Напишите, какие приемы используются при сжатии текстов: прием исключения, обобщения, упрощения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Напишите, какие приемы используются при сжатии текстов: прием исключения, обобщения, упрощения

2021-02-01 153
Напишите, какие приемы используются при сжатии текстов: прием исключения, обобщения, упрощения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образец.

Исключение

Обобщение (Можно записывать на строчках ответ)

 

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

ОБОБЩЕНИЕ

 

2. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

ОБОБЩЕНИЕ _____________________________________________________________

 

3. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием)

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.(По И. Милославскому)

ОБОБЩЕНИЕ _____________________________________________________________

 

4. Сократите текст вдвое.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (61 слово) (По Д. Гранину)

ИСКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________

 

Исключите второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________

 

Задание № 2

Прочитайте  фрагменты из текстов. Используя различные приемы сжатия, сократите тексты, сохраняя при этом наиболее значимую информацию. Запишите ответ.

 

1) У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

 

У каждого человека в детстве были любимые игрушки, с которыми связано бережно хранимое в сердце яркое, светлое и нежное воспоминание.

 

2) Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрений

 

Игрушка — это ключ к сознанию ребёнка. Чтобы развить в нём только положительные качества и вырастить хорошего и счастливого человека, необходимо тщательно и внимательно выбирать игрушку, помня о том, что игрушка оказывает очень сильное влияние на маленького человека.

 

3) В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

 

Без искусства невозможно представить жизнь современного человека. На него оказывают огромное влияние СМИ, музыка, живопись. Но особенное воздействие человек получает от художественной литературы.

 

4) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется. Поэтому в многозначных словах с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться. Так, слова колено в значении «сустав» и ухо – «орган слуха» возникли в языке очень давно, и каждое из них первоначально было однозначным. Затем у слова колено наряду с основным появилось новое значение – «отдельная часть чего-либо, идущего ломаной линией от одного сгиба или поворота до другого» (колено дымовой трубы). Слово ухо в современном русском языке также неоднозначно, оно называет и часть шапки, закрывающей уши, и приспособления для подъема или вешания.

 

Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется. В многозначных словах с течением времени одни значения могут утратится, а другие - появится.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но цель искусства заключается это не только получение удовольствия. Искусство помогает познать себя и окружающий мир.

 

Задания № 3. Образец для ознакомления. Ознакомьтесь с текстом исходным. Формулировками микротем. Прочитайте сжатый текст, который отражен микротемы. Обратите внимание на то, как сохранены они в сжатом тексте, какие применены приемы сжатия (исключение, обобщение).

 

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника – слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

(По В.А. Сухомлинскому), 171 слово

 

№ абзаца Микротема
1 Учитель – профессия с особенными свойствами и качествами.
2 Объект труда учителя – духовная жизнь формирующего человека, поэтому учительская профессия - это человековедение, проникновение в духовный мир человека.
3 Конечный результат труда учителя – настоящее и будущее ученика – виден не сразу, поэтому вера в каждого ребенка – основа учительского труда.

Сжатый текст

1) Учитель - это профессия особенная, не сравнимая ни с каким другим делом. Она отличается рядом свойств и качеств.

2) Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека. Инструментами воздействия учителя становится весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Учительская профессия - это человековедение, проникновение в духовный мир человека.

3) Конечный результат труда учителя раскрывается не сразу. От его мастерства и мудрости зависит настоящее и будущее каждого ребенка. Поэтому безграничная вера в ученика должна жить в душе человека, посвятившего себя благородному учительскому труду.79 слов.

Задание № 4.

1. Прочитайте текст. Сравните исходный текст и его сжатый вариант. Заполните ответы ниже. (Лист самоконтроля)


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.