Следим за выражением лица и расшифровываем чувства — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Следим за выражением лица и расшифровываем чувства

2021-01-31 74
Следим за выражением лица и расшифровываем чувства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я люблю лица. Ладно, буду честным, не совсем все лица. Но обычно они по-настоящему притягивают и очаровывают меня. Все мы любим лица. Не верите? Загляните в свой кошелек. Там наверняка найдется пара фотографий дорогих вашему сердцу людей. На этих фото изображены лица, правда? Не ноги или другие части тела.

Несколько лет назад я услышал историю, которая замечательно комментирует сказанное выше: якобы в Англии в одном из старейших и знаменитейших университетов одно время преподавал профессор, у которого была тайная слабость. Он любил купаться голым в реке. Однажды он как раз охлаждался своим излюбленным способом, как вдруг услышал, что из-за ближайшего поворота в его сторону плывет лодка. Голоса гребцов показались ему знакомыми. Кажется, это были две его аспирантки. Он должен был срочно что-то предпринять, чтобы его маленькая слабость и дальше оставалась тайной. Изо всех сил мужчина поплыл к берегу в надежде успеть спрятаться. Но именно в тот момент, когда он уже вышел на берег, из-за поворота выплыла лодка. Память не подвела профессора, в лодке действительно сидели те самые аспирантки. Тогда он быстро схватил свое полотенце и натянул себе на голову! Хитрец.

Пол Экман — пионер исследований в области человеческой мимики. Вместе со своей командой он в результате многолетних изысканий по всему миру смог создать настоящий атлас, в котором соотнес тысячи выражений человеческого лица с определенными эмоциями. Он разработал систему, с помощью которой можно определить, какая именно эмоция в данный момент отражается на лице человека. Возможно, вы слышали о сериале «Обмани меня». Прототипом главного героя доктора Лайтмана как раз является Пол Экман. Он же был главным научным консультантом создателей сериала. Свое изобретение Экман назвал СКЛиД, Система Кодирования Лицевых Движений. Система Экмана — это по-настоящему гениальный метод расшифровки человеческой мимики. Она основывается на том факте, что существует семь базовых эмоций, которые совершенно одинаково отражаются на лице любого человека в любой стране мира. Вот они:

• Удивление

• Страх

• Печаль, отчаяние

• Ярость и злость

• Отвращение

• Презрение, а также

• Радость.

Конечно, эмоциональная палитра человечества гораздо богаче. Однако эти семь эмоций универсальны. Это значит, что они довольно легко распознаются, так как каждый человек выражает их одинаково.

Пол Экман научно, то есть системно и последовательно изучил, как каждая из названных эмоций отражается на наших лицах. То есть, если вы сумеете освоить систему Экмана, для вас больше не составит труда понять, что в данный момент чувствует собеседник. Но это, мягко говоря, самое начало. Главное, вы сможете научиться расшифровывать сами чувства и эмоции собеседника. А это открывает невероятные возможности.

Экман пошел еще дальше. Он доказал, что здесь возможно прогнозирование. Если у вас есть дети, то вам наверняка знакома ситуация, когда вы понимаете, что малыш вот-вот заплачет. Это видно по трясущемуся подбородку и потемневшим глазам. Это работает и с эмоциями взрослых. Постоянная практика и развитая интуиция помогут вам научиться распознавать чувства собеседника даже до того, как он сам их осознает. Я называю это чтением мыслей высочайшего уровня. И даже если собеседник пытается скрыть свои чувства или подменить их другими, обращая внимание на определенные признаки, вы сможете раскрыть его настоящие эмоции.

 

 

* Согласно исследованиям Пола Экмана выражение эмоций бывает различных типов: референтное, частичное, слабо выраженное и микромимика. Референтное выражение отображает эмоцию, которую мы в данный момент на самом деле не испытываем.

 

Например, когда кто-то рассказывает историю о том, как что-то его разозлило, вы часто интуитивно изображаете на своем лице злость, чтобы наладить с собеседником взаимосвязь. И хотя ваше лицо изображает злость, на самом деле вы ее не ощущаете. Экман поясняет: это как будто ваше лицо говорит слово «злость». Выражение лица при этом меняется лишь слегка, ровно настолько, чтобы ваш собеседник понял, что вы ему сопереживаете и поддерживаете, но не настолько, чтобы можно было подумать, что вас действительно что-то разозлило. Поэтому в создании референтного выражения участвует лишь часть мимики. Злость в таком исполнении будет проявляться, возможно, всего лишь в виде плотно сжатых губ или сведенных бровей. Если выражение приобретает большую выразительность и силу, вы рискуете не только ввести собеседника в заблуждение, но и на самом деле вызвать в себе неподдельную злобу. Помните, энергия следует за вниманием. Жесты и осанка тоже могут вызывать соответствующие эмоции.

 

 

* При частичном выражении эмоции задействована только часть лица — в отличие от ярко выраженной эмоции, которую передает все лицо целиком. Эмоция отражается на лице лишь частично в двух случаях: либо собеседник пытается скрыть свои чувства, либо эмоция еще не до конца сформировалась и позже развернется на все лицо.

 

Название слабо выраженной эмоции говорит само за себя — такая эмоция именно слабо выражена (люблю такие однозначные объяснения). Она отражает подавленную или слабо осознанную эмоцию. Часто такое выражение лица говорит о том, что собеседник пытался спрятать свои эмоции, но ему это в полной мере не удалось. Также при формировании какого-то определенного чувства мимика может довольно долго принимать четкие очертания.

Микромимика проявляется в тот момент, когда наши эмоции активируют соответствующие мышцы лица, но мы сразу же пытаемся взять их под контроль. То есть, несмотря на самый сильный контроль, на нашем лице почти всегда хотя бы на долю секунды появляется отражение эмоции, которую мы пытаемся скрыть, — микромимика.

Микромимика обычно распространяется на все лицо. Но так бывает не всегда. Бывают моменты, когда микромимика выражается частично или слабо выражено. Ее отличительной чертой является лишь то, что она всегда появляется лишь на короткий миг, всего на пятую долю секунды. То есть шанс в буквальном смысле проморгать такую эмоцию крайне велик. С другой стороны, микромимика крайне информативна. Она открывает чувства, которые собеседник всеми силами пытается скрыть, о которых он не хочет, чтобы вам стало известно. Но также она может быть отражением неосознанного чувства. Обычно микромимика слегка ассиметрична, появляется и исчезает резко.

А теперь, прежде чем перейти к обсуждению проявления отдельных эмоций, позвольте мне упомянуть еще об одной важной вещи: если вы хотите расшифровать мимику собеседника, вам нужно знать, как выглядит его лицо, когда не выражает никаких особых эмоций, то есть когда он ведет себя нейтрально. Это будет вашей отправной точкой. А сейчас перейдем, наконец, к изучению отдельных эмоций и их отражений в нашей мимике.

 

Удивление

 

Это моя любимая эмоция. Все мое шоу нацелено на то, чтобы вызвать у зрителей именно удивление (ну и, конечно, еще радость).

Из всех эмоций удивление самая непродолжительная. Как только нам становится ясно, в чем дело, удивление пропадает. Как только эффект внезапности пропадает, удивленное выражение лица сменяется чем-то новым. При этом одно выражение лица словно перетекает в другое.

 

 

* Особенность удивления заключается в его природе: мы удивляемся чему-то внезапному, неожиданному, поэтому скрыть его практически невозможно.

 

И если прежде вы не утверждали, что знакомы с тем, что вызвало ваше удивление, для собеседника эта эмоция тоже не будет сюрпризом и покажется на вашем лице вполне естественной. Если же вы попытаетесь скрыть свое удивление, то, скорее всего, потерпите неудачу, потому что искреннее удивление никогда не оставляет нам времени подумать о выражении лица.

Среди исследователей нет абсолютного единства мнений в вопросе о том, является ли удивление на самом деле эмоцией. Дискуссия на эту тему может быть довольно интересной, но здесь мы подробно на ней останавливаться не будем. Особого практического значения для наших с вами целей она не несет. Удивление легко можно прочитать на лице человека, и это для нас самое важное.

Важно научиться отличать удивление от ужаса, который, кстати, не является эмоцией совершенно точно (здесь все специалисты единодушны). Выражения ужаса и удивления на нашем лице отличаются довольно сильно. Во время семинаров я с удовольствием использую наглядные демонстрации. Допустим, я медленно прогуливаюсь по аудитории и неожиданно во всю мощь легких кричу что-нибудь прямо в ухо одному из присутствующих. О да, мои семинары всегда приносят участникам удовольствие. В этот момент все, кому посчастливилось оказаться недалеко от эпицентра, обычно крепко зажмуриваются, опускают брови и растягивают губы.

Удивление же, наоборот, заставляет нас широко распахивать глаза, поднимать брови вверх и опускать подбородок. На мой взгляд, отличий больше чем достаточно. Кроме того, ужас еще короче удивления, и предотвратить его появление на лице совершенно невозможно. Даже если вы предупредите собеседника, что сейчас что-то громко хлопнет, в момент хлопка на его лице все равно появятся признаки ужаса (конечно, если он не глухой). К удивлению это не относится. Оно проявляется в мимике следующим образом:

• Брови подняты высоко вверх,

• при этом на лбу появляются горизонтальные морщины — за исключением случаев, когда речь идет о ребенке, подростке или инъекциях ботокса.

Обратите внимание:

• Если вверх поднялись только брови, а остальное лицо остается неподвижным, это ни в коем случае не удивление. Поднятые на пару секунд брови означают сомнения вашего собеседника по поводу сказанного или то, что он считает прозвучавшую историю выдумкой.

• Если собеседник задает вопрос и при этом поднимает брови вверх, значит, он уже знает ответ. Возможно, речь вовсе идет о риторическом вопросе. Если же спрашивающий не знает ответ на собственный вопрос, это выглядит совсем иначе. В таком случае его брови сходятся на переносице. Такое выражение лица говорит не о ярости, а о предельной концентрации.

• Верхние веки подняты вверх, а нижние — на прежнем месте.

• Нижняя челюсть опущена. И чем ниже опущена челюсть, тем сильнее удивление.

• Выражение удивления на лице не сохраняется долго. То есть если вы встретили кого-то и он удивленно смотрит на вас дольше пары секунд, то, значит, либо он не удивлен, либо вы перепутали удивление со страхом.

 

Страх

 

Выражение страха на лице часто путают с удивлением. Они действительно сильно похожи. Мы испытываем страх, когда нам угрожает опасность. Угроза может носить психологический характер. Например, материальный ущерб или телесное повреждение: нужно идти к зубному и вы боитесь боли. Чувство страха может вызвать не только непосредственная угроза, но даже одна мысль о ней. Змеи или высота, примеров может быть бесконечное множество. Из-за того что страх так легко вызвать, именно в этой области проводится так много всевозможных исследований. Установлено, что на страх у человека может быть всего две реакции: прятаться или убегать. Когда мы испытываем страх, сразу же увеличивается кровоснабжение мышц ног. Первое приготовление к бегству.

Второй вариант действий — спрятаться. Когда от страха мы замираем на месте и не можем пошевелиться, мы прячемся. Мы не хотим выдать себя движением. Также случаются ситуации, когда мы не можем ни убежать, ни спрятаться. Тогда страх перерастает в ярость. Экман считает, что страх и ярость по-настоящему часто следуют друг за другом. Это происходит, потому что наша нервная система быстро заменяет одну эмоцию другой, когда первая показывает свою несостоятельность. Страх можно опознать по следующим признакам:

• Поднятые вверх прямые брови.

• Брови слегка сведены (в отличие от удивления). При этом сближаются их внутренние края.

• Верхние веки подняты вверх.

• Если одновременно с высокоподнятыми верхними веками напряжены нижние веки, а остальное лицо остается неподвижным, значит, вы наблюдаете страх и ни в коем случае не удивление.

• Губы горизонтально натягиваются — во время удивления рот слегка приоткрывается.

• Если губы слегка растянулись, но глаза при этом остаются нейтральными, скорее всего, это признак озабоченности.

• Единственная эмоция, которая не затрагивает лоб и брови, это парализующая форма страха. При этом глаза и рот ведут себя так, как было описано выше.

 

Печаль и отчаяние

 

Печаль не так мимолетна, как, например, удивление. Ни одна другая эмоция не отражается на нашем лице так долго, как печаль или отчаяние. Этот раздел посвящен таким чувствам, как подавленность и отчаяние. Я специально не затрагиваю крайности вроде скорби, которая отражается, например, на лице родителей, хоронящих своих детей. Чтобы распознать настоящую скорбь, книжные инструкции вам не понадобятся.

Нет, здесь мы поговорим о печали, которая появляется, когда нам что-то не удается или когда мы предчувствуем возможную потерю.

 

 

* Подавленность проявляется на лице вялостью и неподвижностью мышц. Основной индикатор грусти — это брови. Их внутренние уголки приподняты вверх.

 

Например, у Вуди Аллена брови от природы сходятся домиком на переносице, поэтому у него всегда немного грустное выражение лица. У Джима Керри, кстати, та же история. Но на самом деле таких людей, как Керри и Аллен, совсем немного, еще меньше тех, кто умеет поднимать внутренние уголки бровей сознательно, поэтому обычно это надежный признак подавленности и печали. Кроме того, между бровями у большинства людей в моменты грусти появляется вертикальная складка. Зачастую печаль на лице человека отражается исключительно в области глаз и бровей. Верхние веки вслед за бровями подтягиваются вверх. Внутренние уголки глаз принимают слегка треугольную форму:

• Если человек испытывает сильную грусть, нижние веки тоже натягиваются.

• Опущенный взгляд — верный признак печали.

• Уголки губ опущены.

 

Ярость, злость, гнев

 

Вот мы и добрались до самой опасной из всех эмоций. Она коварна, потому что ярость может вызвать в нас лишь новую ярость. Злость самовоспроизводится. Кроме того, всегда бывает крайне сложно подавить злость в себе, если собеседник ее не сдерживает. Иногда, правда, злость появляется и без посторонней помощи. Ее разрушительная энергия может быть направлена против нас самих, например, когда мы недовольны самими собой. Еще мы часто испытываем гнев, когда хотим что-то сделать, но нам мешают. Читатели, у которых есть супруга или супруг, понимают, что я сейчас имею в виду. Кроме того, приступы ярости и злости могут появляться как ответ на несправедливые обвинения или оскорбления. В конечном итоге обычно злость приводит к тому, что у нас появляется сознательное желание причинить боль (физическую или моральную) тому, кто нас разозлил. В нормальной ситуации ярость и гнев испаряются также быстро, как и появились. Однако если злость становится для человека нормой поведения, это по-настоящему опасно. Последствия могут быть самыми ужасными: одержимости, жестокие преступления и кровавые революции. Но обычно злость просто исчезает и на ее место приходит другая эмоция. Чаще всего страх.

Несмотря на это, ярость, злость и гнев — важные эмоции.

Именно они часто заставляют нас действовать и помогают преодолевать препятствия. При этом важно себя контролировать и направлять свой гнев только на настоящую причину злости, а не на попавшего под горячую руку человека. Ведь если человек по-настоящему зол, он чаще всего действует совершенно не обдуманно и спускает пар на всех окружающих. Понимаете, о чем я. Так что лучше всего во время приступов ярости отправляйтесь в лес, орите там на деревья, пинайте изо всех сил собственный рюкзак или включите на максимальную громкость музыку. Когда придете в себя, сможете снова нормально рассуждать и на светлую голову легко поймете, как справиться с возникшей проблемой. По той же причине не стоит сразу отвечать на электронное письмо, которое привело вас в бешенство. Гораздо разумнее написать свирепый ответ, сохранить в черновиках, но не отправлять! Как только злость поутихнет, перечитайте свой ответ и спокойно обдумайте, действительно ли вы хотите, чтобы получатель все это прочитал или стоит подкорректировать пару слов. Это и есть настоящая свобода мышления.

Чтобы распознать ярость, нужно обращать внимание на лоб, глаза и рот собеседника. Вот как проявляется эта эмоция в мимике:

• Брови опущены и сведены.

• Между бровями обычно появляются вертикальные складки.

• Лоб не морщится.

Если изменяются только брови, возможно следующее: собеседник чем-то недоволен, но не хочет это показывать или он слегка раздражен. Если же при этом его глаза прищурены, то он, скорее всего, просто удивлен и пытается сконцентрироваться на том, что стало тому причиной. Прищуренные глаза и сведенные брови чаще всего указывают на то, что собеседник полностью сфокусировал свое внимание на том, что сейчас видит. Так, если во время разговора вы заметили эти признаки на лице своего собеседника, скорее всего, это говорит о том, что он полностью поглощен разговором с вами.

• Верхние веки подняты под опущенными бровями, взгляд колючий.

• Нижние веки напрягаются в зависимости от интенсивности гнева.

• Верхнее веко опускается одновременно с бровями. Это делает взгляд собеседника пристальным.

Внимание! Все описанные выше позиции глаз и бровей могут означать, что собеседник всего лишь сосредоточен, поэтому для точного распознавания эмоции принимайте во внимание рот.

• Часто нижняя челюсть, а вместе с ней и подбородок, выдвигается вперед.

• Губы плотно сжаты, а их цвет становится несколько бледнее.

Но внимание: если помимо плотно сжатых губ других признаков гнева на лице собеседника не наблюдается, это может быть также следствием предельной концентрации или тяжелой физической работы. Встаньте перед зеркалом и возьмите в руки какой-нибудь тяжелый предмет — вы поймете, что я имею в виду.

• Рот приоткрыт и имеет прямоугольную форму. Оно и понятно, кричать с закрытым ртом непросто.

 

 

* Плотно сжатые губы часто являются предвестником подступающей ярости.

Этот признак может помочь вам распознать эмоции собеседника еще до того, как он сам их осознает, и даст время принять необходимые меры.

 

Но будьте осторожны, гнев выражается при помощи мышц, которые мы можем легко контролировать, поэтому рассерженным достаточно просто притвориться. Если у вас возникло такое подозрение, следите за тем, насколько сочетаются слова и действия собеседника.

 

Отвращение

 

Если у вас есть дети, вы можете регулярно наблюдать за тем, как выглядит отвращение: просто приготовьте на обед шпинат. Если вы хотите понаблюдать за тем, как эта эмоция будет смотреться на вашем собственном лице, обычно бывает достаточно подумать о фекалиях, рвотных массах, моче или зеленой слизи. Здесь те, у кого есть дети, опять имеют преимущество — не нужно ничего выдумывать, достаточно напрячь память.

Пол Экман описывает очень наглядный ментальный эксперимент, связанный с этой эмоцией. Его придумал психолог Гордон Олпорт. Правда, лично мне иногда кажется, что авторами идеи были мои дети.

Эксперимент «Отвращение»

• Сглотните слюну.

• Теперь представьте себе, что вы обильно сплевываете в стакан, а затем выпиваете содержимое. Пожалуйста, только не нужно в самом деле проделывать эту процедуру, просто представьте это мысленно. Видите, внезапно нечто вполне естественное становится отвратительным. «Продукт» нашего собственного организма, после того как покидает тело, становится мерзким.

Мы можем испытывать отвращение в самых различных ситуациях: когда рассматриваем противное изображение или вдыхаем неприятный запах, когда прикасаемся к склизкой массе или смотрим телевизор (что-нибудь вроде очередного экстремального шоу).

Также отвращение может вызвать другой человек. Чем роднее и ближе нам человек, тем реже мы испытываем по отношению к нему отвращение. Именно поэтому мы можем спокойно менять памперсы своим малышам и затирать за ними лужи. Для читателей, которые только собираются обзавестись семьей, это еще цветочки…

Во время секса границы нашего чувства отвращения тоже смещаются. Знаю, это звучит совсем не романтично, но это правда. Могу объяснить это несколько иначе: поцеловать губы любимого человека — удовольствие, а вот поцеловать человека, который вам неприятен, — омерзительно. Итак, доверие, близость и любовь изменяют наше восприятие. В этой связи Пол Экман также упоминает о том, что обычно нас отталкивает вид крови. Однако, если пострадавший человек нам близок, реакция будет совершенно другой. В этом случае вместо отвращения мы испытываем сочувствие. Мы чувствует потребность облегчить страдания дорогого человека и ради этого не остановимся не перед чем. Вот каким образом можно распознать на лице человека отвращение:

• Нос всегда сморщен.

• Верхняя губа приподнята.

• Нижняя губа может быть также подтянута вверх, но это не обязательно.

• Нижняя губа вытянута вперед.

• Чем сильнее отвращение, тем больше складок формируется вокруг рта.

• Брови могут быть опущены. Внимание: существует опасность перепутать отвращение с гневом. Если верхние веки не подняты, а брови не сведены вместе, скорее всего, вы имеете дело с отвращением, а не с гневом. Мышцы вокруг глаз обычно остаются расслабленными. За исключением тех случаев, когда перед нашими глазами что-то настолько отвратительное, что мы не хотим это видеть.

 

 

* Отвращение по большей части отражается в области рта и носа. Мускулы в этой части лица мы умеем довольно хорошо контролировать, поэтому изобразить отвращение обычно не составляет труда.

 

Мои дети делают это превосходно, стоит мне только включить «неправильную» музыку. По той же причине отвращение легко скрыть. Лично мне это удается в любой ситуации, за исключением моментов, когда приходится убирать кошачий сюрприз. Кто-нибудь может мне объяснить, почему они всегда делают это на ковер и никогда на кафель?

 

Презрение

 

Умение распознавать презрительную реакцию может спасти ваши отношения! Психолог Джон Готтман разработал методику, при помощи которой можно было меньше чем за час определить, будет ли пара жить в браке долго и счастливо или разведется. Малкольм Гладуэлл в своей книге «Озарение» описывал, как Готтман всего после пятнадцати минут наблюдения за вполне счастливой с виду парой определял, где их отношения дадут сбой. Всего пятнадцати минут ему было достаточно, чтобы составить точный на девяносто процентов прогноз. Даже после трех минут наблюдения точность его выкладок приближалась к этой же цифре.

Вывод Готтмана: если в ходе разговора хотя бы у одного партнера появляются малейшие признаки презрения, отношения не продержатся долго. Сформулированное им правило звучит так: в отношениях той пары, которая никогда не распадется, соотношение позитивных и негативных эмоций соответствует пропорции пять к одному (первая цифра может быть больше).

Готтман выяснил, что при наблюдении за парами следует обращать внимание на четыре фактора: презрение, защитные позы, блоки и критика. Эти факторы Готтман назвал «рыцарями апокалипсиса». И самый страшный из них, по его мнению, именно презрение. Если вдруг эта эмоция проявляется на лице одного из партнеров во время ссоры, у пары серьезные проблемы.

Бесконечная критика, естественно, тоже сильно нервирует, но презрение гораздо хуже, потому что оно направлено сверху вниз. Когда вы презираете другого человека, вы словно говорите ему: ты стоишь гораздо ниже меня. Готтман даже обнаружил связь между презрением и простудой.

То, как часто вы испытываете на себе презрение близких, влияет на то, как часто вы простужаетесь. То есть, если дорогой и любимый мной человек постоянно показывает мне свое презрение, снижается сопротивляемость моей иммунной системы, и я гораздо чаще простужаюсь. Вот такая тесная связь между телом и духом.

Презрение и отвращение тесно связаны, но не тождественны. Вот признаки, по которым легко отличить презрение:

• Движение затрагивает лишь одну половину лица.

• Подбородок напряжен и слегка приподнят.

 

Радость

 

Характерной особенностью нашего общества является тот факт, что в области негативных эмоций проводится гораздо больше научных изысканий, чем в области позитивных. В прошлом ученых в основном интересовали болезненные психические состояния, а не то, что делает нас счастливыми. Энергия следует за вниманием, поэтому по-настоящему приятно, что сейчас ситуация меняется. Узнавать больше о позитивных эмоциях по-настоящему важно. Это позволит понять, что их вызывает и как их можно использовать во имя собственного счастья. Итак, в этом разделе мы будем обсуждать приятные, позитивные эмоции, такие как, например, счастье, удовольствие, веселость. В общем, все чувства, которые можно назвать словом «радость». Обычно свою радость мы выражаем смехом или как минимум улыбкой.

При этом улыбка с фальшивыми зубами может быть настоящей, а с настоящими зубами — фальшивой. Как их различить?

Когда человек улыбается искренне, вместе с губами смеются его глаза. Экман выяснил, что за улыбкой могут прятаться абсолютно противоположные чувства (страх или презрение), и тогда она становится фальшивой. Два мускула, которые делают улыбку «настоящей» и действительно радостной, называют «маркерами Дюшенна». Жульем-Бенджамин Дюшенн был французским исследователем, который впервые в шестидесятые годы позапрошлого столетия заинтересовался отличиями между настоящей и притворной улыбкой. Итак, вначале Дюшенн открыл важность большой скуловой мышцы (лат. Musculus zygomaticus major). Она поднимает уголки губ вверх по направлению к скуловой кости. Роль второго маркера играет круговая мышца глаза (лат. Musculus orbicularis oculi). Она поднимает вверх щеки, в результате чего в уголках глаз формируются мимические морщинки.

Экман и его коллега Фризен занимались исследованиями в этой области почти десять лет. До них никто не верил в то, что на лице можно прочесть скрытые эмоции. Они выяснили, что на самом деле маркеры Дюшенна лишь одни из многих признаков настоящей улыбки. Например, искренняя улыбка активирует большую скуловую мышцу гораздо резче, чем фальшивая. К тому же мимолетная улыбка чаще всего искренняя, чем затянувшаяся.

В рамках этого исследования Экман также обнаружил, что искренняя улыбка повышает настроение.

 

 

* Если мы счастливы, мы улыбаемся, а если мы улыбаемся, это делает нас счастливыми. Собственно, каждый из нас может без труда отличить настоящую улыбку от фальшивой, если только захочет.

 

Вот так-то! Мы просто этого не хотим. Существует гипотеза, что нам просто хочется верить в искреннюю радость кассира в магазине или дамы на ресепшен. Мы хотим, чтобы окружающие при виде нас улыбались, и наше отношение соответствует ожиданиям. Думать так на самом деле гораздо приятнее, чем постоянно подозревать, что окружающие вас терпеть не могут или им вообще все равно. Поэтому мы часто охотно верим фальшивой улыбке.

Полезная информация: чаще всего одна эмоция отражается на нашем лице в течение двух секунд. Но иногда она может появляться всего на полсекунды, а иногда на все четыре. Чем дольше выражение эмоции сохраняется на лице, тем она сильнее. Мимолетные эмоциональные проявления чаще всего означают, что собеседник пытается скрыть свои чувства. Сознательно или бессознательно, он пытается как можно скорее вернуть себе контроль над собственной мимикой. Если же определенное выражение лица сохраняется довольно долго, но при этом слабо выражено, скорее всего, речь идет о контролируемом чувстве.

По выражению лица никогда нельзя сделать вывод о том, что именно стало причиной появления той или иной эмоции! Мы можем лишь идентифицировать эмоции и при этом не знаем, почему они появились. И наши личные ожидания и убеждения всегда оказывают влияние, хотим мы этого или нет, на то, как мы расшифровываем выражение лица собеседника. Поэтому всегда следует иметь в виду, что выражение лица помогает нам понять эмоциональное состояние собеседника, но ничего не говорит об объективных причинах этого состояния.

 

 

Правда о лжи

 

«Он сказал, что артисты врут, чтобы открыть правду. А политики, наоборот, врут, чтобы правду спрятать» — цитата из фильма «V — значит вендетта». Время от времени я у всех на глазах разоблачаю лгунов, но лучшие истории на этот счет уже рассказаны в предисловии к книге Экмана «Я знаю, что ты лжешь». Поэтому изначально я не хотел писать эту главу. До тех пор, пока не прочитал на «Амазоне» отзывы о книге Экмана. Один из читателей написал, что работа показалась ему чересчур пространной. Напоследок он добавил: «Последнее замечание: наверное, Торстен Гавенер все-таки должен взять себя в руки и подарить нам облегченную версию этой книги». Что ж, пожалуйста. С удовольствием представляю вам эту книгу в моей обработке.

 

 

* Чтобы распознать ложь, нужно одновременно обращать внимание на многие факторы. Не боюсь повториться: самое важное замечать изменения лица или положения тела собеседника, распознавать их и держать в поле зрения. Язык тела и интонация — это важнейшие дополнения к сказанному.

 

Они же являются главными помощниками наблюдателя. Как только мы замечаем, что слова не сочетаются с интонацией или осанкой, можно делать предположение о том, что собеседник сказал не совсем то, что думал. Однако в нашем высокотехнологичном мире становится все труднее оценить мимику и интонацию, сопутствующую тому или иному высказыванию.

Мы чувствуем нехватку этих дополнительных индикаторов и подсознательно пытаемся их чем-то заменить. Так появляются вирусы, инфицирующие слова. Я говорю о смайликах. Это понятие появилось не так давно и означает не что иное, как символ, который передает чувства и интонации составителя текста. Предположим, кто-то отправляет вам в СМС прошлогоднюю шутку. Очевидно, отправитель рассуждает следующим образом: «Хм, наверное, он не в состоянии догадаться, что это шутка, надо добавить в конце двоеточие, тире и закрывающую скобку». Практически все мобильные телефоны сейчас запрограммированы на распознавание самых распространенных комбинаций знаков, поэтому в конце сообщения появляется ухмыляющаяся желтая морда. Некоторым недостаточно и этого круглого монстра, они заходят еще дальше. В конце сообщения они добавляют еще пару букв, означающих в киберсообществе определенные выражения: например, LOL или — вершина человеческой глупости — ROLF. Это английский. Да уж, в самый раз. И не важно, что половина людей даже не представляет, как на самом деле расшифровываются эти аббревиатуры. Самое страшное даже не в этом, а в том, что сами по себе эти выражения совершеннейшая нелепица. LOL означает «laughing out loud», то есть «громко смеюсь вслух», а ROLF значит «rolling on the floor laughing» или «катаюсь по полу от смеха». Что это, позвольте спросить? Я уже не говорю о том, что вместо собственных слов мы используем иностранные, нет, дело в том, что мы искажаем собственную речь словами, которые едва понимаем.

Можете спокойно назвать меня старомодным — это так и есть. Я аналоговый человек в цифровом мире. Это выражение придумал не я. Оно принадлежит одному из самых любимых мной авторов Хэнку Муди.

Меня часто спрашивают, есть ли что-то, способное довести меня до нервного тика. Да есть, например, я ненавижу англицизмы. Больше не существует специалистов — они, к сожалению, исчезли, вместо них теперь менеджеры. Мы больше не ездим в путешествия, а отправляемся в туры. Нас окружают бестселлеры, бизнесмены, бойфренды, брокеры, аутсайдеры, брифинги, диджеи, гаджеты, дилеры, копирайтеры, парковки, промоутеры, стартапы, офисы, риелторы, холдинги и так далее.

Но самая большая чушь начинается в тот момент, когда в нашу речь просачиваются псевдоанглийские слова. Например, немцы часто используют похожее на английское слово «handy» вместо обычного понятия «мобильный телефон». Но это слово не известно ни одному американцу или англичанину. Еще можно столкнуться с таким явлением, как подмена значения. Так, например, произошло со словом «callboy». В английском языке оно означает всего лишь «посыльный» (для моих неиспорченных читателей объясню, что в Германии за этим словом плотно закрепилось значение «мальчик по вызову»).

 

 

* И главная проблема с этими бездумными заимствованиями не только в том, что они отравляют наш собственный язык. Нет, все гораздо хуже. Они мешают коммуникации.

 

Например, рекламные лозунги (прошу прощения, слоганы) на английском языке, такие как «I’m loving it» или «Just do it», не понимает подавляющее большинство людей, говорящих на других языках.

Так, согласно одной из статей Spiegel online  использование англицизмов в рекламе — не лучший выбор.

Чтобы проверить их влияние на покупательский спрос, исследователи отобрали 24 испытуемых и подключили их к детектору лжи. Им давали прослушать рекламные послания на немецком и английском языках. Стоит отметить, что родным языком всех участников был немецкий. Результат: немецкие фразы оказались гораздо эффективнее английских. Значение иностранных посланий было понято участниками весьма приблизительно, поэтому они не запомнились и не вызвали никаких переживаний.

И специально для разговора об «англочепухе» я припас для вас, дорогие читатели, еще два замечательных примера.

Для начала возьмем словосочетание «Public Viewing». Дословный перевод этой фразы звучит так: «публичный просмотр». Поэтому время от времени, собираясь посмотреть с друзьями футбол где-нибудь в баре, мы решаем блеснуть знанием столь модной фразочки и зовем всех на public viewing. Но в англоговорящем мире ее значение столь же близко к просмотру футбола, как пенсионер к победе на гонках «Формулы-1». В США это понятие означает то, что мы называем прощанием с телом. Поэтому, если вы решите пригласить делового партнера из Америки на public viewing, он подумает, что в вашей семье случилось несчастье и, несомненно, растеряется от подобного приглашения. Ему и в голову не придет, что вы всего лишь собирались позвать его на футбол.

Следующий пример мой любимый. О нем мне рассказал участник одного из семинаров. Авторство принадлежит авиакомпании Люфтганза. Несколько лет назад авиакомпания начала предлагать пассажирам прозрачные пластиковые пакеты для упаковки шампуня, зубной пасты и прочих жидкостей. Запакованные таким образом жидкости можно было брать с собой на борт самолета в ручной клади. Все было бы прекрасно, если бы не одна маленькая деталь: эти пакеты были промаркированы надписью «Body bag», что должно было подчеркивать тот факт, что их можно либо положить в сумку, либо нести прямо на себе. На мой взгляд, маркировка весьма спорная, ведь дословно body bag переводится как «мешок для трупа». Здорово раздавать пакеты с такими надписями людям, которые боятся летать и не обладают здоровым чувством юмора!

Еще теперь больше не существует старого доброго позднего завтрака. Теперь по воскресеньям мы встречаемся за ланчем. Интересно, почему тогда мы до сих пор обедаем и ужинаем, а не диннаем и саппаем?

Писателя по имени Хэнк Муди в действительности не существует — так зовут главного персонажа сериала «Californication». Если вам когда-нибудь захочется посмотреть по-настоящему необычный сериал, настоятельно рекомендую вам именно этот. Одна только первая сцена чего стоит (при условии, что вы нормально переносите грязные шуточки и гр


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.