Проблемы развития предпринимательства и пути их преодоления — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проблемы развития предпринимательства и пути их преодоления

2021-04-19 44
Проблемы развития предпринимательства и пути их преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существующие проблемы целесообразно разделить на две группы в зависимости от сферы их возникновения. К проблемам, которые возникают во внешней среде, относятся:

-  проблемы с современной системой налогообложения;

-  несовершенное законодательство;

-  неэффективная политика поддержки развития малого предпринимательства на всех уровнях управления;

-  неразвитая рыночная инфраструктура;

-  затрудненный доступ к внешним финансовым ресурсам;

-  отсутствие трудовых ресурсов или недостаточный уровень их квалификации;

-  политическая и экономическая нестабильность;

-  постоянный рост инфляции и т.д.

Проблемная сфера Украины - налогообложение. Налоговый режим в Украине характеризуется как проблемный и непредсказуемый. Именно налоговая сфера вызывает наибольшую обеспокоенность среди предпринимателей. Частые изменения в законах и противоречия при их внедрении не способствуют развитию предпринимательства. Наиболее проблемным налогом в Украине является НДС из-за трудностей, связанных с большим объемом бухгалтерии и отчетности. Слишком высокими по причине платежей в пенсионный фонд являются налоги на фонд заработной платы. Это свидетельствует о необходимости реформирования пенсионной системы. Существующая ситуация приводит к выплатам части заработной платы неофициально, что еще больше усиливает необходимость в увеличении ставок отчислений в пенсионный фонд.

Все это является результатом отсутствия в стране системной политики реформирования хозяйственных и административных отношений между регуляторными органами и другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, которая бы предотвратила принятие экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности.

В настоящее время законодательная база, регулирующая деятельность малых предприятий практически сформирована, однако ей присуща противоречивость и неоднозначность. Объективно малые предприятия по своей природе не могут быть равноправными конкурентами крупных компаний. Именно поэтому одним из важнейших направлений рыночных трансформаций в Украине является внедрение такой политики государственной поддержки малого предпринимательства, которая, не искажая действия рыночных механизмов, обеспечивала бы создание благоприятной среды для его развития. В Украине в последнее время ухудшается эффективность малых предприятий. Это свидетельствует о недостаточной действенности мер государственной поддержки малого предпринимательства и необходимость ее реформирования, в первую очередь, на региональном и местном уровнях, где реально и реализуется такая поддержка. Государственная политика поддержки в современных условиях должна строиться на двух важных составляющих: сохранении достигнутых результатов и обеспечении нового качественного уровня развития предпринимательства.

Развитию отечественного предпринимательства мешает система технической сертификации, что, по мнению специалистов Международной финансовой корпорации (МФК), ограничивает экономический потенциал страны и мешает внедрению инноваций. Вместо производства высокотехнологичной продукции Украина сегодня остается поставщиком сырья и производителем дешевых полуфабрикатов. Согласно данным МФК, время, потраченное украинскими предпринимателями на оформление разрешений, стоит 67 млн. грн., время на проведение проверок - 189 млн. грн. Кроме того, деятельность более 60% предприятий в Украине регулируется обязательными стандартами или техническими условиями. В промышленности и строительстве этот показатель достигает 80%. Обязательной сертификации в Украине подлежит 23% продуктов и услуг. По данным МФК, более половины опрошенных предпринимателей, проходивших процедуры сертификации, говорят об их неоправданной сложности. Поэтому приоритетным направлением реформирования экономического регулирования является отмена обязательной сертификации и сокращение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации. Специалисты МФК подчеркивают, что в международной практике соответствие стандартам большинства товаров подтверждается самими производителями.

Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами. Проблема финансирования субъектов малого бизнеса заключается в ограниченном доступе к таким традиционным для рыночной экономики источникам финансовых ресурсов, как средства банковской системы и рынка ценных бумаг. Банковские кредиты используются ограниченно из-за больших процентных ставок и отсутствия гарантий для банков (залога или высоколиквидных активов). Что касается ресурсов, формирующихся в порядке перераспределения, в последнее время несколько возросла роль бюджетного кредитования, в частности, деятельность Фондов поддержки предпринимательства; но, к сожалению, их финансовые ресурсы ограничены. Решение этой проблемы предполагает расширение доступа малыми предпринимательскими структурами к кредитным банковским учреждениям путем снижения кредитных ставок и создание гарантийных фондов.

Важным направлением поддержки предпринимательства является эффективно действующая информационно-аналитическая инфраструктура, в которую входят информационные, консультативные, юридические, аудиторские фирмы, бизнес-центры, бизнес-инкубаторы. Информационно-аналитическая инфраструктура должна удовлетворить дефицит в сфере информации, предоставить консультации по различным аспектам предпринимательской деятельности, повысить профессиональный уровень работников малых предприятий. По данным New York Times, 45% компаний в развитых странах пользуются услугами консультантов регулярно и 75% обращаются к ним в случае необходимости. В Украине доля малых предприятий - членов консалтинговых агентств незначительна. Это связано, во-первых, с незнанием малых предприятий о наличии таких услуг на рынке, ведь, как правило, они пользуются только услугами юридических и налоговых консультантов, во-вторых, цена на консалтинговые услуги является достаточно высокой для субъектов малого предпринимательства. Однако сегодня предприниматели имеют насущную потребность в получении консультационных услуг по таким вопросам, как: достижение конкурентоспособности на рынке, поиск партнеров и инвесторов, реструктуризация предприятия, составление бизнес-плана, внедрение систем автоматизации и энергосберегающих технологий, ведение бухгалтерского учета и т.д.

В современных условиях развития малого предпринимательства все больше возрастает роль человеческого капитала, поскольку персонал - это фактор, который непосредственно влияет на эффективность деятельности предприятия. К сожалению, в Украине, несмотря на достаточно высокий уровень безработицы, предприятия, особенно малые, сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров. Это требует разработки новых подходов к подготовке специалистов для сферы предпринимательства.

Политическая и экономическая нестабильность - главный риск для экономического роста. Политическая дестабилизация приводит к нехватке стратегического видения государственной политики, в том числе по поддержке развития малого предпринимательства. Результатом такой нестабильности является падение темпов развития малых предприятий, ухудшение инвестиционного климата, снижение платежеспособности населения и т.д. С нестабильностью тесно связана «тенизация» в сфере малого предпринимательства, уровень которой по оценкам Государственного комитета статистики Украины составляет 20%, а по оценкам Министерства экономки - 50% в валовом внутреннем продукте. Политическая стабилизация, внедрение действенной системы поддержки малого предпринимательства, совершенствование законодательства являются основными направлениями легализации «теневых» средств предприятий малого бизнеса.

К проблемам, которые возникают во внутренней среде, следует отнести недостаточную компетентность руководителей малых предприятий, отсутствие планов развития, неудовлетворительную организацию и мотивацию труда, недостаточный уровень трудовой дисциплины, низкую активность в инновационной деятельности, неудовлетворительное качество средств и предметов труда.

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от деловых и личных качеств руководителей. Современный руководитель вынужден работать в сложных условиях внешней среды, быстро изменяющейся, растущей сложности задач и ограниченного времени для принятия решений. Это обусловливает потребность в руководителях нового типа, которые имеют профессиональные (подготовленность к выполнению профессиональных функций), социально-психологические (толерантность, способность взять на себя ответственность, способность понимать и строить взаимоотношения между людьми, способность к общению), когнитивные (готовность и способность к самообучению) и другие способности. Следовательно, возникла необходимость в формировании новой системы подготовки управленческих кадров, где будет смещен акцент с теоретической составляющей на прикладную, а именно: формирование умения решать ключевые проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры в условиях напряженной конкуренции.

Проблемы, связанные с отсутствием планов, неудовлетворительным уровнем организации на малых предприятиях следует решать через содействие развитию информационно-аналитической инфраструктуры и проведения тренингов на актуальную тематику для малого предпринимательства, повышение квалификации ее сотрудников. В Украине рынок тренинговых услуг еще молод, наибольшими темпами он развивается в крупных городах.

Низкий уровень эффективности малого предпринимательства в определенной степени обусловлен тем, что на предприятиях не уделялось должного внимания вопросам мотивации труда, что приводит к снижению заинтересованности работников в прибыльности деятельности предприятия. Эту проблему можно решить путем внедрения гибких схем оплаты труда. По экспертным данным, при использовании таких схем эффективность предприятия повышается на 5-49%, а доход работников - на 3-29%. Для эффективной работы сотрудника на предприятии необходимо, чтобы он был заинтересован в ней не только материально, но и морально. Изменения, происходящие сегодня, требуют усиления мотивации за счет нематериальных стимулов. Основными методами такой мотивации на малых предприятиях может быть привлечение работников к процессу принятия решений, предоставление возможности работать по гибкому графику (поощрение свободным временем), гуманизация труда, вознаграждения-признательности, вознаграждения связанные с изменением статуса работника и т.д.

Малые предприятия играют важную роль, как поставщики инновационных идей, новых товаров и услуг. Более 60% инноваций в XX в. создано независимыми изобретателями и небольшими компаниями. Однако малые предприятия в Украине слишком слабы и незаинтересованные инициировать инновационное развитие. Решить эту проблему можно путем переориентации инвестиционных потоков и государственных заказов на региональном и местном уровнях в сферу малого бизнеса, создания единого общедоступного банка данных о наличии объектов недвижимого имущества, земельных участков под застройку и предпочтения инновационным предприятиям, при условии их участия в конкурсе по аренде или приобретению недвижимого имущества или земельных участков. Главной целью инновационных структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, фондов поддержки предпринимательства) должно быть преобразование входных ресурсов (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги.

Все меры для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства и повышения его эффективности целесообразно сгруппировать по определенным уровням.

На государственном уровне должны быть усовершенствованы действующие законодательно-правовые акты по повышению действенности финансовой, инновационной, консалтинговой или иной поддержки развития малого предпринимательства, должна быть изменена система налогообложения.

Задачами регионального уровня являются создание единой региональной информационно-аналитической системы, переориентации инвестиционных потоков на инновационную сферу и приоритетные отрасли региона, содействие налаживанию сотрудничества между предпринимательскими структурами и научно-образовательными учреждениями, поддержка развития инновационных институтов в регионе.

На уровне местного самоуправления действенными мерами поддержки являются создание единого общедоступного банка данных о наличии объектов недвижимого имущества, земельных участков под застройку, разработка положений об условиях их приобретения, сдачи в наем и использование, обнародование заказов на выполнение работ и услуг для города, налаживание сотрудничества с высшими учебными заведениями города.

На микроуровне необходимо решить проблемы, связанные с планированием, организацией, мотивацией сотрудников и контролем деятельности малого предприятия, используя услуги консультационных агентств, тренинговых фирм и т.д.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.