Характеристика культурно-исторических туристических ресурсов Каргопольского района — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Характеристика культурно-исторических туристических ресурсов Каргопольского района

2021-04-19 93
Характеристика культурно-исторических туристических ресурсов Каргопольского района 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каргополье - край, где первозданная красота природы чудесно сочетается с уникальными творениями человеческих рук. Церкви и часовни с удивительными расписными "небесами", могучие срубы крестьянских домов-кораблей, амбары, баньки, колодцы с журавлями делают Каргопольскую землю редким заповедником древнерусского деревянного и каменного зодчества.

Лядины - село в 35 км к западу от Каргополя. Старинное село Лядины, стоящее на Пудожском тракте, известно как одно из древнейших селений Каргопольской суши. Как минимум с XV века здесь находится Лядинский погост, деревянные церкви которого сегодня признаны одним из ценнейших объектов культурного наследия России. Ансамбль из трех замечательных памятников деревянного зодчества: зимняя двенадцатиглавая Богоявленская церковь с трапезной и своеобразным круглым крыльцом, (1793 г.); летняя шатровая Покровская церковь, построенная в 1761 году, она богато украшена как снаружи, так и внутри. Паперть, нехарактерна для северного зодчества: исполнение колонн и фронтона навеяно влиянием каменной архитектуры. Внутри в Покровском храме - великолепные двенадцатигранные небеса с изображением архангелов. В интерьере иконостас и высокая восьмигранная шатровая колокольня (1820). Такой тройной ансамбль, характерный для деревень Русского Севера, практически нигде больше не сохранился.

Ещё сто пятьдесят лет назад Лядины были крупным селом, объединявших семь больших деревень. Ныне Лядины - маленькая точка на карте Каргополья: здесь осталось всего семьдесят селян. Сегодня названия «Лядины» нет на географических картах. Когда в этих местах открывались почтовые отделения, картографы ввели в широкое употребление названия тех деревень, где размещались почты. Автомобилистам Лядины известны теперь как деревня Гавриловская - она была одной из тех семи, что вместе составляли богатое северное село с двумя тысячами жителей. Наиболее интересное в облике деревни - колодцы с огромным воротом, характерным именно для этих мест. Большой ворот нужен, чтобы легко поднимать воду с двадцати-, а то и тридцатиметровой глубины: так глубоко здесь залегают водоносные пласты.

Большая Шалга - село в 10 км. к востоку от Каргополя, почти на Няндомской дороге (Р2). Сейчас его уже не существует, но на старом погосте сохранился необычный ансамбль из деревянной шатровой церкви Рождества Христова (1745) и стоящего рядом с ней каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы (середина XIX века). Уникальной постановкой шатровой церкви мастерам удалось достигнуть впечатления необычайной стройности сооружения. Нижняя часть храма сужены и вытянуты, а восьмигранная пирамида вверху резко усечена. Нарушение это лишает сооружение геометрической сухости, придает живописность силуэту храма. Каменная церковь только что после реставрации, радует глаз.

Ошевенское - Большое и красивое село на берегу реки Чурьега в 44 км Каргополя. Село состоит из трех деревень - Погост, Ширяиха и Низ. В д. Погост сохранились деревянная шатровая Богоявленская церковь (1787г.) с огромным иконостасом и «росписью небес» и отдельно стоящая колокольня. В д. Низ стоит примечательная миниатюрная Георгиевская часовня, которая в настоящее время реставрируется. В селе также можно посмотреть остатки старой водяной мельницы. В окрестностях Ошевенского находится в честь Усыпения Пресвятой Богородицы Александро-Ошевенский монастырь [12].Районный центр - город Каргополь - один из самых древних русских городов. Он расположен в 80 км. к западу от ж.-д. ст. Няндома на линии Вологда-Архангельск. По одной из версий Каргополь был основан в 1146 г. На первой русской карте 1497 года были отмечены обширные каргопольские владения, простиравшиеся до Белого моря. Необыкновенно расцвел город в 16 веке, ведь здесь пересекались главные торговые пути севера. Кроме того, именно Каргополь владел, как бы сейчас сказали, монополией на торговлю рыбой и солью с Белого моря. Такая привилегия была дарована городу самим Иваном Грозным. Относительно происхождения названия города также ведутся дискуссии; есть версия, что наименование "Каргополь" связывается с финно-угорским "каргун-пуоли" (медвежья сторона) [2]. Главное украшение Каргополя - его белокаменные храмы. Они необыкновенно нарядны и не похожи ни на какие другие. Их архитектурный стиль называют каргопольским узорочьем. Первый белокаменный храм в Каргополе был построен в середине 16 века. Это - Христо-рождественский собор. Он символизировал собой величие славного торгового города. Построен был по образцу Успенского собора Московского Кремля. Здание храма испытало на себе все превратности времени. Очень сильно храм пострадал во время пожара 1765. В огне погибли почти все фрески. До нас дошли лишь фрагменты и необычный кронштейн в виде гигантской руки. Самым красивым считается Благовещенский храм, украшенный знаменитой каменной вязью. По изысканности он мог бы соперничать с дворцами флорентийского Возрождения. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - пятиглавая белокаменная церковь. Это большой узорчатый храм, каменные узоры на стенах которого превосходно сохранились. Белокаменное убранство храма совершенно: каменные резные наличники - узоры, которые не повторяются. Прекрасен южный фасад (со стороны Октябрьской улицы). В трех пряслах по три ряда окон, что соответствует трехэтажности храма. Окна боковых прясел расположены не симметрично - одному окну нижнего ряда левого прясла отвечает два окна правого прясла.

Неодинаковы и конфигурация оконных проемов и рисунок наличников. Мастера вырезали каждое окно наособицу. У одного окна кокошник стрельчатый, у другого трехлопастный, у одного побогаче, у другого поскромнее. Но подлинное чудо каргопольской архитектуры - восточная, алтарная стена Благовещенской церкви. Ее мастера изукрасили с особенным старанием. Мастера использовали здесь архитектурный мотив с алтарной аспиды Христорождественского собора и применили его во всем великолепии. С изысканностью аркатуры сочетается художественная обработка окон. Уж тут каменные резчики исстарались! Оконные наличники вырезаны с той точностью, когда теряется представление о плотной массе камня и камень становится в обработке податливым, как дерево.

К сожалению, все внутреннее убранство храма утрачено. Церковь долгое время была закрыта и разрушалась. Теперь, стараниями Каргопольского музея, храм постепенно реставрируется. Рядом располагается Церковь Николая Чудотворца (1741г.) В настоящее время храм отреставрирован с внешней стороны. Раньше в ансамбле храма была еще отдельно стоящая деревянная шатровая колокольня и Владимирская церковь (не сохранились)[7].

Сейчас в Каргополе сохранилось одиннадцать храмов. Разрушено после революции было ровно столько же. Символ Каргополя и его градообразующий центр - Соборная колокольня, построенная в 1778 г. Колокольня была построена в честь Екатерины II, которая выделила 10 000 рублей на восстановление города после великого Каргопольского пожара 1765 года. Колокольня ориентирована на старинный Петербургский тракт (мастера не побоялись нарушить установленный канон ориентации храма по сторонам света).

Трехъярусная колокольня расположена на центральной площади древнего города Каргополь. Высота колокольни 61,5 метра. Они является архитектурной доминантой города. На смотровую площадку колокольни ведут ступени, устроенные в узком проходе внутри стены. Молва гласит, что если одолеть все ступени без передышки и, не касаясь руками стен и ступеней, подняться наверх, то сбудется заветное желание.

В годы советской власти колокольня стояла безмолвная. Но в 1993г. на нее были подняты колокола, и теперь город регулярно оглашается мелодичными колокольными звонами. [3].

Подлинным шедевром народного зодчества являются деревянные храмы и крестьянские дома в селениях Каргополья. Среди них храмовый ансамбль погоста в селе Лядины - один из четырёх "тройников", полностью сохранившихся в России, храмовые ансамбли в Архангело, Саунино, Большой Шалге, Ошевенске. Ошевенск - один из духовных центров и объектов паломнического туризма в Каргопольском районе. Главная достопримечательность - Александро-Ошевенский монастырь (XVв.) - единственный из сохранившихся в районе, где под спудом покоятся мощи основателя святой обители Преподобного Александра Ошевенского Чудотворца. Напротив монастыря находится оставшаяся ещё со времен язычества "святая роща".

В составе Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея 12 памятников архитектуры деревянного и каменного зодчества, из них 9 памятников культовой архитектуры XVI - XIX вв. федерального значения и два памятника гражданской архитектуры XIX-XX вв. Архитектурное наследие Каргополя и Каргополья не ограничивается музейным комплексом. В настоящее время в городе и районе сохранилось более 200 памятников храмовой и гражданской архитектуры, из них только в городе 11 храмов, колокольня. Каргополь - единственный на Архангельском севере город, сохранивший архитектурные ансамбли. Особую выразительность и интерес придает памятникам то, что они сохранились в естественном природном окружении на своих исторических местах, формируя неповторимый культурный ландшафт.

Каргополье всегда славилось народными промыслами и ремеслами. Здесь работали мастерские иконописцев и резчиков по дереву. Одной из знаменитых каргопольских поделок считается щепная птица счастья.

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души.

В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь.

Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.

Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.

Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.

Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья - достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.

В XVIII - XIX вв. развивается золотошвейный промысел. Широко известна каргопольская глиняная игрушка. В 2001 г. в старинном родовом доме одной семьи по фамилии Шевелевы был открыт музей-мастерская. Семья гончаров и игрушечников Шевелевых закрепила свое имя на лета в истории каргопольской глиняной игрушки. А первоначально на русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка. Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают - они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.

Возрождению и развитию народных промыслов Русского Севера способствует деятельность Центра народных ремесел "Берегиня". Центр народных ремесел «Берегиня» создан в 1993 году в г. Каргополь. Центр ремесел располагается в здании, которое является памятником архитектуры начала XIX века. Сегодня в Центре народных ремесел работает пять мастеров по глиняной игрушке, а так же мастер по бересте, щепной птице, ткачеству, росписи по дереву, лоскутному шитью и тряпичной кукле.

Путешествуя по мастерским Центра народных ремесел, можно познакомиться с традиционными северными ремеслами - плетение из бересты, щепная птица, лоскутное шитье, народная тряпичная кукла, ткачество, глиняная игрушка, Олонецкая роспись по дереву.

Изделия из бересты

Изготовляются из экологически чистого природного материала, являются хорошим украшением интерьера. Береста обладает такими свойствами как пластичность, малый удельный вес, бактерицидность, гигроскопичность.

Ткачество

«Ляпак», «Ляпачок» - на северном говоре - маленький яркий лоскуток. «Ляпачиха» - обрядовый половик, сотканный «с ляпаками» с учетом традиций Русского Севера. Является символом плодородия, достатка «основа - земля, лоскуток - росток». Цветовая гамма - пестрая, преобладают легкие, теплые оттенки которые берутся из северной природы. Из «Ляпачих» сшивали покрывало на постель молодоженам с пожеланием счастья, благополучия, достатка.

Лоскутное шитье

Мастер в изготовлении изделия пользуется традиционной технологией, которая позволяет творчески проявить себя в выборе материала, его фактуре, цветовым соединениям. Первоэлементы композиции: уголки, квадраты и полоски ткани являются структурообразующим для большой композиции.

Роспись по дереву

Изделия выполняются в технике свободно-кистевой «Олонецкой» росписи. Росписью украшали: прялки, свесы кровли и фасады жилища, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, киоты, сундуки, дуги и сани. Мотивы - деревья, вазоны, цветы, чаще красные розы и сказочные тюльпаны, птицы и львов. Две птицы на прялке являлись символом счастливой супружеской пары, а птица с птенцами на стене служила символом плодородия. Лев - является символом охранителем хозяина вещи и жилища человека. Фон чаще всего красно-коричневый или зеленый, реже голубой и желтый. Мастер работает крупными сочными мазками с применением только белильных оживок. Роспись выполняется без предварительного нанесения контуров рисунка. «Возрожденное ремесло» - так называется экспозиция этого небольшого музея.

Слава каргопольских мастеров и художников давно перешагнула границы города. Традиционный «Праздник народных мастеров России» в Каргополе, который с 1991 г проводится в середине июня, привлекает туристов, искусствоведов и гостей со всех уголков страны. Ежегодный фестиваль снежных скульптур «Снеговик» - своеобразное украшение древнего города, проходит в марте, на Масленицу.

Ежегодно в январе проводится в районе фестиваль колокольного искусства "Хрустальные звоны", приуроченный к православному празднику Крещения Господня. С 1996 г. каждый год в августе съезжаются в Каргополь рок-музыканты на межрегиональный фестиваль "Джем. Рок за молодёжь". С 2001 г. по инициативе Архангельского регионального отделения Союза писателей России раз в два года проходит в Каргополе фестиваль молодых поэтов и прозаиков "Поэзия Севера всегда молода". В числе почётных гостей фестиваля известные российские литературоведы, прозаики, поэты. По итогам фестиваля издаются сборники "Поэзия севера всегда молода…", а лучшие авторы получают рекомендации в Союз писателей [12].

Таким образом, надо отметить, что культурная жизнь в Каргопольском крае достаточно интересно представлена: многочисленные праздники и фестивали скрашивают досуг в любое время года, как жителям, так и гостям района. Центр района - г. Каргополь славится своими промыслами и ремеслами, в городе сосредоточено достаточно организаций, развивающих познавательный краевой туризм и обучающих всех желающих старинным каргопольским ремеслам.

Большое количество дальних поселений, численность которых в последнее время резко сокращается в связи с вымиранием сел, еще раз говорит о необходимости обратить на них пристальное внимание. В этих отдаленных уголках Каргопольского края, кроме живописной нетронутой природы, бережно хранятся традиции многих поколений, свято чтятся старинные ремесла и активно развивается гостиничный сервис, представленный частными гостевыми домами. Это является хорошей основой для развития там эко и этнотуризма, а также культурно-познавательного туризма, причем не только для иностранцев, но и для жителей России.

Удивительная сохранность неповторимых церковных комплексов, соборов и других церковных ансамблей делают этот район привлекательным для любителей паломнических туров и религиозного туризма. Администрация Каргопольского района должна заострять как можно больше внимания на такого рода памятниках, являющихся невосполнимыми культурными ценностями. Необходимо обеспечить им должную охрану и защиту государства, чтобы сохранить их для потомков и для туристов, поток которых, думаем, будет увеличиваться год от года благодаря таким богатствам.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.