Методы изучения мотивации человека и животных. Влияние мотивации на деятельность. Закон Иеркса-Додсона. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методы изучения мотивации человека и животных. Влияние мотивации на деятельность. Закон Иеркса-Додсона.

2021-02-01 174
Методы изучения мотивации человека и животных. Влияние мотивации на деятельность. Закон Иеркса-Додсона. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тематические апперцептивный тест Г. Мюррея положил начало исследованию мотивации.

В процессе прямого самоотчёта испытуемый зачастую сообщает мотивировку, а не истинный мотив.

 

О.В. Овчинникова

Человеку в состоянии гипноза задают некую нейтральную инструкцию, завязанную на выполнение условия «если – то». Через задания этих инструкций устанавливалась смысловая связь между мотивами и черчением отрезков. Задание состояло в перечерчивании отрезков определённой длины. Условие состояло, например, в следующем: «Если вы преувеличите длину отрезка, вам повысят зарплату; если преуменьшите, у вас будет успех в личной жизни». Замерялась длина нарисованных в постгипнотическом состоянии отрезков. Делался вывод о ведущих мотивах.

 

В рамках бихевиористского подхода мотивация скорее не изучалась, а бралась в качестве независимой переменной. Мотивацией манипулировали путём фрустрации (длительность фрустрации приравнивалась к мере мотивации).

 

Три основных направления исследования того, что может влиять на эффективность деятельности:

1. Влияние устойчивых личностных особенностей на эффективность деятельности (например, низкая тревожность и т.д.).

2. Влияние смыслообразующих аспектов мотивации на эффективность деятельности. Одной из функций мотивов является смыслообразование, т.е. придание деятельности субъективной значимости (по Леонтьеву). Деятельность обладающая высоким личностным смыслом выполняется эффективнее, чем деятельность безразличная. Эксперимент: Истомина В.В. изучала произвольную память у детей дошкольного возраста. Известно, что в этот период ведущей деятельностью является игровая. Провели 2 серии эксперимента. Первая серия: детям просто зачитывали слова и дали задание их запомнить. Требования взрослых не имели для детей личностного смысла, поэтому они часто отвлекались, плохо запоминали слова, деятельность была неинтересна. Вторая серия: детям предложили играть в игру (которая являлась ведущей деятельностью у ребёнка и имеет высокий личностный смысл). Ребёнку дают задание: ты завхоз детского сада, ты должен купить… и перечисляют необходимые вещи. Ребёнку интересно играть роль ® память максимально мотивирована ® эффективность запоминания вырастает в 2,5 раза по сравнению с первой серией.

Итог. Влияние мотива на деятельность зависит от места, которое занимает мотив в структуре деятельности.

3. Влияние побудительных аспектов на результативность действия.

 

Линдслей показал, что когда активация становится чрезмерной, появляются признаки ослабления контроля и дезорганизации, происходит нарушение адаптации к задачам.

Йоркс-Додсон. Они были первыми, кто обнаружил оптимум мотивации у животных (били током). 

Фримен. Он измерял время реакции и уровень сопротивления кожи. Он определил оптимум активации.

Стеннетт. Испытуемый должен был поворачивать ручку так, чтобы исчез звук (точка исчезновения менялась). Вводилось три уровня мотивации: слабая, средняя и сильная. Было обнаружено, что лучшие результаты были показаны при среднем уровне мотивации.

Также факт того, что при наличии тревожных и эмоциональных реакциях наблюдается ухудшение исполнения задачи, был обнаружен Хеббом и Мальмо.

 

Закон Иеркса-Додсона (1908)

Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Существует зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Слишком сильная мотивация нарушает структуру решения задачи. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Более высокая мотивация лучше подходит для простых задач.

 

Закон показывает зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации.

Первый закон Йеркса-Додсон а утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. Законы были открыты американскими психологами Р. М. Йерксом и Дж. Д. Додсоном в 1908 г. при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей. Впоследствии законы получили подтверждение на материале других видов деятельности и мотивации как у животных, так и у человека.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.