Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных социальных фондов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных социальных фондов

2021-04-19 79
Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных социальных фондов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

 

На тему Порядок формирования и использования внебюджетных социальных фондов

Студент                           Ключникова Е.В.                 _____________

                                             (Ф.И.О.)                           (подпись)

Научный руководитель Шаброва А.И.                    _____________

                                          (Ф.И.О.)                             (подпись)

Рецензент                     _ Куликова Е.П.                 _____________

                                          (Ф.И.О.)                              (подпись)

Допустить к защите ГАК

                                                                           Зав.кафедрой ЭДИДО

                                                                            ____________________

                                                                    (Ф.И.О.)

 

                                                                             «___» ___________ 2002г

 

 

Ульяновск – 2002 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

             

Введение............................................................................................................ 3

1.Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных социальных фондов................................................................................................................. 6

1.1.Сущность социального обеспечения и социального страхования............ 6

1.2.Единый социальный налог - основной источник формирования государственных внебюджетных социальных фондов.............................................................. 16

2. Порядок формирования и использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации......................................................................................................... 24

2.1. Пенсионное обеспечение на современном этапе..................................... 24

2.2 Реформа пенсионной системы.................................................................. 32

3.Порядок формирования и использования средств Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования 42

3.1Фонд социального страхования Российской Федерации......................... 42

3.2 Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации 49

Заключение........................................................................................................ 60

Список литературы........................................................................................... 67

Приложения...................................................................................................... 72

             

 

 

 

Введение.

 

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.

Внебюджетные фонды - способ распределения, перераспределения части национального дохода, находящейся в распоряжении центральных, либо местных органов власти и имеющий целевое назначение. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды в финансовой системе современной России были образованы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 17.10.1991г.

Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Актуальность  дипломной работы заключена в том, что в современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Центральное место в системе внебюджетных социальных фондов занимает Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионная реформа, которая готовилась последние годы, 1 января 2002 года стала свершившимся фактом. Новая пенсионная система России, реализуемая в ходе пенсионной реформы, предусматривает совершенно другой подход и касается не только пенсионеров, но и буквально каждого работника, от мала до велика.

Внебюджетные социальные фонды созданы с целью социальной защиты населения, обеспечения социальной стабильности в обществе, снижения социальной напряженности, обеспечения социальных гарантий, то есть для создания такой системы государственных мер, которые гарантировали бы населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:

-обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (например, фонды НИОКР, экологические фонды и другие.)

     -расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

     Необходимость внебюджетных фондов объясняется тем, что:

во-первых, они автономные от бюджета и внутри их легче проконтролировать использование средств;

во-вторых, государство нуждается в дополнительных источниках доходов для осуществления вмешательства в экономику, финансирования дополнительных военных и управленческих расходов и целевых социальных программ, финансировать которые в рамках бюджета нет возможности;

в-третьих, внебюджетные фонды являются, как бы резервом Правительства, который может быть использован в чрезвычайных ситуациях для покрытия дефицита бюджета и на другие цели.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением сфер своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

Методологической основой написания данной работы являются Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, законы, положения, инструкции, статистическая отчетность.   

Объектом исследования является деятельность внебюджетных социальных фондов Российской Федерации на примере Ульяновской области, Инзенского и Базарно- Сызганского районов.

 

 

 

 

Реформа пенсионной системы

 

 

Состояние действующей пенсионной системы в Российской Федерации представляет одну из важней­ших и наиболее острых социально-экономических про­блем. В государстве, где пенсионное обеспечение зат­рагивает жизненно важные интересы почти 38 млн. пре­старелых, инвалидов и членов семей, потерявших кор­мильца, мизерный размер пенсий не позволяет большинству из них иметь доходы на уровне прожи­точного минимума, не говоря уже о несвоевременной выплате пенсий.

Такая ситуация обусловлена прежде всего тем, что в России в условиях рыночной экономики по-прежне­му используется "советская" пенсионная модель, ос­нованная на принципе "солидарной ответственности" поколений. Выполнение обязательств государства пе­ред пенсионерами обеспечивается за счет работающе­го населения. Соответственно, главным источником формирования средств в - Пенсионный Фонд РФ в на­стоящее время являются страховые взносы работода­телей, составляющие в настоящее время 28% от фон­да оплаты труда.

Таким образом, решение проблемы пенсионного обеспечения в рамках действующей системы возмож­но только за счет значительного увеличения страхо­вых тарифов, поступающих в Пенсионный Фонд РФ (далее по тексту ПФР) от работодателей. Необходи­мость введения данной меры усугубляется и тем об­стоятельством, что, по прогнозам ПФР, соотноше­ние численности трудоспособного населения и пен­сионеров резко сокращается и уже в 2006г. содержать всех пенсионеров будет невозможно. Однако послед­ствия такого увеличения тарифов могут "превзойти" все ожидания и привести к обратному эффекту: непо­мерно высокий "социальный груз" заставит работода­телей искусственно "занижать" фонд оплаты труда, официально не отражая реальные доходы своих ра­ботников. Таким образом, основной задачей первого этапа реформиро­вания являлась стабилизация финансовых основ пенсионной системы, привлечение дополнительных фи­нансовых ресурсов для повышения уровня пенсион­ного обеспечения.

На втором этапе (1997-99 гг.) планировалось обес­печить все условия для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве, для чего предусмат­ривалось в первоочередном порядке подготовить Фе­деральный Закон о пенсионном обеспечении. Не ме­нее важным рассматривались мероприятия по осуще­ствлению персонифицированного учета плательщиков страховых взносов и созданию банка данных приобре­тенных пенсионных прав, согласно которым ежегод­но, начиная с 1997г., персонифицированным учетом должно быть охвачено до 20 млн. работающих граж­дан, с тем чтобы к 2000г. охватить все регионы РФ.

Также для управления доходами и расходами пен­сионной системы планировалось создание Федераль­ной службы государственного пенсионного страхова­ния, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению — от сбора и аккумуляции средств до их распределения (назначения и выплаты пенсий).

Однако до сих пор нет федерального закона "Об основах пенсионной системы в РФ", не отрабо­таны механизмы регулирования права собственности на пенсионные активы, их страхование и обеспечение сохранности. Министерство по налогам и сборам со­вместно с ПФР выполняют в настоящее время функ­ции, предназначающиеся ранее для так и не создан­ной Федеральной службы государственного пенсион­ного страхования. И это, к сожалению, далеко не весь перечень запланированных, но не выполненных ме­роприятий в рамках пенсионной реформы. Очевидно, что все эти вопросы придется решать уже в ходе прове­дения третьего этапа.

В целях развития негосударственного пенсионного обеспечения должны быть законодательно закрепле­ны нормы, регулирующие вопросы налогообложения направляемых на эти цели средств, прав собственнос­ти на пенсионные активы и другие вопросы, связанные с обеспечением надежности и эффективности ра­боты различных институтов системы негосударствен­ного пенсионного обеспечения, с обсуждением в сред­ствах массовой информации.

И наконец, на третьем этапе планирова­лось осуществить завершение реализации реформы системы пенсионного обеспечения, а также оконча­тельный переход на новые принципы функционирова­ния пенсионной системы, дальнейшее развитие пен­сионного обеспечения в сфере обязательного пенси­онного законодательства, отработка механизмов ре­гулирования сферы негосударственного пенсионного обеспечения, развитие негосударственных пенсионных фондов, системы пенсионного страхования.

За пять лет реформы были сделаны определенные сдвиги. Так, начиная с 1997г., действует новый порядок расчета пенсий с учетом индивидуального коэффициен­та пенсионера (ИКП), а также 4-х разовое повышение размера пенсии в год (1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) в связи с ростом заработной платы.

Для осуществления более эффективной работы в регионах Правлением ПФР было принято решение об организации 89 территориальных отделений ПФР в рамках создания Единой пенсионной службы (ЕПС). В настоящее время ЕПС действует в 20 из 89 регионов на основании Соглашений между Администрацией ре­гионов и Председателем ПФР. Введение ЕПС позволи­ло создать банк данных пенсионных дел, необходимый для организации системы персонифицированного уче­та, что, в свою очередь, ускорило работу по персо­нификации населения. Так, по состоянию на 01.10.2000г. персонификацией было охвачено более 87 млн. чело­век. Также информационное пространство, созданное в субъектах РФ, позволило обеспечить контроль за назначением и выплатой пенсий.

В целях наиболее успешной реализации пенсион­ной реформы прежде всего необходимо принять окон­чательный вариант новой пенсионной модели и, со­ответственно, определить пути перехода к ней.

Большинством исследователей выделяется два пути перехода -радикальный и постепенный.

Радикальный вариант предполагает переход основ­ной массы населения к накопительной системе в те­чение нескольких лет с начала реформирования сис­темы пенсионного обеспечения. В этом случае лица, выходящие на пенсию в условиях новой системы, дол­жны начать отчислять средства на персональные на­копительные счета. Однако использование данного ва­рианта может привести к резкому снижению пенсион­ных выплат в распределительную систему. В то же вре­мя, их получателями остаются пенсионеры, внесшие свой вклад в нее, но не участвующие в накопительной системе. В таком случае гарантом исполнения обяза­тельств перед пенсионерами должно выступить госу­дарство, а финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, что наиболее вероят­но приведет к эмиссии государственного долга и росту налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования.

Вариант постепенного перехода предусматривает сосуществование двух пенсионных систем — распреде­лительной и накопительной. Работники выплачивают взносы на накопительные персональные счета, одно­временно производя отчисления в распределительную систему. Это дает возможность государству, не привле­кая дополнительных средств из федерального бюджета, обеспечивать в первые годы реформы выплаты из распределительной системы. Кроме того, при посте­пенном переходе расширяются возможности укрепле­ния активами и пассивами пенсионной системы, что позволяет сократить долговременную потребность в бюджетном финансировании переходного процесса.

Ускоренный рост активов период первых 15-20 лет использования данного варианта реформы будет след­ствием удлинения срока накопления средств, так как любое последующее поколение, достигающее пенси­онного возраста, будет участвовать в накопительной системе больше чем предыдущее. Рост активов в нако­пительной системе должен повлечь за собой снижение ставок отчислений в распределительную систему, со­кращение расходов ПФР на финансирование выплаты пенсий в связи с уходом из жизни поколений с наи­меньшим участием в новой системе, а также с умень­шением выплат пенсионерам, накапливающим все больше и больше собственных средств.

В свою очередь, уменьшение нагрузки на распреде­лительную систему позволит фонду сокращать задол­женность и накапливать активы и, следовательно, покрывать дефицит фонда не путем получения денег из федерального бюджета, а за счет ликвидации задол­женности юридических лиц перед ним и ведения раци­ональной финансово-кредитной политики на внутрен­них и внешних долговых рынках. Данный процесс в максимально короткие сроки должен ускорить сниже­ние налоговой ставки до минимума, обеспечивая го­сударственные пенсии и социальные выплаты в необ­ходимом объеме, и, по существу, явился бы оконча­нием пенсионной реформы.

Подобный механизм переходного процесса ближе к новому варианту мексиканской пенсионной реформы, реализующемуся с 1997г. Мексиканское правительство гарантирует пенсионерам уровень обеспечения не ниже сложившегося к началу реформы. Если индивидуальные накопления не позволяют достичь такого уровня, то они полностью изымаются в бюджет, а государство выпла­чивает дополнительную пенсию. Ожидаемая продолжи­тельность переходного периода составляет 28 лет.

Общей особенностью вышеизложенных подходов является полная отмена выплат в Пенсионный фонд, и финансирование его дальнейших расходов за счет накопленных им активов, а также передача средств, поступающих на индивидуальные (персонифицирован­ные) пенсионные счета в управление частным компа­ниям, управляющим активами ПФР (КУАПФ). Пере­чень КУАПФ утверждается постановлением Правитель­ства РФ. При анализе наступления сроков отмены вып­лат предполагается несколько вариантов, исполнение которых зависит от роста доходности индивидуальных накоплений. Выдвигаются предположения о том, что при высокой доходности платежи в ПФР прекратятся в 2014 году, а при низкой в 2018.

Учитывая плачевное состояние государственных финансов и неэффективность бюджетно-налоговой политики, для России более приемлемым является второй вариант. Данное предположение находит под­тверждение в последних выступлениях Президента РФ В. Путина и премьер-министра М. Касьянова

Суть новой модели пенсионной системы заключа­ется в следующем: из 28% поступающих в ПФР сумм -14% должно идти на выплату базовой пенсии, а ос­тальные 14% — в виде страховых взносов на пенсион­ное накопление.

Со­гласно варианту, предложенному ПФР, предполагает­ся, что, начиная с 2002 года для граждан, выходящих на пенсию и плативших страховые взносы в ПФР, пенсия должна складываться из следующих источников:

государственная пенсия — обеспечивающая 120% прожиточного минимума пенсионера;

поступления от системы персонификации — 1% про­цент, отчисляемый от заработной платы работника, и часть страховых взносов, предположительно 9% из 28%, начисляемых на ФОТ работодателем, на персо­нифицированные счета.

Кроме того, государство при данной модели долж­но доплачивать некоторое количество процентов от государственной пенсии лицам, выход которых на пен­сию произойдет через несколько лет после получения законного права на пенсионное обеспечение. Таким образом, государственная пенсия, также как и в США, должна быть своеобразной доплатой к тем средствам, которые были перечислены как самим работником, так и работодателем, на персонифицированные счета.

Таким образом, каждый работающий гражданин будет ежемесячно накапливать сумму, равную 14% от своего официального заработка. Но в такой ситуации встает воп­рос о гарантиях государства перед своими гражданами и вероятности возврата к распределительной системе.

Проводя пенсионную реформу в жизнь, Правитель­ство РФ должно четко понимать, что оно должно как гарантировать сохранность пенсионных накоплений, так и обеспечивать их защиту от инфляции. Следователь­но, необходимым условием для успешной реализации реформы является стабильность экономики. Однако не менее важным фактором является обеспечение доста­точного уровня аккумуляции активов в ПФР.

В соответствии с Федеральным Законом №118-ФЗ "О введение в действие второй части Налогового ко­декса РФ и внесением изменений в некоторые зако­нодательные акты РФ о налогах" начиная с 1 января 2001г. контроль за правильностью исчисления, полно­той и своевременностью внесения взносов в ПФР на­ряду с остальными фондами осуществляется налого­вым ведомством. Данное нововведение, по мнению, авторов, на самом деле создает значительные затруд­нения в части сбора средств, которые могут как "где-то зависать", так и "не доходить по предназначению". Таким образом, вместо "мобилизации" средств резуль­тат может быть прямо противоположным - резкое сокращение их поступления. Кроме того, в последние два года ПФР не имел дефицита бюджета, в т.ч. в ре­зультате эффективной аккумуляции страховых взносов, а также активизации по взысканию недоимок. Сейчас и эти функции возложены на налоговые органы.

Каков же вывод? Несмотря на массу нерешенных проблем, претворить до конца пенсионную реформу в жизнь необходимо. Расчеты, проводимые ПФР, по­казывают, что крайне важно осуществить переход на накопительную систему не позднее 2001-2002 гг. В этом случае в полной мере будет использован выигрыш от улучшения демографической ситуации в 2001-2011 гг. Переход к накопительной системе не потребует уве­личения суммарного уровня пенсионных отчислений, сохраняющегося до 2017 г. Таким образом, своевремен­ное начало реформы позволяет решить проблему двой­ной налоговой нагрузки, являющейся одной из клю­чевых в организации переходного процесса.

Реформа потребует многих перемен и изменений для нынешних пенсионеров. Уже с 01.01.02г. многие их них почувствуют улучшение своего материального положения.

Начнем с 5 миллионов работающих пенсионеров, которым с 01.01.02г. будет произведена конвертация их пенсионных прав с использованием индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Применение к ним этой нормы позволит повысить их пенсии в среднем на 450-500 руб.

Поскольку работать пенсионерам приходится не от хорошей жизни доходы их, как правило, невелики и прибавка будет ощутимой. Ощутимое повышение ожидает инвалидов первой группы – они получат прибавку в 240 руб. Такую же прибавку получат и инвалиды первой и второй групп с детства, также дети-инвалиды (1,1млн. чел.). Их пенсии будут повышены с нынешних 660 до 900 руб. А тем из инвалидов первой группы, кто получает пока социальные пенсии, добавят 400 руб.

Пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста (а таких в стране 2,4 млн. чел.) пенсии будут увеличены на 240 руб. - с 660 до 900 руб.

Ожидается прибавка и у тех, у кого не выработан полностью трудовой стаж менее 20 лет у женщин и менее 25 лет у мужчин. Таких в стране более 380 тыс. чел. В 2001 г. их пенсия составляла от 423 руб. до 485 руб. С этого года она повышена до 660 руб.

Закреплены в новом законодательстве и нормы, касающиеся “северян, им установлено более высокое отношение заработков (от 1,4 до 1,9), установленное с 01.08.01г. Для этой группы (250 тыс. чел.) среднее повышение составит порядка 250 руб. При этом право на перерасчет пенсии получат и те, кто еще живет на Севере, и кто уже выехал “на материк” до принятия новой программы.

Предусмотрено и улучшение пенсионных норм для лиц, отработавших установленные сроки под землей, в горячих цехах, на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. Для этой категории (более 2,5 млн. чел.) повышение должно составить более 360 руб.

Не будут забыты и получатели социальных пенсий. Разные их категории получат большие или меньшие прибавки. Круглые сироты, потерявшие обоих родителей (таких в стране сегодня более 100 тысяч), в возрасте до 18 лет получат прибавку более 400 руб., пенсионерам, имеющим иждивенцев (около 700 тыс. чел.), будет добавлено к пенсии в среднем по 30 руб.

Получателям социальных пенсий с 01.01.02 г. будет ежемесячно начисляться на 25 руб. больше. Пенсии эти достигнут 450 руб.

Смогут произвести перерасчет пенсий и те, кому новым законодательством будут учтены права на пенсионный стаж с учетом ИКП на некоторые нестраховые периоды – декретный отпуск (в сумме до 3 лет), служба в армии, уход за нетрудоспособным, содержание под стражей при последующем признании невиновным. Учет этих периодов позволит прибавить по 2-3% к стажевым коэффициентам нескольких миллионов россиян и соответственно - увеличить их доходы. Таких прибавки ожидают с 01.01.02 часть российских пенсионеров, а с 01.02.02г. для видов пенсий будет произведена индексация в размере 7%. Это позволит в среднем поднять размер трудовой пенсии на 77 руб. и потребует 37,4 млрд. руб. расходов. Общие же расходы на индексацию пенсий в 2002г. должны составить 83,4 млрд. руб. Это позволит увеличить средний размер трудовой пенсии за будущий год на 369 руб. (на 6% выше, чем в текущем) и поднять его до 1522 руб.

В случае существенного роста доходов пенсионной системы предполагается по итогам 2002 г. после всех запланированных индексаций провести дополнительное повышение пенсий после утверждения итогов финансового года и отчета о выполнении бюджета ПФР.

Как будет индексироваться пенсия?

В пенсионной модели, действующей до конца 2001г., индексация осуществляется на основе норм федерального закона N 113 ФЗ, принятого осенью 1997г. и веденного в действие с февраля 1998г. Согласно этому закону, повышение пенсий должно осуществляться по факту роста доходов пенсионной системы и в той же пропорции, в которой растут они. Механизм, с помощью которого осуществляется подобная индексация, прост. В течение года по итогам прошедших кварталов определяется объем доходов Пенсионного Фонда. Поскольку эти доходы составляют 28% от фонда оплаты труда, облагаемого социальными сборами, исчисляется общий объем этого фонда за 3 месяца. Затем методом деления определяется среднемесячный объем ФОТ. А затем, разделив его на общее число застрахованных, получают среднемесячную величину заработной платы для исчисления пенсий за квартал. Сопоставляя ее с аналогичной зарплатой за предшествующий квартал, определяют, насколько выросла средняя зарплата, и ровно на такую же величину индексируют пенсию.

В новой пенсионной модели, которая вступила в действие с 01.01.02г. предложена принципиально иная схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год.

По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете. По этим нормам будет осуществляться индексация в 2002г. (исключением может стать только февральская индексация).

В составе пенсии будет условно выделяться базовая и страховая части. Это необходимо для того, чтобы проводить индексацию: ведь базовая и страховая части трудовой пенсии должны индексироваться разными темпами.           Повышение базовой пенсии будет связано с темпом инфляции на 2002г. Он прогнозируется в размере 12-14%. Индексация будет производиться раз в полгода – 1 февраля в размере 7% и 1 августа 6%, что с учетом сложных процентов даст 13,4%, предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации.

А страховая часть пенсии будет индексироваться ежеквартально в соответствии с темпом роста заработной платы: 

1 февраля на 7% (если старая система не даст более высокий показатель),

1 мая на 11%, 1 августа и 1 ноября на 6%. Суммарно с учетом сложных процентов – на 33,4% за год.

В итоге этих индексаций средняя пенсия должна возрасти за год на 369 руб. и увеличиться с 1140 до 1520 руб.

Это минимальный прогноз повышения пенсий, который, как предполагают в Пенсионном фонде, может быть превышен.

По подобной же схеме будет осуществляться индексация и во все последующие годы реформы. Использование правовых норм новой пенсионной модели позволит повышать пенсии независимо от колебаний доходов.

Cтатьей 100 Закона “О государственных пенсиях в РСФСР” установлено, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждений за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и другие).

Следует учитывать, что страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ начисляются только на те виды премий, которые предусмотрены действующими системами оплаты труда на данном предприятии, в учреждении и организации независимо от периодичности их выплаты.

Предусмотренными системой оплаты труда считаются премии за трудовые результаты, которые установлены и выплачиваются на основании соответствующих нормативных актов, а также положений о премировании, принимаемых предприятиями в рамках коллективных договоров.

По сложившейся практике страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ  

должны начисляться на выплаты, производимые предприятиями гражданам-предпринимателям за выполненные ими работы по договорам подряда и поручения, независимо от того, что сам гражданин-предприниматель уплатил страховой взнос в размере 28% от своих доходов.

 

Таблица 4

Таблица 5

Заключение

 

 

              Российская экономика в своем развитии уже перешла на новый этап – экономический рост стал стабильным. Но это не означает, что население сразу стало богаче. В 2001г. в реальном выражении, за вычетом инфляции, люди стали жить лучше на 6%. 

Продолжается активный поиск новых форм и механизмов обеспечения социальной стабильности, основными составляющими которой являются пен­сионная система, система социального обеспечения, система медицинского страхования.

Социальное страхование - одна из форм социального обеспечения, государственная система материального обеспечения рабочих, служащих и их семей пенсиями, пособиями, иными видами обеспечения. 

Социальное обеспечение в конечном счете выражается в виде определенных денежных сумм, либо материальных и культурно-бытовых благ и услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. Денежные суммы выплачиваются в виде различных пенсий и пособий.

Критически важный элемент государственной социальной политики - технология социальной защиты населения. Социальная защита населения – это система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания.

На 1 апреля 2002 года в Ульяновской области насчитывалось 379 тысяч пенсионеров, в том числе в самом Ульяновске - 142 тысяч 842 человека.

Из них 364 тысячи человек получают трудовые пенсии, 13тысяч 590 человек - социальные пенсии, 12 тысяч 94 ульяновца – инвалиды и участники Великой Отечественной войны, более 3 тысяч – вдовы погибших солдат.

 Более 43 тысяч 600 пенсионеров-ульяновцев продолжают свыою трудовую деятельность

Внебюджетные социальные фонды созданы с целью обеспечения социальной стабильности в обществе, снижения социальной напряженности, обеспечения социальных гарантий - другими словами через внебюджетные социальные фонды реализуются права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь..

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:

-обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (например, фонды НИОКР, экологические фонды и другие.)

-расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

C 1 января 2001 года в соответствии с частью 2 гл. 24 Налогового Кодекса Российской Федерации страховые взносы во внебюджетные фонды заменяются уплатой единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования и предназначенного для мобилизации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь.

Функции различных внебюджетных фондов с введением в действие ЕСН с 2001 года в соответствии со статьей 9 Закона № 118-ФЗ переходят к налоговым органам, которые:

 - производят все предусмотренные Налоговым кодексом мероприятия налогового контроля;

- осуществляют взыскивание сумм недоимки, пеней, штрафов по платежам во внебюджетные фонды;

 - производят зачет или возврат излишне уплаченных платежей в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Вместе с тем не следует забывать, что порядок расходования средств, которые зачисляются во внебюджетные фонды, устанавливается законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Мнения относительно введения единого социального налога высказываются прямо противоположные.

Минфин России согласен с тем, что со сбором взносов лучше справятся налоговые органы. Минфин считает, что органы Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования “расходуют значительные суммы собранных средств на содержание своих территориальных органов”. Министерство финансов России беспокоят не обстоятельства, связанные со сбором взносов, а проблемы расходования этих сборов внебюджетными фондами. С другой стороны, внебюджетные фонды не упраздняются, а значит, неэффективные расходы сохраняются: ведь МНС России будет контролировать не расходы фондов, а полноту и правильность исчисления единого социального налога налогоплательщиками.

 Фонд обязательного медицинского страхования РФ выступил против введения единого социального налога. Желание заменить страховые взносы единым налогом противоречит всем действующим в части социального страхования нормативным актам в том числе и первой части Налогового кодекса РФ (ст. 30, 34).

Сбор страховых взносов и сохранение средств – основная функция фондов. Ежегодно бюджеты социальных фондов и отчеты об их исполнении утверждаются соответствующими законами и постановлениями Российской Федерации и субъектов РФ. Гораздо хуже обстоят дела в бюджетной системе. В отличие от фондов в бюджетной системе отсутствует связь между налоговыми органами и структурами, расходующими бюджетные средства. Механизмы и пути движения бюджетных средств здесь гораздо сложнее. И факты, когда перечисленные на конкретные цели бюджетные средства не доходили до получателя, широко известны.

Пенсионный фонд РФ выпустил письмо от 15 августа 2000 года № МЗ-09-25/7298 «О применении Налогового кодекса Российской Федерации», где и изложил свою позицию относительно введения единого социального налога.

 Вкратце позиция Пенсионного фонда РФ сводится к следующему: Пенсионный фонд является участником правоотношений, регулируемых Налоговым кодексом. Налоговый кодекс четко указал, что законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и специального законодательства. Поэтому и уплата взносов регулируется как Налоговым кодексом РФ, так и законодательством о страховых взносах. В отношении уплаты пенсионных взносов Налоговый кодекс РФ регулирует общий вопрос – контроль за уплатой страховых взносов. А уже порядок уплаты (то есть специальные вопросы) регулируется отдельным законодательством.

Анализ письма ПФР приводит к выводам, что Пенсионный фонд не собирается отказываться от весьма широких полномочий, которые предоставлены ему Налоговым кодексом и специальным законодательством.      

В процессе исследования выявлены некоторые недостатки.

Когда вводился единый социальный налог, то предполагалось упрощение жизни предприятий. Мол, вместо пяти расчетов будете сдавать одну декларацию и только в налоговый орган. Впрочем, это относительное спокойствие длилось недолго. С началом 2002 введено обязательное пенсионное страхование как один из элементов пенсионной реформы. Только вот ее реализация выливается в жуткую головную боль для организаций работодателей.

Принятый в конце прошлого года Закон «Об обязательном пенсионном страховании» опять возвращает нас к уплате страховых взносов непосредственно в Пенсионный фонд РФ. Именно от этого и пытались уйти, вводя ЕСН. Так что теперь у многих может возникнуть эффект «дежа вю».

Введение обязательного пенсионного страхования породило такое количество бумажной работы, что старые времена многие предприятия вспоминают как сладкий сон. Дело в том, что согласно Закону взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должны проводиться разными платежными поручениями. И теперь при получении средств на оплату труда их будет восемь (!).

Выполняя требования Закона об индивидуальном учете обязательных страховых взносов, бухгалтерии предприятий и организаций разнесли всех работников на три группы в зависимости от возраста и пола. Причем, сделать это было необходимо до конца января и вручную, поскольку о заранее подготовленном программном обеспечении говорить не приходится. Хорошо, если предприятие небольшое. А каково компаниям с многотысячными коллективами? Впору было переводить бухгалтерию на работу в три смены.

Да что там компьютерные программы. Принятый Закон совершенно не подкреплен необходимыми подзаконными актами. Уже через две недели предприятия в основной массе должны были уплачивать авансовые платежи и тут же отчитаться об эт


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.