Рабочий лист. Приемы сжатия (компрессии). — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Рабочий лист. Приемы сжатия (компрессии).

2021-02-01 196
Рабочий лист. Приемы сжатия (компрессии). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание № 1.

Рабочий лист. Приемы сжатия (компрессии).

Напишите, какие приемы используются при сжатии текстов: прием исключения, обобщения, упрощения

Образец.

Исключение

Обобщение (Можно записывать на строчках ответ)

 

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

ОБОБЩЕНИЕ

 

2. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

ОБОБЩЕНИЕ _____________________________________________________________

 

3. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием)

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.(По И. Милославскому)

ОБОБЩЕНИЕ _____________________________________________________________

 

4. Сократите текст вдвое.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (61 слово) (По Д. Гранину)

ИСКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________

 

Исключите второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________________

 

Задание № 2

Прочитайте  фрагменты из текстов. Используя различные приемы сжатия, сократите тексты, сохраняя при этом наиболее значимую информацию. Запишите ответ.

 

1) У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

 

У каждого человека в детстве были любимые игрушки, с которыми связано бережно хранимое в сердце яркое, светлое и нежное воспоминание.

 

2) Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрений

 

Игрушка — это ключ к сознанию ребёнка. Чтобы развить в нём только положительные качества и вырастить хорошего и счастливого человека, необходимо тщательно и внимательно выбирать игрушку, помня о том, что игрушка оказывает очень сильное влияние на маленького человека.

 

3) В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

 

Без искусства невозможно представить жизнь современного человека. На него оказывают огромное влияние СМИ, музыка, живопись. Но особенное воздействие человек получает от художественной литературы.

 

4) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется. Поэтому в многозначных словах с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться. Так, слова колено в значении «сустав» и ухо – «орган слуха» возникли в языке очень давно, и каждое из них первоначально было однозначным. Затем у слова колено наряду с основным появилось новое значение – «отдельная часть чего-либо, идущего ломаной линией от одного сгиба или поворота до другого» (колено дымовой трубы). Слово ухо в современном русском языке также неоднозначно, оно называет и часть шапки, закрывающей уши, и приспособления для подъема или вешания.

 

Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется. В многозначных словах с течением времени одни значения могут утратится, а другие - появится.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но цель искусства заключается это не только получение удовольствия. Искусство помогает познать себя и окружающий мир.

 

Задания № 3. Образец для ознакомления. Ознакомьтесь с текстом исходным. Формулировками микротем. Прочитайте сжатый текст, который отражен микротемы. Обратите внимание на то, как сохранены они в сжатом тексте, какие применены приемы сжатия (исключение, обобщение).

 

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника – слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

(По В.А. Сухомлинскому), 171 слово

 

№ абзаца Микротема
1 Учитель – профессия с особенными свойствами и качествами.
2 Объект труда учителя – духовная жизнь формирующего человека, поэтому учительская профессия - это человековедение, проникновение в духовный мир человека.
3 Конечный результат труда учителя – настоящее и будущее ученика – виден не сразу, поэтому вера в каждого ребенка – основа учительского труда.

Сжатый текст

1) Учитель - это профессия особенная, не сравнимая ни с каким другим делом. Она отличается рядом свойств и качеств.

2) Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека. Инструментами воздействия учителя становится весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Учительская профессия - это человековедение, проникновение в духовный мир человека.

3) Конечный результат труда учителя раскрывается не сразу. От его мастерства и мудрости зависит настоящее и будущее каждого ребенка. Поэтому безграничная вера в ученика должна жить в душе человека, посвятившего себя благородному учительскому труду.79 слов.

Задание № 4.

1. Прочитайте текст. Сравните исходный текст и его сжатый вариант. Заполните ответы ниже. (Лист самоконтроля)

Лист самоконтроля

Впишите тему и основную мысль текста исходного

 

Тема   В поступках взрослого человека всегда можно найти взаимосвязь с детскими впечатлениями и событиями.  
Основная мысль   Очень важно чтобы в детстве ребёнок имел возможность читать хорошие книги. Будущее человека во многом зависит от того, что заложено в детстве.  

 

Впишите микротемы исходного текста

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
1   Если в детстве человек не прочтет драгоценных книг, то он обделен. Все впечатления детства – самые яркие, они оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека.
2 Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
3   Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко

Задание 5. На выбор даны тексты из ФИПИ (ОГЭ по русскому языку).

ТЕКСТ 6.

Время ме­ня­ет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воз­дей­ству­ю­щая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, от­но­ше­ние к ней, со­стра­да­ние к другим. Су­ще­ству­ет соображение, что со­стра­да­ние воспитывается соб­ствен­ной бедой. Мне не нра­вит­ся это соображение. Я верю, что со­стра­да­ние — это осо­бен­ный талант, и без него труд­но оставаться человеком.

Человек без­мя­теж­ной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, не­сча­стья и беды — это неизбежность. Но жизнь устро­е­на так, что не­сча­стье счастливому ка­жет­ся чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда пред­став­ля­ет­ся рассыпанной по миру ма­лень­ки­ми песчинками. Не­сча­стье кажется нетипичным, а ти­пич­ным — счастье.

Сча­стье не будет счастьем, если оно каж­дый миг ста­нет думать о беде и горе.
Собственные беды остав­ля­ют в душе рубцы и учат че­ло­ве­ка важным истинам. Но если че­ло­век запоминает толь­ко такие уроки, у него за­ни­жен­ная чувствительность. Пла­кать от соб­ствен­ной боли не трудно. Труд­нее плакать от боли чужой. Зна­ме­ни­тый мыслитель про­шло­го сказал: «Процветание рас­кры­ва­ет наши пороки, а бед­ствие — наши добродетели». (По А. Лиханову.) (167 слов)

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
1 Сострадание – особенный талант, без которого трудно оставаться человеком.
2 Несчастья и беды неизбежны. Однако счастливому человеку несчастье будет казаться далёким, чтобы не омрачать счастье.
3 Собственные беды учат важным истинам. Но умение проявлять сострадание к другим раскрывает наши добродетели.

 

Сжатое изложение

Время меняет людей, но есть категория, воздействующая на тебя сильнее, чем время ­– сострадание к другим. Это особенный талант, без которого трудно оставаться человеком.

Счастливый человек знает о бедах и несчастьях – они неизбежны. Однако не­сча­стье счастливому ка­жет­ся далёким. Ведь сча­стье не будет счастьем, если оно каж­дый миг ста­нет думать о беде и горе.

Собственные беды учат важным истинам. Но пла­кать труднее от боли чужой, чем от соб­ствен­ной. Процветание рас­кры­ва­ет наши пороки, а бед­ствие — наши добродетели. (74 слова)

 

 

Задание № 1.

Рабочий лист. Приемы сжатия (компрессии).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.