Программа групповых занятий с детьми 4-5 лет — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программа групповых занятий с детьми 4-5 лет

2021-02-01 71
Программа групповых занятий с детьми 4-5 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Кто я?

 

Занятие 1. Я расту, изменяюсь

Упражнение 1. «Самое интересное летом».

Дети вспоминают и рассказывают группе самый интересный случай, который произошел с ними летом.

Упражнение 2. «Я — маленький. Я — большой».

Ведущий предлагает детям по очереди принимать позу маленького ребенка, потом позу взрослого, потом вернуться в свой возраст.

Упражнение 3. «Я расту».

Ведущий просит одного из детей показам, размеры ребенка, который недавно родился. Затем приложить этот размер к другому ребенку и сделать наблюдение, что все дети сильно выросли за 4-5 лет своей жизни. После этого, используя стулья, дети показывают рост взрослого человека Размышляют над тем, сколько им еще предстоит расти.

Упражнение 4. «Интервью».

Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит представиться по имени и отчеству, рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.

Упражнение 5. «Ручеек радости».

Дети берутся за руки, закрываю! глаза и мысленно передают друг другу радость.

 

Занятие 2. Я расту, изменяюсь

Упражнение 1. «Мысленная картинка».

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Умел — умею — буду уметь».

Один из детей сначала садится на корточки, потом поднимается, затем залезает на стул, изображая при этом себя маленького, себя сейчас и себя в будущем. И соответственно придумывает, что он умел раньше, умеет сейчас, чему еще научится. После того как это проделают все дети, начинается второй круг. Но теперь дети говорят, как их называли раньше, как называют сейчас и как станут называть в будущем. В третьем круге дети называют одежду, которую носили, когда были маленькими, одежду, которую носят сейчас, и одежду, которую будут носить.

Упражнение 3. «Линия времени».

Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы жизни человека. В центр круга рядом ставятся два стульчика — это кроватка. Один из детей ложится на стульчики, двигает руками и ногами, изображая младенца. Ведущий — мама, которая качает ребенка. Далее ребенок вырастает — идет в детский сад. Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда ребенка, затем играет роль воспитательницы. Потом ребенок идет в школу, ведущий при этом становится учителем. Когда ребенок вырастает большим, он идет в армию, на работу, в институт (как сам придумает). Соответственно ведущий — либо начальник, либо командир, либо преподаватель. Важно, чтобы ребенок сам строил линию времени, а взрослый только помогал в инсценировании «содержания возрастов».

Упражнение 4. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э. Мошковской

Нос, умойся

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грянь, смывайся!!!

Упражнение 5. «Ручеек радости».

 

Занятие 3. Я - мальчик, девочка

Упражнение 1. «Мысленная картинка».

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Девочки и мальчики умеют».

Ведущий берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч — то, что умеют девочки.

Упражнение 3. «Я люблю».

В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю...», затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

Упражнение 4. «Я — мама».

Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата), остальные стараются отгадать.

Упражнение 5. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И. Мазнина.

Почему киты молчат

Почему, почему

Говорят коровы — МУ,

Кошки - МЯУ,

ГА В — собаки,

Овцы — БЕ,

Козы - ME,

А киты — ни БЕ ни ME?

Почему киты молчат,

Ничего не говорят.

Хоть имеют киты

Преогромные рты?

Потому, что киты

В рот набрали воды!

Упражнение 6. Ручеек радости».

 

Занятие 4. Какие девочки – какие мальчики

Упражнение 1. «Мысленная картинка».

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Какие девочки — какие мальчики».

Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

Упражнение 3. «Что любят мальчики, что любят девочки».

Ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков — откатить.

Упражнение 4. «Кто кого обидел».

Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.

Упражнение 5. «Мама делает, папа делает».

Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Г. Кружкоиа.

Грозная хозяйка

«Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» —

Почувствовал пес и полез в конуру.

«Подальше, мой милый, держись от собак!»

— Сказал себе кот и махнул на чердак.

«Коты — это скверно, пора уходить!» —

Подумала мышь и сквозь щелочку - фить!

— Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! —

Вскричала хозяйка и влезла на стул.

Упражнение 7. «Ручеек радости».

Тема 2. Я – хозяин своих чувств

 

Занятие 5. Кто такой хозяин своих чувств?

Упражнение 1. «Мысленная картинка».

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Собачка хочет ласки».

Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок «собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.

Упражнение 3. «Хозяин чувств».

Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других — такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни не приятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться и управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (ко­манды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).

Упражнение 4. «Стоп, кулак!»

Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

Упражнение 5. «Танцы для пальцев».

Дети представляют, что их пальцы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют вприсядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг елочки и т.п.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я. Маршака.

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котенка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Упражнение 7. «Ручеек радости».

 

Занятие 6. Я учусь не драться

Упражнение 1. «Мысленная картинка»

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать представить что-нибудь волшебное какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

Упражнение 2. «Оживи картинку».

Ведущий показывает фотографию какого-нибудь животного и просит детей точно отобразить позу этого животного.

Упражнение 3. «He-хозяин чувств».

Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяина своих чувств» на стульчик «не-хозяина чувств» и придумывают действия и реплики в этих ситуациях. Например, Миша толкнул Машу. Если Маша хозяйка своих чувств, то она... Если Маша не хозяйка своих чувств, то она...

Упражнение 4. «Стоп, кулак! А как?»

Ребята начинают игру прошлого занятия «Стоп, кулак!», но продолжают ее обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.

Упражнение 5. «Сказочная страна».

Дети закрывают глаза и представляют себе сказочную страну. Ведущий просит детей «рассмотреть», что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л. Барбаса:

Вова-растеряшка

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может, плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять —

И засунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!

Упражнение 7. «Ручеек радости».

 

Занятие 7. Я учусь не обзывать других

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Волшебство».

Упражнение 2. «Кто больше знает обзывалок».

Ведущий предлагает вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спрашивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзывают друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употребляются как ответные реакции «Ты —...» — «А ты —...».

Упражнение 3. «Обзывалки, стоп!»

Проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

Упражнение 4. «Оживи картинку».

Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть фотографию или картинку с интересным для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из остальных детей. Для некоторых элементов картинки, например, для дома он может использовать несколько человек.

Упражнение 5. «Акулы—рыбки».

Дети делятся на две группы, акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся, но одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки, но другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение В. Семерина.

Страшный зверь

Прямо и комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся,

У него горят зрачки —

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится...

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул;

— Рысь!!!

Храбрый мальчик крикнул;

— Брысь!!!

Упражнение 7. «Ручеек радости».

 

Занятие 8. Я учусь не обзывать других

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Обида».

Упражнение 2. «Хозяин своих чувств».

Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе, Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

Упражнение 3. «Какими чувствами нужно уметь управлять?»

Ведущий обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства — злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.

Упражнение 4. «Обида, стоп».

Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

Упражнение 5. «Волк-волчишко, пусти переночевать».

В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами; «Волк-волчишко, пусти переночевать». Волк отвечает; «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущей говорит; «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро под­няться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.

Упражнение 6. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э. Мошковской

Лежебока

Горько живет Лежебока —

Кровать Лежебоке высока.

Полы от кровати далеко.

Слезать Лежебоке - морока!

Вот и лежит Лежебока.

Спит Лежебока без срока.

Уже отлежал оба бока...

Спит и вздыхает глубоко:

— Кабы еще два бока!..

Упражнение 7. «Ручеек радости».

 

Занятие 9. Можно ли обидеться на маму?

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Обида».

Упражнение 2. «Хозяин своих чувств».

Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирается пара: хозяин и его чувство. Хозяину завязывают глаза. А «чувство» мимикой и позой изображает то или иное состояние. Хозяин ощупывает его и пытается узнать «свое чувство». Узнав, обнимает со слова ми: «Я люблю тебя, мой страх, злость, радость» и т.п.

Упражнение 3. «Обида, стоп!»

Ведущий спрашивает детей, как может ребенок обидеть свою маму. Далее ведущий принимает роль мамы. Дети понарошку обижают его. Мама ведущий сначала обижается, а затем прощает ребенка. Ведущий спрашивает: «Почему мамы всегда прощают своих детей?» Делается вывод, что мамы очень любят своих детей, поэтому всегда готовы их простить.

Упражнение 4. Работа со сказкой «Можно ли обидеться на маму?»

Дети слушают, придумывают окончание, а затем инсценируют сказку. Как зайчик обиделся на свою маму (О. Хухлаева)

В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на солнечной полянке.

¾ Мама, можно я пойду погулять с друзьями? — спросил он.

¾ Конечно, можно, — сказала мама, — только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукует три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.

¾ Я обязательно приду вовремя, — сказал Зайчик и побежал гулять.

На лесной полянке ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, го в салочки, то в чехарду... Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять. По Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.

Но мама была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она сильно отругала Зайчика и не разрешила смотреть телевизор. Зайчик очень огорчился и обиделся на нее. «Мама меня совсем не любит. Ведь если бы она любила, то не стала бы наказывать меня. Уйду-ка я из дома», — решил он.

Зайчик тихонечко вышел из дома и пошел в лес. В лесу ночью было очень неуютно, страшно, холодно. Зайчик захотел к маме, но не смог простить се, поэтому остался в лесу, спрятался под куст и кое-как уснул.

Наступило утро. Зайчик все еще обижался на маму. Но все же решил пойти посмотреть в окошечко, что там мама делает без него. Он тихонько подошел к своему домику, заглянул в окно. А там мама... Что делает? Правильно ребята, мама горько плачет без Зайчика. Ну, а что было дальше? Дальше придумайте, ребята, сами (см. Приложение, с. 53).

Упражнение 5. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л. Квитко.

Вася хозяйничает

(и оригинале имя - Лемеле)

Мама уходит, спешит в магазин:

«Васенька, ты остаешься один».

Мама сказала: «Ты мне услужи

Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь, мой сынок,

Поймай петуха и запри на замок».

Сестренка, тарелки, петух и дрова...

У Васи, однако ж, одна голова!

Схватил он сестренку и запер в сарай.

Сказал он сестренке: «Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно помыл кипятком.

Четыре тарелки разбил молотком.

Но долго пришлось с петухом воевать —

Ему не хотелось ложиться в кровать.

Упражнение 6. «Ручеек радости».

 

Занятие 10. Ты обиду не держи, поскорее расскажи

Упражнение 1. «Мысленная картинка» на тему «Мальчик (девочка) обиделся».

Упражнение 2. «Простучи обиду на барабане».

Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то из присутствующих обиделись. Когда «обидевшийся» «простучит» обиду на барабане, дети начинают угадывать, на кого он обиделся. Разрешение чувствовать обиду или быть «загаданным» доставляет им удовольствие, заставляет их громко смеяться. В конце концов «методом тыка» дети доходят до загаданного. После чего можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение 3. Работа со сказкой.

Дети слушают и обсуждают сказку о лисенке. Приходят к выводу, что следует рассказать о своей обиде, тогда она проходит. Затем разучивают секрет: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».

Сказка о лисенке, который обиделся (О. Хухлаева)

В большом лесу, где живет много зверюшек, жила-была семья лисичек с сыном лисенком. Лисенок любил играть со своими друзьями на поляне, которая была в самой середине леса. Это была очень красивая поляна. На ней росло много цветов: ромашек, колокольчиков, маков. Л между ними была мягкая зеленая травка.

И вот в один теплый летний день лисенок собрался пойти погулять. Он уже почти выходил из дома, но в этот момент его позвала мама. Она попросила лисенка не уходить из дома и помочь ей.

«Ну, как же так, — подумал лисенок, - именно в этот день, когда мы собрались строить шалаш на поляне, я должен остаться дома! Теперь они будут строить без меня!». Но как уйти без разрешения мамы? Если сказать ей про шалаш, она может не разрешить. Поэтому он отправился в свою комнату и заплакал. А позднее, когда он помогал маме, у него ничего не получалось и все падало из рук. Он опять пошел в свою комнату. Но там ему стало еще хуже. Он не стал играть в свои игрушки, просто сидел и обижался. Поэтому когда мама пришла к нему и стала расспрашивать, что с ним случилось, лисенок не стал с ней разговаривать.

И так он сидел почти до самого вечера. «А ежик с зайчиком, наверное, уже играют в шалаше», - вдруг подумал он и, совсем расстроившись, с криком побежал к маме: «Это все из-за тебя! Из-за тебя я один тут сижу!» Но мама не рассердилась на него за крик, наоборот, она приласкала его и сказала: «Ну что же ты не рассказал мне о шалаше сразу? Беги скорей, может быть, ты еще успеешь».

Лисенок действительно успел поиграть в шалаше и пришел домой совершенно счастливым. Но главное, он теперь знал, как ему справляться со своими обидами — просто надо рассказать о них.

Упражнение 4. «Чтоб не обижаться, надо расслабляться».

Ведущий говорит детям о том, что иногда от обиды хочется плакать. А чтобы не плакать, нужно научиться расслабляться. Детям демонстрируется мягкая игрушка, они ее трогают, проверяют, действительно ли она мягкая, а затем стараются стать такими же мягкими сами. Далее ведущий нескольким ребятам по очереди говорит «обидные» слова, а остальные проверяют сохранение ими расслабленного состояния.

Упражнение 5. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение из зарубежного фольклора.

Котауси и мауси


Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!»

Но ответила умная Мауси:

«Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!»

Так ответила умная Мауси —

И скорее бегом от Котауси!


Упражнение 6. «Ручеек радости».

Тема 3. Мои чувства

 

Занятие 11. Страх

Упражнение 1. «Мысленная картинка "Кто-то очень страшный"».

Beдущий просит детей закрыть глаза, представить кого-то очень страшного, затем рассказать про него сказку (см. Приложение, с. 53-54).

Упражнение 2. «Руки-звери».

Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде ведущего рука одного из партнеров превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя), который гуляет по спине другого. При этом нужно обязательно оговорить, что нельзя делать друг другу больно.

Упражнение 3. «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь».

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть ведущий) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Человека-Паука и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, он становится водящим и продолжает игру.

Упражнение 4. Работа со сказкой.

Детям читают сказку о Зайчишке-трусишке. После чтения и обсуждения дети по очереди играют роль Зайчонка в финальной сцене — становятся на стульчик посреди группы, а остальные хором кричат: «Верь в себя — и ты победишь».

Верь в себя (О. Хухлаева)

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым, делать что-то полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и совсем не верил в себя. «Разве я что-то могу? Разве я что-то сумею? Мне страшно вечером в темноте, страшно одному дома, страшно далеко плавать», — думал он. Поэтому в лесу все его звали Зайчишкой трусишкой. От этого ему становилось грустно, обидно. И он часто плакал, когда оставался один. А не дразнил Зайчонка только его единственный друг Барсучонок.

И вот как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска сломалась, и он упал в реку. Он не умел плавать и стал барахтаться и кричать, прося о помощи. А Зайчонок умел немного плавать, но он сам очень испугался. Он бегал, но берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка». Не думая об опасности, он бросился в воду и вытащил друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что это Зайчонок спас друга. Но потом стали хвалить Зайчонка и устроили большой праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. И на всю жизнь он запомнил слова, которые сказал сам себе в трудную минуту: «Верь в себя - и ты победишь!»

Упражнение 5. «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Б. Заходера.

Приятная встреча

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал ни знака —

Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:

«Чего он так смотрит — букой?».

А Бяка думал: «Однако

Какой он ужасный бяка!»

Упражнение 6. «Ручеек радости».

 

Занятие 12. Кто живет в темноте?

Упражнение 1.  «Мысленная картинка» на тему «Кто живет в темной комнате».

Дети рассказывают группе свои «картинки», а затем каждый ребенок звуками и телом показывает то существо, которое он увидел.

Упражнение 2.  «Темная комнатка».

Из трех стульев, накрытых тканью, строится темная комнатка. Затем один из детей по желанию играет роль смелого ребенка. Ему завязывают глаза. А в это время другой ребенок залезает в темную комнатку. Смелого ребенка подводят к темной комнатке, помогают туда забраться. Ему необходимо на ощупь определить, с кем из детей он встретился в темноте.

Упражнение 3.  «Грустная Темнота».

Ведущий рассказывает детям о грустной Тетеньке Темноте, у которой совсем нет друзей. Ведь ночью все спят, а кто не спит, тот боится Темноты, норовит поскорее прогнать ее, свет включить. Далее дети по очереди укутываются темной тканью, принимая роль Тетеньки Темноты. Тетенька Темнота просит детей с ней подружиться, при этом она не умеет говорить словами (ведь ей не с кем было разговаривать!), а объясняется только звуками. Дети по желанию подходят к Темноте, гладят ее и говорят добрые слова.

Упражнение 4.  «Фу, убирай!»

Дети собираются вместе и ставят кулачки «столбиком», то есть один кулачок поверх другого. Ведущий произносит слова: «Ветром дунет, огнем сожжет — фу, убирай!» Дети должны быстро убрать кулачки и сесть на свои места.

Упражнение 5.  «Сказка по кругу».

Дети сочиняют сказку по кругу, добавляя каждый по 1—2 предложения (см. Приложение, с. 54).

Упражнение 6.  «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют сти­хотворение К. Кангура.

Сороконожка

Муж-сороконожка

Собирался в гости.

Но, взглянув в окошко.

Сморщился от злости:

На дворе закапал дождь...

А день-то был хороший!

Как на улицу пойдешь?

Напяливай калоши!

Просит: «Выручай, жена.

Знаю, глаз твой зорок.

Где калоши? Здесь одна,

А нужны все сорок!»

Жена сороконожка

В угол заползла

И тридцать три калоши

Ему приволокла.

Муж одну, другую ножку

Обувает понемножку,

Отдувается, ворчит,

По полу ногой стучит.

Лезет под кровать жена:

Тридцать пятая нужна!

— И за что мне столько мук?

На, держи еще пять штук!

Муж-сороконожка

И сам уже устал.

Опять взглянул в окошко,

А дождик перестал!

Швырять он стал калоши

То в угол, то под стол.

Обиделся на дождик

И в гости не пошел.

Упражнение 7.  «Ручеек радости».

 

Занятие 13. Злость

Упражнение 1.  «Мысленная картинка» на тему «Что-то очень злое».

Упражнение 2.  «Злая Черная Рука».

Детям рассказывают сказку о Злое Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, то есть всем причиняла боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее они обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их руки были похожи на Черные (ситуации драки). В результате обсуждения делается вывод, что Черную Руку никому не хочется иметь.

Упражнение 3.  «Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку».

По команде ведущего «Злая, злая, злая...» каждый ребенок своей рукой изображает Злую Черную Руку. По команде «Добрая рука» быстро снимают напряжение и изображают добрую и ласковую руку.

Упражнение 4.  Работа со сказкой. Дети слушают сказку.

Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала (О. Хухлаева)

Жили-были веселые дети Танечка и Ванечка. Все их очень любили: и мама с папой, и воспитательница, и ребята в детском саду. Но как-то раз они вышли гулять во двор, налетела тут откуда-то злая туча и захватила Танечку и Ванечку в плен. А назывался тот плен «Королевство Злючек». И все, кто попадал в то королевство, тут же становились вот такими (дети показывают) — злыми и некрасивыми. И Танечка с Ванечкой злыми стали, научились кусаться, плеваться, драться и даже ногами пинаться. Кто может показать, чему они научились? И даже обзываться они научились. Как вы думаете, какими словами? Но злая туча еще большее зло для наших ребят придумала. Она возвратила их обратно в свой двор, но расколдовывать не стала. И что тут началось! Танечка с Ванечкой на маму злятся. У папы потихоньку компьютер ломают. А ребят в детском саду то обзовут, то стукнут, а иногда и стукнут и обзовут сразу. А как вы думаете, какая жизнь у Танечки с Ванечкой настала? Почему? Правильно вы догадались, совсем плохая жизнь у них стала, потому что злым очень трудно живется на свете.

Был у Танечки с Ванечкой лучший друг Паша. Решил Паша победить злую тучу, собрал все свое оружие и вызвал ее на бой. Подошла тут к Паше добрая волшебница — воспитательница Татьяна Кирилловна и сказала: «Зло ты злом не победишь, только людям навредишь». «А чем же мне победить зло?» — растерялся Паша. «Злого надо полюбить, чтоб о зле он мог забыть», — ответила ему мудрая воспитательница. Вот и мы с вами запомним эти слова и поиграем в заколдованных злых Танечку и Ванечку, которых будем все вместе расколдовывать.

Упражнение 5.  «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку».

Двое ребят — Танечка и Ванечка — садятся на стульчиках в центре группы и делают злые лица. Дети по очереди подходят к ним, гладят и говорят добрые слова до тех пор, пока Танечка и Ванечка не расколдуются и не улыбнутся.

Упражнение 6.  «Театр».

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение М. Бородицкой.

Убежало молоко

Убежала молоко,

Убежало молоко!

Вниз по лестнице скатилось,

Вдоль по улице пустилось,

Черед площадь потекло,

Постового обошло,

Под скамейкой проскочило,

Трех старушек подмочило,

Угостило трех котят,

Разогрелось — и назад:

Вдоль по улице летело,

Вверх по лестнице пыхтело,

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела:

— Закипело? Закипело!

Упражнение 7.  «Ручеек радости».

 

Занятие 14. Злость

Упражнение 1.  «Мысленная картинка очень-очень добрая».

Упражнение 2.  «Подыши как...»

Ведущий просит детей подышать, как дышит спокойный человек, разозлившийся, испуганный, человек перед сном.

Упражнение 3.  «Кто больше всего боится злого».

Ведущий просит ребят вспомнить какого-либо злого персонажа, которого можно испугаться. Затем один ребенок принимает роль этого персонажа, остальные дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» и показывают мимикой, телом, голосом, как им страшно.

Упражнение 4.  «Кто меньше всех боится злого?»

Ведущий сам превращается в злого персонажа. Пугает детей (всю группу сразу). Детям нужно остаться расслабленными и не испугаться (не двигаться и не визжать).

Упражнение 5.  Работа со сказкой. Дети слушают и обсуждают сказку.

Сказка о храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые (О. Хухлаева)

На берегу тихой, спокойной, светлой реки в зеленом лесу жили зайчата Прыг и Скок со своими папой и мамой. Замечательные зайчата! Красивые, веселые, умные, добрые, но немного трусливые. Идут с мамой по лесу. Закричит птица — трясутся от страха, гром загремит - со всех ног домой бегут. А однажды ночью пошли в лес цветы собирать. Это есть такие специальные цветы, их ночью собирают. А потом ими лечатся. Так вот пошли они ночью в лес, а там филин закричал, и наши зайчата от страха потерялись — до утра их мама искала. Родители очень горевали: «Такие славные лети, а всего боятся». Зайчата тоже огорчались. Но ничего с собой поделать не могли. Как-то раз ушли мама с папой в лес за травкой на обед. А тут волки пожаловали. Испугались зайчата, залезли под кровать, дрожат от страха. Но вдруг такая страшная мысль к ним пришла: «А как же мама с папой? Они вот-вот вернутся, а волки их и съедят». Что делать? И тогда Прыг и Скок опрокинули шкаф с посудой. Шум! Гром! Испугались волки и убежали.

Вскоре и мама с папой пришли, встревоженные — соседи волка видели. А дети им все рассказали. Так вот мама и папа узнали, что дети их на самом деле храбрецы. А зайчата потом все время повторяли: «Страх за других всегда свой страх побеждает».

Упражнение 6.  «Волше<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.