Глава I. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава I. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

2021-04-19 318
Глава I. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава I. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Формирование и развитие личности ребенка

Сущность и основные функции семьи

Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Глава II. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Организация и характеристика методов исследования

Анализ результатов исследования

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

 

Актуальность темы.

Семья является особой социальной средой, в которой действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Целью работы является изучение влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Объектом работы является развитие личности дошкольника, предметом - процесс формирования личности ребенка дошкольного возраста в семье.

Гипотеза заключается в том, что на формирование определенных черт личности ребенка оказывают влияние различные факторы, как положительные, так и отрицательные. Отношение в семье играет огромную роль. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Для решения поставленной цели, ставятся следующие задачи.

_ охарактеризовать сущность и основные функции семьи;

-  рассмотреть влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста;

-  провести эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста;

-  сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Теоретической основой работы являются труды таких авторов, как: Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и др.

В работе использованы следующие методы:

-  теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы;

-  метод опроса;

-  тест «Рисунок семьи»;

-  тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Выборку исследования составили дети старшей группы 10 человек, а также их родители 10 человек. Эксперимент проводился на базе детского сада № 115 «Солнышко» г. Барнаула.

 


Глава I. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

 

Глава II. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рисуночный тест «Моя семья»

Для того чтобы родители могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье,если нет возможности проконсультироваться с нужным специалистом, можно провести с ним самостоятельно один из адаптированных специально для родителей вариантов - вариант рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения.

Нужно дать ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Набор карандашей может содержать больше 6 цветов.

Предложить ребенку нарисовать свою семью. Нужно позволить ребенку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Нужно наблюдать за ребенком, как он рисует, что рисует, где рисует.

После окончания рисования уточнить некоторые детали наводящими вопросами.

Например: Скажи, кто тут нарисован?

Где они находятся?

Что они делают? Кто это придумал?

Им весело или скучно? Почему?

Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Кто из них самый несчастный? Почему?

Затем нужно проанализировать данные рисуночной пробы по схеме. И если правильно научиться трактовать эти данные, то можно не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в семье.

Все то, что ваш ребенок тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем "бурлит" и "закипает", все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, "вырывается" наружу и застывает с "немым криком" на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот "крик" должен услышать каждый из родителей. Ведь, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил", кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.

Беседа с детьми

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа носит легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения, по схеме:

.   Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

.   Где работают или учатся члены семьи, какую роль он отводит каждому?

.   Кто в семье самый хороший и почему?

.   Кто самый счастливый и почему?

.   Кто самый грустный и почему?

.   Кто больше всех нравится ребенку и почему?

.   Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

.   Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Исходя из этого, можно сделать определенные выводы: Как ребенок относится к своим родителям, кто ему больше всех нравится и почему, кто в семье по его мнению самый хороший и добрый.

Заключение

семья дошкольный личность отношение

Семья - это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка.

Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Суммируя полученные результаты проведенного исследования, выявлено, что преобладает нейтральный (средний) уровень детско-родительских отношений, характеризующийся недостаточными взаимоотношения родителей с детьми. Родители видят своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремятся удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

Важно, что есть семьи с высоким уровнем, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность. Однако встречаются и такие семьи, где ребенок не удовлетворен своим семейным положением и испытывает постоянную повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

Было рассмотрено влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, приведенные результаты констатирующего эксперимента подтвердили наши предположения, сформированные в гипотезе, о влиянии семейного воспитания на всестороннее развитие и формирование личности детей дошкольного возраста.

Были сделаны выводы о проведенном эксперименте.

 


Литература

 

1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с.

.   Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-180.

.   Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

.   Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 507 с.

.   Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.

.   Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.

.   Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.

.   Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.

.   Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. - Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. - 103 с.

.   Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 232 с.

.   Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. - Челябинск. - 2009. - С. 122-125.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. - 384 с.

.   Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. - М. Владос, 2009. - 358 с.

.   Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.

.   Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 128 с.

.   Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

.   Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. - М.: Дошкольное образование, 2010. - 130 с. С. 86-88.

.   Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.:Владос-пресс, 2007. - 224 с.

.   Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 30 с.

.   Шевцова С.В. Психология семьи как предмет научного анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. - 2004. - №4 - С. 79-82.

 


Приложения

 

Приложение А

Рисуночный тест «Моя семья»

Данный тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений,и состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Цель методики: прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., ответ уклончивый, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

Для того чтобы вы могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, если у вас нет возможности проконсультироваться с нужным специалистом, проведите с ним самостоятельно один из адаптированных нами специально для родителей вариантов - вариант рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения. По окончании рисунка попросить ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа носит легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения, по схеме:

.   Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

.   Где работают или учатся члены семьи, какую роль он отводит каждому?

.   Кто в семье самый хороший и почему?

.   Кто самый счастливый и почему?

.   Кто самый грустный и почему?

.   Кто больше всех нравится ребенку и почему?

.   Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

.   Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

.   Как в семье распределяются домашние обязанности?

При оценке рисунков учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

 


Приложение 2

Содержание

 

Введение

Глава I. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.