Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-04-19 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Констатируя определенный спад в сложной динамике армяно-турецкой нормализации, нельзя говорить о полной остановке всего процесса. Мирные процессы развиваются практически всегда нелинейно. Идеи нормализации и примирения с соседом уже стали частью внутренней общественно-политической дискуссии и в Армении, и в Турции. Сегодня уже не турки с армянами, а армяне с армянами и турки с турками спорят о том, что надо сделать, чтобы помириться. Разумеется, с меньшими издержками и затратами для себя.
Как было показано выше, весомая часть армяно-турецких противоречий лежит в плоскости неадекватного восприятия сути исторических реалий. Проблематика геноцида армян затрагивает глубинные основы национального самосознания армянского и турецкого народов, основы государственного строительства и национальной безопасности Республики Армения и Турецкой Республики. Сложно утверждать, что проблематика геноцида армян может быть в ближайшей перспективе снята с повестки армяно-турецких отношений. Но, в тоже время, это необходимое условие для подлинной и окончательной нормализации этих отношений. Ответ на вопрос, в каком направлении возможно разрешение проблематики геноцида - через признание со стороны Турции или через уступки с армянской стороны - очевиден. Отношения между народами и государствами не могут основываться на выборочной исторической памяти или полном забвении. Рано или поздно, пусть даже в отдаленной перспективе, Турции придется дать реалистичную оценку событий начала XX в. в Османской империи.
Это не означает, что развитие армяно-турецких отношений должно застыть в ожидании позитивных трансформаций в турецком обществе и политической элите. Современная практика дает немало примеров, когда государства, имеющие принципиально-различающиеся подходы к разрешению тех или иных узловых проблем в двусторонних отношениях не только имеют между собой дипломатические отношения, но и активно взаимодействуют по широкому спектру политического, экономического, гуманитарного сотрудничества. В данном случае, учитывая глубину армяно-турецких противоречий, речь может идти об установлении минимального уровня цивилизованного межгосударственного диалога.
|
Эффективным и единственно возможным в сложившихся условиях направлением для нормализации армяно-турецких отношений является выработка совместных подходов в решении накопившихся проблем, посредством переговоров. При этом, переговоры не должны становится средством решения тактических задач в сфере внутренней и внешней политики, не имеющих отношение к действительной нормализации армяно-турецких отношений. Должен быть основан полноценный, поступательный переговорный процесс на высшем уровне, с участием глав государств и правительств двух стран. По мере продвижения переговорный процесс может расширяться и вовлекать новые уровни и форматы. В повестке этих переговоров должны быть все без исключения вопросы, которые вызывают озабоченность у сторон. Для каждой из сторон, имеет смысл провести широкое обсуждение актуальных вопросов повестки армяно-турецких отношений с тем, чтобы конкретные решения к которым придут политики, были бы в определенной мере итогом внутриполитического консенсуса по обсуждаемым проблемам.
Политика выдвижения предварительных условий для нормализации армяно-турецких отношений бесперспективна. Армения не может отказаться от постановки проблемы международного признания геноцида армян не только в силу огромного значения, которое оказало и продолжает оказывать это преступление и его последствия на внешнюю и внутреннюю политику Армении, но также и в силу того, что тема геноцида является единственной, что реально заставляет Турцию вести диалог с Арменией по вопросу о нормализации отношений.
|
Проблема Нагорного Карабаха сегодня рассматривается в качестве наиболее реального препятствия на пути реализации геополитических и геоэкономических планов Турции. Армения не может отказать от поддержки национально-освободительной борьбы армян Нагорного Карабаха хотя бы в силу того, что, отказавшись от такой поддержки, она фактически признает легитимным одно из прямых последствий геноцида армян, когда истощенная геноцидом Армения не была в состоянии обеспечить целостность своих исконных земель. В целом, эффективность процессов урегулирования других, накопившихся в регионе, проблем, в первую очередь, нагорно-карабахского конфликта во многом будет определять эффективность политических процессов по нормализации армяно-турецких отношений. Одновременно, сам процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта будет протекать значительно более успешно при постепенной нормализации армяно-турецких отношений.
Одним из перспективных направлений для нормализации армяно-турецких отношений является поступательное расширение торгово-экономических связей между двумя государствами. Экономические факторы могут сыграть консолидирующую роль в формировании атмосферы доверия. Через экономическое сотрудничество эффективнее способствовать оздоровлению общей среды, в которой происходят процессы разрешения существующих региональных противоречий, тем более что в подобных инициативах страны региона могут рассчитывать на поддержку мирового сообщества.
Активизация двустороннего диалога в этом направлении напрямую зависит от скорейшего открытия армяно-турецкой границы. В тоже время, для реализации всех потенциальных преимуществ от открытия границы, армянской стороне, чья экономика наиболее подвержена воздействиям внешних факторов, следует предварительно выработать соответствующую государственную программу для комплексного учета положительных и негативных последствий открытия армяно-турецкой границы.
Следует отметить, что политические круги Армении, особенно оппозиция, выступают против установления каких-либо отношений и ратификации соглашений до тех пор, пока Турция не признает факт геноцида армян. Данное требование вполне объяснимо с точки зрения политики, но нынешние реалии диктуют другие условия.
|
Руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолог Степан Григорян называет положительные и отрицательные стороны открытия границ между Арменией и Турцией.
Положительных сторон много. Во-первых, после установления дипотношений и открытия армяно-турецкой границы, Армения выйдет из региональной изоляции. А это будет означать то, что республика сможет подключиться к региональным энергетическим проектам, которые осуществляются Турцией, в том числе траспортно-коммуникационным (авто- и железнодорожным). Кроме того, могут быть положительные сдвиги и в торговле. Через Турцию у Армении откроется сухопутная связь с европейским рынком, что удешевит перевозки. А это означает, что отдельные армянские товары могут стать конкурентоспособными. Открытием границы и установлением дипотношений Армении с Турцией будет положен конец монополии Азербайджана на отношения с Турцией на Южном Кавказе. Главный положительный момент - это то, что Азербайджан потеряет монопольное положение в регионе. Много и других положительных сторон. Так, в частности, нормализация армяно-турецких отношений может привести к тому, что Армения с Ираном и Турцией начнет реализацию энергетических, в том числе, газовых проектов (отметим, что в последнее время турецко-иранский вектор сотрудничества развивается активно).
Однако есть и отрицательные стороны открытия границы между Арменией и Турцией. Многие говорят о возможных засильях дешевых турецких товаров на армянском рынке, что угрожает производству Армении, скупке недвижимости в Армении со стороны турецкого капитала. Вместе с тем, Степан Григорян обоснованно считает, что в данном отношении нужно идти не по пути закрытия границ, а чтобы государство выработало определенные механизмы для поощрения отечественного предпринимателя.
Таким образом, учитывая плачевное положение приграничных армянских населенных пунктов, следует признать, что в условиях мирового кризиса открытие границы с региональной державой, каковой является Турция, даст толчок экономическому развитию Армении.
|
Важнейшим элементом в процессе нормализации армяно-турецких отношений является реализация совместных проектов между государствами на субрегиональном уровне, в рамках региональных интеграционных объединений. Деятельность Армении и Турции в организации Черноморского экономического сотрудничества представляет собой пример того, что, несмотря на наличие противоречий в двусторонних отношениях, стороны могут в целом успешно сотрудничать на многостороннем уровне.
Итак, вопрос нормализации армяно-турецких отношений все более усложняется. Процесс нормализации отношений между двумя государствами, который отвечал бы нормам международного права, логике и основам добрососедских отношений, во многом зависит от взвешенной позиции государств региона по обозначенным выше проблемам.
Заключение
Современное состояние армяно-турецких отношений, отягощенных глубокими историческими противоречиями, характеризуется высоким уровнем взаимного недоверия, различием подходов двух стран в решении целого ряда ключевых региональных проблем, стремлением участия в различных системах безопасности и взаимоисключающими целями во внешней политике. Отмеченная напряженность во взаимоотношениях представляется серьезным вызовом национальной безопасности как Армении, так и Турции.
Процессы, протекающие в последнее время в рамках геополитического треугольника Россия-Армения-Турция, хотя и представляют явления нового порядка, имеют в своей основе тенденции, которые на протяжении последних нескольких веков были доминирующими в их отношениях. Только объективное осмысление исторического опыта в значительной мере поможет разобраться в противоречивых процессах современных реалий, правильно оценить их направленность и глубину воздействия на политические процессы в регионе.
Именно эти основы будут определяющими в формировании отношений между Россией, Арменией и Турцией в ближайшей перспективе. Вместе с тем, как и вся международная система, так и политические процессы в регионе подвержены постоянному динамическому развитию. Готовность основных участников региональных процессов своевременно реагировать на эти изменения, направлять их на достижение собственных задач, будет во многом определять будущую систему политических взаимоотношений в регионе.
Позиции России в этой системе, и в частности, в рамках взаимоотношений между Арменией и Турцией, традиционно остаются наиболее значимыми. Позитивную роль в процессе упрочения этих позиций способно сыграть развитие разноуровневого сотрудничества со всеми странами региона, углубление отношений со своими традиционными партнерами, формирование благоприятной среды для урегулирования основных региональных проблем.
|
Актуальной задачей современного этапа в развитии армяно-турецких политических отношений является необходимость совместного принятия всеми заинтересованными сторонами комплекса мер направленных на ослабление существующей напряженности между Арменией и Турцией. Это предполагает постепенное урегулирование ряда региональных конфликтов, установление цивилизованного торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, поиск путей формирования устойчивых элементов общерегионального сотрудничества, в том числе и в сфере безопасности, конструктивную политику внешних сил и конструирование посредством них механизмов многостороннего сотрудничества. Но в тоже время, подлинная нормализация армяно-турецких отношений и формирование в дальнейшем добрососедских отношений между Арменией и Турцией предполагает необходимость подведения цивилизованной черты под прошлым - осуждения Турцией совершенного в начале XX в. в Османской империи геноцида армян и принятия адекватных мер, направленных на ликвидацию последствий этого преступления на основе норм международного права. Этапным на этом пути является полное и окончательное подтверждение международным сообществом факта геноцида армян.
Подлинная нормализация отношений между Арменией и Турцией исходит из коренных интересов армянского и турецкого народов, отвечает национально-государственным интересам двух стран и способна сыграть ключевую роль в постепенной стабилизации политических процессов в регионе.
Список литературы
.Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Утверждена и предложена к подписанию и ратификации Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 260 A (III) от 9 декабря 1948 г. // Действующее международное право. Т. 2. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997. - С. 68 - 71.
.Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения. Подписан в г. Москве 29.08.1997 // Бюллетень международных договоров. - 1999. - № 2. - С. 71 - 77.
.Араз, Б., Каракеш-Келеш, X. Армяно-турецкие отношения: критический анализ: [Текст] / Б. Азар и др. // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 4. - С. 122 - 131.
.Айвазян, А. Стратегические последствия геноцида армян: [Электронный ресурс] / А. Айвазян // www.armenianhouse.org/genocide-ru.html.
.Акопян, С.Ю. Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции: [Текст] / дисс.... канд. полит. наук. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 127 с.
.Амирбекян, С.Г. Нормализация армяно-турецких отношений и интересы России: [Текст] / С.Г. Амирбекян // Современные международные отношение: проблемы и дискуссии. - 2006. - № 3. - С. 34 - 42.
.Багдасарян, Л. Сотрудничество стран Закавказья: теоретические рассуждения и практические противоречия: [Текст] / Л. Багдасарян // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 2. - С. 107 - 118.
.Бажанов, Е. Куда идет человечество?: О тенденциях международных отношений в XXI веке: [Текст] / Е. Бажанов, Н. Бажанова // Обозреватель - Observer. - 2009. - № 6. - C. 10 - 20; № 7. - C. 5 - 15.
.Бюлент, А., Хавва, К. Армяно-турецкие отношения: критический анализ: [Текст] / А. Бюлент и др. // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 4. - С. 125 - 129.
.Геноцид армян: ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Документы и комментарий: [Текст] / Ред., сост. и автор комментария профессор Ю.Г. Барсегов; послесловие Президента Всемирного Армянского Конгресса, Союза армян России А.А. Абрамяна. - В 2 т. - М.: Гардарики, 2005. - Т. 1. 578 с.; Т. 2. 608 с.
.Демоян, А. Турция и карабахский конфликт в конце XX - начале XXI веков: [Текст] / А. Демоян. - Ереван, 2006. - 234 с.
.Джилавян, А. США признают геноцид армян. Турцию вынуждают встать на путь искупления: [Текст] / А. Джилавян // Независимая газета. - 2000. - 23 сент. - С. 3.
.Интервью «Карабах, российские базы и армяно-турецкие отношения». На вопросы ARMENIA Today отвечает руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолог Степан Григорян: [Электронный ресурс] // armtoday.info/default.asp.2009.04.11.
.Кононов, Н. Всемирный армянский конгресс требует признания факта геноцида в 1915 году: [Текст] / Н. Кононов // Российская газета. - 2004. - 23 апр. - С. 3.
.Косов, Ю.В. Содружество Независимых Государств: институты, интеграционные процессы, конфликты: учеб. пособие: [Текст] / Ю.В. Косов, А.В. Торопыгин. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 224 с.
.Куртов, А.А., Халмухамедов, А.М. Армения-Турция: противостояние или сотрудничество / Армения: проблемы независимого развития: [Текст] / под общей ред. Е.М. Кожокина. - М.: Рос. ин-т стратегич. исслед., 1998. - 456 с.
.Маркедонов, С. Новые реалии «армяно-турецкого примирения»: [Электронный ресурс] / С. Маркедонов // www.yerkra-mas.org/2010/04/22/sergej…novye…armyano.
.Манасян, Т. Возможно ли улучшить армяно-турецкие отношения?: [Электронный ресурс] / Т. Манасян // www.ia-centr.ru/archive/public2007.12.13.html.
.Манукян, В. Армянская мечта в тупиках выживания: [Текст] / В. Манукян. - Ереван, 2002 (на арм. яз.).
.Матевосян, Г. Нормализация турецко-армянских отношений: [Электронный ресурс] / Г. Матевосян // http://www.rian.ru/politics/2010.01.28.html.
.Матевосян, С.М. Армяно-турецкие отношения в контексте евроинтеграции Турции: [Текст] / С.М. Матевосян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2009. - № 2. - С. 63 - 70.
.Матевосян, С.М. Вопрос геноцида армянского народа в архивах ведущих стран: [Текст] / С.М. Матевосян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2009. - № 1. - С. 86 - 94.
.Мелик-Шахназаров, А. Много шума из ничего. Армяно-турецкие отношения после августа 2008-го: [Электронный ресурс] / А. Мелик-Шахназаров // http://www.ladno.ru/opinion/2009.04.17.html.
.Мунчаев, Ш.М. Политическая история России: От Смутного времени до Беловежской Пущи: [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 2-е изд., пересмотр. - М.: НОРМА, 2009. - 735 с.
.Мурадян, И. Армяно-турецкие отношения и прошедший век: [Электронный ресурс] / пер. с армян. Матевосян Г. // www.inosmi.ru›Закавказье›2009.12.02.
.Сваранц, А. Геноцид армян - вопрос скорее политический, чем исторический: [Текст] / А. Сваранц // Независимая информационно-аналитическая международная армянская газета «Ноев ковчег». - 2009. - № 4. - С. 2 - 5.
.Соголовский, М. Турки хотят научить американцев и англичан защищать свободу: [Текст] / М. Соголовский // Евразия сегодня. - 2002. - № 6. - С. 54.
.Толстых, В.Л. Курс международного права: учебник: [Текст] / В.Л. Толстых. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1032 с.
.Шнирельман, В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье: [Текст] / В.А. Шнирельман. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 592 с.
.Шувалова, Н.Б. Проблема геноцида армян в Османской империи в контексте международных отношений: [Текст] / Н.Б. Шувалова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. Реферативный журнал. - 2008. - № 2. - С. 143 - 163.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!