Нормативы допустимого сброса (НДС) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Нормативы допустимого сброса (НДС)

2021-01-31 89
Нормативы допустимого сброса (НДС) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время основным нормативным показателем, по которому производится оценка экологического состояния водных объектов и нор­мирования в них содержания химических веществ, является предельно допус­тимая концентрация (ПДК) для различных видов водопользования, ориентиро­ванные, в первую очередь, на сосредоточенные источники поступления загряз­няющих веществ. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условий целевого использования водного объекта – хозяйственно-питьевое водопользование, коммунально–бытовое водопользование и рыбохозяйственное водопользование. На базе ПДК разрабатываются нормативы допус­тимых сбросов (НДС) вредных веществ в поверхностные водные объекты.

Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ в водные объекты – это нормативы, установленные для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от источников в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества воды в контрольном створе. НДС в настоящее время пришел на смену ранее использовавшимся ПДС (предельно допустимым сбросам).

Целью установления нормативов допустимых сбросов (НДС) является определение допустимого количества веществ, поступающих в водные объекты в результате хозяйственной деятельности предприятия, при котором состав вод сохраняется на уровне, сформировавшемся под влиянием природных факторов, а также обеспечение норм качества вод в водных объектах путём реализации водоохранных мероприятий.

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[6].

Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты регламентируют отведение в водотоки и водоемы возвратных вод, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние подземных и поверхностных вод. Норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе (контрольный створ - поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды) или на участке водного объекта с учетом его целевого использования. При превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов.

При разработке НДС принимаются во внимание следующие факторы:

- качество сточных вод, поступающих в водный объект;

- фоновое качество воды в месте водозбора и в контрольном створе для гидрологических условий года 95%-ной обеспеченности;

- ожидаемую максимальную загрузку основного технологического оборудования предприятия;

- ожидаемые максимальные объемы водопотребления и водоотведения;

- планируемое развитие предприятия (реконструкция существующего оборудования, ввод новых мощностей и т.д.).

НДС устанавливается для каждого загрязняющего вещества (с учетом наличия веществ I и II классов опасности) с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ), каждого выпуска сточных вод и предприятия в целом. 

В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

При наличии нескольких водопользователей НДС устанавливается с ориентацией на оптимальное распределение массы сбрасываемого вещества между ними.

Нормативы допустимого сброса в целом для предприятия должны устанавливаться по совокупности значений НДС всех отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения (сброса), т.е. как суммарное значение этих НДС.
При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей, нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования, а в водоемах - на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования.

Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС) не предусматривает разработку нормативов допустимых сбросов для радиоактивных веществ.

Главным положительным элементом этой системы является учет разбавления и самоочищения сбрасываемых со сточными водами загрязняющих веществ с потенциальной возможностью учета на отдельных речных участках совокупности сброса загрязняющих веществ от всех источников их поступления. При этом реализуется возможность назначения промежуточных нормативов сброса – временно согласованных сбросов (ВСС) сточных вод.

Сброс веществ на уровне НДС является нормативом допустимого воздействия, не наносит вреда окружающей природной среде, обеспечивает экологическое благополучие водного объекта, безопасное использование водного объекта для соответствующих целей и определяется ассимилирующей способ­ностью конкретного водного объекта.

Если сброс сточных вод действующими предприятиями превышает ус­тановленный норматив, то в этом случае контролирующий орган имеет право согласовать лимит сброса - временно согласованный сброс загрязняю­щих веществ. Водопользователь в этом случае разрабатывает и реализует план водоохранных мероприятий, который включает в себя работы по восста­новлению, рациональному использованию и охране водного объекта и имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы [8].

Временно согласованный сброс - это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с определенным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени, установленная на ограниченный срок в соответствии с планами поэтапного достижения НДС.

Сброс веществ на уровне лимита ВСС, превышающий величину НДС, относится к негативному воздействию, не зависит от ассимилирующей способ­ности водного объекта (ассимилирующая способность водного объекта - способность водного объекта принимать определенную массу веществ в единицу времени без нарушения нормативов качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования) и отражает степень реализации существующих техноло­гий, в том числе наилучших, реализации других природоохранных проектов с учетом достижения установленных нормативов допустимых сбро­сов вредных веществ.

При установлении нормативов допустимого сброса веществ в водный объект и лимитов ВСС, должны учитываться следующие параметры:

- все основные характеристики водного объекта (в том числе его способность ассимилировать), в который осуществляется сброс;

- тип водопользования;

- основные параметры и место расположение створов для выпуска сточных вод;

- значения фоновых концентраций в водном объекте.

В соответствии со ст. 44, 60 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ [9] запрещается сброс сточных и(или) дренажных вод в водные объекты:

· содержащие природные лечебные ресурсы;

· отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:

· зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

· первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

· рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Нормативы допустимых сбросов используются при:

· выдаче лицензий на водопользование,

· осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,

· установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,

· наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства,

· оценке эффективности водоохранных мероприятий.

Исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.

Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной воды. Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как среднеарифметическое значение концентрации за год.

Величины НДС разрабатываются и утверждаются для дейст­вующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организа­цией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс.

НДС играет важную роль в формировании водоохранной политики, но практика показала, что существуют принципиальные недостатки системы, к которым можно отнести:

1. Заложенная в основу определенная противоречивость и субъек­тивный подход при разработке программ по комплексному использованию и ох­ране водных объектов не позволяют добиться требуемых результатов, мини­мизации негативного воздействия и поддержания водных объектов в естест­венном природном состоянии.

2. Практически все водные объекты относятся к рыбохозяйственному виду водопользования с нормированием по самым строгим ПДК. В тоже время естественный природный фон, технико-экономические показатели реализации намечаемых мероприятий и финансовые возможности водопользователей не учитываются. Все это приводит к установлению практически недостижимых требований, их экономической нецелесообразности и, как следствие, к их не­гласному игнорированию водопользователями.

3. Невозможность выделения наиболее напряженных участков во­дотоков, основных загрязняющих веществ и химических соединений, а также невозможность ранжирования участков по длине водотока по привнесу за­грязняющих веществ.

4. Слабое экологическое обоснование требуемого качества вод на от­дельных речных участках как в сторону ужесточения, так и послабления.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №469 нормативы допустимых сбросов утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с:

· Росгидрометом;

· Роспотребнадзором;

· Россельхознадзором;

· Ростехнадзором.

НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия, в следующих случаях:

· при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и во­дозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой кон­центрации и др.);

· при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;

· при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Пересмотр и уточнение ранее утвержденных НДС может быть произведен как одновременно для совокупности водопользователей, расположенных в бассейне водного объекта в пределах водохозяйственно­го участка, так и индивидуально, для каждого отдельного водопользователя (от­дельного выпуска)[10].


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.