Тема 4. Механизм функционирования рынка.(2 ч.) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 4. Механизм функционирования рынка.(2 ч.)

2021-02-01 84
Тема 4. Механизм функционирования рынка.(2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 6. (2 ч.)

План.

1.Сущность спроса и факторы, его определяющие

2.Потребительский выбор. Бюджетная линия. Кривая безразличия

3. Предложение: сущность и факторы, которые на него влияют

4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

5. Эластичность спроса и предложения

1. Сущность спроса и факторы и его определяющие

Понимание механизма самоорганизации, саморазвития и саморегулирования экономической системы основывается, прежде всего на понимании взаимодействия конкуренции, цены, спроса и предложения

(рис. 2.2).

 

 

 

Рисунок 2.2 – Элементы рыночного механизма

Спрос (D) – это не только готовность, но и платежеспособная возможность потребителя заплатить за товар определенную цену.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую потребитель готов предложить за определенное количество товара (Рd).

Количество товара, которое согласны купить потребители по данной цене – называется объемом или величиной спроса (Qd). На спрос влияют ценовые и множество неценовых факторов. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов является функцией спроса, которая выглядит следующим образом:

где Pd – цена;

Qd  f(Pd, X, Y, I,PZ...)

(2.1)

Х – количество потребителей;

Y – предпочтения потребителей; I – доходы потребителей;

Pz – цены на сопряженные блага и так далее.

Для того чтобы исследовать данную функцию необходимо рассмотреть зависимость величины спроса от одного фактора при прочих равных условиях, то есть когда остальные факторы остаются постоянными. Одним из основных факторов является цена, поэтому ценовая функция спроса имеет следующий вид:

Qd = f(Pd).                                   (2.2)

Линейная функция спроса выражена следующим уравнением:

Qd = a - bP,                                  (2.3)

где а и b – простые числа;      Р – цена.

Кривая спроса представлена в виде прямой линии на рисунке 2.3, а.

На величину спроса влияет изменение цены товара. При уменьшении цены объем спроса увеличивается и перемещается из точки (Q1,P1) в точку (Q2, P2) (рис. 2.3, а). На изменение спроса оказывают влияние неценовые факторы, которые приводят к сдвигу линии спроса: при увеличении – в положение D2 (в правую сторону вверх), при сокращении спроса – в положение D1 (влево вниз) (рис. 2.3, б).

а)                                                                                  б)

P                                  Р D1 D D2

 

Р1                                                                 Р1

 

)
б)
Р2                                                                 P2

 

     
 

 

Рисунок 2.3 – График спроса (а). Изменение спроса и его величины под влиянием неценовых факторов (б)

 

Неценовые факторы, определяющие динамику спроса:

1) численность и состав потребителей;

2) величина доходов потребителей;

3) цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые);

4) привлекательность товара, его реклама, гарантии и послепродажное обслуживание, мода и предпочтения потребителя и прочие;

5) ожидание потребителями будущего колебания цен.

Графическая интерпретация данной зависимости может быть разной. Но, как правило, для обычных товаров нормального качества, если цена растет, потребитель, отказываясь от товара, уменьшает объем спроса. Поэтому зависимость величины спроса от цены – обратная. Такую зависимость называют законом спроса. Действует данный закон вследствие двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода указывает на то, что снижение цены товара увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он имеет возможность купить большее количество данного продукта, чем раньше.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно более дорогие. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми. Эффект дохода и замещения объединяются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желания покупать большее количество товара по более низкой цене.

Английский экономист Р. Гиффен (1837-1910 гг.) в середине XIX столетия в Ирландии, исследуя спрос на картофель, доказал, что с повышением цены картофеля, который являлся основным продуктом потребления, бедные слои населения отказывались от потребления других благ, увеличивая потребление картофеля. Гиффен выделил группу товаров, спрос на которые растет при повышении цены. Эти товары были названы товарами Гиффена и являются исключением из общего закона спроса.

Кроме того, существует ряд ситуаций, когда например, потребители принимают цену товара как показатель качества, считая, что высокая цена говорит о высоком качестве товара, и наоборот. В сущности, при увеличении цены возрастает не величина спроса, а потребитель увеличивает сам спрос, сдвигая линию спроса вверх. Такие ситуации служат ошибочным примером опровержения закона спроса. К ним можно отнести:

Эффект присоединения к большинству – ситуация, когда отдельные потребители покупают то, что покупают все.

Эффект сноба – ситуация, когда при покупке потребительских товаров доминирует стремление выделиться из толпы.

Эффект Веблена (1857-1929 гг.) – это престижное или демонстративное потребление, целью которого является, по мнению покупателя, создание имиджа, который свидетельствует о высоком социальном статусе.

 

2. Потребительский выбор. Бюджетная линия. Кривая безразличия

Потребительский выбор. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей о потреблении конкретных благ. Экономические решения при выборе благ для приобретения диктуются желанием покупателя достичь наибольшей полезности, или отдачи при тех возможностях, которые они имеют.

Полезность – это способность блага удовлетворять ту или иную потребность потребителя. Для углубленного анализа выделяют совокупную и предельную полезность.

Совокупная полезность (ТU) – это суммарная полезность или сумма удовлетворения от потребления благ. Для точного анализа поведения потребителя необходимо формально описать зависимость уровня полезности от набора благ, которые потребляются. Такая зависимость представляет собой функцию полезности.

Функция полезности – это соотношения между объемами потребляемых благ (X, Y) и уровнем совокупной полезности, которую получает при этом потребитель:

TU = f (X, Y).                                 (2.4)

В микроэкономике сложились два подхода к объяснению поведения потребителя: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Кардиналистская теория поведения потребителя основывается на теории предельной полезности и исходит из предположения, что полезность может иметь количественное измерение. Единица, которая является масштабом измерения полезности – ютиль.

Предельная полезность – это дополнительная полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы блага. По мере наращивания потребления предельная полезность каждой последующей единицы блага уменьшается пока не достигнет нуля в точке полного насыщения потребности. Эта зависимость представляет собой суть закона убывающей предельной полезности (первого закона Госсена).

Закон убывающей предельной полезности – в каждом промежутке времени, когда вкусы потребителей неизменны, предельная полезность каждой последующей части (единицы) продукта снижается. В то же время с наращиванием потребления любого блага общая сумма полезности возрастает (рис. 2.4).

 

 

 

Рисунок 2.4 – Графики совокупной (TU) и предельной полезности блага (MU)

Таким образом, с увеличением общей полезности, предельная полезность сокращается, а когда общая полезность максимальна, предельная полезность равняется нулю. Дальнейшее увеличение потребления блага будет давать негативный результат и может вызвать общее сокращение полезности. Максимизация совокупной полезности является целью потребителя и основным мотивом его поведения.

Равновесие потребителя – это достижение максимальной совокупной полезности. Оно достигается при условии соблюдения принципа равенства взвешенных предельных полезностей:

 

.                   (2.5)

Потребитель при заданных ценах и бюджете максимизирует свою функцию полезности, если отношение предельной полезности блага к его цене одинаковое по всем благам и равняется предельной полезности денег. Этот вывод называют вторым законом Госсена. Когда потребитель распределяет свой бюджет в соответствии со вторым законом Госсена, тогда структура его покупок становится оптимальной (оптимум потребителя). Такое состояние называют равновесием потребителя, поскольку любое изменение в структуре покупок снижает уровень его удовлетворения.

Ординалистская версия поведения потребителя, которая основывается на аналитическом аппарате кривых безразличия, исключает необходимость количественного измерения полезности и предусматривает лишь порядковое ранжирование потребителем множества потребительских наборов. Ординалистскую функцию полезности представляет кривая безразличия, которая отображает множество наборов благ, которые имеют одинаковый уровень полезности. Форма кривых безразличия определяется вкусами потребителя и зависит от степени заменяемости благ в потреблении. Набор кривых безразличия для одного потребителя образует карту безразличия.

Карта безразличия – совокупность кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности (рис. 2.5).

 

XA XB    XC              XD                           XA XB                                   X

 

а)                                                                          б)

 

Рисунок 2.5 – Кривая безразличия (а) и карта безразличия (б)

(2.6)
Функция кривой безразличия имеет вид:

     
 

Свойства кривых безразличия:

– кривая безразличия, которое находится дальше от начала координат, выше и правее, представляет наиболее предпочтительный вариант, рассматривая товарные наборы А и В (рис. 2.5);

– кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

– кривые безразличия никогда не пересекаются;

– через любую точку на плоскости можно провести кривую безразличия;

– кривые безразличия выпуклые относительно начала координат.

С применением аналитического инструмента анализа кривых безразличия понятие предельной полезности в теории поведения потребителя заменяется категорией предельной нормы замещения одного блага другим, закон убывающей предельной полезности – законом убывающей предельной нормы замещения благ.

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution – MRS) определяет количество одного блага, от которой должен отказаться потребитель, чтобы получить дополнительную единицу другого блага (не меняя уровень удовлетворения потребностей) (рис. 2.6):

 

MRSxy = – ∆Y / ∆ Х    U=const                                  (2.7)

 

Y

 

Y1

 

Y 2

 

 

X1           X2                                               X

 

Рисунок 2.6 Предельная норма замещения благ

 

Анализ двух теорий поведения потребителя показывает, что, несмотря на отличие аналитических подходов, они дают один и тот же результат: предельная норма замещения благ является соотношением их предельных полезностей. Потребитель может легко менять комбинацию товаров в рыночной корзине без потери уровня полезности.

Карта безразличия показывает желательные варианты приобретения двух благ. Однако для удовлетворения потребностей и приобретения, благ потребитель должен рассчитывать на собственные денежные возможности, которые создают бюджетное ограничение. Бюджетное ограничение определяет множество наборов товаров, доступных потребителю.

Можно представить затраты потребителя на приобретение двух благ, как условие бюджетного ограничения в виде:

Рх Х + Рy Y = I                                                            (2.8)

где Px, Py – цена блага Х і Y;

Х, Y – количество благ;

I – доход потребителя, который идет на приобретение двух благ.

Графически бюджетное ограничение отображает прямая с отрицательным наклоном, которая называется бюджетной линией или линией бюджетного ограничения (рис. 2.7).

 

Y

 

 

I

Py

 

I           X

Px

Рисунок 2.7 Бюджетное ограничение потребителя

 

Бюджетная линия описывает все комбинации товаров, расходы на которые не превышают дохода потребителя. Все точки, расположенные на бюджетной линии или под ней – достижимые для потребителя, все точки над бюджетной линией – недосягаемые. Точки на бюджетной линии характеризуют множество комбинаций товаров Х и Y, расходы на которые в сумме не превышают дохода потребителя.

При увеличении дохода линия бюджетного ограничения перемещается в правую сторону вверх, и наоборот, при сокращении дохода – налево вниз.

Потребительский выбор на основе ординалистской теории предусматривает поиск оптимальной рыночной корзины, которая должна размещаться на бюджетной линии и принадлежать к наивысшей из возможных кривых безразличия. Он отвечает точке соприкосновения бюджетной линии и кривой безразличия, в которой их наклон является одинаковым. Эта точка является точкой равновесия потребителя и характеризует условия максимизации полезности (рис. 2.8). Анализ оптимизации потребительского выбора по двум моделям – на основе кардиналистских и ординалистских теорий – показывает, что они дают один и тот же результат:

 

(2.9)

Y

 

 

Ye

 

 

Xe                                X

Рисунок 2.8 – Равновесие потребителя

 

Условие оптимизации потребительского выбора имеет и значительно более широкое измерение, она отображает условие оптимизации в рыночной экономике в целом: оптимальное состояние достигается, когда предельная норма замещения (MRS) для всех потребителей становится равной соотношению цен товаров (Рх / Ру).

3. Предложение: сущность и факторы, которые на него влияют

Предложение (S) – это готовность и возможность производителя производить и поставлять на рынок определенное количество товара по одной из возможных цен.

Ценой предложения называют минимальную цену, которую фирма готова предложить за определенное количество товара (Рs).

Количество товара, которое может поставить на рынок производитель, – это объем или величина предложения (Qs). На предложение влияют как ценовые, так и неценовые факторы. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения и выражается следующим образом:

Qs = f(Ps, Pr, N, T, M, K...),            (2.10)

где Рr – цены на ресурсы;

N – количество производителей на рынке; Т – величина налоговых сборов;

М – производственные мощности; К – технология и так далее.

Как и для теории спроса, так и для предложения одним из основных факторов, которые влияют на объемы реализации, является цена. Ценовая функция предложения имеет следующий вид:

Qs = f(Ps).                                             (2.11)

Линейная функция предложения имеет следующее уравнение:

Qs = c + dPs,                                            (2.12)

где с и d – простые числа;      Р – цена.

Как правило, производитель готов поставить на рынок больше товара по более высокой цене, которая связана с увеличением издержек производства. Поэтому закон предложения – это прямая зависимость величины предложения от цены. График предложения можно представить в виде прямой линии с положительным наклоном (рис. 2.9, а).

 


а)                                                                 б)

Р                                                                    Р

Р2                                                                   Р2

 

 

P1                                                   P1


 

S1 S S2


                 

 

а)
б)
Рисунок 2.9 – График предложения (а). Изменение предложения и его величины под влиянием неценовых факторов (б)

 

Изменение цены товара влияет только на изменение величины предложения. При этом точка (Q1, P1) перемещается в точку (Q2, P2) при увеличении цены, объем предложения увеличивается (рис. 2.9, а). На изменение самого предложения влияют неценовые факторы, которые приводят к сдвигу линии предложения: при увеличении положения S2 (вправо вниз), при сокращении предложения – S1 (влево вверх) (рис. 2.9, б).

Неценовые факторы, которые определяют динамику предложения:

1) численность производителей и фирм на рынке данного товара;

2) величина издержек производства и мощности предприятия;

3) политика налогообложения, дотации и субсидии производителям;

4) технологии;

5) цены на ресурсы и их взаимозаменяемость.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие – это результат взаимодействия разнонаправленных моделей спроса и предложения. Графически рыночное равновесие определяется наложением графиков спроса и предложения один на один (рис. 2.10, а). Точка пересечения кривых называется точкой рыночного равновесия, а объем реализации и цена, которые устраивают и продавца, и покупателя, соответственно – равновесным объемом и равновесной ценой.

 

 

Р                                                                                       Р

P1                                                                                      Pd

 

 

Pe                                                                                      Рe

P2                                                                    Рs

 

 


Qe                    Qd, Qs


Q1   Qe          Qd, Qs


а)                                                                                б)

Рисунок 2.10 – Рыночное равновесие по Л. Вальрасу (а) и по А. Маршаллу (б).

Образование излишка и дефицита

 

Цена, которая устанавливается на рынке в реальных условиях в данный момент времени, называется рыночной ценой. Рыночная цена может меняться и не совпадать с равновесной, поэтому равновесное состояние часто является нестабильным, поскольку условия, которые определяют его, постоянно меняются, вызывая колебание спроса и предложения.

Суть рыночного равновесия заключается в том, что любой потребитель, которого устраивает данная цена товара, без каких-нибудь проблем находит того производителя, который готов предоставить товар по этой цене.

Если цена Р1 поднялась выше равновесной Ре, превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS1>QD1), возникает рыночный излишек. Если на рынке отсутствуют внешние рычаги, которые удерживают высокую цену, продавцы начнут снижать цену, чтобы реализовать излишки товара, а производители – сокращать производство. Это продолжится до тех пор, пока не восстановится бывшее равновесие.

Если рыночная цена Р2 опустится ниже равновесной Ре, возникнет противоположная ситуация – объем спроса превысит объем предложения, это вызовет дефицит товара. В условиях дефицита (QD2>QS2), который сложился, покупатели предложат более высокую цену, производители расширят выпуск и

пополнят недостаток  товара. Таким образом,  рынок также вернется  к равновесному состоянию.

Такой подход к описанию равновесия называют равновесием по Вальрасу

(1834-1910 гг.). Условие равновесия в этом случае выражается равенством:

Qd = Qs.

Вторым подходом является равновесие по Маршаллу, суть которого заключается в том, что равновесие устанавливается под влиянием отличия в уровнях цен спроса и предложения, которое приводит к корректировке объемов производства (рис. 2.10-б). Функции спроса и предложения имеют вид: Рd = f(Qd) и Ps = f(Qs), а условие равновесия выражается равенством:

Pd = Ps.

Динамика рыночного равновесия – это изменение параметров рыночного равновесия под влиянием изменения спроса и (или) предложения.


Р

 

Ре2 Ре1


Р

 

Ре2

 

 

Ре1


 

 

Qе1 Qe2              Q

 

а) Спрос возрастает,                                               б) Спрос возрастает, предложение не изменяется                                                                 предложение изменяется

Рисунок 2.11 – Динамика рыночного равновесия

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.