Расчетные параметры взрывания шпуровых зарядов при дроблении фундаментов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Расчетные параметры взрывания шпуровых зарядов при дроблении фундаментов

2021-01-31 97
Расчетные параметры взрывания шпуровых зарядов при дроблении фундаментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

@.          

 

" +       

+           

  

@.      

          

&     

   

       

?            

9    

         

       

  

        

.  

       

I II I II I II I II I II I II
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1

0,3 1 0,8 0,11 0,11 0,13
0,35 1 0,8 0,12 0,12 0,15
0,4 1 0,8 0,14 0,14 0,17
0,45 1 0,8 0,16 0,16 0,19
0,5 1 0,8 0,18 0,18 0,22
0,55 1 0,8 0,19 0,19 0,23
0,6 1 0,8 0,21 0,21 0,25

1,5

0,3 1,5 1,3 0,11 0,11 0,22 0,13
0,35 1,5 1,3 0,12 0,12 0,24 0,15
0,4 1,5 1,3 0,14 0,14 0,28 0,17
0,45 1,5 1,3 0,16 0,15 0,31 0,19
0,5 1,5 1,3 0,18 0,15 0,33 0,22
0,55 1,5 1,3 0,19 0,15 0,34 0,23
0,6 1,5 1,3 0,21 0,15 0,36 0,24

2

0,3 2 1,8 0,11 0,11 0,05 0,27 0,13
0,35 2 1,8 0,12 0,12 0,05 0,29 0,15
0,4 2 1,8 0,14 0,14 0,07 0,35 0,17
0,45 2 1,8 0,16 0,16 0,08 0,4 0,19
0,5 2 1,8 0,18 0,18 0,09 0,45 0,22

 

Окончание таблицы 5.3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

2

0,55 2 1,8 0,19 0,19 0,1 0,48 0,23
0,6 2 1,8 0,21 0,21 0,1 0,52 0,25

2,5

0,3 1,25 1,25 1,1 0,11 0,11 0,11 0,5 0,22 0,16 0,13 0,13
0,35 1,25 1,25 1,1 0,12 0,12 0,12 0,06 0,24 0,18 0,15 0,15
0,45 1,25 1,25 1,1 0,16 0,16 0,1 0,08 0,26 0,24 0,19 0,19
0,5 1,25 1,25 1,1 0,18 0,18 0,1 0,1 0,28 0,28 0,22 0,22
0,55 1,25 1,25 1,1 0,19 0,19 0,1 0,1 0,29 0,29 0,23 0,23
0,6 1,25 1,25 1,1 0,21 0,21 0,1 0,1 0,31 0,31 0,25 0,25

3

0,3 1,5 1,5 1,3 0,11 0,11 0,11 0,11 0,22 0,22 0,13 0,13
0,35 1,5 1,5 1,3 0,12 0,12 0,12 0,12 0,24 0,24 0,15 0,15
0,4 1,5 1,5 1,3 0,14 0,14 0,14 0,14 0,28 0,28 0,17 0,17
0,45 1,5 1,5 1,3 0,16 0,16 0,16 0,15 0,32 0,31 0,19 0,19
0,5 1,5 1,5 1,3 0,18 0,18 0,18 0,15 0,36 0,33 0,22 0,22
0,55 1,5 1,5 1,3 0,19 0,19 0,19 0,15 0,38 0,34 0,23 0,23
0,6 1,5 1,5 1,3 0,21 0,21 0,21 0,15 0,42 0,36 0,25 0,25

 
 


9     

9  

9,   

 

 

9    

+  

"  

 

 

E Q

 

+      

 

 

 

 

 

 

 

  

,

  

,   

  

I II I II I II I II I II I II

 

1

0,67 0,6 0,5 0,3
0,65 0,6 0,5 0,3
0,63 ,6 0,5 0,3
0,61 0,6 0,5 0,3
0,58 0,6 0,5 0,3
0,57 0,6 0,5 0,3
0,55 0,6 0,5 0,3

 

1,5

0,13 0,5 0,54 0,6 0,5 0,45
0,15 0,5 0,5 0,6 0,5 0,45
0,17 0,46 0,5 0,6 0,5 0,45
0,18 0,43 0,5 0,6 0,5 0,45
0,18 0,4 0,5 0,6 0,5 0,45
0,18 0,39 0,5 0,6 0,5 0,45
0,18 0,37 0,5 0,6 0,5 0,45

 

2

0,13 0,06 0,5 0,48 0,5 0,6 0,5 0,6
0,15 0,06 0,5 0,44 0,5 0,6 0,5 0,6
0,17 0,08 0,5 0,42 0,5 0,6 0,5 0,6
0,19 0,1 0,5 0,38 0,5 0,6 0,5 0,6
0,22 0,11 0,45 0,35 0,45 0,6 0,5 0,6
0,23 0,12 0,39 0,39 0,45 0,6 0,5 0,6
0,25 0,12 0,37 0,37 0,45 0,6 0,5 0,6

 

 

2,5

0,13 0,06 0,49 0,46 0,5 0,45 0,6 0,5 0,38 0,38
0,15 0,07 0,45 0,43 0,5 0,45 0,6 0,5 0,38 0,38
0,12 0,1 0,44 0,36 0,5 0,45 0,6 0,5 0,38 0,38
0,12 0,12 0,41 0,31 0,5 0,45 0,6 0,5 0,38 0,38
0,12 0,12 0,4 0,3 0,5 0,45 0,6 0,5 0,38 0,38
0,12 0,12 0,38 0,28 0,5 0,45 0,6 0,5 0,38 0,38

 

3

0,13 0,13 0,74 0,5 0,6 0,54 0,6 0,5 0,45 0,45
0,15 0,15 0,6 0,5 0,6 0,5 0,6 0,5 0,45 0,45
0,17 0,17 0,6 0,46 0,55 0,5 0,6 0,5 0,45 0,45
0,19 0,18 0,6 0,43 0,5 0,5 0,6 0,5 0,45 0,45
0,22 0,18 0,53 0,4 0,5 0,5 0,6 0,5 0,45 0,45
0,23 0,18 0,54 0,39 0,5 0,5 0,6 0,5 0,45 0,45
0,25 0,18 0,5 0,37 0,5 0,5 0,6 0,5 0,45 0,45

 

 
Примечание. I и II — номера взрываемых слоев.


#


 

 

 


 

 

$


Для посадки на твердое дно болот при пересече нии строящимися шоссейными и железнодорожными дорогами торфяных болот выполнение взрыва должно решить следующие задачи.

 
Разрушение или удаление плотного верхнего слоя (коры) болота до отсыпки насыпи для обеспечения свободного ее погружения сквозь неустойчивую сре ду. Это выполняется путем взрывания зарядов, рассчи танных на выброс и расположенных в покрове болот.

Полное выжимание неустойчивой среды из под насыпи путем взрывания зарядов, расположенных между насыпью и твердым дном. Работа этих зарядов направлена на разжижение и выбрасывание неустой чивой среды из под насыпи, а также подъем насыпи, обеспечивающий при обратном ее падении динамичес кий удар, необходимый для выжимания из под насыпи остатков разжиженного торфа.

Опускание откосов насыпи на твердое дно болота путем взрывания под ними зарядов рыхления.

Если болото имеет глубину 2,5–3 м, при снятии коры болот выбрасывается практически весь торф и дополнительное взрывание под насыпью не тре буется.

Если болото сложено торфом с высокой степенью разложенности, при отсыпке насыпи в образованные взрывом траншеи она своей массой вытесняет хорошо текучий разложившийся торф и сама садится на твер дое дно болота. В таких условиях взрывания под насы пью также не требуется.

 
Если болото имеет глубину свыше 3 м и сложено слаборазложившимся торфом, то при отсыпке в тран шею насыпь зависает, не достигнув дна болота, и для окончательной ее посадки необходимо производить взрывание под насыпью.

При подготовке взрывов необходимо определить мощность торфяника, мощность плотного покрова (коры) болота, степень разложенности торфа. Должны быть нанесены на ситуационный план местности ис кусственные сооружения, ЛЭП и линии связи, попада ющие в опасную зону, предусмотрены меры по защите их от действия взрыва.


 

В случае продольной отсыпки насыпей (с желез нодорожного транспорта) сперва взрывают осевую траншею с направленным односторонним выбросом массы (методом наклонных скважинных зарядов). Вдоль траншеи и на сваях настилают путь и с него в осевую траншею отсыпают насыпь. После этого путь перено сят на осевую насыпь и взрывают боковые траншеи, в которые отсыпку насыпи производят с осевого пути. Если три траншеи не обеспечивают полную ширину насыпи, взрывают дополнительные боковые траншеи.

 
Ширина осевой траншеи:

 

B = 2 W n                                 

где W — глубина заложения заряда. При глубине бо лота до 3 м W = Н (здесь Н — полная глуби на болота при глубоких болотах); W = 0,9 h (здесь h — мощность «коры» болота, но не более 3 м);

n — показатель действия взрыва.

Полезная ширина боковых траншей, вследствие от жимания насыпью торфа, меньше осевой и составляет В =1,7 W n.


 

Рис. 5.5. Сооружение насыпи на болоте

«лобовым» методом


При отсыпке насыпи

 
(с помощью самосвалов и бульдозеров) «лобовым» спо собом применяют метод по перечных траншей. Для мак симального отбрасывания торфа за пределы трассы за ряды располагают елочкой (рис. 5.5).

Поперечные траншеи взрывают методом удли ненных зарядов в наклон ных скважинах. Ввиду мно


гократной переброски и отжимания торфяной мас сы полезная ширина их еще меньше и составляет всего В n = 1,2 W n.

Параметры взрывных работ рассчитывают в сле

дующем порядке.


 

Глубина скважины (м):

 

L =                                       

гдеa — угол наклона скважины, обычно 45–50°.

Масса заряда:

p      n
Q = q W 3 f,

 

где q p — расчетный удельный расход ВВ; в зависимо сти от зольности торфа составляет:

 

% 20 30 40 50 60 70
     , 0,58 0,59 0,61 0,65 0,71 0,81
               

f n   — функция показателя действия заряда, состав ляющая при взрывании торфов наклонными скважинами:

 

n 1 1,25 1,5 1,75 2 2,25 2,5
f n 1 1,10 1,2 1,55 2,1 2,82 3,6

 


Длина заряда:

 

 

Диаметр заряда:


 

l 3 = 0,75 L                                


d =

 

Расстояние между зарядами при взрывании осе вой траншеи:

 

 
a = W 3 f.

 

Расстояние между скважинами при взрывании боковых и поперечных траншей:

 

 
a = 0,9                                   

 

Расстояние от проектной оси до линии заложения скважин:

B =                                         


 
  

 
Взрывание осевой, боковых и поперечных траншей выполняется мгновенно с помощью детонирующего шнура.

Если взрывания верхнего покрова болот (метода ми продольных и поперечных траншей) недостаточно для посадки тела насыпи на дно болота, в проекте предусматривается еще посадка откосов насыпи, ко торая выполняется путем взрывания скважинных за рядов, заложенных до дна болота у откосов насыпи.

Если в результате насыпи в траншеи она не опу стилась на минеральное дно и необходимо взрывание под насыпью, одновременно выполняется посадка от косов насыпи и рыхление придорожной полосы, куда выжимается торф из под насыпи.

Взрывание под насыпью следует выполнять, когда высота насыпи более чем в 2 раза превысит мощность слоя торфа, чтобы в результате взрыва насыпь не по грузилась полностью в разжиженную массу.

 

 

 


 

 


  <


 

 

C 8B                     


 

 

 

При производстве ледокольных работ взрывной метод применяется при толщине льда более 20 см. Для дробления льда обычно используют заряды, опускае мые под лед в воду.

 
Масса подводных зарядов при взрывании ледяно го покрова:

 

                                       

 

где К — расчетный удельный расход ВВ, кг/м3;

W — длина ЛНС, равная расстоянию от центра за ряда к верхней поверхности льда, м.

 
Расчетный удельный расход ВВ К (кг/м3) в зави симости от диаметра майны D м при взрывании одиноч ного заряда:

 

D # /W 1 2 2,5 3 3,5 4 5 6 7 7,5
  0,1 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,9 1,1 1,4 1,5

 

При К < 0,4 кг/м3 происходит рыхление льда без его разброски и видимого образования майны. При К =0,4 ¸ 0,6 кг/м3 образуется майна, полностью заби тая крупными осколками льда. При К =0,6 ¸ 0,9 кг/м3 образуется майна с мелко раздробленными кусками льда с ограниченным их разлетом. При К =0,9 ¸ 1,5 кг м3 формируется майна, свободная от льда, с ин тенсивным разбросом кусков.


 

Расстояние между зарядами (м):

a» 2 D #                                  

При наличии закраин и полыней расстояние меж ду зарядами может приниматься в пределах (10 ¸ 15) W. Для расчленения ледяного покрова на отдельные кар ты заряды располагают рядами.

 
Взрывание подводных зарядов производится с помощью детонирующего шнура, для инициирования которого используются электродетонаторы или зажи гательные трубки.

Длина зажигательной трубки должна составлять 2 м при расстоянии между зарядами до 5 W и 2,5 м при большем расстоянии между зарядами.

Базовые линии наименьшего сопротивления W б и расстояние между зарядами а б принимаются в зави симости от толщины льда по табл. 6.1.

Таблица 6.1.

Базовые линии наименьшего сопротивления W б, расстояние между зарядами а, и удельный расход ВВ при взрывании льда

@.  

       

%   

        

       

 T    

H, 

       ' ( =

  3

H + +       

      $$ 2         

          =  3

0,4 0,6 0,9 1,5 0,4 0,6 0,9 1,5
0,2–0,29 1,3 6,5 9 13 19,5 2,1 1,6 1,2 0,8
0,3–0,39 1,4 7 10 14 21 2,2 1,7 1,25 0,9
0,4–0,49 1,5 7,5 11 15 22,5 2,4 1,9 1,3 1
0,5–0,59 1,6 8 12 16 24 2,6 2 1,4 1,1
0,6–0,69 1,8 8,5 13 17 25,5 2,8 2,2 1,6 1,2
0,7–0,79 1,9 9,5 14 19 28,9 3,08 2,3 1,7 1,3
0,8–0,89 2,1 10,5 15 21 31,5 3,4 2,6 1,9 1,4
0,9–0,99 2,3 11,5 17 23 34,5 3,7 2,8 2,1 1,5
1–1,09 2,5 12,5 18 25 37,5 4 3,1 2,2 1,7
1,1–1,19 2,7 13,5 19 27 40,5 4,3 3,4 2,4 1,8
1,2–1,29 2,9 14,5 20,5 29 43,5 4,6 3,5 2,6 1,9
1,3–1,39 3,1 15,5 22 31 46,5 5 3,8 2,8 2
1,4–1,5 3,3 16,5 24 33 49,5 5,3 4,1 3 2,2

 
Взрывание льда при ледоходе производится для защиты от повреждения мостов и плотин, судов и дру гих объектов, для предупреждения наводнений и в некоторых других случаях. Необходимость выполнения работ, их характер и объемы определяются на основе


 

 

!


 

 


 

 

"


опыта прошлых лет и в зависимости от условий пред стоящего ледохода.

К подготовительным работам приступают заблагов ременно с таким расчетом, чтобы к моменту подвижки льда вся подготовка была закончена.

Подготовительные работы заключаются в колке льда вокруг защищаемых объектов, раскалывания оп ределенных участков ледяного покрова, дроблении донного льда, разбивке льда на зимних дорогах, выкол ке древесины, вмерзшей в лед, и др.

 
Взрывание льда у защищаемых объектов произво дится до вскрытия реки (профилактические подгото вительные работы) и в период ледохода. В последнем случае осуществляются работы по раскалыванию плы вущих льдин, для того чтобы обеспечить прохождение льда под мостом и предупредить или ликвидировать заторы льда.

Заряды опускают под лед на крепком шпагате (рис. 6.1; 6.2; 6.3), веревке или шесте (рис. 6.4), которые закрепляют на перекладине, уложенной поперек про руби. При этом необходимо учитывать возможный снос зарядов течением реки.

Взрывание зарядов должно производиться от се редины реки к берегам, от крутого берега к пологому, снизу вверх (против течения реки). Образование по лыньи или каналов вблизи опор, ледорезов и труб про изводится после их ручной околки и начинается с взры вания зарядов, не превышающих 0,3 кг. При примене нии зарядов в 0,3 кг и более необходимо соблюдать безопасные расстояния, исключающие повреждение охраняемых объектов.

Взрывные работы в период подвижки льда (ледо хода) заключаются в равномерном разрыхлении льда, проходящего мимо защищаемых сооружений, предуп реждении заторов льда и их ликвидации.

 
Плывущие льдины большого размера не следует подпускать к охраняемым объектам. Большие льдины надо взрывать подводными или наружными зарядами выше против течения реки на расстоянии 1–5 км от объекта (в зависимости от количества льдин, подлежа щих раскалыванию, и скорости течения воды).

Для «перехвата» больших льдин на дальних под ступах к объекту (1–5 км) организуются специальные


 

 

          


Рис. 6.1. Опускание заряда через лунку на шпагате:

1 — перекладина;

2 — шпагат; 3 — лунка;

4 — заряд.

 

Рис. 6.3. Опускание заряда на дно при отсутствии течения:

1 — лунка; 2 — заряд;

3 — шпагат.


Рис. 6.2. Расположение заряда в лунке при промерзании до дна:

1
 
— забойка из снега и битого льда;

2 — заряд; 3 — шпагат.

 

Рис. 6.4. Опускание заряда через лунку на шесте с перекладиной:

1 — перекладина;

2 — шест; 3 — лунка;

4 — заряд.


круглосуточные посты наблюдения с дежурными ко мандами взрывников.

 
В период ледохода, когда лед идет сплошной мас сой и невозможно использовать плавучие средства для высадки взрывников на большие льдины, раскалыва ние их производится зарядами, бросаемыми с берега из укрытия. Вес заряда определяется на месте в зави симости от прочности, толщины и поперечного разме ра льдин.

При глубине реки не более 3 м плывущие льдины можно раскалывать бросанием зарядов на дно реки с таким расчетом, чтобы центр льдины оказался над за рядом в момент его взрыва.

Заторы, образовавшиеся выше защищаемых объектов, ликвидируются зарядами ВВ, располагаемы


 

ми в замке затора, который, как правило, находится в голове затора и определяется по местам торошения льда.

Мощные заторы рекомендуется ликвидировать одновременным бескапсюльным взрыванием зарядов, расположенных вдоль затора в один два ряда.

 
Имеющиеся в заторе, расположенном выше защи щаемых объектов, большие льдины, которые могут нанести повреждения объектам, раскалывают взрыва ми до ликвидации затора.

Ликвидация заторов у защищаемых объектов осу ществляется путем взрывания зарядов, расположенных в один ряд вдоль затора, и образования в результате взрыва канала напротив наибольшего пролета защи щаемого объекта. На больших реках каналы образуют одновременно напротив нескольких пролетов.

 

Камуфлетные полости применяют при сооружении свай с уширенной пятой (камуфлетные сваи) — при строительстве подземных емкостей для хранения не которых жидкостей и газов, при сооружении ям под столбы и опоры.

Сущность работы по образованию камуфлетных полостей заключается в том, что в скважине или шпу ре размещают и взрывают заряд ВВ. При этом в мас сиве образуется камуфлетная полость. Образование полостей в пластичных породах (глинах, суглинках).

 
Для выполнения работ необходимо опытным взры вом уточнить принятый показатель простреливаемос ти пород, в которых предполагается выполнить взры вы. Если выше пласта, в котором намечено образовать полости, расположены сыпучие или плывучие породы, бурение скважин следует вести с полной обсадкой во избежание прорыва неустойчивых грунтов в создан ную взрывом полость.

Величину заряда (кг) рассчитывают по формуле:

Q = V  

  

где П пр — проектный объем полости, дм3.


 

Чтобы исключить образование воронки на повер хности, определяют минимально допустимую глубину заложения расчетного заряда по формуле:

Q
q
W min ³ 23

 

где q р — расчетный удельный расход ВВ на единицу объема нормальной воронки.

 
Если принятая глубина заложения заряда меньше минимально допустимой величины, т.е. W пр < W min, применяют последовательную прострелку, для чего определяют допустимую величину заряда:

qW 3

Q £   min                                 

8

После этого определяют необходимое число про стрелок:

N = Q

      Q

 
округляя полученное число до большего целого числа. При первой прострелке заряд может быть насып ным или вводиться в скважину в виде патрона боеви ка. В случае многократной прострелки каждый после дующий заряд готовится в виде одного патрона боеви ка. При последовательной прострелке интервал между взрывами должен быть не менее 15 мин для ВВ II груп

пы и 30 мин для ВВ других групп.

Для предохранения от повреждений ствола сква жины необходимо применять забойку из сухого песка или воды. Высота забойки над зарядом должна быть не менее удвоенной длины заряда.

При образовании камуфлетных полостей под сваи величину заряда рассчитывают по формуле:

R 3

Q =

0,24


где R — проектный радиус уширенной пяты сваи или радиус котла, дм.

При образовании камуфлетных полостей под уста новку свай диаметр скважин должен на 30–50 мм пре вышать диаметр бетонной сваи. Прострелку произво


 

 

#


 

 
дят сосредоточенными зарядами в виде патронов бое виков. Взрывание — только электрическое.

При составлении проекта необходимо предусмат ривать установку сваи, начиная с бурения скважины. При строительстве ям под столбы и опоры по оси бу дущей ямы бурят скважину, в ней взрывают удлинен ный заряд, расширяя скважину до требуемого диамет ра. Диаметр получаемой ямы пропорционален диамет ру заряда. Поэтому диаметр заряда определяется по формуле:

 

d 3 =

 


 

 

$


где D — проектный диаметр полости (ямы), дм;

n
r — плотность ВВ в заряде, кг/дм3.

При использовании стандартных патронов диамет ром 32 мм два патрона соответствуют расчетному ди аметру заряда 45 мм, три патрона — 55 мм, четыре — 64 мм, пять патронов — 71 мм. Если расчетный диа метр меньше 32 мм, предусматривается рассредоточе ние заряда таким образом, чтобы масса 1 м рассредо точенного заряда соответствовала рассчитанному диа метру (рис. 6.5).

Диаметр скважины применяют в 1,5 раза большим рассчитанного диаметра, т.е. 1,5 d 3. Глубина скважины должна на 10 % превышать проектную глубину выем ки. В летний период принимают   20 d 3, а длину    заряда 3 20 d. Зимой, при наличии мерзлоты, когда необходимо разрушить мерзлый слой, длину заряда принимают равной длине скважины, т.е. 3  L.

Массу заряда (кг) определяют по формуле:

 

3 3
 
Q = 0,785 d 2 l r                            

 

На трассе, по которой расположены ямы, возмож ны изменения свойств грунта. Поэтому в проекте сле дует предусматривать плотность грунта.

На рис. 6.6 показана технологическая схема соору жения подземного резервуара взрывом.

В породах проходят шурф или скважину. Для за щиты от водоносных горизонтов шурф или скважину


 

      , +                         

 

 
Рис. 6.5. Технологическая схема работ по сооружению камуфлетных свай:

I — бурение скважины и заряжание для прострелки;

II — простреливание;         III — заполнение котла бетоном; IV — вибропогружение сваи в бетон.

 

 

Рис. 6.6. Технологическая схема сооружения подземного резервуара камуфлетным взрывом через скважину:

а и б — бурение скважины соответственно начальным и конечным диаметром;

в — образование прострелочного котла; г — основной взрыв; д — подземный резервуар, заполненный токсичными веществами.


 

<

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.