Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с агрессивными детьми — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с агрессивными детьми

2021-04-19 126
Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с агрессивными детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с агрессивными детьми

 

Понятие агрессии и агрессивности

 

Слово «агрессия» (происходит от латинского – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического и психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы детей. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью.

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи:

- агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, воля, смелость, отвага);

- агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло);

- собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по А. Фромму) [33].

Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности. В психологии этим понятиям даются различные трактовки. Агрессивность определяется как:

- инстинктивная природа человека (Гоббсон Т., Лоренц К., Фрейд З.);

- как стремление к власти, господству (Альфред О., Моррисон Н.);

- реакция личности на враждебную окружающую действительность (Фромм Э., Хорни Л.);

- неотъемлемый элемент борьбы за свои права, за достижение желаемого результата (Степанов С.С.);

- естественная реакция на фрустрацию (Доллард О., Дуб С.).

Как отмечал С.С. Степанов – агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба. Агрессия это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически [31].

В.В. Юрчук считает что агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессии, неуютность, напряженность, страх боязнь, состояние подавленности [37].

По мнению Р.С. Немова, «агрессивность» (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред другим людям и окружающему миру [24].

Н.И. Конюхов определяет агрессивность, как качество человека выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов [16].

Е.Н. Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому. В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие. Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным [17].

Психологический словарь под редакцией А. Зинченко предлагает следующее определение агрессии – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [13].

Таким образом, из вышеперечисленных определений агрессии и агрессивности, мы согласны с выводами Р.С. Немова и А. Зинченко о том, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей.

Действительно, агрессия может приносить физический ущерб людям и вызывать психический дискомфорт.

Значит, агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность.

Виды агрессии

 

Агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. В древнейшей философии присутствуют разные точки зрения по этому вопросу.  Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нравственно-нейтральными, а затем под воздействием порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым.

Проанализировав разные точки зрения, многие исследователи дают различную классификацию видов агрессивного поведения.

В.В. Петровский и М.Т. Ярошевский разделили агрессию на следующие виды:

- физическая агрессия (нападение) использование физической силы против другого лица или объекта;

- вербальная выражение негативных чувств как через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);

- прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта;

- косвенная агрессия – действия направленные окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, а также действия характеризующиеся направленностью и непорочностью ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу;

- аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоуничтожении, нанесение себе телесных повреждений и самоубийстве;

- враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

- инструментальная агрессия являющейся средством достижения какой-либо цели [26].

А. Басс и А. Дарки предлагают свои дифференцирующие проявления агрессии и враждебности, выделив следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта о том, что он является плохим человеком [7].

Е.Н. Корнеева разделила агрессию на:

- агрессивные действия;

- агрессивные слова;

- агрессивные мысли;

Считает, что это явление специфическое и весьма неизбежное, также она определила направления агрессии:

- на себя;

- на других;

- на животных [17].

Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах И.В. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов:

По направленности:

- агрессия во вне;

- аутоагрессия.

По цели:

- интеллектуальная;

- враждебная.

По методу выражения:

- физическая;

- вербальная.

По степени выражения:

- прямая;

- косвенная.

По наличию инициативы:

- инициативная;

- оборонительная [18].

Таким образом мнения исследователей по вопросу теории и виды агрессии весьма неоднозначны. Мы согласны с точкой зрения А. Басс и А. Дарки. Они полно выделяют показатели агрессивности, которые помогут нам в дальнейшем провести исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста.


Причины детской агрессии

 

Западные и отечественные психологи ведут нескончаемые споры о том, каковы же причины, побуждающие ребенка к агрессивным действиям.

Причины проявления агрессивности можно объединить в несколько групп.

I группа – физиологические:

- агрессивность как один из симптомов органического подражания мозга: при родовых травмах, эпилепсии и другие;

- расстройства в работе нервной системы разного рода неврозы, неврастения;

- алкогольное или наркотическое отравление;

- чрезмерная возбудимость в результате истощения нервной системы при физических и психических нагрузках.

II группа – индивидуально-психологическая:

- оборонительная реакция на чувство страха, чтобы избежать потенциальной угрозы, реакция на недостаточность информации о каком-либо человеке (особенно при встрече с незнакомым взрослым или ребенком) или какой-либо ситуации;

- агрессивность как чувство недетской ответственности, когда ребенку поручаются дела, которые ему не по силам (уход за младшим ребенком в семье, больным или пьяным взрослым).

III группа – социальные причины:

1. Агрессия возникает у детей в условиях дефицита добра, ласки, любви. Также ее формы являются спровоцированной формой защиты:

- когда агрессия порождает в ответ на агрессивное поведение взрослых или сверстников;

- агрессия провоцируется равнодушием в ответ на безразличное отношение, когда окружающие «не замечают» существование ребенка, «игнорируют» его. В этих случаях он активно отстаивает свое право на внимание криком;

- агрессия порождается чрезмерной любовью окружающих, часто безрассудной и авторитарной. В таких случаях ребенок может стать игрушкой в руках взрослого;

- стремление удовлетворить все желания ребенка по первому требованию, его положение в статусе «кумира семьи», воспитание по типу «трон принца», когда вместо любви и ласки ребенок получает суррогаты эмоций. Невозможность удовлетворить все желания ребенка, также провоцирует агрессию;

- способ самоутверждения в результате переживаний, связанных с неудовлетворением своим статусным положением в группе сверстников, которые часто определяются воспитателем и родителями («плохой», «драчун», «не играйте с ним»)

2. Сформированные взрослыми агрессивные проявления:

- когда агрессия поощряется как один из способов эгозащиты;

- когда ребенка не осуждают за проявления агрессивности;

- когда взрослые дают образца подобного поведения (в конфликтных семьях, где отсутствуют любовь и понимание между родителями, обсуждают друг друга, в семьях алкоголиков).

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Очень часто порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых [22].

К вышеперечисленным причинам Е.Н. Кореева добавляет ряд следующих:

- реакция на притеснение со стороны других людей;

- просмотр телепередач и видеофильмов содержащие сцены насилия;

- предвзятое отношение родителей к животным;

- реакция на собственные неудачные поступки и действия (случаи аутоагрессии);

- сверхвысокая эмоциональная чувствительность детей [17].

С.С. Степанов считает, что причинами проявления агрессии у ребенка могут быть:

- рождение нового ребенка в семье;

- эмоциональная холодность и чрезмерная строгость родителей [31].

Таким образом. Выясняя причины детской агрессивности, мы можем разделить их на следующие виды:

- физиологические: нарушение функций головного мозга, расстройство нервной системы (Майерс Д., Эрвин М.);

- эмоционально-психологические: стрессы, депрессии, реакция на страх (Эстман М., Нельсон Д. И т.д.);

- социально-обусловленные игры (Корнеева Е.Н., Бандура А.);

- воспитательно-педагогические: авторитарный стиль воспитания, подражание родителям, внутрисемейные отношения и т.д. (Степанов С.С., Ричардсон Д., Бэрон Р.).

 

Теории и виды тревоги

 

Тревога – это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Действительно, тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги часто беспредметно, в то время как страх предполагает наличие определенного объекта, человека или события, которых боятся.

Существуют некоторые теории тревоги:

- теория научения (тревога используется для обозначения вторичного (или обусловленного) побуждения, которое создает мотивацию для реакции избегания. Таким образом реакция избегания подкрепляется уменьшением тревоги.

- фрейдистская теория (тревога рассматривается как эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха и выполняет роль сигнала того, что может возникнуть опасность для психики, если бессознательное желание будет реализовано или отреагировано).

- экзистенциальная теория (эмоциональное состояние бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем. Тревога рассматривается как последовательная эмоция, усвоенная реакция, возникшая вследствие конкретного положения дел.

Рассмотрев некоторые теории тревоги, можно перейти к видам тревоги и тревожности:

- тревога невротическая (тревога неопределенного смутного беспокойства, сопутствующего «общему тревожному расстройству»)

- тревога преследования (или параноидная тревога. Этот термин используется для обозначения тревоги, вызванной страхом нападения со стороны враждебных других).

- тревога моральная (тревога, возникающая в результате запретов суперэго).

- тревожная реакция или тревожное расстройство (используется для обозначения ряда неадаптивных синдромов, которые включают в себя сильную тревогу как доминирующее расстройство. Сюда входят:

а) общее тревожное расстройство;

б) психическое расстройство;

в) фобическое расстройство;

г) посттравматический стресс.

- тревожное нарушение сна (характеризующееся периодическими пробуждениями с подробным припоминанием пугающих сновидений. Сновидения отличаются правдоподобностью и часто содержат угрозы жизни и безопасности).

- тревожные расстройства детства и юности (общий класс умственных расстройств, возникающих в детстве и юности и характеризующихся в первую очередь чрезмерной тревожностью. Сюда входят:

а) расстройство избегания детства или юности;

б) расстройство гипертревожности

в) расстройство тревоги из-за разделения [8].

Эриксон Э. предлагает свои виды тревоги. В эмперических исследованиях различаются:

1) тревога ситуативная – характеризует состояние индивида в текущий момент;

2) тревога как черта личности – тревожность – повышенная склонность испытывать тревогу из-за реальных или воображаемых опасностей.

Тревога ослабляется с помощью механизмов защитных – вытеснения, защемления, проекции и т.д.

Также он выделяет:

1) тревогу ложную – понятие, используемое в психофизиологии для названия ситуации, когда испытуемый сообщает о восприятии сигнала при отсутствии последнего;

2) тревога ожидания – ожидание беды, связанное благодаря возмездию, с внутренним ощущением искушения [36].

 

Методика №1

Карта наблюдения Д. Скотта

Методику Д. Скотта использовали с целью выявления причин отклонения в поведении и нарушении межличностных отношений.

При составлении карты наблюдения должны быть соблюдены следующие требования:

- выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка;

- группировка этих элементов в определенные синдромы, т.е. их классификация;

- определение взаимоотношений между фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбирают умозрительно, а берутся из жизни.

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют фрагментам, наиболее характерным для данного ребенка.

ВВ – враждебность по отношению ко взрослым.

1. Переменчив в настроениях.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.

3. Появляется упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. при соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6. Когда о чем-то просит воспитателя, то бывает иногда очень сердечным, иногда равнодушным.

7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с воспитателем.

8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте)

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявленных ему обвинений.

14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

15. Негативно относится к замечаниям.

16. Временами лжет без всякого повода и без затруднений.

17. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

18. «Дикий взгляд» смотрит «исподлобья»

19. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

20. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

21. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными» типами.

22. Ведет себя непристойно.

Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии (присущи: Очирову Д., Федяеву К., Анциферовой О., Оводовскому С.).

Симптомы 5-9 – относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения (присущи: Семеновой Д., Оводовскому С., Шергиной К., Очирову Д.).

Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся ассоциальном поведении (присущи: Очирову Д., Тимошенко С., Оводовскому С.).

Симптомы 18-22 – полная неуправляемая привычная враждебность (присущи: Очирову Д., Дудко Н., Оводовскому С.).

Данные результаты показывают, что все эти симптомы ярко выражены у Очирва Димы и Оводовского Стаса, что может свидетельствовать о враждебности по отношению ко взрослым.

ВД – враждебность к детям (от ревнивого соперничества до скрытой вражды).

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

8. Пристает к более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается).

Данные показывают, что все эти симптомы ярко выражены у тех же детей: Дудко Н., Очирова Д., Оводовского С., что свидетельствует о том, что они проявляют враждебность к детям (от ревнивого соперничества, до скрытой вражды).

В ходе наблюдения определили, что из 10 наблюдаемых 3 ребенка (Дудко Никита, Очиров Дима, Оводовский Стас) используют физическую силу против другого лица, агрессия окольным путем другого лица, агрессия окольным путем направленная на другое лицо; готовы к проявлению негативных чувств при малейшим возбуждении как через форму (крик, визг) так и через содержание словесных ответов (угрозы).

   Методика №2 (см. Приложение №1)

«Агрессивны ли вы?» (адаптированный к дошкольному возрасту)

Для выявления преобладающего типа агрессивности был использован модернизированный тест «Агрессивны ли вы?» Г.Я. Кудриной, адаптированный к дошкольному возрасту.

Согласно этой методике детям предлагались вопросы и варианты ответов.

Ребенок выбирал наиболее ему подходящий, а ответы фиксировались.

Фамилия, имя, ребенка 1 2 3 4 5 6 7 ТИП
1. Анциферова О. А Б А А А А Б А
2. Шергина К. А Б А А А А Б А
3. Очиров Д. В В Б В Б Б Б Б,В
4. Оводовский С. В В Б В Б Б Б Б,В
5. Пономаренко В. А Б А А А Б А А
6. Косырева Н. А Б А Б А А А А
7. Тимошенко С. В А Б Б Б Б А Б
8. Федяев К. А В В В Б В В В
9. Семенова Д. А Б А А А А Б А
10. Дудко Н. В В Б В Б Б Б Б,В

Результаты подтвердили предыдущие данные тестирования и показали, что из десяти обследованных детей у 5 – чужда агрессия (Анциферова О., Шергина К., Пономаренко В., Косырева Н., Семенова С., Дудко Н.). Склонность к физической и словесной агрессии и есть заряд агрессивности, который в любой момент может привести к взрыву.

А – чужда агрессивность.

Б – склонность к физической и словесной агрессии.

В – есть предельный заряд агрессивности, который в любой момент может привести к взрыву.

         Методика №3 (см. Приложение №2)

Шкала тревожности ребенка

Данная методика предназначена для детей младшего школьного возраста разработанная А.М. Прихожан с целью оценить ситуацию. Область действительности являющийся для ребенка основными причинами тревожности, страхов.

Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки: красного, зеленого и голубого цвета.

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка – 3 балла, зеленая – 2, голубая – 0. подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности).

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная 1 6 7 12 13 18 21 22 26 30
Самооценочная 5 8 9 11 17 19 20 23 24 28
Межличностная 2 2 4 10 14 15 16 25 27 29

 

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь 3 карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай. Эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне голубую карточку».

Результаты данного исследования показали, что из 8 обследованных детей у четырех детей наблюдается высокий уровень тревожности, что свидетельствует о реальном неблагополучии ребенка, они часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, что говорит о реальном неблагополучии социального положения в семье, в школе или среди сверстников. У остальных детей наблюдается низкий уровень тревожности – это «чрезвычайно спокойной» и они требуют особого внимания психолога. Ребенок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие достигается ребенком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Такие дети отгораживаются от всех, особенно от взрослых, прячутся в «свою скорлупу» и никого не хотят допускать в свой внутренний мир («Пусть мне плохо, но пусть будет так»).

     Методика №4    (см. Приложение №3)

Заключение

 

 

Таким образом, агрессия и тревожность как бы являются двумя сторонами одного явления. Агрессия – объективное выражение, тревожность – субъективная. И в том и другом содержаться нужные элементы, поскольку настойчивость и упорство необходимы для достижения любой цели. С другой стороны разумная осторожность как элемент чувста самосохранения так же вполне объяснима.

Основной вопрос, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы избавить детей от агрессивности и тревожности. А в том, чтобы, оставив необходимые элементы этих явлений в психике ребенка, не дать им гипертрофироваться. Другими словами, - необходим баланс. Как в общем то в целом в развитии детей. Кроме того, коррекции может подвергаться не только сдерживание тех или иных явлений, но и развитие. Так, в ходе экспериментальной части было выявлено, что некоторым детям вовсе чужда агрессивность. Но, как мы уже озвучили, «положительная» агрессивность необходима для того, чтобы у реьбенка формировалась активная жизненная позиция. Значит в данном случае возможно коррекционная работа, поскольку агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность. Как и везде, должно существовать правило, согласно которому активность (агрессивность) хороша, пока она не нарушает интересов других лиц.

Педагогу необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, для того чтобы избегать их. Он должен учитывать, что дети только начинают свою жизнь в коллективе, что все они пришли из семей, в которых картина далеко не одинакова. Так, в одних семьях быть может, ребенок привык доминировать, видя, что взрослые ему все позволяют. Он добивается своего истериками и капризами. Коллектив же предполагает ущемление индивидуальных интересов в пользу общественных. В этом случае задача педагога сводится к тому, чтобы научить ребенка уважать других и при этом показать, что агрессивность – совсем не метод для разрешения конфликтов. В другой семье, чаще неполной, ребенок слишком робок и тревожен, здесь педагог должен скорректировать более активную позицию, чтобы избавить ребенка от страхов и тревог.

Надо учить детей прежде всего мыслить. И мыслить позитивно. Поэтому педагогическое мастерство включает образцы того, как должен подходить ребенок к той или иной ситуации, какой выход искать. И эти образцы должен предоставить педагог. Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию, и представляет собой активный протест, проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.

Детская агрессивность почти всегда носит ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду, школе и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога-психолога и самих родителей.

Значение выявления и коррекции тревожности у детей не менее велико. На мой взгляд, это даже более трудная задача, поскольку проявлений тревожности вовне значительно меньше. Тревожность присутствует во внутреннем мире ребенка. Хотя и агрессия так же, но последняя находит излияние, объективизируется, поэтому ее легче выявить.

Тревожность в этом отношении зачастую скрытна. Но тот вред, который может она нанести психике ребенка ничем не меньше, а может быть, даже и болше, чем при агрессии. Постоянные страхи отравляют жизнь человека. Счастье вообще невозможно, если присутствует какой нибудь страх. Значит, чем меньше страхов и тревог будет испытывать ребенок, тем счасливее будет его детство, да и вся жизнь.

Еще один вариант, довольно неблагоприятный, которого стоит опасаться при педагогической работе. Тревожный ребенок может проявить свою защитную реакцию именно в виде агрессии, поскольку у него нет сбалансированной реакции. То есть может наступить другая крайность: излишне тревожный внутри – крайне агрессивный вовне. Значит, тревожность и агрессивность совсем не исключают друг друга. Об этом также должен помнить педегог.

В общем задача, перед теми, кто формирует и корректирует детей более чем сложная, дай Бог им мудрости и терпения.


Библиография

 

1. Андерсон Д. Воспитывайте в своем ребенке уверенность. Дошкольное воспитание №3, 1996.

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: «Просвещение», 1968. – 87 с.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. 1991- 89 с.

4. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. – М.: «Профиздат», 1991. – 356 с.

5. Ганин М.А. Консультация для родителей. – М.: «Просвещение», 1991. – 234 с.

6. Гаспарова Е. Ребенок играет один. Дошкольное №10, 1986

7. Годфулина Ж.О. Что такое психология? – Т1 М.: «Мир», 1992. – 578 с.

8. Докинз Р. Эгоистический ген. – Издательство мир, 1992. – 321 с.

9. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. Вопросы психологии №5, 1993. – 234 с.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? – М.: «Просвещение», 1986. – 243 с.

11. Захаров А.И. Что снится нашим детям? – Дельта, - М, 1997. – 234 с.

12. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1995. – 123 с.

13. Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения. – М.: «Мир», 1993. – 231 с.

14. Карпенко Л.А. Психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1997. – 156 с.

15. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. – М, 1992. – 437 с.

16. Конюхов Н.И. Словарь справочник практического психолога. – В, НПО, Модек, 1996. – 234 с.

17. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши от 2 до 7. – 1996. – 345 с.

18. Крыжановская Л. Психология развития. – М., 1997. – 356 с.

19. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – И., 1993. – 108 с.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 1998. – 432 с.

21. Лапланш Ж. Словарь по психоанализу. – О.: Пантамис, 1994. – 200 с.

22. Лоренс К. Агрессия. – М.: «Просвещение», 1994. – 89 с.

23. Майерс Д. Социальная психология. – С=П.: «Петерком», 1998. – 235 с.

24. Немов Р.С. Психология 1 Т. – М.: «Владос», 1995. – 433 с.

25. Нельсон Д. 1001 совет родителям по вопросам воспитания. – М.: «Кронпресс», 1994. – 432 с.

26. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1995. – 344 с.

27. Репина Т., Смолева Т.О. Неуверенный ребенок. Дошкольное воспитание №2, 1990

28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: «Владос», 2000. – 321 с.

29. Рогов Е.И. Общая психология. – М.: «Владос», 1991 – 321 с.

30. Смолева Т.О. Тревожный ребенок. – И., 1997. – 321 с.

31. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: «Академия», 1996. – 123 с.

32. Теплюк О. Почему дети кусаются? Дошкольное воспитание №9, 1991. – 60 с.

33. Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. – Е.: АРДЛТД, 1997. – 234 с.

34. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: «Просвещение», 1990. – 109 с.

35. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: «Владос», 1995. – 231 с.

36. Эриксон Э. Детство и общество. – С=П.: Ленато, 1996. – 357 с.

37. Юрчук В.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1996. – 277 с.


Приложение 1

 

Вопросы к тесту «Агрессивны ли вы?»

(адаптированный к дошкольному возрасту)

 

1. Как ты себя ведешь, если тебя обижают?

а) спокойно; б) ничего не делаешь;     в) кричишь, ругаешь, дерешься;

2. Представь, что вы идете на прогулку, все сразу побежали и застряли в дверях как пробка и никто выйти не может. Что ты будешь делать?

а) будешь толкаться, пока не протолкнешься?

б) попытаешься пройти, но если не получится, отойдешь в сторону;

в) сразу отойдешь и будешь ждать, пока все не выйдут.

3. Ты дома с кем-нибудь ссоришься?

а) редко, обычно без крика;

б) это ужасно, крики и хлопанье дверей;

в) если ссорюсь то надолго.

4. Когда возникает спор с друзьями, то ты:

а) предпочитаешь молчать;

б) стараешься избегать спора;

в) будешь кричать, чтобы убедить всех своих остальных в своей правоте.

5. Какой ты по характеру?

а) спокойный;

б) упрямый, придирчивый;

в) общительный.

6. Как ты ведешь себя, когда сердишься?

а) редко бываешь в гневе;

б) можешь побить, обругать другого;

в) будешь злиться, но ничего делать не будешь.

7. Если на занятии кто-то отвечает неверно, то ты:

а) будешь выкрикивать правильный ответ;

б) молча поднимешь руку;

в) будешь тихонько подсказывать, чтобы он сам исправил свою ошибку.


Приложение №2

Опросник

1. Отвечаешь у доски на занятии.

2. Тебя ругает мам или папа.

3. Встречаешься с ребятами из детского сада.

4. Пойдешь в гости к незнакомым людям.

5. Ты дома остаешься один.

6. Сам подходишь разговаривать с учителем.

7. Ты можешь справится с заданием на занятии.

8. Сравниваешь себя с другими ребятами.

9. Думаешь о своих делах.

10. На тебя смотрят как на маленького.

11. Ты часто плачешь.

12. Учитель тебе неожиданно задает вопрос на занятии.

13. Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.

14. С тобой не согласны, спорят с тобой.

15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.

16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.

17. Тебе снятся страшные сны.

18. Учитель дает трудное задание.

19. Выбираешь в игре главные роли.

20. Оценивают твою работу дома или ребята.

21. не понимаешь объяснения учителя.

22. Ребята имеются, когда отвечаешь на занятии.

23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «Страшные истории».

24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.

25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, учитель).

26. Учитель оценивает твою работу, которую ты выполнил на занятии.

27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.

28. У тебя что-то не получается.

29. Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру), не дружат с тобой.

30. Учитель тебе делает замечание на занятии.


Приложение №3

 

Вопросы к тесту «Оценка агрессивности педагога»

 

1. Склонны ли Вы искать пути, к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда. 2. Иногда. 3. Никогда.

2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

3. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3. Спокойным и не завистливым.

4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажетесь ради собственного спокойствия.

5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег возьмет без разрешения с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему «но первое число».

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. «Что это тебя так задержало?»

2. «Где ты горчить допоздна?»

3. «Я уже начал (а) волноваться.

7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост».

2. Вам все равно, сколько машин Вас обогнало

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.

8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

9.Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. См


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.