Взгляд на явление синестезии с точки зрения психологии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Взгляд на явление синестезии с точки зрения психологии

2021-04-19 146
Взгляд на явление синестезии с точки зрения психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Художественная литература - продукт, который всегда создается для другого, т.е. для читателя, с которым автор стремится создать некую связь - интеллектуальную, эмоциональную. Это правило действует даже в том случае, когда автор пишет «в стол», «для себя», поскольку при ближайшем рассмотрении обязательно оказывается, что писатель все же ведет диалог с неким «идеальным», «воображаемым» читателем, для которого, собственно, и строится всё это, более или менее грандиозное, здание литературного произведения (впрочем, вышесказанное можно отнести, наверное, к любому произведению искусства).

Итак, мы имеем следующий постулат: произведение литературы в значительной мере представляет собой диалог (скажем, с воображаемым собеседником), и в этом диалоге автор (идеальный автор) стремится как можно точнее передать свои мысли, чувства, переживания, воспоминания и т.п. Именно для этого он использует все доступные ему средства выразительности, наиболее заметными из которых являются тропы и фигуры речи.

Метафора, как утверждает Словарь лингвистических терминов - «один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах». Этот же словарь определяет метафору как «употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений». Одна из разновидностей этого тропа, синестетическая метафора, и является для нас предметом рассмотрения.

В качестве материала мы возьмем прозу Владимира Набокова - автора, пользующего заслуженной репутацией мастера русского языка. Богатство и образность набоковского языка признается даже теми исследователями, которым в других аспектах - этическом, идеологическом - творчество этого автора в целом совсем не близко и не почитаемо, и это делает наш выбор тем более обоснованным.

Итак, целью данной курсовой работы мы определим анализ использования синестетических метафор в прозаических текстах В. Набокова и попытку определения их предназначения (функций). В связи с этим перед нами стоят следующие задачи:

- дать определение метафоры;

определить понятие синестезии, а через него - синестетической метафоры;

найти в выбранных прозаических произведениях В. Набокова примеры применения синестетических метафор;

проанализировать эти примеры, подвергнув их классификации;

попытаться определить все функции синестетической метафоры в прозе В. Набокова.

 


Заключение

 

И наконец определим функции, присущие набоковской синестетической метафоре:

Ø изобразительная;

Ø оценочная, эмоциональная;

Ø маркировочная, указательная;

Ø игровая (вводит читателя в особый, самостоятельный мир набоковского текста; направляет, становится одним из средств управления вниманием читателя). Этой функции в данной работе практически не уделяется внимания, а жаль, потому что тема эта очень интересная и продуктивная. Заметим, что некоторые исследователи (к примеру, А.М. Люксембург, Г.Ф. Рахимкулова) считают, что исключительно все стилистические средства используются именно в игровых целях. Остается выразить надежду, что в дальнейшем мы еще вернемся к рассмотрению этой темы.

Но все вышеуказанные функции подчинены одной главной цели - общению с читателем (в скобках замечу - с идеальным читателем).

Синестетические метафоры используются Владимиром Набоковым в первую очередь для того, чтобы создать «авторский», пронизанный авторскими (нужными автору, по крайней мере) ощущениями, ассоциациями, восприятиями. При этом данные связи и ассоциации могут быть достаточно далеки от общепринятых. Набоков скорее стремится заместить читательский опыт восприятия своим, соединяя характеристики из разных смысловых групп, создавая оценочный смысл в тех словах, в которых изначально он и не подразумевался.

Все это требует от читателя серьезного и внимательного отношения к тексту, к его указаниям. Благодаря им он может воссоздать мир. создаваемый писателем в своей фантазии, уловить дополнительные смыслы, «спрятанные» автором за цветовым, звуковым символизмом, особой изощренностью сюжета. Именно воссоздание целого мира, а не передача готовых «идей» - вот смысл литературы (и искусства) по Набокову. И для того, чтобы быть адекватным читателем набоковского текста, надо принимать эти правила игры.

синестезия лингвистика метафора модальность


Литература

 

1. Набоков В.В. Другие берега: Роман; Весна в Фиальте: Рассказы / Примеч. О. Дарка. М., 2004.

2. Беседин П.Ф. Взаимодействие осязательных и зрительных ощущений в произведениях И.А. Бунина // Проблемы русского языка и методики его преподавания: Межвузовский сборник научно-методических статей / Под общ. ред. А.Ф. Калинина. Балашов: Николаев, 2005.

3. Галеев Б.М. Что такое синестезия: мифы и реальность? // prometheus_kai.ru.

4. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти: Учеб. пособие. М., 2004.

.   Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М., 1969.

.   Крюкова Л.Б. К вопросу об адъективных характеристиках объекта восприятия в поэтических текстах периода «серебряного века» // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Казан. гос. ун-т; Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.

.   Лапшина Т.Н. Синестетическая теория речи и концептуальная рефлекторная дуга Е.Н. Соколова // http://tatila.indeep.ru/text/neuro/synestes.htm.

.   Николина Н.А. Художественный текст как объект филологического анализа. Признаки художественного текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. зав. М., 2003. С. 35-44.

.   Слободян Е.А. Системный, функциональный и исторический аспекты семантического поля слухового восприятия (на материале русского, польского и английского языков): Автореф. дис…. канд. филол. наук. Уфа, 2007.

.   Штраус Т. Эстетика и поэтика игры в лирике Б. Ахмадулиной и Ю. Левитанского. Пермь, 2000.

.   Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978.

.   Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: 2-е изд. М., 1986.

.   Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925.

.   Википедия (свободная энциклопедия) // http://ru.wikipedia.org/wiki/

Введение

 

Художественная литература - продукт, который всегда создается для другого, т.е. для читателя, с которым автор стремится создать некую связь - интеллектуальную, эмоциональную. Это правило действует даже в том случае, когда автор пишет «в стол», «для себя», поскольку при ближайшем рассмотрении обязательно оказывается, что писатель все же ведет диалог с неким «идеальным», «воображаемым» читателем, для которого, собственно, и строится всё это, более или менее грандиозное, здание литературного произведения (впрочем, вышесказанное можно отнести, наверное, к любому произведению искусства).

Итак, мы имеем следующий постулат: произведение литературы в значительной мере представляет собой диалог (скажем, с воображаемым собеседником), и в этом диалоге автор (идеальный автор) стремится как можно точнее передать свои мысли, чувства, переживания, воспоминания и т.п. Именно для этого он использует все доступные ему средства выразительности, наиболее заметными из которых являются тропы и фигуры речи.

Метафора, как утверждает Словарь лингвистических терминов - «один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах». Этот же словарь определяет метафору как «употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений». Одна из разновидностей этого тропа, синестетическая метафора, и является для нас предметом рассмотрения.

В качестве материала мы возьмем прозу Владимира Набокова - автора, пользующего заслуженной репутацией мастера русского языка. Богатство и образность набоковского языка признается даже теми исследователями, которым в других аспектах - этическом, идеологическом - творчество этого автора в целом совсем не близко и не почитаемо, и это делает наш выбор тем более обоснованным.

Итак, целью данной курсовой работы мы определим анализ использования синестетических метафор в прозаических текстах В. Набокова и попытку определения их предназначения (функций). В связи с этим перед нами стоят следующие задачи:

- дать определение метафоры;

определить понятие синестезии, а через него - синестетической метафоры;

найти в выбранных прозаических произведениях В. Набокова примеры применения синестетических метафор;

проанализировать эти примеры, подвергнув их классификации;

попытаться определить все функции синестетической метафоры в прозе В. Набокова.

 


Взгляд на явление синестезии с точки зрения психологии

 

Синестези ́ я (греч. συναίσθησις - одновременное ощущение, совместное чувство) - в психологии - явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Таким образом, «синестезия - феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другой модальности. Типичный пример cинестезии - «цветной слух», равно как и звуковые переживания при восприятии цвета и т.п.

Синестезия отнюдь не указывают на расстройство восприятия, она в той или иной форме и степени встречается почти у каждого человека. Виды синестезии различаются прежде всего по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и т.д.

Синестезии могут возникать либо избирательно, только на отдельные впечатления, либо же распространяться на все ощущения в какой-либо области. Характерным примером синестезии является восприятие музыки некоторыми композиторами; именно такие синестезии привели А.Н. Скрябина к мысли о «синтетическом искусстве», где музыкальным тональностям соответствовали бы определенные цвета (симфоническая поэма «Прометей», 1910). Синестезии эти не однотипны у разных лиц; например, с одной и той же тональностью могут связываться разные цветовые представления. Синестезия может проявляться, например, как «окрашенное» переживание чисел, дней недели и т.п. Удовлетворительной теории синестезии не существует».

Явление синестезии впервые было описано Ф. Гальтоном в 1880 году. Некоторые испытуемые Гальтона «видели звук», т.е. испытывали зрительные ощущения, в то время, как им предъявлялась аудиальная стимуляция. Подобная способность была сочтена Гальтоном наследственной и встречающейся в популяции довольно редко. Как затем выяснилось, синестетов среди обычных людей гораздо больше, чем мы думали раньше. Настолько больше, что синестезию можно определить как ряд условий, в которых человек ощущает стимулы одной модальности, в то время как стимулируется другая модальность. Иными словами, при определенных условиях любой из нас может проявлять способность к синестезии.

Как известно специалистам, сам термин «синестезия», наряду с его синонимом «цветной слух», вошел в научный обиход около ста лет назад. Но, несмотря на то, что он вновь стал исключительно популярным в теории искусства и психологии, до сих пор даже в энциклопедиях и диссертациях не было и нет единообразия и в определении границ этого понятия и, соответственно, в его дефинициях. Синестезией называют, прежде всего: а) межчувственные связи в психике. Но, кроме того, синестезией называют и результаты их проявлений в конкретных областях искусства: б) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; в) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже г) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми). Так, к литературной синестезии относят выражения типа «Флейты звук зоревоголубой» (К. Бальмонт), к живописной синестезии - картины В. Кандинского и Дж. Бельмонта, А. Валенси, к музыкальной синестезии - произведения К. Дебюсси, Н.А. Римского-Корсакова, О. Мессиана, подразумевая при этом даже существование особых «синестетических» жанров (программная музыка, музыкальная живопись) и более того - «синестетических» видов искусства (светомузыка, музыкальные абстрактные фильмы). Особенно заметно возрос интерес к последнему варианту понимания синестезии сегодня, в период интенсивных экспериментов по синтезированию современных аудио-визуальных, компьютерных средств. Итак, ситуация, как вы видите, на самом деле не самая благоприятная для взаимопонимания. Существует, тем не менее, довольно правдоподобная теория, объясняющая синестезию как психофизиологическое явление. Предложены модели внутримозговой организации различного рода синестезий, которые можно (весьма условно) свести к тому, что возникновение одновременных чувственных ощущений различной модальности обусловлено наличием нейронных связей в определенных областях мозга. Т.е. предполагается, что раздражая, скажем, определенную точку зрительной зоны коры головного мозга (например, точку восприятия нежно-лилового цвета), мы активируем тем самым связанную с ней точку ощущения легкого холода; при этом связи устанавливаются индивидуальные.

Некоторые исследователи (к примеру, Б.М. Галеев) настаивают на том, что зачастую эти связи бывают умственными. Тот же Галеев считает синестезию «специфическим проявлением невербального мышления, осуществляемого путем непроизвольного либо целенаправленного сопоставления, сравнивания разномодальных впечатлений (по признаку структурного либо смыслового или, чаще всего, эмоционального подобия)», т.е. «социальным, культурным, а не биологическим феноменом», и привлекает в качестве иллюстрации ставший хрестоматийным пример о «цветном слухе» Скрябина, заявляя, что «никаких реальных цветов при слушании музыки Скрябин, сравнивающий, положим, С-dur с красным цветом, конечно, не видел, а Кандинский не слышал реально никаких звуков, когда сопоставлял, к примеру, тембр скрипки с зеленым цветом. Просто, будучи художественными натурами, они обращали более пристальное внимание на эту общечеловеческую способность и пытались разобраться в ней». Действительно, большинство из нас, признавая, что красный цвет воспринимается как теплый, тем не менее не ощутят повышения температуры в какой бы то ни было части своего тела при созерцании красного платьица пробегающей мимо девчушки или, тем паче, красного носа замерзшего до состояния сосульки любителя подледного лова. Но все же «способность связывать в сознании видимое и слышимое, запахи и звуки присуща каждому из нас - в той мере, как развито у любого человека творческое воображение. Более того, обратите внимание - наш повседневный, обыденный язык насквозь синестетичен - это в подлинном смысле «кладбище синестетических метафор»: яркий голос, кричащие краски, острый звук, матовый тембр, теплый цвет, легкая музыка, баритон (т.е. тяжелый звук) и т.д.»

Вот тут-то мы и подошли вплотную к рассмотрению следующего, наиболее нас интересующего, аспекта понятия синестезии.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.