О золотокудрых юноше и девушке — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

О золотокудрых юноше и девушке

2021-01-31 99
О золотокудрых юноше и девушке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жил на свете один человек, было у него три дочери. Матери у них не было, а была злая-презлая мачеха. Что колючки в глазах – то для мачехи мужнины дочки. Притворилась мачеха больной, говорит мужу:

– Уберешь дочек – встану, нет – умру.

Задумался старик: как лишиться дочерей? Думал, думал и решил:

– Пойдемте, дети, наберем яблок, я знаю хорошую яблоню.

Пошли, взяли с собой палас. Под яблоней вырыта была большая яма. Постелил старик палас поверх той ямы, прикрыл сверху листьями, залез на яблоню и говорит дочкам:

– Я буду сбивать яблоки, а вы возьмитесь за руки, подбегите все вместе и собирайте.

Растряс яблоню, взялись дочки за руки, побежали, ступили на палас, провалился палас, и все три девушки вместе с яблоками попадали в яму. Слез старик с дерева и поплелся домой. А девушки сидят в яме и плачут. Проголодались девушки, и говорит старшая:

– Съешьте меня, сестры!

– Нет, меня съешьте, – говорит средняя. А младшая стала просить бога:

– Пусть одна рука у меня станет заступом, другая лопатой.

Стала одна рука девушки заступом, другая лопатой. Роет она землю заступом, выгребает лопатой; рыла, рыла и дорылась до царских конюшен. В конюшнях стоят кони, едят изюм с миндалем. Подошла девушка, сама наелась и для сестер взяла. Так лазила она в царские конюшни и таскала изюм с миндалем. Похудели кони. Доложили конюхи царю.

– Кормим коней изюмом с миндалем, а они все худеют и худеют.

Поставил царь сторожей, смотрят сторожа – пришла девушка и давай выгребать в подол из кормушек изюм и миндаль. Схватили ее, ведут.

– Куда ведете? – спросила младшая сестра.

– К царю.

– Так подождите, приведу сестер, всех вместе поведете.

– Хорошо.

Отвели всех трех сестер к царю, рассказали те ему все.

Царь спросил старшую сестру:

– Что ты умеешь делать?

– Я такой ковер сотку, что все твое царство усядется и еще место останется.

– А ты что умеешь? – спросил царь среднюю.

– Я такой обед сварю, что в яичной скорлупе уместится, а весь твой народ тем обедом насытится.

– А ты? – спросил царь младшую.

– Я могу родить золотокудрых детей – мальчика и девочку, – сказала младшая.

Царь женился на младшей, а старших отдал своим советникам.

Прошло время, родила царица золотокудрых детей. Завидно старшим. Выкрали они детей, подбросили вместо них щенят, золотокудрых детей бросили в колеса мельницы, а царю доложили:

– Родила твоя жена щенят, а не золотокудрых детей.

Разгневался царь:

– Возьмите ее, привяжите к воротам: пусть прохожие плюют ей в лицо и грудь сажей мажут.

Привязали бедную женщину к воротам, плюют ей в лицо, мажут грудь сажей.

А мельник услышал детский плач, вышел. Видит – застряли в колесах дети – мальчик и девочка.

– Не дал мне бог своих детей, так хоть их усыновлю, – сказал мельник, взял золотокудрых детей, выстроил им дом и поселил их там.

Вот раз царь затеял пир. Позвал он на тот пир всех подданных – мужчин и женщин. Пошли и золотокудрые брат с сестрой. Кто ни пройдет в ворота, все плюют в лицо этой женщине и мажут ей грудь сажей. Прошли золотокудрые брат с сестрой, отмыли ей грудь и поцеловали, а лицо розой обласкали.

Собрались гости к царю, сели, разговаривают. Встал золотокудрый юноша и говорит царю:

– Та женщина, что к воротам прикована, – моя мать, а ты, царь, – мой отец.

Не поверил царь.

Взял юноша со стола сухую виноградную ветвь и сказал:

– Если все это правда и она – моя мать, зазеленеет эта ветвь и повиснут на ней гроздья винограда. – Потом взял жареного фазана и сказал: – Если это правда и ты, царь – мой отец, оживет этот фазан, прыгнет на эту ветвь и крылами поведет.

Только он произнес – зазеленела в его руках ветка, повисли на ней спелые, сочные ягоды винограда, а фазан ожил, взлетел на ветку и встряхнул своими красивыми крыльями. Обрадовался царь, обнял своих детей и стал целовать. Привели мать, одели ее в царские одежды и воздали ей царские почести, а злых сестер привязали к конским хвостам и на куски разорвали.

Мор там, пир здесь.

Отсев там, мука здесь.

Седло в Мцхета я забыл,

Сбрую – на Арагви,

Дай вам всем победы,

Кто добром живет.

Земля возьмет свое

Жила одна вдова, и был у нее единственный сын. Растет сын и видит, что у всех есть отец, только он никого не может назвать отцом.

– Отчего у всех есть отец, только у меня его нет? – спросил он мать. Мать сказала:

– Умер твой отец.

– А что такое – умер? Что он, не придет к нам больше?

– Он к нам не придет, но мы все пойдем туда, где он, – сказала мать, – никто не избежит смерти.

Юноша сказал:

– Я никого не просил о жизни, но если уж я живу, то не хочу умирать. Пойду найду такое место, где не умирают.

Долго упрашивала мать его не ходить, но не послушался сын и отправился искать такое место, где не умирают. Обошел он всю землю. Куда ни придет, спрашивает:

– Есть здесь смерть?

– Есть, – отвечают ему.

Загрустил юноша: нет такого места, где не умирают. Идет он как-то полем, видит – стоит олень с высокими ветвистыми рогами. Очень понравились юноше оленьи рога, и спросил он оленя:

– Не знаешь ли места, где не умирают?

– Такого места нет, – сказал олень, – но пока мои рога не дорастут до»неба, я не умру, а дорастут – и смерть моя придет. Хочешь, оставайся со мной и не умрешь, пока я буду жить.

– Нет, – сказал юноша, – жить – так вечно, а умереть я мог и там, откуда пришел.

Пошел юноша дальше, прошел поле, прошел все долины и добрался до гор, видит – сидит ворон на скале, чистится, а пух вниз, в огромное глубокое ущелье, роняет.

Юноша спросил ворона:

– Не знаешь ли места, где не умирают?

– Нет, – сказал ворон. – Вот я буду жить, пока все это ущелье не наполнится моим пухом, а наполнится – умру. Оставайся со мной и проживешь, пока я буду жить.

Посмотрел юноша в ущелье, покачал головой.

– Нет, – сказал он, – жить – так вечно, а умереть я мог и там, откуда пришел.

Пошел юноша дальше, прошел всю землю, подошел к морю. Прошелся по берегу – не знает, куда идти. Ходит день, ходит два – ничего не видно. На третий день видит – блестит что-то вдали, подошел ближе – стоит хрустальный замок. Обошел юноша вокруг замка – никак дверей не найдет. Долго мучился он, наконец заметил небольшую полоску, догадался, что это и есть двери, надавил что было сил, открылась дверь. Вошел юноша вовнутрь и видит – лежит женщина такой красоты, что само солнце позавидовало бы ей, если бы увидело ее. Очень понравилась женщина юноше, да и он ей приглянулся. Юноша спросил:

– Прекрасная, хочу уйти от смерти. Не знаешь ли места, где не умирают?

– Такого места нет, – сказала женщина, – зачем тебе искать напрасно? Оставайся со мной.

Он сказал:

– Я не тебя искал, я ищу такое место, где бы не умирали, иначе остался бы там, откуда пришел.

Женщина сказала:

– Земля возьмет свое, ты сам не захочешь быть бессмертным. Скажи-ка, сколько мне лет?

Посмотрел юноша на нее: ее юная грудь, ее свежие щеки цвета розы были так прекрасны, что он совсем забыл о смерти.

– Самое большее пятнадцать лет, – сказал он.

– Нет, – ответила женщина, – я создана в первый день сотворения мира. Меня зовут «Красой», и я никогда не буду старой и никогда не умру. Ты бы мог остаться со мной навсегда, но сам не захочешь – земля позовет тебя.

Поклялся юноша, что никогда не уйдет от нее.

Стали они жить вместе. Годы пролетели, как мгновенье. Многое изменилось на земле. Многие умерли, обратились в прах, многие народились, земля меняла лицо, но юноша не замечал, как летело время. Женщина была все так же прекрасна, а он все так же молод. Пролетели тысячи лет. Соскучился юноша по родине, захотелось ему навестить своих. Сказал он:

– Хочу пойти повидать мать и родных.

Она сказала:

– От них уж и костей в земле не осталось.

Он сказал:

– Что ты! Всего три-четыре дня, как я здесь, что могло с ними статься?

Женщина сказала:

– Я говорила тебе – земля возьмет свое. Хорошо, иди и, что бы ни было с тобой, вини в том себя.

Дала она ему три яблока и велела съесть их, когда затоскует.

Попрощался юноша с ней и пошел. Шел, шел, видит – скала, на которой сидел ворон. Посмотрел юноша: все ущелье засыпано пухом и ворон сам тут же, весь высохший лежит. Потемнело в глазах у юноши, хотел он вернуться назад, но не пускает его уже земля, тянет вперед. Пошел дальше, видит – в поле стоит, олень, рога доросли до неба, а сам олень умирает. Понял юноша, что много времени прошло с тех пор, как ушел он из дому. Пошел дальше, добрался до родных мест, но не нашел ни родных, ни знакомых. Спрашивает у людей о матери, но никто даже не слышал о ней. Ходит он один, и никто не узнает его. Наконец, встретил он одного старика, рассказал ему, кого он ищет. Старик сказал:

– Эта женщина, как я слышал от дедов и прадедов, жила когда-то, но как может ее сын быть теперь в живых?

Пошел по всей земле слух об этом человеке. Чего только не говорят о нем! Смотрят на него, как на диковинку.

Бродит юноша один. Заскучал он. Пришел на то место, где стоял когда-то его дом, и нашел только развалины, что поросли порыжелым уже мхом. Вспомнил юноша свою мать, детство, товарищей и загрустил. Решил он съесть яблоки, что дала ему женщина из хрустального замка. Достал он одно яблоко, съел его, и вмиг выросла у него длинная седая борода. Съел другое яблоко – подкосились у него колени, согнулась поясница и без сил упал он на землю. Лежит, не может двинуть ни рукой, ни ногой. Позвал он прохожего мальчика:

– Подойди ко мне, мальчик, достань из моего кармана яблоко, подай мне.

Достал мальчик яблоко, подал ему, надкусил он его и тут же умер.

Похоронила его деревня всем миром.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.