Глава 3. Выявление агрессивности и тревожности у отдельных детей дошкольного и младшего школьного возраста по материалам констатирующего эксперимента — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 3. Выявление агрессивности и тревожности у отдельных детей дошкольного и младшего школьного возраста по материалам констатирующего эксперимента

2021-04-19 94
Глава 3. Выявление агрессивности и тревожности у отдельных детей дошкольного и младшего школьного возраста по материалам констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данной главе сложены результаты констатирующего эксперимента, задачей агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и выявление тревожности у детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе ДОУ №64 и школы №49 г. Улан-Удэ. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы и 8 детей 3 «Б» класса. Экспериментальная работа проводилась в 2 этапа:

первый – наблюдение за детьми в различных видах деятельности (на прогулке, на занятии, в процессе игры) с целью агрессивных проявлений, диагностирование детей, при помощи теста «Агрессивны ли вы?» С целью выявления преобладающего типа агрессивности, шкала тревожности ребенка (где оцениваются ситуации, области действительности, которые являются основными причинами тревожности, страхов).

второй позволяющий определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами и воспитанниками при помощи методик: «Агрессивны ли вы» (для воспитателей).

Методика №1

Карта наблюдения Д. Скотта

Методику Д. Скотта использовали с целью выявления причин отклонения в поведении и нарушении межличностных отношений.

При составлении карты наблюдения должны быть соблюдены следующие требования:

- выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка;

- группировка этих элементов в определенные синдромы, т.е. их классификация;

- определение взаимоотношений между фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбирают умозрительно, а берутся из жизни.

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют фрагментам, наиболее характерным для данного ребенка.

ВВ – враждебность по отношению ко взрослым.

1. Переменчив в настроениях.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.

3. Появляется упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. при соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6. Когда о чем-то просит воспитателя, то бывает иногда очень сердечным, иногда равнодушным.

7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с воспитателем.

8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте)

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявленных ему обвинений.

14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

15. Негативно относится к замечаниям.

16. Временами лжет без всякого повода и без затруднений.

17. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

18. «Дикий взгляд» смотрит «исподлобья»

19. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

20. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

21. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными» типами.

22. Ведет себя непристойно.

Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии (присущи: Очирову Д., Федяеву К., Анциферовой О., Оводовскому С.).

Симптомы 5-9 – относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения (присущи: Семеновой Д., Оводовскому С., Шергиной К., Очирову Д.).

Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся ассоциальном поведении (присущи: Очирову Д., Тимошенко С., Оводовскому С.).

Симптомы 18-22 – полная неуправляемая привычная враждебность (присущи: Очирову Д., Дудко Н., Оводовскому С.).

Данные результаты показывают, что все эти симптомы ярко выражены у Очирва Димы и Оводовского Стаса, что может свидетельствовать о враждебности по отношению ко взрослым.

ВД – враждебность к детям (от ревнивого соперничества до скрытой вражды).

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

8. Пристает к более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается).

Данные показывают, что все эти симптомы ярко выражены у тех же детей: Дудко Н., Очирова Д., Оводовского С., что свидетельствует о том, что они проявляют враждебность к детям (от ревнивого соперничества, до скрытой вражды).

В ходе наблюдения определили, что из 10 наблюдаемых 3 ребенка (Дудко Никита, Очиров Дима, Оводовский Стас) используют физическую силу против другого лица, агрессия окольным путем другого лица, агрессия окольным путем направленная на другое лицо; готовы к проявлению негативных чувств при малейшим возбуждении как через форму (крик, визг) так и через содержание словесных ответов (угрозы).

   Методика №2 (см. Приложение №1)

«Агрессивны ли вы?» (адаптированный к дошкольному возрасту)

Для выявления преобладающего типа агрессивности был использован модернизированный тест «Агрессивны ли вы?» Г.Я. Кудриной, адаптированный к дошкольному возрасту.

Согласно этой методике детям предлагались вопросы и варианты ответов.

Ребенок выбирал наиболее ему подходящий, а ответы фиксировались.

Фамилия, имя, ребенка 1 2 3 4 5 6 7 ТИП
1. Анциферова О. А Б А А А А Б А
2. Шергина К. А Б А А А А Б А
3. Очиров Д. В В Б В Б Б Б Б,В
4. Оводовский С. В В Б В Б Б Б Б,В
5. Пономаренко В. А Б А А А Б А А
6. Косырева Н. А Б А Б А А А А
7. Тимошенко С. В А Б Б Б Б А Б
8. Федяев К. А В В В Б В В В
9. Семенова Д. А Б А А А А Б А
10. Дудко Н. В В Б В Б Б Б Б,В

Результаты подтвердили предыдущие данные тестирования и показали, что из десяти обследованных детей у 5 – чужда агрессия (Анциферова О., Шергина К., Пономаренко В., Косырева Н., Семенова С., Дудко Н.). Склонность к физической и словесной агрессии и есть заряд агрессивности, который в любой момент может привести к взрыву.

А – чужда агрессивность.

Б – склонность к физической и словесной агрессии.

В – есть предельный заряд агрессивности, который в любой момент может привести к взрыву.

         Методика №3 (см. Приложение №2)

Шкала тревожности ребенка

Данная методика предназначена для детей младшего школьного возраста разработанная А.М. Прихожан с целью оценить ситуацию. Область действительности являющийся для ребенка основными причинами тревожности, страхов.

Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки: красного, зеленого и голубого цвета.

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка – 3 балла, зеленая – 2, голубая – 0. подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности).

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная 1 6 7 12 13 18 21 22 26 30
Самооценочная 5 8 9 11 17 19 20 23 24 28
Межличностная 2 2 4 10 14 15 16 25 27 29

 

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь 3 карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай. Эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне голубую карточку».

Результаты данного исследования показали, что из 8 обследованных детей у четырех детей наблюдается высокий уровень тревожности, что свидетельствует о реальном неблагополучии ребенка, они часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, что говорит о реальном неблагополучии социального положения в семье, в школе или среди сверстников. У остальных детей наблюдается низкий уровень тревожности – это «чрезвычайно спокойной» и они требуют особого внимания психолога. Ребенок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие достигается ребенком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Такие дети отгораживаются от всех, особенно от взрослых, прячутся в «свою скорлупу» и никого не хотят допускать в свой внутренний мир («Пусть мне плохо, но пусть будет так»).

     Методика №4    (см. Приложение №3)


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.