Факторы, определяющие отношения Армении и Турции — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Факторы, определяющие отношения Армении и Турции

2021-04-19 45
Факторы, определяющие отношения Армении и Турции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Армяно-турецкие отношения, как и в целом становление современной армянской государственности, невозможно представить без двух аспектов, которые относятся к началу XX в. Это в первую очередь турецкое военно-политическое давление и чересполосно-анклавное расселение армян и турок (мусульман) на территории Западной и современной Армении. Конфликт между армянами и турками существовал всегда и в зависимости от внутреннего положения в Османской империи, он то разгорался, то угасал. Однако, в конце XIX в. и особенно в начале XX в. ситуация в мире в корне изменилась, повысился и уровень национального самосознания армянского народа, жившего на территории современной восточной Турции.

Ввиду того, что Турция в 1918-м г. вместе с Германией, Болгарией и Австрией оказалась в лагере побежденных, она понесла большие потери по Севрскому мирному договору. С ней обошлись, наверное, намного жестче, чем с той же Германией: от нее были отторгнуты огромные территории, были навязаны репарационные платежи и т.д. Но нам важнее всего посредничество президента Вудро Вильсона, по настоянию которого Армения впервые за многие века вновь получила независимость. Это государство во главе с дашнакским правительством просуществовало очень не долго, однако его границы были впечатляющими. В состав Армении дашнакской входила как современная территория Армении, так и восточные области Турции. Однако впоследствии против армян сыграли такие факторы, как геноцид армян, практически уничтоживший коренное население востока Турции, кемалистская интервенция и т.д..

Геноцид армян в Турции последовательно осуществлялся Османской империи и кемалистской Турцией с середины 1890-х гг. до 1923 г. (а отнюдь не только в период Первой мировой войны, на что «настраивает» часто упоминающееся словосочетание «геноцид армян 1915 года в Османской империи»). Геноцид армян в Турции до сих пор так и не повлек за собой никаких реальных политико-правовых последствий для современной Турецкой Республики - наследницы Османской империи и продолжательницы дела Турции кемалистской.

По Московскому и Карсскому договорам между Советской Россией и кемалистской Турцией Армения была разделена, и более того западная ее часть (вошедшая в состав Турции) была окончательно отнята у армянского населения. Армянский элемент в современной восточной Турции незначителен, т.к. основное население там составляют курды и турки.

Еще одним фактором, непосредственно влияющим на отношения Армении и Турции, является карабахская проблема, как важная часть Армянского вопроса. Проблему эту многие исследователи и политологи, в том числе и в России, склонны считать не связанной с предыдущим вопросом, исключать из ряда проблем, порожденным развитием Армянского вопроса в начале XX в.. Однако так склонны думать где угодно, но лишь не в самой Анкаре. Не случайно, еще в 1988 г. турецкая газета газета «Джумхуриет» писала, что если Нагорный Карабах будет присоединен к Армянской ССР, то «в качестве следующего шага армяне выдвинут территориальные требования к Турции».

Позиция официальной Анкары в отношении Республики Армения на протяжении всего постоветского периода и строилась прежде всего именно на этих двух вопросах. Не случайно, условия, которые Анкары выдвигала и продолжает де-факто выдвигать и сегодня в качестве предварительных для установления дипломатических отношений между Турией и Арменией, относятся именно к этим вопросам. А именно: отказ официального Еревана от политики, направленной на расширение процесса международно-правового признания геноцида армян 1915-1923 гг., и согласие на урегулирование нагорно-карабахского конфликта исключительно на условиях, выдвигаемых дружественным Турции Азербайджаном.

Оказывая Азербайджану значительную политико-дипломатическую, финансово-экономическую, военно-техническую поддержку, Турция в первую очередь, преследует свои интересы: без Нагорного Карабаха Армения будет достаточно слабым, и соответственно, более удобным партнером для политико-экономических контактов на двустороннем и многостороннем уровнях. Очевидно, что такого рода поддержка Азербайджану несовместима с членством Турции в составе Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а также со стремлением турецкой стороны играть более активную роль в миротворческом процессе.

Регион, в целом, и Армения и Турция, в частности, из года в год все более вовлекаются в международные интеграционные процессы. Стремление стать полноправным членом международного сообщества, как закрепленная на государственном уровне в странах региона цель, предполагает более глубокое отражение общемировых политических процессов в жизнедеятельности государства, в том числе, усиление их влияния на содержание внешней политики. Не случайно, все рассматриваемые годы необходимость нормализации армяно-турецких отношений постоянно акцентируется Соединенными Штатами. Актуальна эта проблема также в контексте обязательств по нормализации отношений с соседями, взятых Арменией при вступлении в Совет Европы, и в ракурсе стремления Турции стать членом Европейского Союза.

Нельзя не отметить противоречивость региональной политики на Южном Кавказе Соединенных Штатов. Продолжая оставаться главным стратегическим партнером США в регионе Большого Ближнего Востока, Турция умело использует заинтересованность администрации США в поддержании с ней особо тесных взаимоотношений, добившись на этом направлении значительных политических и экономических дивидендов. В тоже время, если в 1990-х гг. Соединенные Штаты в своей региональной политике в основном опирались на Турцию, конструируя посредством нее взаимоотношения с государствами Южного Кавказа, то уже в начале XXI в. в значительной мере осознали однобокость такого рода политики. Это в частности выразилось в том, что за исключением реализации ряда проектов по разработке и транспортировке энергоресурсов Каспия, ни одна из других стратегических целей США в регионе (урегулирование этнополитических конфликтов, укрепление демократических институтов в странах региона, сотрудничество в сфере безопасности) так и не была достигнута. Соединенные Штаты вынуждены инициировать разноформатные комиссии по армяно-турецкому примирению, что дает им возможность создавать видимость поддержания баланса интересов, при том, что с действительной нормализацией армяно-турецких отношений такого рода комиссии ничего общего не имеют.

Одним из факторов, оказывающих влияние на армяно-турецкие отношения, является политика России в регионе. Государственная Дума РФ еще в 1995 г. признала и осудила геноцид армян. Может показаться, что этим шагом Россия лишила себя определенного рычага давления на Турцию, однако, в действительности, она продемонстрировала необходимость и возможность строительства долгосрочных отношений между государствами в соответствии с непреходящими ценностями права и морали. В целом, альтернативы расширению своего участия и содействию расширения участия своих стратегических партнеров в региональных процессах, поиску механизмов полноформатного сотрудничества в регионе у России нет. Более того, Россия способна оказать значительную поддержку Армении в плане минимизации издержек в процессе открытия армяно-турецкой границы. Сильные позиции России на Южном Кавказе нуждаются в сильном партнере. Курс Армении на развитие с Россией отношений союзничества и партнерства остается неизменным. Именно партнерства, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве и взаимном учете интересов друг друга.

Вместе с тем, отмечаемая в последние три-четыре года тенденция к улучшению российско-турецких отношений, равно как и динамичное развитие российско-армянского военно-политического сотрудничества вызывает определенную настороженность соответственно в Ереване, Москве и Анкаре. Но важно подчеркнуть, что нормализация армяно-турецких отношений способна как создать дополнительные преимущества для развития российско-турецких отношений, так и открыть новые сферы для наращивания российско-армянского партнерства. Для движения по всем этим направлениям в первую очередь важна принципиальная позиция Российской Федерации на сохранение и упрочение взаимоотношений со своими традиционными партнерами в регионе.

Итак, армяно-турецкие отношения находятся под сильным воздействием таких факторов, как отрицание Турцией факта геноцида армян начала ХХ в., вмешательство Турции в Карабахский конфликт. Значительную роль в отношениях играет политика США, Евросоюза и России.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.