Возможности нормализации армяно-турецких отношений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Возможности нормализации армяно-турецких отношений

2021-04-19 44
Возможности нормализации армяно-турецких отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Констатируя определенный спад в сложной динамике армяно-турецкой нормализации, нельзя говорить о полной остановке всего процесса. Мирные процессы развиваются практически всегда нелинейно. Идеи нормализации и примирения с соседом уже стали частью внутренней общественно-политической дискуссии и в Армении, и в Турции. Сегодня уже не турки с армянами, а армяне с армянами и турки с турками спорят о том, что надо сделать, чтобы помириться. Разумеется, с меньшими издержками и затратами для себя.

Как было показано выше, весомая часть армяно-турецких противоречий лежит в плоскости неадекватного восприятия сути исторических реалий. Проблематика геноцида армян затрагивает глубинные основы национального самосознания армянского и турецкого народов, основы государственного строительства и национальной безопасности Республики Армения и Турецкой Республики. Сложно утверждать, что проблематика геноцида армян может быть в ближайшей перспективе снята с повестки армяно-турецких отношений. Но, в тоже время, это необходимое условие для подлинной и окончательной нормализации этих отношений. Ответ на вопрос, в каком направлении возможно разрешение проблематики геноцида - через признание со стороны Турции или через уступки с армянской стороны - очевиден. Отношения между народами и государствами не могут основываться на выборочной исторической памяти или полном забвении. Рано или поздно, пусть даже в отдаленной перспективе, Турции придется дать реалистичную оценку событий начала XX в. в Османской империи.

Это не означает, что развитие армяно-турецких отношений должно застыть в ожидании позитивных трансформаций в турецком обществе и политической элите. Современная практика дает немало примеров, когда государства, имеющие принципиально-различающиеся подходы к разрешению тех или иных узловых проблем в двусторонних отношениях не только имеют между собой дипломатические отношения, но и активно взаимодействуют по широкому спектру политического, экономического, гуманитарного сотрудничества. В данном случае, учитывая глубину армяно-турецких противоречий, речь может идти об установлении минимального уровня цивилизованного межгосударственного диалога.

Эффективным и единственно возможным в сложившихся условиях направлением для нормализации армяно-турецких отношений является выработка совместных подходов в решении накопившихся проблем, посредством переговоров. При этом, переговоры не должны становится средством решения тактических задач в сфере внутренней и внешней политики, не имеющих отношение к действительной нормализации армяно-турецких отношений. Должен быть основан полноценный, поступательный переговорный процесс на высшем уровне, с участием глав государств и правительств двух стран. По мере продвижения переговорный процесс может расширяться и вовлекать новые уровни и форматы. В повестке этих переговоров должны быть все без исключения вопросы, которые вызывают озабоченность у сторон. Для каждой из сторон, имеет смысл провести широкое обсуждение актуальных вопросов повестки армяно-турецких отношений с тем, чтобы конкретные решения к которым придут политики, были бы в определенной мере итогом внутриполитического консенсуса по обсуждаемым проблемам.

Политика выдвижения предварительных условий для нормализации армяно-турецких отношений бесперспективна. Армения не может отказаться от постановки проблемы международного признания геноцида армян не только в силу огромного значения, которое оказало и продолжает оказывать это преступление и его последствия на внешнюю и внутреннюю политику Армении, но также и в силу того, что тема геноцида является единственной, что реально заставляет Турцию вести диалог с Арменией по вопросу о нормализации отношений.

Проблема Нагорного Карабаха сегодня рассматривается в качестве наиболее реального препятствия на пути реализации геополитических и геоэкономических планов Турции. Армения не может отказать от поддержки национально-освободительной борьбы армян Нагорного Карабаха хотя бы в силу того, что, отказавшись от такой поддержки, она фактически признает легитимным одно из прямых последствий геноцида армян, когда истощенная геноцидом Армения не была в состоянии обеспечить целостность своих исконных земель. В целом, эффективность процессов урегулирования других, накопившихся в регионе, проблем, в первую очередь, нагорно-карабахского конфликта во многом будет определять эффективность политических процессов по нормализации армяно-турецких отношений. Одновременно, сам процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта будет протекать значительно более успешно при постепенной нормализации армяно-турецких отношений.

Одним из перспективных направлений для нормализации армяно-турецких отношений является поступательное расширение торгово-экономических связей между двумя государствами. Экономические факторы могут сыграть консолидирующую роль в формировании атмосферы доверия. Через экономическое сотрудничество эффективнее способствовать оздоровлению общей среды, в которой происходят процессы разрешения существующих региональных противоречий, тем более что в подобных инициативах страны региона могут рассчитывать на поддержку мирового сообщества.

Активизация двустороннего диалога в этом направлении напрямую зависит от скорейшего открытия армяно-турецкой границы. В тоже время, для реализации всех потенциальных преимуществ от открытия границы, армянской стороне, чья экономика наиболее подвержена воздействиям внешних факторов, следует предварительно выработать соответствующую государственную программу для комплексного учета положительных и негативных последствий открытия армяно-турецкой границы.

Следует отметить, что политические круги Армении, особенно оппозиция, выступают против установления каких-либо отношений и ратификации соглашений до тех пор, пока Турция не признает факт геноцида армян. Данное требование вполне объяснимо с точки зрения политики, но нынешние реалии диктуют другие условия.

Руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолог Степан Григорян называет положительные и отрицательные стороны открытия границ между Арменией и Турцией.

Положительных сторон много. Во-первых, после установления дипотношений и открытия армяно-турецкой границы, Армения выйдет из региональной изоляции. А это будет означать то, что республика сможет подключиться к региональным энергетическим проектам, которые осуществляются Турцией, в том числе траспортно-коммуникационным (авто- и железнодорожным). Кроме того, могут быть положительные сдвиги и в торговле. Через Турцию у Армении откроется сухопутная связь с европейским рынком, что удешевит перевозки. А это означает, что отдельные армянские товары могут стать конкурентоспособными. Открытием границы и установлением дипотношений Армении с Турцией будет положен конец монополии Азербайджана на отношения с Турцией на Южном Кавказе. Главный положительный момент - это то, что Азербайджан потеряет монопольное положение в регионе. Много и других положительных сторон. Так, в частности, нормализация армяно-турецких отношений может привести к тому, что Армения с Ираном и Турцией начнет реализацию энергетических, в том числе, газовых проектов (отметим, что в последнее время турецко-иранский вектор сотрудничества развивается активно).

Однако есть и отрицательные стороны открытия границы между Арменией и Турцией. Многие говорят о возможных засильях дешевых турецких товаров на армянском рынке, что угрожает производству Армении, скупке недвижимости в Армении со стороны турецкого капитала. Вместе с тем, Степан Григорян обоснованно считает, что в данном отношении нужно идти не по пути закрытия границ, а чтобы государство выработало определенные механизмы для поощрения отечественного предпринимателя.

Таким образом, учитывая плачевное положение приграничных армянских населенных пунктов, следует признать, что в условиях мирового кризиса открытие границы с региональной державой, каковой является Турция, даст толчок экономическому развитию Армении.

Важнейшим элементом в процессе нормализации армяно-турецких отношений является реализация совместных проектов между государствами на субрегиональном уровне, в рамках региональных интеграционных объединений. Деятельность Армении и Турции в организации Черноморского экономического сотрудничества представляет собой пример того, что, несмотря на наличие противоречий в двусторонних отношениях, стороны могут в целом успешно сотрудничать на многостороннем уровне.

Итак, вопрос нормализации армяно-турецких отношений все более усложняется. Процесс нормализации отношений между двумя государствами, который отвечал бы нормам международного права, логике и основам добрососедских отношений, во многом зависит от взвешенной позиции государств региона по обозначенным выше проблемам.

 

 


Заключение

Современное состояние армяно-турецких отношений, отягощенных глубокими историческими противоречиями, характеризуется высоким уровнем взаимного недоверия, различием подходов двух стран в решении целого ряда ключевых региональных проблем, стремлением участия в различных системах безопасности и взаимоисключающими целями во внешней политике. Отмеченная напряженность во взаимоотношениях представляется серьезным вызовом национальной безопасности как Армении, так и Турции.

Процессы, протекающие в последнее время в рамках геополитического треугольника Россия-Армения-Турция, хотя и представляют явления нового порядка, имеют в своей основе тенденции, которые на протяжении последних нескольких веков были доминирующими в их отношениях. Только объективное осмысление исторического опыта в значительной мере поможет разобраться в противоречивых процессах современных реалий, правильно оценить их направленность и глубину воздействия на политические процессы в регионе.

Именно эти основы будут определяющими в формировании отношений между Россией, Арменией и Турцией в ближайшей перспективе. Вместе с тем, как и вся международная система, так и политические процессы в регионе подвержены постоянному динамическому развитию. Готовность основных участников региональных процессов своевременно реагировать на эти изменения, направлять их на достижение собственных задач, будет во многом определять будущую систему политических взаимоотношений в регионе.

Позиции России в этой системе, и в частности, в рамках взаимоотношений между Арменией и Турцией, традиционно остаются наиболее значимыми. Позитивную роль в процессе упрочения этих позиций способно сыграть развитие разноуровневого сотрудничества со всеми странами региона, углубление отношений со своими традиционными партнерами, формирование благоприятной среды для урегулирования основных региональных проблем.

Актуальной задачей современного этапа в развитии армяно-турецких политических отношений является необходимость совместного принятия всеми заинтересованными сторонами комплекса мер направленных на ослабление существующей напряженности между Арменией и Турцией. Это предполагает постепенное урегулирование ряда региональных конфликтов, установление цивилизованного торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, поиск путей формирования устойчивых элементов общерегионального сотрудничества, в том числе и в сфере безопасности, конструктивную политику внешних сил и конструирование посредством них механизмов многостороннего сотрудничества. Но в тоже время, подлинная нормализация армяно-турецких отношений и формирование в дальнейшем добрососедских отношений между Арменией и Турцией предполагает необходимость подведения цивилизованной черты под прошлым - осуждения Турцией совершенного в начале XX в. в Османской империи геноцида армян и принятия адекватных мер, направленных на ликвидацию последствий этого преступления на основе норм международного права. Этапным на этом пути является полное и окончательное подтверждение международным сообществом факта геноцида армян.

Подлинная нормализация отношений между Арменией и Турцией исходит из коренных интересов армянского и турецкого народов, отвечает национально-государственным интересам двух стран и способна сыграть ключевую роль в постепенной стабилизации политических процессов в регионе.

 


Список литературы

 

.Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Утверждена и предложена к подписанию и ратификации Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 260 A (III) от 9 декабря 1948 г. // Действующее международное право. Т. 2. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997. - С. 68 - 71.

.Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения. Подписан в г. Москве 29.08.1997 // Бюллетень международных договоров. - 1999. - № 2. - С. 71 - 77.

.Араз, Б., Каракеш-Келеш, X. Армяно-турецкие отношения: критический анализ: [Текст] / Б. Азар и др. // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 4. - С. 122 - 131.

.Айвазян, А. Стратегические последствия геноцида армян: [Электронный ресурс] / А. Айвазян // www.armenianhouse.org/genocide-ru.html.

.Акопян, С.Ю. Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции: [Текст] / дисс.... канд. полит. наук. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 127 с.

.Амирбекян, С.Г. Нормализация армяно-турецких отношений и интересы России: [Текст] / С.Г. Амирбекян // Современные международные отношение: проблемы и дискуссии. - 2006. - № 3. - С. 34 - 42.

.Багдасарян, Л. Сотрудничество стран Закавказья: теоретические рассуждения и практические противоречия: [Текст] / Л. Багдасарян // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 2. - С. 107 - 118.

.Бажанов, Е. Куда идет человечество?: О тенденциях международных отношений в XXI веке: [Текст] / Е. Бажанов, Н. Бажанова // Обозреватель - Observer. - 2009. - № 6. - C. 10 - 20; № 7. - C. 5 - 15.

.Бюлент, А., Хавва, К. Армяно-турецкие отношения: критический анализ: [Текст] / А. Бюлент и др. // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 4. - С. 125 - 129.

.Геноцид армян: ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Документы и комментарий: [Текст] / Ред., сост. и автор комментария профессор Ю.Г. Барсегов; послесловие Президента Всемирного Армянского Конгресса, Союза армян России А.А. Абрамяна. - В 2 т. - М.: Гардарики, 2005. - Т. 1. 578 с.; Т. 2. 608 с.

.Демоян, А. Турция и карабахский конфликт в конце XX - начале XXI веков: [Текст] / А. Демоян. - Ереван, 2006. - 234 с.

.Джилавян, А. США признают геноцид армян. Турцию вынуждают встать на путь искупления: [Текст] / А. Джилавян // Независимая газета. - 2000. - 23 сент. - С. 3.

.Интервью «Карабах, российские базы и армяно-турецкие отношения». На вопросы ARMENIA Today отвечает руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолог Степан Григорян: [Электронный ресурс] // armtoday.info/default.asp.2009.04.11.

.Кононов, Н. Всемирный армянский конгресс требует признания факта геноцида в 1915 году: [Текст] / Н. Кононов // Российская газета. - 2004. - 23 апр. - С. 3.

.Косов, Ю.В. Содружество Независимых Государств: институты, интеграционные процессы, конфликты: учеб. пособие: [Текст] / Ю.В. Косов, А.В. Торопыгин. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 224 с.

.Куртов, А.А., Халмухамедов, А.М. Армения-Турция: противостояние или сотрудничество / Армения: проблемы независимого развития: [Текст] / под общей ред. Е.М. Кожокина. - М.: Рос. ин-т стратегич. исслед., 1998. - 456 с.

.Маркедонов, С. Новые реалии «армяно-турецкого примирения»: [Электронный ресурс] / С. Маркедонов // www.yerkra-mas.org/2010/04/22/sergej…novye…armyano.

.Манасян, Т. Возможно ли улучшить армяно-турецкие отношения?: [Электронный ресурс] / Т. Манасян // www.ia-centr.ru/archive/public2007.12.13.html.

.Манукян, В. Армянская мечта в тупиках выживания: [Текст] / В. Манукян. - Ереван, 2002 (на арм. яз.).

.Матевосян, Г. Нормализация турецко-армянских отношений: [Электронный ресурс] / Г. Матевосян // http://www.rian.ru/politics/2010.01.28.html.

.Матевосян, С.М. Армяно-турецкие отношения в контексте евроинтеграции Турции: [Текст] / С.М. Матевосян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2009. - № 2. - С. 63 - 70.

.Матевосян, С.М. Вопрос геноцида армянского народа в архивах ведущих стран: [Текст] / С.М. Матевосян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2009. - № 1. - С. 86 - 94.

.Мелик-Шахназаров, А. Много шума из ничего. Армяно-турецкие отношения после августа 2008-го: [Электронный ресурс] / А. Мелик-Шахназаров // http://www.ladno.ru/opinion/2009.04.17.html.

.Мунчаев, Ш.М. Политическая история России: От Смутного времени до Беловежской Пущи: [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 2-е изд., пересмотр. - М.: НОРМА, 2009. - 735 с.

.Мурадян, И. Армяно-турецкие отношения и прошедший век: [Электронный ресурс] / пер. с армян. Матевосян Г. // www.inosmi.ru›Закавказье›2009.12.02.

.Сваранц, А. Геноцид армян - вопрос скорее политический, чем исторический: [Текст] / А. Сваранц // Независимая информационно-аналитическая международная армянская газета «Ноев ковчег». - 2009. - № 4. - С. 2 - 5.

.Соголовский, М. Турки хотят научить американцев и англичан защищать свободу: [Текст] / М. Соголовский // Евразия сегодня. - 2002. - № 6. - С. 54.

.Толстых, В.Л. Курс международного права: учебник: [Текст] / В.Л. Толстых. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1032 с.

.Шнирельман, В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье: [Текст] / В.А. Шнирельман. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 592 с.

.Шувалова, Н.Б. Проблема геноцида армян в Османской империи в контексте международных отношений: [Текст] / Н.Б. Шувалова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. Реферативный журнал. - 2008. - № 2. - С. 143 - 163.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.