Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта

2021-01-31 64
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При сравнении зарубежного и российского опыта мы столкнулись с ситуацией когда с одной стороны, за рубежом существуют устоявшиеся инициативы и практики публикации открытых данных и, с другой стороны, эти практики отсутствуют в России. По этой причине нам пришлось отойти от сравнение российского и зарубежного опыта по всем направлениям и его сопоставления, поскольку по подавляющему числу направлений российский опыт в области открытости отсутствовал, как на принципиальном отсутствии государственных инициатив в области открытости данных, так и использования открытых лицензий для публикации государственной информации и прочих инициатив.

В связи с вышеизложенным мы сфокусировали сравнение на наиболее критичных вопросах и сделали акцент на тех вопросах которые требуют обязательного системного и долгосрочного подхода в нашей стране (Таблица 17).

 


Таблица 17 – Сравнение российского и зарубежного опыта

Аспект (область внимания) Зарубежный опыт Российский опыт
Цели раскрытия государственных данных, ожидаемый эффект, социальная значимость, движущие факторы Развитие инновационного бизнеса экономики знаний Поддержка гражданского общества и борьба с коррупцией Экономия бюджетных средств за счет организации соревнований для программистов На сегодняшний день цели явно не определены и ожидаемые цели раскрытия предложены в данной концепции.
Меры, принятые государством для инициализации и активизации открытия государственных данных, а также для активизации их использования (законодательные акты, программы и т.п.) Нормативно-правовое регулирование. Публичная позиция первых лиц государства. Включение открытости данных в предвыборные обещания политиков. Проведение соревнований для разработчиков. Предоставление грантов для некоммерческих организаций по тематике использования открытых данных. В России ключевой мерой по инициализации открытых данных является проведение данного исследовани и разработка концепции открытых данных.
Смежные инициативы, способствующие открытию государственных данных или использующие открытые государственные данные (концепция «Открытое государство» и др.) Международные иниативы такие как: Open Government Partnership, Budget Partnership International, национальные и международные документы в области понятности официального языка (plain language) и законы в области свободы доступа к информации. В России к смежным инициативам можно отнести инициативу Открытое правительство.
Перечень наборов данных, публикуемых разными государственными органами Огромное число массивов данных публикуется во всем мире. Данные охватывают все области государтсвенной и общественной жизни и общее их число превышает сотни тысяч массивов данных. Исчерпывающие перечни не ведутся органами власти. Оценочные перечни присутствуют на общественном проекте OpenGovData.ru. Крупнейшие наборы данных наиболее приближенные к определению открытые государственные данные – это: данные по госзакупкам, база госзаданий, федеральная адресная информационная система.
Статистика по публикации наборов государственных данных (количество, динамика, распределение по областям и т.п.) В виду отсутствия единого мирового справочника мы приводим статистику по порталу Великобритании data.gov.uk: - Финансы – 749 - Здравоохранение – 1280 - Образование – 459 - Окружающая среда – 314 - Население - 548   Данная статистика официально в России не ведется. По данным портала OpenGovData.ru: - реестры и перечени организаций – 90 - классификаторы и справочники – 44 - Банки документов – 43 - Государственные финансы – 28 - Здравоохранение – 27 - Образование – 25 - Телекоммуникации – 22 - Правоохранение – 20 - Транспорт – 15 В реальности данных безусловно больше, однако большая их часть открытыми, по факту, не являются.
Форматы публикуемых данных Наиболее популярные форматы для публикации – CSV, XML. В России по данным портала OpenGovData.ru (http://opengovdata.ru/format/) наиболее популярные форматы: HTML, XLS, DOC, XML, PDF
Сервисы, предоставляемые государственным органам для публикации данных Государственные органы могут использовать сервисы порталов data.gov.uk, data.gov и иных национальных и региональных порталов для публикации открытых данных. Отсутствуют полностью.
Сервисы, предоставляемые гражданам и бизнесу для доступа к опубликованным данным Данные предоставляются через порталы открытых данных по всему миру, через веб-сервисы на сайтах ведомств и через приложения публикуемые на порталах данных. Де факто отсутствуют.
Решения по поддержанию целостности и повышению ценности данных Органы власти используют внутренние продукты. Из продуктов упоминаемых в публичном пространстве это – Google Refine для очистки данных и многочисленные сервисы геокодирования и чистки данных. В России де факто отсутствуют.
Используемые технологические платформы и технические решения Платформы – CKAN, Socrata, Junar, Microsoft OGDI,  PublishMyData и  множество частных решений. Де факто отсутствуют.
Организация управления процессами открытия государственных данных (органы, распределение ответственности, взаимодействие) Раскрытие данных в подавляющем большинстве случаев является добровольным и ответственность за публикацию данных несут сами ведомства. В случаях утверждения национальных порталов открытых данных за них отвечают, как правило, министерства курирующие ИТ и правительства стран (администрации регионов) напрямую.   В России организация открытия государственных данных на сегодняшний день отсутствует в виду отсутствия подобной инициативы на государственном уровне.
Организация процессов, связанных с публикацией государственных данных и предоставлением доступа к ним (в том числе лицензирование) Лидерами в зарубежном опыте регулирования публикации данных можно назвать Австралию, Новую Зеландию и Великобритания. В России организация процессов связанных с публикацией государственных данных на сегодняшний день отсутствует в виду отсутствия подобной инициативы на государственном уровне.
Обеспечение (ненарушение) национальной безопасности при открытии государственных данных Данные в демократических странах за рубежом публикуются в соответствии с законами FOI (Freedom of Information) и на них распространяются все возможности и ограничения этих законов. При публикации априори признается что невозможно установить ограничения на распространение этой информации и поэтому не вводится требований по ограничению доступа к информации из других стран. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. Государственные органы, как обладатели информации, при создании и эксплуатации государственных информационных систем обеспечивают выполнение этих требований, в том числе в части требований по обеспечению конфиденциальности. Каких-либо специальных требований по обеспечении (ненарушение) национальной безопасности при открытии государственных данных в РФ в настоящее время не предусмотрено
Обратная связь от органов государственной власти, публикующих данные, и от граждан и бизнеса, использующих опубликованные данные Зарубежная практика концентрируется вокруг возможности запроса данных на раскрытие со стороны органов власти. Запросы производятся публично в форме петиции или индивидуально через заполнение форм на порталах открытых данных. В России практика публикации открытых данных отсутствует. Обратная связь отсутствует как следствие этого.
Области и показательные примеры использования открытых данных Области: Создание мобильных приложений, общественные проекты, коммерческие сервисы. Примеры: ClearSpending – http://sunlightfoundation.com/clearspeding Мониторинг качества публичной отчетности о госрасходах StoryTude – http://storytude.com мобильное приложение аудиогидов по Берлину на базе открытых данных Области: создание мобильных приложений, общественные проекты, коммерческие сервисы. Области применения не отличаются от зарубежных. РосГосЗатраты – http://www.rosspending.ru мониторинг госконтрактов
Перспективные направления развития Связанные данные (Linked Data), централизованные каталоги, оцифровка исторических данных. Начало публикации открытых данных и запуск соответствующей государственной инициативы.

 

 


На основе собранных материалов и анализа российского и зарубежного опыта в области обеспечения доступа к открытым государственным данным можно сделать следующие выводы:

- общий уровень открытости и доступности данных в России довольно высок и существуют примеры, такие как порталы zakupki.gov.ru и fias.nalog.ru с раскрытием существенных объемов открытых данных для широкой общественности;

- Российская практика раскрытия информации является несистематизированной, требования к машиночитаемости данных не предъявляются за редким исключением, а в случае их предъявления не имеет опорной нормативно-правовой базы;

- в российском опыте отсутствует системная юридическая работа над условиями использования государственных данных и регламентация условий использования в случае данных по которым отсутствуют какие-либо требования и копирайты;

- ожидания российских разработчиков и экспертов в целом соответствуют ожиданиям разработчиков в других странах, большинство хочет максимально возможного числа открытых данных и наиболее заинтересованы в таких данных как криминальная статистика, статистика в принципе и данные о транспорте;

- порталы открытых данных и общие усилия государства в этом направлении вызывают положительную и сдержано положительную реакцию у аудитории, большинство технических специалистов считает их необходимыми и полезными;

- в России присутствует высокая заинтересованность разработчиков в создании приложений на базе открытых данных;

- в России практически полностью отсутствуют публичные государственные проекты на базе RDF и Linked Data даже для научных данных;

- в России отсутствует институт регулирование открытости данных аналогичный информационным комиссарам в странах Европейского союза;

- открытые данные в России пока еще не являются частью смежных инициатив таких как “Открытое правительство”.

Потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при отсутствии системной политики в России в части открытых данных:

- риски перехвата инициативы в части открытости данных политическими организациями за счет привлечения внимания к общей закрытости государственных органов;

- прямые экономические потери от отказа к привлечению разработчиков к созданию приложений для нужд государства и общества через соревнования, а не через государственный заказ;

- торможение в развитии компаний работающих в области экономики знаний и потери для государственного бюджета от их отсутствия и отсутствия налоговых платежей с их стороны;

- общее снижение уровня комфорта работы граждан в сети Интернет по сравнению со странами, где разработчики имеют доступ к открытым государственным данным;

- снижение доверия к государственным институтам со стороны экспертов заинтересованных в открытости государственной информации;

- снижение позиций Российской Федерации в международных рейтингах открытости таких как рейтинги от Open Government Partnership, International Budget Partnership и других;

- ухудшение бизнес-климата из-за отсутствия ключевых данных для коммерческих организаций;

- снижение репутации российской науки из-за отсутствия системных усилий в публикации открытых научных данных и данных в форматах RDF/OWL в частности;

- недостаточная интеграция России в международное информационное пространство из-за недостаточного внимания к использованию таких стандартов публикации данных, как Linked Data.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.