Глава 1. Научные подходы в определении социальных и профессиональных рисков — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1. Научные подходы в определении социальных и профессиональных рисков

2021-04-19 79
Глава 1. Научные подходы в определении социальных и профессиональных рисков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВедение

Сегодня риск присущ любой сфере деятельности человека, независимо - осознает он его или нет. Казалось бы, человечество добилось огромных успехов в стабилизации жизнедеятельности, качество жизни резко повысилось, в большинстве европейских стран продолжительность жизни практически удвоилась и т.д., тем не менее, риски не только не уменьшились, но и возросли как по частоте, так и по тяжести последствий, а их природа стала более сложной.

Современные техногенные, финансовые, политические, профессиональные, социальные риски и их различные сочетания качественно меняют формат выдаваемых ими последствий. Уровень уязвимости практически всего мирового сообщества резко повысился. В определенной степени это стало знаковой характеристикой индустриальной и постиндустриальной стадий развития.

Э. Гидденс считает риск неотъемлемым свойством «высокой современности", которая характеризуется принципиальной неуправляемостью целого ряда ситуаций и процессов, угрожающих не отдельным индивидам и небольшим сообществам, а человечеству в целом[8].

По мнению У. Бека мир превращается в "общество риска"[2].

Интерес к природе различных видов риска стал предметом профессиональной деятельности специалистов различных областей знаний. Круг категорий риска, его понятийный аппарат существенно расширился.

Основным понятием, характеризующим степень защищенности от влияния риска, является безопасность. Данная категория имеет целеполагающее значение для управления риском (например, профессиональным его видом) и обеспечения максимально возможной степени защищенности социальных систем от экономических и технологических воздействий.

Аналогичный подход в определении термина безопасность закреплен в Законе Российской Федерации "О безопасности" (1992 г.), который трактует безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, выступающих как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития.

Анализ степени разработанности данной темы позволяет отметить, что социальные и профессиональные риски представляют собой сложнейшее явление, требующее междисциплинарного анализа.

Зарубежными учеными разработан ряд теоретических подходов к изучению социальных и профессиональных рисков, ставших уже традиционными. Наибольшее распространение среди них получили подходы к пониманию рисков следующих зарубежных авторов: - У. Бека, Дж. Касперсона, В. Ковелло, К. Кэйтса, П. Лагадека, С. Лихтенстайна, У. Розенталя, Дж. Шорта, Ф. Фаньани, П. Словика, Б. Фишхоффа, К. Хохенемзера и др.

Среди отечественных социологов проблемами сущности риска занимались А.П. Альгин, С.М. Бабосов, Е.С. Баразгова, Б.В. Гидаспов, В.И. Зубок, С.М. Никитин, А.И. Пригожий, К.А. Феофанов, В.И. Чупров, О.Н. Яницкий и др.

Проблема социальных и профессиональных рисков по-прежнему актуальна и в социальной сфере. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие производственные факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов под влиянием особых условий, нашли отражение в трудах Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Г. Е. Сухаревой, В. В. Лебединского, А. К. Марковой, В. П. Подвойского и др.

Методологическое значение обозначенных выше подходов заключается в том, что на основе их анализа стало возможным определение подхода к изучению социальных и профессиональных рисков в социальной работе.

Учитывая реальность социальных и профессиональных рисков, последствий, которые они вызывают, специфику учреждений, задача учреждений социальной сферы выстроить эффективную форму работы по снижению уровней социальных и профессиональных рисков в работе специалистов по социальной работе с целью сохранения их безопасности и здоровья.

Но на сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению рисков в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы.

Все вышесказанное определило выбор следующей темы исследования - «Социальные и профессиональные риски в деятельности специалиста по социальной работе».

Цель работы - определить сущность социальных и профессиональных рисков в работе специалистов по социальной работе.

Объектом исследования являются - социальные и профессиональные риски, предметом исследования - изучение социальных и профессиональных рисков в деятельности социальных работников.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать социальные и профессиональные риски, как актуальную проблему социальной работы;

описать теоретические подходы к определению сущности социальных и профессиональных рисков;

охарактеризовать особенности работы специалистов социальной сферы;

дать описательные характеристики различных видов социальных и профессиональных рисков у специалистов по социальной работе;

изучить социальные и профессиональные риски в деятельности социальных работников.


Методы исследования.

Для реализации поставленной цели нами использовались:

анализ учебной и справочной литературы;

хронометраж рабочего времени социальных работников;

анкетирование студентов (Приложение 1);

анкетирование социальных работников (Приложение 2);

опрос социальных работников по «Методике диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко (Приложение 3).

В соответствии с выдвинутыми задачами мы разработали анкеты для студентов-выпускников и социальных работников.

Цель разработанной анкеты для студентов-выпускников - было получение информации об их представлениях о факторах риска и их последствиях для социальных работников.

Целью анкеты для социальных работников является сбор информации об условиях их профессиональной деятельности, и факторах риска с которыми они сталкиваются.

Целью диагностики по «Методике диагностики уровня эмоционального выгорания», разработанной Бойко, было выявление связей рисков с появлением у специалиста эмоционального выгорания.

 

Заключение

социальный профессиональный риск стрессовый

Проведенное исследование показало:

. Социальные и профессиональные риски представляют актуальную проблему социальной работы. Профессия "социальный работник" сопряжена со специфическим риском, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, страдающими, переживающими стресс людьми. Поэтому деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, морально-психологические факторы, физические нагрузки, личная незащищенность, стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, оказывают негативное воздействие на его здоровье;

2. Существуют различные теоретические подходы к определению сущности социальных и профессиональных рисков. В целом, принято считать, что природа социальных рисков - опасные, неблагоприятные события, в том числе социально-экономические процессы. К ним относятся ухудшения социального положения и степени удовлетворения социальных потребностей граждан, т.е. материального уровня и качества их жизни.

Профессиональный риск определяется, как риск, связанный с профессиональной деятельностью человека. Сутью доктрины "приемлемый риск" является принципиальная невозможность полного исключения профессионального риска в процессе трудовой деятельности, что требует, с одной стороны, оценки и определения уровней "приемлемого риска", с другой - принятия мер по исключению чрезмерного или "недопустимого риска". Возможность работать и зарабатывать на полноценную жизнь, реализовывать с помощью трудовой деятельности потенциал творческой личности и достигать при этом желаемого социального статуса - одна из базовых ценностей современного общества. Поэтому сохранение здоровья человека, его профессиональной способности к труду - основная задача защиты работников от рисков профессионального труда;

. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованных методов отбора, адаптации и профилактики профессиональных рисков. В работе даны описательные характеристики различных видов социальных и профессиональных рисков у специалистов по социальной работе. Психологический профессиональный отбор имеет большое психогигиеническое значение в работах связанных со сложными условиями. Немногие люди испытывают желание лицом к лицу сталкиваться с несчастьем других. Социальный работник идёт на огромный риск, на него воздействует вся гамма общественных явлений: от нищеты до благополучия, от власти до анархии. Важно обладать профессионально значимыми качествами, чтобы в процессе помощи другим предотвратить собственное «самоистребление».

4. В целях изучения социальных и профессиональных рисков мы:

проанализировали представления студентов-выпускников факультета социальной работы, педагогики и психологии Вологодского Государственного педагогического университета о факторах риска в их будущей профессиональной деятельности. Выяснили, что студенты имеют достаточные представления о социальных и профессиональных рисках в будущей профессии, что в свою очередь заставляет их задумываться о правильности выбранного пути;

провели исследование по изучению профессиональных рисков, и в частности степени выраженности синдрома "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности социальных работников в зависимости от влияния различных социально-психологических факторов.

Выявленные в ходе исследования факторы, определили наличие социальных и профессиональных рисков у социальных работников.

К основным выявленным рискам нужно отнести - недостойное вознаграждение за труд (низкая заработная плата), риск опасности на рабочем месте, риск нарушений условий труда, профессиональные болезни, стрессы, в том числе (как следствие неуправляемого течения стрессов) развитие синдрома эмоционального выгорания и профессионального кризиса. Их развитие постепенно приводит к необратимым изменениям личностной структуры специалиста, что препятствует успешному осуществлению им профессиональной деятельности. Все это позволяет говорить о необходимости проведения мероприятий, направленных на предотвращение или смягчение негативных сторон профессиональной деятельности социальных работников.

 


Список литературы

1. Абрамова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика//Психологический журнал. 1985. №6.- стр.107-115.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. - 154 с.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.- М.:Наука,1996.-154с.

5. В.Д. Роик Профессиональный риск: проблемы анализа и управления http://www.chelt.ru/2003/3-03/roik-3-3.html

6. Валерий Романов Управление рисками: этапы и методы. УлГУ, Г.Ульяновск, РОССИЯ.

7. Управление рисками: этапы и методы. Факты и проблемы практики менеджмента: Материалы научно-практической конференции 30 октября 2001 г. - Киров: Изд-во Вятского ГПУ, 2001 г. с. 71-77

.   Васильева Н.Ю. Психологический портрет социального работника// Социальная работа.- 1992.- №5.-стр.35-40.

9. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. №5.

10. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы//Российский журнал социальной работы.- 1995.- №1.- стр. 25-32.

11. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника.-М, 1994.-114с.

12. Збышко Б.Г., Прохоров В.В. Не заставлять, а заинтересовывать // Безопасность и медицина труда: прил. журн. "Социальная защита". -2002.-№5.-с.З-7.

.  Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа.- 1992.- №2.- стр. 54-67.

14. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса.- Вологда, 1993 - 112с.

.   Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.- Саратов,1984.-220с.

.   Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1996.-№1.- стр.3-10.

.   Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт)//Российский журнал социальной работы.-1996.- №2.- стр.110-119.

.   Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2001.- №11.- стр.2-16.

.   Луньяк А.Л. «Барьеры общения, конфликты, стресс». Минск, Высшая школа, 1986г.

.   Маркова А.К. Психология профессионализма.- М, 1996.

.   Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А. И.-М.: ВЛАДОС, 2001.- 288 стр.

.   Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М, 1976.Опросник уровня субъективного контроля.-М.: Смысл, 1993.-16стр.

.   Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- №1.-стр. 16-21.

24. Основы страховой деятельности. Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой - М.: БЕК, 2003.

25. Подвойский В.П. Профессиональная деформация специалистов социальной работы //Социальная работа: теория, технология, образование. М, 1997.-№2.

26. Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. К.М. Гусова. - М.: ПРОСПЕКТ, 2001.

.   Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.-СПб.: Издательство С-П. ун-та, 1991.-151стр.

28. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание, исправленное и дополненное.-М.: Политиздат, 1990.- 494стр.

29. Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей// Вопросы психологии 1997г.- №1.- стр.45-49

30. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т. И. Рогинская// Психологический журнал - 2002. - 3. - с. 85-95

.   Роик В.Д. Профессиональные риски. - М.: АНКИЛ, 2004.

.   Роик В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве. - М.: ГУУ, 1999.

.   Роли и функции социальных работников. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и функции/Лаврененко И.М.. Мещанкина И.С.- М,1993г.

.   Синчук С. Теория социального риска по праву социального обеспечения http://pravoznavec.info/voprosi-teorii-prava/teorija-socialnogo-riska-po-pravu-socialnogo-obespechenija.html

.   Словарь-справочник по социальной работе/ Холостова Е.И..- М.: Юрист, 2000г.- 424с.

.   Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятии риск// Вестник Московского ун-та, серия «Психология».-2000.- №3.-стр45-49.

.   Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. Т.1. М., 1997.

.   Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Холостова Е.И.- М.: ИНФРА, 2001.- (Серия «Высшее образование»).- 427с.

.   Стресс жизни: Сборник. Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколова. (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.) - СПб, ТОО «Лейла», 1994.- 384с.

.   Теория и практика страхования. Учебное пособие. - М.: АНКИЛ, 2003.

.   Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития.- М,1997.

.   Физиологические и психические основы труда.- М.: Политиздат, 1974.- 98с.

.   Физиологические и психологические основы научной организации труда.- М.: НИИ труда, 1970.- 254с.

.   Филиппова Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника // Работник социальной службы.- 2000.- №1.- стр.33-41.

.   Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника.- М, 1993.- 344с.

.   Фирсов М. В. Теория социальной работы/ М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова: Учеб. пособие для студ. ВУЗ.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 432с.

.   Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.-1994.- №6.-стр. 34-56.

.   Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1996.-№1.- стр7-13.

.   Чернышев C. Льготные пенсии, профессиональные риски и пенсионная реформа в Российской Федерации http://www.actuaries.ru/lib/ detail.php?ID=2000

49.Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики// Социальная работа.- 1997.- №2.

.Шевеленкова Т.Д. О личной характеристике социального работника// Социальная работа.-1992.-№5.

.Шихов А.К. Страхование. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2001. 52. 52.Шмелева Н.Б. Личность специалиста социальной работы (психолого-педагогический аспект) // Работник социальной службы.- 2000.- №4.- стр.33-37.

. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. М., 1993

. Якушев Л.П. Страховая защита. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1998.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится для изучения социальных и профессиональных рисков социальных работников, в частности синдрома эмоционального сгорания. Этот опрос проводится исключительно в научных целях, его результаты не будут оглашаться публично. Просим Вас отвечать искренне, откровенно и подробно. Отвечая на вопросы, выбирайте тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.

Спасибо!

1.  Ваш возраст

· 22 - 24

·   25 - 28

·   28 и старше

2. Вы работаете в социальной сфере?

· Да

·   Нет

3. Вы работаете в сфере человек-человек?

· Да

·   Нет

4. Стаж работы в сфере человек-человек?

·   от 1 до 3 лет;

·   от 3 до 10 лет;

·   более 10 лет.

 

5. Что Вы относите к рискам в социальной работе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что, по Вашему мнению, наиболее приводит к риску возникновения "эмоционального выгорания" личности специалиста в социальной работе (расставьте эти 9 пунктов по мере увеличения вероятности на возникновение этого риска):

1. Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

2.    Монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

3.    Строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

4.    Работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;

5.    Напряженность и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишнего критицизма;

6.    Нехватка условий для самовыражения личности на работе - когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

7.    Работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

8.    Неразрешенные личностные конфликты специалиста;

9.    Неудовлетворенность профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т. д.

7. Как Вы считаете, какие последствия рисков наиболее характерны для работников социальной сферы?

_____________________________________________________________

8. Считаете ли Вы профессию социальный работник престижной?

9. Вы хотите работать в социальной сфере после окончания учебы?

Спасибо!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится для изучения социальных и профессиональных рисков социальных работников, в частности синдрома эмоционального сгорания. Этот опрос проводится исключительно в научных целях, его результаты не будут оглашаться публично. Просим Вас отвечать искренне, откровенно и подробно. Отвечая на вопросы, выбирайте тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.

Спасибо!

1.  Ваш пол ____________

2. Ваш возраст _________________________

3.  Ваше образование:

·   среднее

·   среднетехническое

·   высшее

4.  Стаж работы в социальной сфере:

·   от 0 до 5 лет;

·   от 5 до 10 лет;

·   более 10 лет.

5.  Основные источники Вашего дохода:

·   Зарплата

·   Подработка

·   Социальные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности и др.)

·   Социальные пособия

6.  Как Вы оцениваете уровень Вашего дохода:

·   Высокий

·   Средний

·   Низкий

Вы состоите в браке?

·   Да

·   Нет

Ваши жилищные условия

·   Благоустроенная квартира

·   Коммунальная квартира или общежитие

·   Частный дом

Как часто Вы болеете?

·   1 раз в год

·   1-2 раза в полгода

·   Каждый месяц

·   Не болею

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уважаемый респондент!

Проверьте себя. Вы являетесь профессионалом в сфере взаимодействия с людьми, поэтому вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - клиенты с которыми вы ежедневно работаете.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ:

. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался,

. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

. Моя работа притупляет эмоции.

. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

. бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партером.

. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

. Иногда самые обычные ситуации общения па работе вызывают раздражение.

. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. д.

. Если партер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

. Я очень переживаю за свою работу.

. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

. При мысли о работе мне обычно становится не по себе; начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

. Па работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

. Успехи в работе вдохновляют меня.

. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

. Я потерял покой из-за работы.

. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

. Я часто работаю через силу.

. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не виден, и не слышал.

. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко:

. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

. Моя карьера сложилась удачно.

. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ВВедение

Сегодня риск присущ любой сфере деятельности человека, независимо - осознает он его или нет. Казалось бы, человечество добилось огромных успехов в стабилизации жизнедеятельности, качество жизни резко повысилось, в большинстве европейских стран продолжительность жизни практически удвоилась и т.д., тем не менее, риски не только не уменьшились, но и возросли как по частоте, так и по тяжести последствий, а их природа стала более сложной.

Современные техногенные, финансовые, политические, профессиональные, социальные риски и их различные сочетания качественно меняют формат выдаваемых ими последствий. Уровень уязвимости практически всего мирового сообщества резко повысился. В определенной степени это стало знаковой характеристикой индустриальной и постиндустриальной стадий развития.

Э. Гидденс считает риск неотъемлемым свойством «высокой современности", которая характеризуется принципиальной неуправляемостью целого ряда ситуаций и процессов, угрожающих не отдельным индивидам и небольшим сообществам, а человечеству в целом[8].

По мнению У. Бека мир превращается в "общество риска"[2].

Интерес к природе различных видов риска стал предметом профессиональной деятельности специалистов различных областей знаний. Круг категорий риска, его понятийный аппарат существенно расширился.

Основным понятием, характеризующим степень защищенности от влияния риска, является безопасность. Данная категория имеет целеполагающее значение для управления риском (например, профессиональным его видом) и обеспечения максимально возможной степени защищенности социальных систем от экономических и технологических воздействий.

Аналогичный подход в определении термина безопасность закреплен в Законе Российской Федерации "О безопасности" (1992 г.), который трактует безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, выступающих как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития.

Анализ степени разработанности данной темы позволяет отметить, что социальные и профессиональные риски представляют собой сложнейшее явление, требующее междисциплинарного анализа.

Зарубежными учеными разработан ряд теоретических подходов к изучению социальных и профессиональных рисков, ставших уже традиционными. Наибольшее распространение среди них получили подходы к пониманию рисков следующих зарубежных авторов: - У. Бека, Дж. Касперсона, В. Ковелло, К. Кэйтса, П. Лагадека, С. Лихтенстайна, У. Розенталя, Дж. Шорта, Ф. Фаньани, П. Словика, Б. Фишхоффа, К. Хохенемзера и др.

Среди отечественных социологов проблемами сущности риска занимались А.П. Альгин, С.М. Бабосов, Е.С. Баразгова, Б.В. Гидаспов, В.И. Зубок, С.М. Никитин, А.И. Пригожий, К.А. Феофанов, В.И. Чупров, О.Н. Яницкий и др.

Проблема социальных и профессиональных рисков по-прежнему актуальна и в социальной сфере. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие производственные факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов под влиянием особых условий, нашли отражение в трудах Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Г. Е. Сухаревой, В. В. Лебединского, А. К. Марковой, В. П. Подвойского и др.

Методологическое значение обозначенных выше подходов заключается в том, что на основе их анализа стало возможным определение подхода к изучению социальных и профессиональных рисков в социальной работе.

Учитывая реальность социальных и профессиональных рисков, последствий, которые они вызывают, специфику учреждений, задача учреждений социальной сферы выстроить эффективную форму работы по снижению уровней социальных и профессиональных рисков в работе специалистов по социальной работе с целью сохранения их безопасности и здоровья.

Но на сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению рисков в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы.

Все вышесказанное определило выбор следующей темы исследования - «Социальные и профессиональные риски в деятельности специалиста по социальной работе».

Цель работы - определить сущность социальных и профессиональных рисков в работе специалистов по социальной работе.

Объектом исследования являются - социальные и профессиональные риски, предметом исследования - изучение социальных и профессиональных рисков в деятельности социальных работников.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать социальные и профессиональные риски, как актуальную проблему социальной работы;

описать теоретические подходы к определению сущности социальных и профессиональных рисков;

охарактеризовать особенности работы специалистов социальной сферы;

дать описательные характеристики различных видов социальных и профессиональных рисков у специалистов по социальной работе;

изучить социальные и профессиональные риски в деятельности социальных работников.


Глава 1. Научные подходы в определении социальных и профессиональных рисков


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.