Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-01-31 | 267 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Имени
В.Г. Тимирясова (КАИ)
Психологический факультет
Кафедра
Педагогической
Психологии и
Педагогики
«Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений. Имплицитные концепции личности и воспитания»
Контрольная работа по
Социальной педагогике
Выполнила: студентка гр2391з
Заочного отделеия
Шабанова Лилия Минсалиховна
Научный руководитель:кандт.Пед Наук.доцент
Гатауллина Резеда Фарвазовна
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………….3-4
Введение
В настоящее время в мире практически не осталось государств, являющихся моноэтничными по своей сути. Интенсификация межэтнического взаимодействия, взаимопроникновение культур, миграции населения Земли, глобализация и ассимиляция привели к тому, что полиэтничность и мультикультурность стали нормой современного общества.
Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому вопросы межэтнического взаимодействия являются значимыми для страны. В Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года[ указывается на то, что многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
|
Ведущая роль в укреплении единства мультикультурной страны отводится системе образования. В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства
Вместе с тем сохраняются факторы, оказывающие негативное влияние на развитие национальных, межэтнических отношений (размывание традиционных нравственных ценностей, распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов, дискриминация по этническому признаку и другие).
Причина подобного, на наш взгляд, заключается в деформации процесса социализации личности, когда в условиях полиэтничной мультикультурной Российской Федерации подрастающему поколению не удается достичь баланса между этнической и общегражданской составляющими, что приводит к возникновению противоречия между необходимостью познания культур разных этносов для построения эффективного диалога с ними и признанием русской культуры основной и консолидирующей, в которую должны вливаться остальные культуры страны.
|
Заключение
Обобщая имеющиеся исследования по проблемам этнокультурной социализации, можно сделать следующий вывод: в ходе этнокультурной социализации индивид усваивает не только универсальные компоненты социального опыта, но и приобщается к культуре определенной этнической группы, членом которой он является. В процессе межличностного взаимодействия происходит усвоение на индивидуально-личностном уровне определенной совокупности потребностей, идеалов, мотивов деятельности, осваивается этническое пространство. Таким образом, этнообусловленные социальные ценности и нормы, которые передаются от социума к индивиду, впоследствии интернализируются и становятся частью личности.
Целостность и эффективность системы этнокультурной социализации личности достигается гармонизацией ее структурных и функциональных компонентов. Отличительная особенность целостности заключается в том, что ни один из компонентов системы, взятый в отдельности, не достигает цели, которой является этнокультурная компетентность личности.
Список использованной литературы:
1.Конспект лекций
2.https://studopedia.ru/8_71324_pokazhite-na-primerah-proyavlenie-implitsitnih-kontseptsiy-lichnosti-i-vospitaniya.html;
3.http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/73785/20-Shevelyeva.pdf?sequence=1;
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_характер;
5. https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32109
6.http://znakka4estva.ru/dokumenty/sociologiya-obschestvoznanie/etnokulturnye-usloviya-kak-mezofaktory-socializacii/;
7. https://spravochnick.ru/psihologiya/implicitnaya_teoriya_lichnosti/
[1] https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32109
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_характер
[3] http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/73785/20-Shevelyeva.pdf?sequence=1
[4] https://studopedia.ru/8_71324_pokazhite-na-primerah-proyavlenie-implitsitnih-kontseptsiy-lichnosti-i-vospitaniya.
Имени
В.Г. Тимирясова (КАИ)
Психологический факультет
Кафедра
Педагогической
Психологии и
Педагогики
«Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений. Имплицитные концепции личности и воспитания»
Контрольная работа по
Социальной педагогике
Выполнила: студентка гр2391з
Заочного отделеия
Шабанова Лилия Минсалиховна
Научный руководитель:кандт.Пед Наук.доцент
Гатауллина Резеда Фарвазовна
|
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………….3-4
Введение
В настоящее время в мире практически не осталось государств, являющихся моноэтничными по своей сути. Интенсификация межэтнического взаимодействия, взаимопроникновение культур, миграции населения Земли, глобализация и ассимиляция привели к тому, что полиэтничность и мультикультурность стали нормой современного общества.
Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому вопросы межэтнического взаимодействия являются значимыми для страны. В Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года[ указывается на то, что многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
Ведущая роль в укреплении единства мультикультурной страны отводится системе образования. В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства
|
Вместе с тем сохраняются факторы, оказывающие негативное влияние на развитие национальных, межэтнических отношений (размывание традиционных нравственных ценностей, распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов, дискриминация по этническому признаку и другие).
Причина подобного, на наш взгляд, заключается в деформации процесса социализации личности, когда в условиях полиэтничной мультикультурной Российской Федерации подрастающему поколению не удается достичь баланса между этнической и общегражданской составляющими, что приводит к возникновению противоречия между необходимостью познания культур разных этносов для построения эффективного диалога с ними и признанием русской культуры основной и консолидирующей, в которую должны вливаться остальные культуры страны.
Этнокультурные условия социализации
В общем процессе социализации, который детерминирован изменениями, происходящими в мире, особое место занимает этнокультурная социализация.
Важно разделять понятия «этническая», «культурная» и «этнокультурная социализация».
Сущность этнической социализации заключается в приобщении индивидов, членов этноса к этническому опыту, к культуре своего народа, тем самым происходит инкультурация (вхождение человека в культуру своего народа). В процессе этнической социализации происходит освоение народных традиций, закладываются основы этнокультурного миропонимания и поведения. В результате этого формируются когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.
Культурная социализация – двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни культурных ценностей, норм, правил, идеалов, в результате которого происходит формирование культурной картины мира, позволяющей личности успешно функционировать в окружающей культурной среде.
Этнокультурная социализация является симбиозом этнической и культурной социализации, включающим в себя оба вышеназванных процесса.
Детальное рассмотрение этнокультурной социализации требует разнообразных подходов к её изучению.
Феномен этнокультурной социализации, прежде всего, следует рассматривать в рамках междисциплинарного подхода. Структурно-функциональный анализ позволяет с социологической точки зрения рассмотреть сущность и структуру этнокультурной социализации.
Сущность этнокультурной социализации невозможно понять вне конкретно-исторического подхода. Данный процесс не может проходить вне определенных общественных формаций, цивилизации, культуры, не может не учитывать особенностей того или иного класса, той или иной социальной группы, входящей в состав данной нации или народности, и др.
|
Этнокультурная социализация базируется также на культурологическом подходе, что позволяет обеспечивать учет национальных ценностей и традиций в образовании.
В основе этнопедагогического подхода лежит совокупность приемов, способов изучения этнокультурной социализации с позиций народных традиций воспитания. Человек живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Если общечеловеческое является базисным положением, обусловливающим формирование личности, то национальное – специфическим его отражением как особенного. Без национального как «без почвенного, без корневого» нельзя серьезно говорить о воспитании как вечной человеческой деятельности, ибо «национальное в человеке коренится глубже всего» (К.Д. Ушинский). «Через нацию осуществляется человек и человечество. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек» (Н.А. Бердяев). [1]
Вместе с тем нельзя согласиться с исследователями, считающими основополагающим принципом этнокультурной социализации принцип сочетания последовательного изучения культур, когда происходит освоение культуры родного народа (этническая социализация), потом приобщение к культуре ближайшего окружения, а затем и ознакомление с мировой культурой (культурная социализация).
Необходимым условием эффективности этнокультурной социализации является единство этнического, регионального и национального (общероссийского). М.И. Баишева и Р.А. Голикова отмечают, что существующая практика в условиях нарастающего «этнического ренессанса» по принципу «сначала – к национальному, потом к общечеловеческому» противоречит диалогической целостности культур как «часть – целое». Этническое, национальное – это часть общечеловеческой культуры.
Исходя из представленных определений этнической и культурной социализации, можно говорить о том, что этнокультурная социализация – это единый неразрывный процесс вхождения индивида в культуру родного народа, сопровождающийся приобщением к общечеловеческой культуре, формированием этнокультурной компетенции и открытости к культуре других этнических общностей. Этнокультурная компетентность может выступать целью, критерием и результатом успешной этнокультурной социализации.
Как любой процесс, этнокультурная социализация представляет собой систему, которую следует рассматривать в единстве структурных и функциональных компонентов.
Структурными компонентами процесса этнокультурной социализации являются:
1. Познавательный компонент. Индивид воспринимает этнокультурную информацию на уровне ощущений, через которые происходит познание и выработка определенных умений. Происходит раскрытие связей и отношений в окружающем мире, у индивида формируется целостная картина мира, приобретаются необходимые для жизни в этносоциуме умения и знания.
2. Ценностно-ориентационный компонент. Индивид соотносит получаемую информацию с собственным социальным опытом и на этой основе формирует собственное отношения к ней. Понятия, представления и идеи, которые соответствуют доминирующим мотивам поведения, усваиваются личностью и впоследствии сами приобретают силу непосредственных побуждений и начинают определять поведение индивида.
3. Деятельностный компонент. Индивид включается в активное взаимодействие с окружающей этносредой, усваивает социальный опыт, проявляет себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.
Функциональными компонентами этнокультурной социализации, исходя из того, что под функцией в социально-педагогическом аспекте понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы, а функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и детей и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, являются:
1. Когнитивный компонент. В процессе целенаправленного овладения учащимися этнокультурным социальным опытом приобретаются знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой для народа (этноса) деятельности.
2. Коммуникативный компонент. Между учащимися и педагогами устанавливаются педагогически целесообразные взаимоотношения.
3. Деятельностный компонент. Учащиеся включаются в социально значимую для народа (этноса) деятельность.
4. Коррекционный компонент. Происходит коррекция хода процесса этнокультурной социализации, устанавливаются и регулируются необходимые связи между субъектами процесса.
Все указанные функциональные компоненты системы этнокультурной социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам.
Как уже отмечалось ранее, целью и результатом этнокультурной социализации личности является этнокультурная компетентность. Каковы же условия ее эффективного формирования?
Во-первых, воспитание и обучение на родном языке. Средством погружения в сокровищницу народной культуры является национальный язык, на этой основе возрастает его роль и оптимизация методов его освоения и применения в разных видах деятельности. С национального языка начинается и им продолжается национальная культура.
Во-вторых, ознакомление с культурой и историей родного края и приобщение к народным традициям. Культура – основной механизм адаптации к окружающей среде, средство приспособления к функциональным требованиям существования, своеобразная «иммунная система», защищающая человека. Этнокультура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Традиция организует связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
В-третьих, формирование знаний о своей национальной принадлежности. Задача формирования этнического самосознания у новых поколений является одной из актуальных проблем системы образования, актуализированная этническая идентичность является основой формирования гражданской (общероссийской) идентичности.
В-четвертых, этнопедагогизация воспитательного процесса, изучение, освоение и применение богатейшего этнопедагогического наследия народов и стран. Важно формировать личность, ориентированную на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию, культурно-нравственной регуляции поведения.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!