Нормативное регулирование учета и анализа затрат на оплату труда — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Нормативное регулирование учета и анализа затрат на оплату труда

2021-04-19 113
Нормативное регулирование учета и анализа затрат на оплату труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На вершине юридической иерархии источников трудового права находится Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. За Конституцией следуют федеральные конституционные законы. Трудовой кодекс занимает третье место, но особое его значение состоит в том, что он регулирует весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет трудового права, и в том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) принятым Госдумой РФ и одобренным Советом Федерации и введенным в действие с 1 февраля 2002 г. (с изм. и доп. От 25.11.2009 г.);

иными федеральными законами;

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям. Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты, органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации,

В случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК.

Традиционно понятие законодательства о труде трактуется в двух смыслах: в узком, либо широком. В узком смысле трудовое законодательство состоит из ТК, федеральных законов и законов субъектов РФ. В более широком смысле оно включает дополнительно акты Президента РФ и Правительства РФ.

Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения, предусмотренного ТК РФ, порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

Локальные акты, регулирующие трудовые отношения, могут быть подразделены на два вида.

К первому виду относятся акты, издаваемые работодателем или его Представителем единолично в процессе осуществления управленческих прерогатив. К таким актам относятся штатное расписание, должностные инструкции.

Ко второму виду относятся акты, при принятии которых работодатель в случаях, предусмотренных ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, обязан учитывать мнение представительного органа работников. К актам такого рода относятся правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и иных стимулирующих выплатах, графики сменности и отпусков, инструкции по охране труда, акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, установление надбавок за работу в ночное время, повышение выплат на тяжелых, вредных и опасных работах, порядок профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников [1].

Необходимо обратить особое внимание, что согласно ч. 4 ст. 8 ТК локальный нормативный правовой акт, принятый в соответствии с трудовым законодательством, но с нарушением порядка учета мотивированного мнения представительного органа работников, является недействительным.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, определен в ст. 372 ТК.

В случае отсутствия в организации представительного органа работников работодатель вправе поступить по своему усмотрению. Единственным ограничением является запрет на установление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Для начисления и выплат средств на оплату труда используют унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 05.01.2008 г. [11]

Все документы по заработной плате основываются на приказах. Приказы, трудовые соглашения, как и другие документы бухгалтерского учета, как определено Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23.07.98) [5] на основании, ст. 17 обязаны хранить в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

За время пребывания работника в отпуске за ним сохраняется средний заработок [3]. Он рассчитывается в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Порядок расчета налога на доходы с физических лиц установлен 23 главой НК РФ.

Социальные налоговые вычеты на основании Федерального закона № 216-ФЗ от 24.07.07 г. «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» гарантируют реализацию прав граждан на осуществление ими благотворительной деятельности, на их профессиональное обучение и обучение их детей, а также на услуги по лечению самих граждан и членов их семей.

Работодатели должны регулировать заработную плату прежде всего с помощью локальных нормативных актов.

Штатное расписание составляется для специалистов (хотя есть точка зрения юристов, что штатное расписание не является обязательным и не является к тому же локальным нормативным правовым актом. С этим можно поспорить, т.к., во-первых, имеется унифицированная его форма со всеми признаками локального нормативного акта, во-вторых, ссылка на него дается в ст. 15 и 57 ТК РФ, где речь идет о трудовой функции в виде должности. Должности, как известно, занимают специалисты, а рабочие трудятся по профессиям).

Хотя коллективный договор не является обязательным (в ст. 21 и 22 ТК РФ работникам и работодателю принадлежит право на заключение коллективного договора), но желательным. Для заключения коллективного договора необходимо волеизъявление представителей работников или работодателя. Процедура подачи предложения и порядок проведения коллективных переговоров регулируется ст. 36 и 37 ТК РФ. Что касается содержания коллективного договора, то в ст. 41 ТК РФ предусмотрено, что в коллективный договор можно включать вопросы регулирования заработной платы (формы, системы и размеры оплаты труда, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором).

Локальные нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда. Так они названы в Трудовом кодексе. На практике обычно разрабатываются и принимаются положения об оплате труда (как часть положения могут быть условия и размеры премирования или отдельное положение о премировании).

Это основные и наиболее распространенные локальные акты об оплате труда, которые обычно разрабатывают работодатели. Иногда (реже) можно встретить положения о стимулирующих выплатах, бонусах и пр.

Порядок разработки и принятия (утверждения) штатного расписания трудовым законодательством не предусмотрен. По сложившейся практике его разрабатывает работодатель и сам его утверждает, не согласовывая с каким-либо органом (даже если работники объединены в профсоюзы или сформировали какой-либо представительный орган).

Коллективный договор принимается (утверждается) после соответствующих процедур - коллективных переговоров. Обычно на общем собрании (конференции) стороны путем голосования его одобряют большинством голосов, представители сторон его подписывают. Далее он направляется на уведомительную регистрацию в орган по труду (ст. 50 ТК РФ). Однако вступает коллективный договор в юридическую силу после подписания сторонами или с даты, которая указана в нем (ст. 43 ТК РФ, а не после уведомительной регистрации).

Положения об оплате труда разрабатывает работодатель. Но до окончательного утверждения он должен его направить представительному органу работников (если таковой имеется). С учетом мнения этого представительного органа работодатель утверждает локальное положение. Механизм получения мнения представительного органа работников регулируется ст. 372 ТК РФ.

На практике можно обнаружить игнорирование работодателями локальных нормативных актов по регулированию заработной платы. Не всегда разрабатывается и штатное расписание. Вместо этого работодатели либо устанавливают размер заработной платы в трудовом договоре (если он заключается в письменной форме), либо устно с работником договариваются, какого размера будет у работника заработная плата. Считаем, что ни та, ни другая ситуация не должна иметь место. В ст. 135 ТК РФ прямо имеется ссылка на установление заработной платы работникам в трудовом договоре в соответствии с имеющимися у работодателя системами оплаты труда. А эти системы в свою очередь могут содержаться в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных правовых актах.

Без локальных нормативных правовых актов невозможно регулировать заработную плату.

Что касается отсутствия (незаключения) трудовых договоров в письменной форме, то это является грубым нарушением работодателем норм ТК РФ (ст. 67, 68). Кроме того, в письменном трудовом договоре необходимо максимально конкретизировать размер заработной платы (оклад, тарифную ставку, различные выплаты, надбавки и пр.). Это требует ст. 57 ТК РФ. Какие-либо общие формулировки и ссылки на штатное расписание или положение об оплате труда без указания конкретных размеров недопустимы. При проверках компетентных органов (инспекции труда, прокуратуры и т.п.) такая практика оценивается как незаконная со всеми вытекающими последствиями для работодателя (применение мер административной ответственности в соответствии с КоАП РФ).

При отсутствии письменного трудового договора либо конкретных размеров заработной платы в нем в случае трудового спора работнику будет очень сложно доказать, что ему должен выплатить работодатель.

Таким образом, трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить нормативным актам, стоящим выше их в иерархии источников трудового права.

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.