Причины несостоятельности предприятия. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Причины несостоятельности предприятия.

2021-02-01 58
Причины несостоятельности предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность предприятия подвержена влиянию многочислен­ных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По на­правлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних факторов. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной дея­тельности все факторы делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы:

§ экономические: уровень доходов и накоплений населения (по­купательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулиро­вание, уровень развития науки и техники, инфляция;

§ социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро­вень культуры предпринимателей и потребителей их про­дукции, организация досуга населения, нравственные при­тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

§ правовые: наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен­ная процедура регистрации предприятий); защита от госу­дарственного бюрократизма, совершенствование налогово­го законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино­странного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обяза­тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от не­доброкачественной продукции.

§ природно-климатические и экологические: наличие матери­альных ресурсов, климатические условия, состояние окру­жающей среды и т.п.

Внутренние факторы:

§ материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически уста­ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре­конструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых тех­нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре­сурсов, повышение качества; углубление специализации ма­шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна­тивных источников энергии и т.п.

§ организационные — факторы, обусловленные совершенст­вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объе­динены в три группы:

а) организация производства: размеще­ние предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и раз­деление, организация материально-технического снабже­ния и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контро­ля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ре­монта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организа­ция внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;

б) организация труда: рациональное разделе­ние и кооперация труда; организация и обслуживание ра­бочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производ­ственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных ре­жимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производ­ственной дисциплины; развитие коллективных форм тру­да; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и много­агрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;

в) организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и дей­ственной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствова­ние стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой поли­тикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;

§ социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ­ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив­ностью стимулирования труда. К ним относятся: матери­альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи­кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ­водства и результаты труда и т.п.

В зависимости от преобладания причин возникновения бан­кротства предприятий в экономике различают следующие их типы:

§ предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансирован­ной экономике, — это предприятие, которое не могло вы­полнить ранее взятые на себя обязательства по субъектив­ным причинам;

§ предприятие-банкрот, функционирующее в экономике мас­сового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе.

Таким образом, сущность антикризисного управления пред­приятием состоит в умении его приспособиться к изменению материально-технических, экономических и организационных факто­ров — это гарантия не только его выживания, но и процветания.[20]

 

Признаки банкротства

Ранними признаками банкротства являются:

а) задержки с представлением отчетности, которые могут свиде­тельствовать о плохой работе финансовых служб предприятия;

б) резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых ре­зультатах, особенно:

- резкое уменьшение денег на счетах (увеличение денег также может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);

- увеличение дебиторской задолженности (резкое ее снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);

- старение дебиторских счетов;

- нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности;

- увеличение кредиторской задолженности (резкое ее снижение при на­личии денег на счетах также свидетельствует о снижении объемов де­ятельности);

- снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и рез­кое увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего нарушения баланса долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе про­дукции перед ликвидацией предприятия);

в) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководст­ва, резкое увеличение числа принимаемых решений и т. д.

Стадии банкротства.

Скрытая стадия, при которой происходит скрытое (особенно если не налажен специальный управленческий учет) снижение "цены предпри­ятия", определяющейся капитализацией прибыли: V = P / K,

где Р - ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;

К — средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, ко­торые необходимо будет выплачивать в соответствии со сло­жившимися на рынке условиями за заемный и акционерный капиталы);

V — ожидаемая "цена предприятия ".

Снижение "цены предприятия" означает снижение ее прибыльности (это явно проявится в отчетности) либо увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено принять на себя в ближайшем будущем (это может происходить незаметно, если финансо­вые службы не отслеживают ситуацию на рынке акций и облигаций ана­логичных фирм, банковских кредитов).

Целесообразно рассчитывать "цену предприятия" на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Вторая стадия — финансовая неустойчивость, т. е. возникновение труд­ностей с наличностью, некоторых ранних признаков банкротства.

На этой стадии руководство часто прибегает к "косметическим" ме­рам, например продолжает выплачивать акционерам высокие дивиден­ды, увеличивая заемный капитал путем продажи части активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

Как показывает опыт, при ухудшении ситуации руководители неред­ко используют авантюрные способы зарабатывания денег, а иногда при­бегают к мошенничеству.

Третья стадия — явное, юридически очевидное банкротство, т. е. пред­приятие не может своевременно оплачивать долги.[21]

 2.6. Управление банкротством.

Банкротство – хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий не равномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и не универсально. Оно осуществляется как на макроуровне – посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности – в результате антикризисного управления.

Управление в период кризиса - решающая и организующая деятель­ность при особых (сложных, опасных) условиях и обстоятельствах. В англо-американской практике дела о банкротстве с течением времени стали рассматриваться не в уголовных, а в специальных судах по банк­ротству и находятся в ведении штатских (гражданских) судов.

Терминологические и правовые изменения вызвали и изменения в позициях общественности, предпринимательской морали, общественном мнении и т. д. Если ранее понятие "банкрот" или "неплатежеспособный должник" вызывало негативную реакцию, то теперь банкротство воспри­нимается чаще всего нейтрально.

Управление в период кризиса постепенно ограничилось следующими действиями: 1) перманентная диагностика состояния фирмы; 2) мероприятия на случай нежелательного развития: без качественных формальных и содержательных изменений (например, программа консолидации), предусматривающие качественные и содержательные измене­ния (например санация, объединение, преобразование); 3) предупредительная ликвидация (защита от банкротства);  4) конкурс или погашение (банкротство).

В период происходящих экономических преобразований банкротст­во рассматривается как следствие административных и организацион­ных изменений и изменений имущественных отношений.[22]

2.6.1. Мониторинг управления банкротством предприятия.

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вы­мываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого «статуса». Например, во Франции существует специаль­ная «система тревоги», предупреждающая экономических партне­ров о симптомах «болезни».

Мониторинг управления банкротством предприятий пред­ставляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позво­ляющих диагностировать возникновение банкротства, отслежи­вать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по ре­гиону и стране в целом.

Объективная необходимость применения мониторинга в этой об­ласти диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании рас­поряжения Федеральной службы России по делам о несостоятель­ности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособно­сти» от 31 марта 1999г. № 13-р. С этой целью сформирована сис­тема управления банкротством предприятий, содержащая следую­щие элементы:

1) участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руко­водитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы;

2)   государственное регулирование, включающее:

• правовое (законодательное, методическое, информацион­ное) обеспечение;

• налоговое регулирование, в том числе установление мора­тория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;

• реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функцио­нирующих элементов бизнеса или их продажа. Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» от 22 мая 1998г. № 476,

• приватизацию несостоятельных предприятий;

• обучение административных и арбитражных управляющих;

•  финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для эконо­мики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки не­платежеспособным предприятиям и использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых вне­бюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение № 2 к По­становлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498);

• коммерциализацию на основе контрактной системы, в резуль­тате которой предприятие остается в государственной собст­венности. Нанимается менеджер на контрактной основе. Пе­ред ним ставится задача антикризисного управления предпри­ятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия;

• социальную защиту работников предприятия-банкрота, вы­ражающуюся в создании рабочих мест для них, их перепод­готовке, выплате пособий.

Регулируется в соответствии с Положением об организации ра­боты по содействию занятости в условиях массового высвобожде­ния, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. №99;

• методическое обеспечение проведения диагностики дея­тельности предприятий, профилактики банкротства, а так­же санации в случае его возникновения;

3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регу­лирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные на­логовые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды; в от­дельных случаях контрольно-ревизионные комиссии;

4)   принципы управления банкротством, к которым относятся:

• создание правовой основы предпринимательских отноше­ний в условиях банкротства; уменьшение влияния государственного и административно­го управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

• предоставление честным должникам возможности возоб­новления своей деятельности;

• введение системы безопасных мер при банкротстве;

• создание мер для возрождения бизнеса;

• защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение

его развала;

• сохранение перспективных предприятий, имеющих вре­менные финансовые трудности;

• защита интересов всех участников банкротства, причем от­дается приоритет интересам кредиторов;

• справедливое распределение конкурсной массы, которая со­ставляет все имущество должника, имеющееся на момент от­крытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

5) меры, применяемые к банкроту, их можно объединить в две группы

Рассмотрим сущность каждой из мер, разрешенных законом.

Добровольная ликвидация — внесудебная процедура ликви­дации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов.

Конкурсное производство — процедура банкротства, приме­няемая к должнику, признанному банкротом, в целях сораз­мерного удовлетворения требований кредиторов в результа­те ликвидации должника и распродажи его имущества.

Законом определена очередность при расчетах с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению дея­тельности предприятия-банкрота в период его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по вы­плате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем — по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), и по выплате авторских возна­граждений. В третью очередь удовлетворяются требования кредито­ров по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Далее — требования по обязательным платежам в бюджет и вне­бюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами по установленной задолженности перед ними.

Наблюдение   процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявле­ния о признании его банкротом в целях обеспечения со­хранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяе­мая к должнику в судебном порядке в целях восстановле­ния его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

•   Мировое соглашение — достижение договоренности с кредито­рами относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов.

Санация (оздоровление) — реорганизационная процедура, ко­гда собственниками предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается ему финансовая помощь.

Таким образом, в России создана мощная система мониторинга банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.[23]

 2.6.2. Антикризисное управление деятельностью предприятий.

Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному пред­приятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэконо­мическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.

Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. «критического банкротства». Механизм антикризисного управления включает: диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса, маркетинг, антикризисную инвести­ционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент, а при пессимистичном исходе — организацию лик­видации предприятия.

Рассмотрим диагностику технико-экономического и финансо­вого состояния предприятия.

Слово диагностика произошло от греч. diagnostikos и пони­мается как процесс распознавания проблемы и обозначение ее с использованием принятой терминологии, проще говоря, это установление диагноза.

С экономической точки зрения, технико-экономическое и фи­нансовое диагностирование деятельности предприятия — перио­дическое исследование соответствующего состояния предприятия с целью уточнения тенденций развития всех его видов деятельно­сти в траектории жизненного цикла и принятия экономически и социально обоснованных корректировочных решений.

С организационной точки зрения, диагностирование — это систе­ма методов, приемов и методик проведения исследований для опре­деления целей функционирования хозяйствующего субъекта, способа их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения.

Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия при быстро изменяющейся конъюнктуре.

Предметом диагностирования является технико-экономический и финансовый уровень развития предприятия:

технико-экономический уровень развития предприятия — это комплексная качественная характеристика уровня раз­вития производительных сил, их использования и конечных результатов;

финансовый уровень развития предприятия — обеспеченность или необеспеченность его необходимыми денежными средства­ми для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.

Диагностика предприятия предполагает следующие процедуры:

• анализ состояния предприятия и прогнозирование его ожи­даемых изменений;

• выявление факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций и оздоровлению предприятия;

• разработку мер по ослаблению одних и усилению других. Ме­тоды диагностирования предприятия — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования технико-экономического и финансового состояния развития предприятия. Таким образом, необходимым средством профилактики банкротства предприятий является диагностика их технико-экономического и финансового состояния с целью выявления негативных тенденций и причин, их обусловивших, своевременного упреждения их развития и тем самым предотвращения кризисных ситуаций.[24]


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.