты дашь, если я рог тебе приживлю? Дашь наесться твоей падалью?

– Дам, – сказал Краснух.

Приживила мышь рог.

Бросился Краснух и проломил девятую дверь. Вошел к мальчику, посадил его на спину и повез к тому тополю.

Помог Краснух мальчику на дерево взобраться и пошел в поле.

Сидит мальчик на дереве, играет на радостной свирели и радуется. Вспомнил он своего быка, захотелось повидаться с ним, заиграл на тягостной свирели, играет, играет – не видно быка. Ждет мальчик быка, ждет – нет быка.

Затосковал мальчик. Сошел с дерева, играет, играет, затосковала вся земля с ним. И травы слезы льют, и бабочки не летают – плачут, и деревья не шелохнутся.

Поет свирель, и даже холодные скалы льют горячие слезы, поет свирель, а черный ворон спешит куда-то с падалью… Пошел мальчик, искал, искал друга и нашел его в поле мертвым. Злые коршуны и черное воронье уже выклевали ему глаза. Заплакал мальчик. Заплакал горько и не стал играть ни на радостной свирели, ни на тягостной.

Мор там, пир здесь,

Отсев там, мука здесь.

Эласа, меласа,

Висел кувшин на мне.

Сказителю и слушателю

Сон сладкий, вам и мне.

Комбле

Было, да и не было ничего – жил на свете Комбле. Было у него три овцы. Пригнал он их в лес и отпустил. Сам сел, стал строгать комбалы. Спрашивают его: – Ты что все комбалы строгаешь? Отвечает Комбле:

– Я это ремесло знаю, оно меня и прокормит!

Взвалил себе большой комбал на плечи и пошел. Подошел к волчьей яме и крикнул волку:

– Ты съел мое стадо?

– Нет, не я.

– А ну, открой пасть, у тебя в зубах мясо застряло! Волк сказал:

– Не убивай меня, Комбле, дам тебе счастье.

– Какое счастье?

– А вот видишь – у пастухов целая отара овец? У них есть одна золотая овечка, я эту овечку выхвачу, все за мной погонятся, а ты возьми да и угони всю отару.

Схватил волк золотую овечку, погнались за ним пастухи – все овцы Комбле достались!

Спрашивают Комбле:

– Комбле, у тебя были три овцы, отчего они так быстро расплодились?

– Пустил в лес-вот и расплодились.

Поверили ему. Купили все по три овцы, пустили в лес, и… только их и видели – всех волки поели. Пришли люди домой и говорят:

– Что делать с Комбле?

– Сожжем его дом!

Сожгли. А Комбле потушил огонь, набрал плетенку угля, разменял три рубля, положил мелочь поверх угля, взвалил плетенку на спинку и понес. Пришел в казну и говорит сторожу:

– Сегодня я здесь ночую, сберегите мне эту плетенку денег. Хорошо. Переночевал. Наутро требует:

– Принесите мою плетенку! Принесли.

Посмотрел Комбле, стал кричать:

– Моя плетенка была с деньгами, эта с углями! Отдайте полную плетенку денег, не то пойду к царю жаловаться.

Испугались все, насыпали Комбле полную плетенку денег. Принес он домой плетенку, его и спрашивают:

– Ты угли унес, деньги принес. Как это сделать – научи.

– Дом сжег, угли собрал, понес в город и обменял.

Сожгли все свои дома, взяли угли, понесли в город, кричат:

– Угли на деньги, угли на деньги! Кто поменяет угли на деньги?

Так ни с чем и вернулись. Пришли, говорят:

– Что делать с Комбле? Убьем его жену. Убили.

Комбле взял мертвую жену и пошел. Приходит к одному человеку, а у того три дочки. Комбле свою жену прислонил к дереву, подошел к дому и говорит:

– Пустите переночевать.

Пустили его.

– А это кто там стоит? – спрашивают хозяева.

– А это моя жена, умница она, стыдливая, сама не идет. Подойдите, возьмите ее за руки – пойдет.

Пошли дочки, взяли ее за руки, а она возьми и упади. Прибежали дочки к отцу, говорят:

– Упала она и умерла! Вскочил Комбле и давай кричать:

– Вы ее убили! Давайте скорее другую жену, не то пойду прямо к царю с жалобой. Испугались хозяева:

– Только царю не жалуйся, вот три красавицы, выбирай любую. Выбрал Комбле самую красивую и повел домой. Привел, дивятся все:

– Ты мертвую жену унес, где живую взял?

– А там мертвых на живых меняют.

Взяли все да и поубивали своих старых жен, несут и кричат:

– Меняем мертвую на живую, мертвую на живую.

Никто не отозвался: кто даст живую за мертвую? Притащили своих мертвых жен домой, говорят:

– Что делать с Комбле? Убьем его! Пришли к Комбле, а он говорит:

– Подождите, я сам покажу, как меня убить. Пошел Комбле в поле, вырыл три ямы и говорит:

– Вы станьте в крайние ямы, я в среднюю, когда я крикну – взмахните саблями и рубите.

Стали все, как научил Комбле. Взяли в руки сабли. Комбле крикнул и нагнулся, спрятался в яме, а те взмахнули саблями и давай рубить. Так друг друга и зарубили. А Комбле остался жив и здоров.

Пир здесь, мор там.

Мука здесь, отсев там.

Оборвашка

Было, да и не было ничего – жил один бедный крестьянин. У крестьянина были жена да маленькая дочка.

Такой это был бедняк, и так оборвано было платье на его дочери, что прозвали ее Оборвашкой.

Умерла у этого бедняка жена. Вовсе невмоготу стало, жить, подумал крестьянин, подумал и решил:

– Пойду женюсь, приведу в дом женщину, хоть за домом она присмотрит да за дочкой-сиротой приглядит.

Пошел и женился, а у жены своя дочка. Пришла мачеха, привела свою дочку. Да невзлюбила она падчерицу, только и думает, как бы помучить ее, а дочку свою побаловать.

Пошлет мачеха падчерицу пасти корову, бросит ей в подол корку хлеба и скажет: «И встречного покорми, и поперечного покорми, и сама поешь, и домой, как есть, целиком принеси».

Вот однажды сидит бедная девушка в поле и горько плачет. Послушала ее корова, послушала и заговорила:

– Что плачешь? Какое у тебя горе?

Все рассказала ей девушка.

Сказала корова:

– И в этом-то все твое горе? Не грусти, посмотри на мои рога: в одном у меня масло, а в другом мед. Ешь себе сколько угодно.

Ест девушка мед да масло. Пополнела она, похорошела. Заметила это мачеха, не знает, что и делать с досады. Стала она давать падчерице еще целую корзину шерсти:

– Всю эту шерсть за день ссучи и к вечеру на веретене принеси.

Сама думает – устанет падчерица, перестанет полнеть да хорошеть.

Вот однажды погоняет Оборвашка свою корову, а та и перебежала через кровлю одного дома. Побежала за ней Оборвашка, чтобы отвести ее на дорогу, да и уронила в щелочку веретено. Заглянула вниз, а там старуха сидит; крикнула ей Оборвашка:

– Бабушка, бабушка, ради всех детей и матерей, подай мне веретено.

А старуха говорит:

– Больна я что-то, дочка, иди сама возьми.

Эта старуха была мать дэва.

Спустилась Оборвашка, хочет взять свое веретено, а старуха и говорит:

– Подойди-ка, доченька, на минуточку, поищи, нет ли чего у меня в голове, словно кусает что-то.

Подошла девушка, словно громом ее хватило: какие только ни есть на свете и черви, и гады, все там вились и ползали. Поскребла, почистила Оборвашка, а старухе сказала:

– Что тут искать да чистить, бабушка, очень чистая у тебя голова.

Понравилось это старухе, и говорит она:

– Пойдешь отсюда такой-то и такой-то дорогой, увидишь три ключа: белый, черный и желтый. Белый и черный пропусти, а к желтому подойди и голову подставь, и руки обмой.

Так и сделала Оборвашка: пошла той дорогой, нашла три ключа, к черному да белому не подошла, а желтому и голову подставила, и руки в нем обмыла.

Посмотрела потом на себя – на голове золотые волосы вьются, и руки что золото светятся.

Пришла домой Оборвашка, увидела ее мачеха, чуть с ума не сошла от досады.

Решила мачеха посылать свою дочь пасти корову, думает, может, и ей такое же счастье выпадет.

Дочка мачехи корову пасет, а Оборвашка дома сидит. Перебежала опять корова через кровлю, побежала за ней и дочка мачехи, да и уронила в щелочку веретено. Посмотрела вниз, увидела старуху и кричит:

– Эй ты, ведьма, вставай скорее, подай мне веретено!

А мать дэва говорит:

– Больная я, дочка, спустись, сама возьми.

Вошла в дом дочка мачехи, а старуха ей:

– Подойди, доченька, на минуточку, посмотри, что у меня в голове.

Как подошла та поближе, так и закричала:

– Фу, гадость какая, заживо сгнила ты, собака этакая!

Сказала старуха:

– Спасибо тебе, дочка, будешь идти дорогой, увидишь три ключа: желтый, белый и черный. Желтый пропусти, а черному и белому голову подставь.

Так и сделала мачехина дочка. К желтому и не подошла, белому и черному голову подставила. Взглянула потом на себя, видит – почернела она, что арап, а на голове вырос огромный белый рог. Режет она этот рог, режет, а он все растет и растет.

Пришла домой, пожаловалась матери. Обозлилась мачеха, да что уж делать! Решила она, что во всем та корова виновата, и велела заколоть ее.

А корова эта была ведунья, узнала она, что заколют ее, пришла и говорит Оборвашке:

– Убьют меня – собери мои косточки и зарой их в землю все вместе, а как придет к тебе нужда, подойди и крикни: «Выходите, мой конь и мой царский наряд».

Так и сделала Оборвашка: собрала кости той коровы и зарыла их в землю все вместе.

Прошло время.

Однажды в праздник рассыпала мачеха по двору целый пуд зерна, дала Оборвашке в руки корыто и сказала:

– Собери все зерно так, чтобы и одного зернышка не осталось, и это корыто все слезами залей.

А сама оделась во все новое, нарядила свою дочку и повела ее в церковь.

Пошли все в церковь, а Оборвашка сидит и плачет. Пришла на ее плач старуха и спрашивает:

– Что плачешь, что за горе над твоей головой?

Рассказала ей все Оборвашка. Выпустила старуха, что было в доме кур да цыплят, и заставила их собрать все зерно. Потом бросила в корыто щепотку соли, залила водой и говорит:

– А вот и твои слезы. Иди теперь и гуляй.

Вспомнила тут Оборвашка свою корову. Подбежала к ее могиле и кричит:

– А ну, выходите, мой конь и мой царский наряд!

Только она сказала, появились и прекрасный конь, и чудесный наряд. Оделась Оборвашка в свое новое платье. Вскочила на коня и помчалась в церковь. Тут весь народ на нее смотрит, дивятся все и ее красоте, и наряду. Увидела ее и мачехина дочка и шепчет матери:

– Смотри, мать, как она на нашу Оборвашку похожа.

Засмеялась мачеха:

– Кто ей даст такой наряд, нашей Оборвашке?

Раньше всех вернулась домой Оборвашка. Пришла и опять в свои тряпки оделась.

Домой она так спешила, так спешила, что дорогой, когда конь через реку прыгал, уронила с ноги золотую туфельку и не подняла ее.

Однажды поили на этой реке царских коней. Заметили кони в воде блестящую туфельку, не пьют воду.

Доложили царю:

– Блестит что-то в воде, боятся кони, не пьют.

Послал царь пловцов узнать, в чем дело. Достали пловцы эту золотую туфельку и подали царю. Как увидел царь туфельку, созвал всех своих слуг и говорит:

– Идите, ищите, кому эта туфелька впору придется, та и будет моей женой.

Ищут слуги, ищут, никому эта туфелька не впору.

Узнала про это мачеха, нарядила свою дочку, усадила ее на тахту и послала сказать царю:

– У меня есть дочь, которой эта туфелька впору придется.

А Оборвашку схватила, бросила ее в угол и с головой корзиной накрыла. Приехал царь. Мачехиной дочке туфельку примеряют, а царь сидит на корзине м смотрит. Взяла Оборвашка иголку и как уколет царя! Вскочил царь, кричит:

– Что это у вас в корзине?

А мачеха говорит:

– Ничего там нет, одна только индюшка.

Еще сильней уколола Оборвашка царя. Вскочил царь, кричит:

– Уберите корзину, увидим, что там за индюшка! Взмолилась мачеха:

– Не губите меня, не открывайте, сбежит моя индюшка.

Не слушает ее царь. Открыли корзину, вышла Оборвашка и говорит:

– Это моя туфелька, только мне она впору и придется.

Примерили Оборвашке туфельку, – вправду, впору пришлась.

Царь взял себе в жены Оборвашку, а мачеха так ни с чем и осталась.

Про два счастливых пятака

Жил один бедняк. Он был так беден, что и жена, и дети могли лишь мечтать куске хлеба. Встал однажды этот бедняк, попрощался с семьей и пошел искать работу.

Долго он бродил так, долго искал работу и нанялся, наконец, к одному купцу в батраки за двадцать рублей в год. Очень полюбил этот купец своего батрака за его усердие и честность. Прослужил бедняк год и говорит:

– Рассчитай меня, хозяин, уж год как на тебя работаю, надо мне и о семье подумать, в большой нужде я ее оставил.

Жалко купцу отдавать двадцать рублей, вот он и говорит:

– Что же тебе дать? Дать тебе двадцать рублей по уговору или два счастливых пятака?

Подумал батрак и говорит:

– Дай лучше два счастливых пятака.

Сказал купец:

– Я сейчас уезжаю торговать, буду в твоей стороне и занесу эти два пятака твоей семье.

Согласился батрак и послал с купцом два пятака, сам остался работать еще на год. Поехал купец. Видит – продают в одном городе кошку.

– Кошка за два пятака, – кричат, – кошка за два пятака!

Решил купец купить эту кошку за те два пятака. Купил и дальше поехал. Приехал в другой город, видит – только накроют люди богатый стол, весь дорогими кушаньями заставят, как выбегают сразу огромные крысы, набрасываются на стол, всю еду уничтожают. Гонят их люди, бьют и дубинами и палками – нет, никак с крысами не справятся.

Взял купец, выпустил свою кошку, бросилась она, всех крыс передушила.

Очень удивился царь этого города, никогда еще не видел он кошки, стал он просить купца уступить кошку ему.

Заупрямился купец:

– Не могу – чужая кошка, не моя!

Нет, не отстает царь!

– Бери что хочешь, купи хозяину другую кошку, только оставь мне ее.

Уговорили-таки купца, дали ему за кошку видимо-невидимо жемчуга и драгоценных каменьев, уложили все это на ослов, верблюдов и отправили.

Отвез купец жене своего батрака все это богатство и говорит:

– Это тебе твой муж прислал.

Не верят ему ни жена батрака, ни дети; что это, не сон ли?

Вернулся купец домой и говорит батраку:

– Видел твоих, здоровы все. – А не сказал, что он им такое богатство отвез.

Окончен и второй год, попросил опять батрак рассчитать его, только не хочет купец отпускать такого честного и хорошего работника. Вот он и говорит:

– Что же тебе дать – двадцать рублей по уговору или два счастливых пятака?

Подумал батрак и говорит:

– Дай мне два счастливых пятака.

Поехал опять купец торговать и взял с собой два пятака своего батрака, чтобы его семье передать, завернул их отдельно в бумажку.

Едет купец, видит – продают в одном городе зеркало, кричат:

– Зеркало за два пятака! Зеркало за два пятака!

Купил купец это зеркало за два пятака своего батрака и дальше поехал. Приехал во второй город, а в том городе царь живет.

У царя свадьба. Пригласили и купца, как богатого и знатного человека. Пришел купец и видит – одели царя, нарядили, принесли ему таз с водой, смотрится туда царь, что в зеркало.

Увидел это купец, принес царю то зеркало и подал.

Удивился царь:

– Что это такое?

И не знал царь, что на свете есть зеркала. Стал он просить купца: уступи, да уступи мне это зеркало, что хочешь бери за него.

Уступил купец зеркало. Дал ему царь за это зеркало видимо-невидимо всякого товара и скота.

Отвез купец и это все богатство жене батрака, закончил все дела, вернулся домой и говорит своему батраку:

– Был у твоих, здоровы все, отвез им, что получил.

Только не сказал опять, какое богатство им отвез.

Прошел и третий год. Решил батрак ехать домой к своим и попросил рассчитать его, а купец говорит:

– Что тебе дать: двадцать рублей по уговору или два счастливых пятака?

– Два счастливых пятака, – говорит батрак.

Обрадовался купец и говорит:

– Иди, научу теб<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.269 с.