Глава II. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава II. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

2021-04-19 65
Глава II. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация и характеристика методов исследования

 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что семья является важным фактором формирования личности ребенка. Это позволило подготовить и провести констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент - это эксперимент, при котором экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют. Педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической проблемы, констатирует фактсвязи, зависимости между явлениями.

Цельюконстатирующего эксперимента является определение влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Задачамиконстатирующего эксперимента являются:

-  подбор диагностического материала, направленного на исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста;

-  проведение констатирующего исследования;

-  анализ полученных результатов.

Непосредственно исследованию предшествовала беседа с педагогами, воспитателями. Цель беседы: получить основные данные о семье, установить контакт с семьей. В результате были получены следующие данные: из 10 детей - семь воспитываются в полной семье (мать, отец, дети), двое из многодетной (в семье по три ребенка), один из неполной (воспитывает мать).

Для исследования были отобраны диагностические методики, которые обеспечили диагностику влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

При работе с родителями используется методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

При работе с детьми используются следующие методы:

-  беседа с детьми;

-  рисуночный тест «Моя семья».

Исследование проходило на базе детского сада № 115 «Солнышко» г. Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшей группы 10 человек, а также их родители 10 человек.

Рисуночный тест «Моя семья»

Для того чтобы родители могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье,если нет возможности проконсультироваться с нужным специалистом, можно провести с ним самостоятельно один из адаптированных специально для родителей вариантов - вариант рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения.

Нужно дать ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Набор карандашей может содержать больше 6 цветов.

Предложить ребенку нарисовать свою семью. Нужно позволить ребенку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Нужно наблюдать за ребенком, как он рисует, что рисует, где рисует.

После окончания рисования уточнить некоторые детали наводящими вопросами.

Например: Скажи, кто тут нарисован?

Где они находятся?

Что они делают? Кто это придумал?

Им весело или скучно? Почему?

Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Кто из них самый несчастный? Почему?

Затем нужно проанализировать данные рисуночной пробы по схеме. И если правильно научиться трактовать эти данные, то можно не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в семье.

Все то, что ваш ребенок тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем "бурлит" и "закипает", все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, "вырывается" наружу и застывает с "немым криком" на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот "крик" должен услышать каждый из родителей. Ведь, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил", кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.

Беседа с детьми

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа носит легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения, по схеме:

.   Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

.   Где работают или учатся члены семьи, какую роль он отводит каждому?

.   Кто в семье самый хороший и почему?

.   Кто самый счастливый и почему?

.   Кто самый грустный и почему?

.   Кто больше всех нравится ребенку и почему?

.   Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

.   Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Исходя из этого, можно сделать определенные выводы: Как ребенок относится к своим родителям, кто ему больше всех нравится и почему, кто в семье по его мнению самый хороший и добрый.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.