Космические мотивы в поэзии С. Есенина. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Космические мотивы в поэзии С. Есенина.

2021-04-19 108
Космические мотивы в поэзии С. Есенина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

  Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт. Есенинскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ.

В научных работах о творчестве С.А. Есенина своего рода " общим местом " является утверждение о подражании фольклору, об учебе у народа, об использовании фольклорных сюжетов. При этом все авторы ссылаются на свидетельство самого поэта, данное в "Автобиографии": "Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать подражая частушкам". Восприятие жизни природы роднит Есенина и с народной, и с классической поэтической традицией. Картины природы сливаются в единый образ России. Широкое обобщение в стихах поэта приобретает русская деревня, недаром его зовут "крестьянским поэтом".

Такие исследователи творчества С. Есенина, как Волков А., Юшин П., Базанов В., Прокушев Ю. и другие отмечают, что природа является главным героем в произведениях поэта.

А.Волков в своей работе " Художественные искания Есенина" (1976г.) пишет: "Поэт как бы частица природы. Картины природы проникаются общим мотивом… В этих стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой".

 Почти все литературоведы и исследователи его творчества отмечали, что природа изображена в единстве с человеком. Ее описание – не самоцель, а путь к воссозданию ее духовного мира.

В.Коржан в работе "Есенин и народная поэзия" гл. "Народная обрядовая поэзия" (1969г.), рассматривая творчество С.Есенина, отмечает, что "Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. Обрядовая поэзия используется им в произведениях, связанных с жизнью села. Народная обрядность привлекается поэтом в основном с целью раскрытия внутреннего мира человека".

Другой исследователь творчества С. Есенина П.Юшин, в своей работе "Проблемы творчества" (1978г.) пишет о том, что "если учесть насыщенность произведений С.Есенина метафорами, напоминающими загадки, а также большое количество параллелей между его поэзией, и этим фольклорным жанром, то станет очевидным, что поэтическая структура загадки была ему близка и понятна, что с ней связана в значительной степени образная система его творчества".

Есенин замечал между сопоставляемыми предметами и явлениями такие связи, которые до него никто не видел. Он создает свои эпитеты, образы, метафоры, но создает их по фольклорному принципу.

В "Ключах Марии" Есенин писал:

"Образ…есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов".

Есенинский образ возникает на основе ощущения окружающего мира.

Многие исследователи, такие как В.Харчевников, В.Коржан, не раз писали о влиянии "Повести временных лет", "Слова о полку Игореве" и других произведений древнерусской литературы, а также евангельских текстов и апокрифов.

"Есенин весь вырастает из крестьянской стихии, включая религиозную, церковную стихию и самые архаичные жанры народной поэзии - пишет литературовед В.Базанов.

Немалое влияние на поэзию Есенина оказала и древнерусская живопись. Несомненно, значительна работа, проведенная А.Марченко, в результате которой установлена связь между цветовой палитрой поэзии С.Есенина и народной живописью как лубочной, так и церковной. Она отмечает такие часто употребляющиеся цвета, как желто-золотой, голубой, зеленый, красный, "и притом не вообще красный, а именно русский красный…алый".

"Совершенно явственно ощущается и связь его "расцветки" с гаммой "розовой", то есть очищенной от потемневшей со временем иконы, построенной на гармонии чистых и ясных цветов- красного, желтого, синего или зеленого".

 В раннюю пору творчества у С.Есенина нередки обращения к мифическим существам. Он взывает к богородице, Иисусу, Николаю-чудотворцу.

В своих произведениях Есенин пытается проникнуть в тайны природы, жизни человека, понять те события, которые происходят в России. В связи с этим он обращается к народным верованиям.

В.С.Мусатов в статье "Поэтический мир С.Есенина " пишет: "…он воспринимал в единстве языческое с христианским, фольклорное с церковным."

Исследованию библейских мотивов в поэзии Есенина посвящено очень мало работ. Лишь немногие литературоведы обращаются к ней.

Авторы пишут о том, что Есенин "идеализировал образ Христа" и " настойчивый поиск им социальных, нравственных устоев в жизни своеобразно переплетается с религиозными исканиями "новой веры".

Некоторые исследователи отмечают, что в произведениях революционных лет С.Есенин выступает с богоборческими идеалами.("Инония", "Пантократор".)

Однако большинство стихотворений поэта посвящено природе. Исследуя эти произведения, критики приходят к одному мнению: автор боготворит природу, она для него "храм".

Литературовед М.Эпштейн приходит к выводу, что мотив обожествления природы у Есенина распадается на ряд частных мотивов. Эти мотивы: "святость в природе", "бог в природе", "Христос в природе" и "природа-храм".

В перечисленные мотивы органично вплетаются и образ лирического героя - пастуха и инока.

Обожествление поэтом природы совпадает с романтически-пантеистическими устремлениями поэта, корнями уходящими в мифологическими воззрениями русского народа на природу. В лирике Есенина можно встретить мотивы преклонения перед матерью-природой. ("Я молюсь на алы зори...", "Поклоняюсь придорожью...".)

И подобно тому, как в обрядах и верованиях русского народа христианство причудливо и вполне естественно уживалось с язычеством, пришедшим от древних славян, так это было и в поэзии Есенина.

Любимые народом святые становятся героями стихов Сергея Есенина. ("Егорий", "Микола".)

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великих перемен, духовного обновления, "преображения" жизни, переоценки всех ценностей. В это время значительное место в творчестве начинают занимать библейские образы (Иисус, Саломея, Ирод и другие.)

В последние годы исследованию творчества Есенина посвящается намного меньше работ, чем ранее. В них по-прежнему говорится о том, что " он хорошо знал историю отечественной литературы, особенно древнерусскую литературу. Превосходно знал народное искусство…"

Эржебет Калган в статье "На переломе" отмечает, что Есенин называл себя последним поэтом деревни, но деревня в его поэзии – это огромный мир, вся Россия."

Другие два исследователя Я.Хелемский и Г.Красухин как бы спорят друг с другом, хотя их работы и написаны в разные годы.

Яков Хелемский сравнивает двух поэтов Маяковского В.В. и Есенина С.А. и пишет, что "при всей их несхожести, житейской и творческой, несложно обнаружить у них общие черты. Если стихотворения "Кобыльи корабли", "Исповедь хулигана", "Инония", "Сорокоуст" разбить лесенкой или выстроить столбиком – чем не начинающий Маяковский."

Геннадий Красухин, напротив, опровергает то, что Есенин подражал Маяковскому, это было всего лишь "мода на богохульство", которой отдали дань и Маяковский и Есенин.

Итак, мы видим, что каждый из исследователей творчества Сергея Есенина открывает в его стихотворениях что-то интересное и важное для себя.

Однако среди многочисленных литературоведческих работ отсутствуют такие, в которых была бы определена целостная картина мира С.Есенина и ее мифологическая основа и система.

Поэтому предпринимаемая нами попытка систематизировать есенинскую модель мира и проследить ее составляющие представляется достаточно актуальной.

Это определило цель дипломного исследования.

Достижение сформулированной цели в дипломной работе разрешается с помощью ряда поставленных задач:

- рассмотрение теоретической категории "картина мира";

- исследование отражения концепции мира Есенина, осмысленной в статье "Ключи Марии", в поэтических текстах.

С целями и задачами дипломной работы связаны ее методические аспекты: принципы историко-хронологического изучения, образно-тематического изучения литературных произведений.

Своеобразие выбранного аспекта исследования обусловливает, в определенной степени, его научную новизну и практическую значимость, так как творчество С.А.Есенина является программным для школьного и вузовского курсов литературы. 

Работа состоит из введения, одной главы, в которую входят 5 параграфов, заключения и библиографии. Общий объем 55 страниц. Библиография включает 41 наименование.


Г Л А В А  1

МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ "КАРТИНА МИРА" В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА.

 

1.1. Теоретическое определение понятия "картина мира".

Прежде чем приступить к рассмотрению мифопоэтической картины мира поэзии С. Есенина, следует выяснить, что представляет собой само понятие " картина мира". Термин "картина мира" был введен Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера. В самом общем виде "модель (или картина) мира" определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире. Само понятие "мир", модель которого описывается, понимается как человек и среда в их взаимодействии, результат переработки информации о среде и о самом человеке. "Модель мира" совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (средство объяснения настоящего, а иногда и будущего). Эта неразрывная связь диахронии и синхронии – неотъемлемая черта "картины мира". Это понятие часто предполагает тождество макрокосмоса и микрокосмоса, природы и человека. Это тождество объясняет многочисленные примеры антропоморфного моделирования не только космического пространства и земли в целом, но и бытовых сфер – жилища. Она ориентирована на предельную космологизированность сущего: все причастно космосу, связано с ним, выводимо из него. Предполагает описание основных параметров вселенной–пространственно-временных.

 Организация пространства и времени связана с указанием сакральных точек – центра мира, "святынь", "священных мест" и "священных дней". В недрах мифопоэтического сознания вырабатывается система двоичных различительных признаков, набор которых является наиболее универсальным средством описания семантики "модели мира". Эти противопоставления связаны с характеристикой структуры пространства (верх - низ, небо - земля, земля - подземное царство), с временными координатами (день – ночь, весна – зима), с цветовыми характеристиками (белый – черный), а также противопоставления мокрый – сухой, огонь – вода, мужской – женский, старший – младший, счастье – несчастье, жизнь – смерть. Для мифопоэтической "модели мира" одним из наиболее распространенных символов этого рода является мировое древо. То есть "картина мира" – "система интуитивных представлений о реальности".

"Картину мира" можно выделить у любого народа, нации, каждому историческому отрезку времени соответствует свое представление о мире. 

 Если сопоставить "картину мира" 19-го и 20-го веков, то в 19 веке картина была материалистической, то есть бытие первично, а сознание вторично. В 20 веке бытие и сознание перестали играть определяющую роль и появилось противопоставление языка и реальности. В целом для 20 века было характерно представление о первичности языка, текста. Понятие о времени и пространстве также изменилось, они стали неразрывным единством, которое в свою очередь связано с наблюдателем этого мира. Таким образом, представления о "картине мира" в разное время и в разных традициях менялось, но одно оставалось неизменным – ее бинарность.

 

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

(" Небесный барабанщик.", 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

(" Дорогая, сядем рядом. ", 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: " красный конь " – символ революции, " розовый конь " – образ молодости, " черный конь " – предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других – для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Отцовский дом

Не мог я распознать:

Приметный клен уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать,

Кормя цыплят крупитчатою кашей.

(«Возвращение на родину.», 1924 г.)

 

Из разговора с дедом лирический герой узнает, что «сестры стали комсомолками» и «выбросили иконы с полки», а «на церкви комиссар снял крест».

Дружественное пространство оказывается разрушенным теми историческими событиями, которые произошли в стране. Хаос, возникший в чужом пространстве-городе, теперь царит и в деревне. Герой оказывается «никому здесь не знаком, а те, что помнили, давно забыли», «и там, где был когда-то отчий дом, теперь лежит зола да слой дорожной пыли». Ему остается только подвести итог прожитой жизни и констатировать тот факт, что:

В том мире я только прохожий.

(...., 1925 г.)

 

Проследив движение лирического героя в пространстве, можно сказать, что путь лирического героя С.Есенина по своей структуре напоминает сюжет волшебной сказки: крестьянский сын выходит из дома в путь для того, чтобы что-то добыть (в данном случае – славу поэта). Добыв то, за чем он собственно и шел, возвращается обратно в дружественное пространство дома.

Во время путешествия сталкивается со многими трудностями. Это война 1914 г., революция 1917 г. и другие события, за ним последовавшие. Но в отличие от конца волшебной сказки, возвратившийся герой Есенина, не находит того пространства, которое было в начале пути. Космос не восстанавливается, и везде правит хаос.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, необходимо отметить, что мифопоэтическая картина мира С. Есенина находит отражение, в первую очередь, в космизме сознания. Лирический герой постоянно обращен к небу, он видит и отмечает составляющие небесного пространства: солнце, звезды, луну-месяц, зарю.

Как в изображении деталей космического пространства, так и при воссоздании земных реалий поэзия С.Есенина восходит к мифопоэтическому архитипу мирового древа, олицетворяющего мировую гармонию. Есенинский мотив "древесного романа" – результат тотемистических представлений, которые в частности проявляются в уподоблении дерева человеку. Рисуя многочисленные деревья, поэт не ограничивается антропоморфными олицетворениями, но осуществляет и обратный процесс: его лирический герой ощущает себя кленом, у него вянет "куст волос золотистый", клен у крыльца родного дома на него "головой похож".

Тотемизм проявляется также в анималистических мотивах, которые занимают в поэзии Есенина значительное место. Поэт в прямом смысле не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Некоторые из них становятся мотивом, то есть периодически возникают в тех или иных ситуациях, приобретая при этом нечто новое, дополнительное в деталях, значении. Так, например, можно говорить о том, что к мифологическому значению восходит образ коня, одного из самых мифологизированных животных. В славянской мифологии конь наделялся способностью предвещать судьбу. Он предстает в поэзии Есенина в образе "тихой судьбы", символом старой патриархальной деревни ("красногривый жеребенок"), "розовый конь" – символ юности.

Ворон в произведениях С. Есенина имеет то же значение, что и в народной поэзии. В стихотворении "Русь" (1914г.) он является вестником несчастья.

Многие животные, например, собака, у Есенина приобретают иное значение, чем они имеют в фольклоре. Собака в мифологии является проводником на тот свет, помощником дьявола, охраняет вход в загробный мир. В есенинской лирике собака – "юности друг ".

Поэт, рисуя животных, чаще всего обращается к принципу антропоморфизма, то есть наделяет их человеческими качествами ("Корова", "Песнь о собаке".). Но не ограничиваясь этим, он также приводит и обратное сравнение, то есть придает человеку черты какого-либо животного. ("Я был, как лошадь загнанная в мыле…").

Тотемистические же представления не получают у него широкого развития, хотя они тоже встречаются. В частности в стихотворении "Мы теперь уходим понемногу." (1924г.) присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет "зверье" "братьями меньшими".

Мифологическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с ними сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения ("По пруду лебедем красным//Плавает тихий закат…", "Осень – рыжая кобыла – чешет гриву…").

Рассмотрев временную характеристику модели мира в произведениях Есенина, можно увидеть, что его лирика отражает мировосприятие, формировавшееся на основе народных мифологических представлений о мире, которые были закреплены в крестьянских земледельческих и календарных обрядах и праздниках. В результате время, отражая годовой круг, предстает как циклическое и обозначено указанием на череду праздников и на смену времен года или времени суток.

Обращаясь к пространственным характеристикам картины мира С. Есенина, можно говорить о том, что описывая пространство, автор также опирается на богатый опыт народной и классической поэзии. Пространство предстает у него в "мозаичном виде", то есть постепенно расширяется от одного стихотворения к другому и в целом создает картину авторского мировосприятия.

 Проследив движение лирического героя в этом пространстве, можно сказать, что путь лирического героя Есенина по своей структуре напоминает путь героя в сюжете волшебной сказки: крестьянский сын выходит из дома в путь для того, чтобы что-то добыть или вернуть утраченное и достигает этой цели. Есенинский герой, выйдя из дружественного пространства родного дома в поисках славы поэта, наконец достигает города, в который давно мечтал попасть. "Завоевание" города аналогично враждебному пространству в волшебных сказках. "Завоевание" этого пространства осмысливалось как утверждение себя как поэта:

Говорят я скоро стану знаменитый русский поэт.

Творческое утверждение состоялось, и как следствие возникает восприятие города как пространства, присовокупленного к своему, дружественного.

Интересно отметить, что и осмысление политических и социальных реалий совершается через систему пространственных архетипов. Так, после Октябрьской революции в ходе гражданской войны город, который герой любил ("Я люблю этот город вязевый…"), постепенно получает негативную характеристику. Сначала его пространство сужается до кабака ("Шум и гам в этом логове жутком…"), окружение видится как "сброд", с которым герой находится в состоянии конфликта ("Если раньше мне били в морду, то теперь вся в крови душа…"). Пространство города таким образом приобретает черты антидома, оно враждебно по отношению к лирическому герою, их неприятие взаимно.

В дальнейшем внимание лирического героя сосредотачивается на оппозиции "город – деревня". Пространство города осмысливается как враждебное не только герою, но и его родному "пространству", его любимому дому и краю. Город по отношению к деревне активно враждебен,в отличие от сказочного "Тридесятого царства", как насильник и разрушитель ("тянет к …равнин пятерню", "сдавили шею деревне каменные руки шоссе").

Когда лирический герой возвращается в родной дом, то его нет, он разрушен, как и весь материальный и духовный уклад деревенской России: в пространстве избы нет икон, их "вчера выбросили сестры", зато появилась книга – "Капитал" Маркса, заменивший Библию. Разрушена даже музыкальная культура: комсомольцы поют "агитки Бедного Демьяна".

Мы видим, что в отличии от конца волшебной сказки, возвратившийся герой Есенина, не находит того дружественного пространства, которое было в начале пути. Космос не восстанавливается, и везде правит хаос.         


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Афанасьев А. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1982.

2. Афанасьев А. Народ – художник: Миф. Фольклор. Литература./ Сост. А. Налепина. М., 1986.

3. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.

4. Волков А. Художественные искания Есенина. М., 1976.

5. В мире Есенина. Сборник статей. М., 1986.

6. Введение в литературоведение: Хрестоматия. / Под ред. П. Николаева.М., 1997.

7. Выходцев П. Поэты и время. Л., 1967.

8. Галкина-Федорук Е. О стиле поэзии Сергея Есенина. М.,1965.

9. Есенин С. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1970.

10.Есенин и современность: Сб. М., 1975.

11.Есенин и русская поэзия./ Под ред. В.Г. Базанова. Л., 1967.

12.Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. / Сост. А. Козловский. 1986. 

13.Журавлев В. Лирический роман С.Есенина //Литература в школе. 1995 г., № 5.

14.Жизнь Есенина./ Сост. С. Кошечкина. М., 1988.

15.Зорин А. Несказанное, синее, нежное…// Литература. (Первое сентября.) 1998., № 3.

16.История русской советской поэзии 1917-1941. /Отв. Ред. В.В.Бузник. Л., 1983.

17.История русской советской литературы в 4-х томах. Том 1 / Под ред. А.Г.Дементьева. М., 1967.

18.«…И тебе я в песне отзовусь»: сб. статей о С.Есенине / сост. В.В.Шахов.1986.

19.Коржан Е. Есенин и народная поэзия. Л., 1969.

20.Калган Э. На переломе. // Литература.(Первое сентября.) 1998.,№ 3.

21.Красухин Г. Легенда и реальность.// Литература. (Первое сентября.) 1998., № 3.

22.Круглый год. Русский земледельческий календарь. / сост. А.Ф.Некрылова. М.,1989.

23.Лазутин С. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособ. Для филфак. ун-тов и пед. ин-тов. М.,1989.

24. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

25.Мусатов М. Поэтический мир С.Есенина. // Литература в школе. 1995. № 6.

26.Народный месяцеслов.// Русский дом./ Сост. А.Халин. Н.Новгород, 1993.

27.Наумов Е. С.Есенин. Жизнь и творчество. М.-Л., 1965.

28.Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978.

29.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

30.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

31..Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособ. для филфак. пед. ин-тов. / Под ред. Проф. Н.И.Кравцова. М., 1974.

32.Русский дом. /Сост. А.А.Халин, Н.С.Сунин. Н.Новгород, 1993.

33.Русская литература 20 века: Справ. матер.: Кн. для учащихся ст. кл. / Сост. Л.А.Смирнова. М., 1995.

34.Сергей Есенин. Проблемы творчества: Сб. ст. /Сост. П.Ф.Юшин. М., 1978.

35.С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т./ Сост. А.А. Козловский. 1986.

36.Соколов А. История русской литературы конца 19-начала20 века: Учебник для филолог. спец. ун-тов. М.,1999.

37.Телегин С. А.Н.Афанасьев: Мифологический взгляд на природу и человека. //Литература в школе. 1997., № 3.

38.Хелемский Я. Две судьбы. Литература. (Первое сентября.) 2001., № 1.

39.П. Юшин. Поэзия Сергея Есенина. (1910 – 1923 г.г.) М., 1966. 

40.Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.. 1990.

41.Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: Модели пространства, времени и восприятия. М., 1994.

 

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ.

  

1. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М.В. Кожевникова и П.А.Николаева. М.. 1987

2. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост. А.А.Воротников. Минск, 1995

3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. М.,1987.

4. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М., 1997.

5. Словарь литературоведческих терминов. /Под ред. Л.И.Тимофеева и М.П.Венгрова. М., 1963

6. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. М., 1987

7. Словарь русской литературы. / Под ред. М.Г.Уртминцевой. Н. Новгород, 1997.

8. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

9. Словарь мифов. / Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 1999.

10. Тресиддер Дж. Словарь символов. / Пер. с англ. С. Палько. М., 1999.

11. Энциклопедия для детей. Искусство. Т 7. 1 ч. М., 1997.

12. Энциклопедия для детей. Русская литература. Т 9. 1,2 ч. М., 1998. 

 

2001        Информационная карта «Диплом»

1. Исполнитель работы______________________________________

2. Факультет_______________________________________________

3. Кафедра_________________________________________________

4. Научный руководитель ____________________________________

_______________________________________________________

5. Рецензент______________________________________________

_______________________________________________________

6. Название работы_________________________________________

_______________________________________________________

7. Реферат (краткая аннотация работы)_________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Цель работы_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Методы исследования____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

10. Полученные результаты, новизна___________________________

  _______________________________________________________

  _______________________________________________________

11. Внедрение (школа, вуз, училище)___________________________

   _______________________________________________________

12. Область применения (учебный процесс, НИР)_________________

   _______________________________________________________

13. Дипломная работа выполнена_____________________________

______________________________________________________

14. Зав. кафедрой всемирной и русской литературы_______________

______________________________________________________             

 

      

 

Работа выполнена на кафедре всемирной и русской литературы

Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета.

 

Научный руководитель- к.ф.н., доцент кафедры всемирной и русской литературы Алейникова З.А.

 

Рецензент___________________________________________________

 

 

Защита состоится «____» мая 2001 г. в «____» часов в ГАК филологического факультета (ауд. №_______).

 

 

К защите допускаю:                                     Научный руководитель

                                                        _____________________

 

                              

Зав. кафедрой всемирной и русской литературы_________________

 

 

Декан факультета______________________________ Е.А. Денисова

 

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Комсомольский-на-Амуре государственный

педагогический университет

 

 

                                                                              На правах рукописи

 

ВВЕДЕНИЕ

  Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт. Есенинскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ.

В научных работах о творчестве С.А. Есенина своего рода " общим местом " является утверждение о подражании фольклору, об учебе у народа, об использовании фольклорных сюжетов. При этом все авторы ссылаются на свидетельство самого поэта, данное в "Автобиографии": "Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать подражая частушкам". Восприятие жизни природы роднит Есенина и с народной, и с классической поэтической традицией. Картины природы сливаются в единый образ России. Широкое обобщение в стихах поэта приобретает русская деревня, недаром его зовут "крестьянским поэтом".

Такие исследователи творчества С. Есенина, как Волков А., Юшин П., Базанов В., Прокушев Ю. и другие отмечают, что природа является главным героем в произведениях поэта.

А.Волков в своей работе " Художественные искания Есенина" (1976г.) пишет: "Поэт как бы частица природы. Картины природы проникаются общим мотивом… В этих стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой".

 Почти все литературоведы и исследователи его творчества отмечали, что природа изображена в единстве с человеком. Ее описание – не самоцель, а путь к воссозданию ее духовного мира.

В.Коржан в работе "Есенин и народная поэзия" гл. "Народная обрядовая поэзия" (1969г.), рассматривая творчество С.Есенина, отмечает, что "Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. Обрядовая поэзия используется им в произведениях, связанных с жизнью села. Народная обрядность привлекается поэтом в основном с целью раскрытия внутреннего мира человека".

Другой исследователь творчества С. Есенина П.Юшин, в своей работе "Проблемы творчества" (1978г.) пишет о том, что "если учесть насыщенность произведений С.Есенина метафорами, напоминающими загадки, а также большое количество параллелей между его поэзией, и этим фольклорным жанром, то станет очевидным, что поэтическая структура загадки была ему близка и понятна, что с ней связана в значительной степени образная система его творчества".

Есенин замечал между сопоставляемыми предметами и явлениями такие связи, которые до него никто не видел. Он создает свои эпитеты, образы, метафоры, но создает их по фольклорному принципу.

В "Ключах Марии" Есенин писал:

"Образ…есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов".

Есенинский образ возникает на основе ощущения окружающего мира.

Многие исследователи, такие как В.Харчевников, В.Коржан, не раз писали о влиянии "Повести временных лет", "Слова о полку Игореве" и других произведений древнерусской литературы, а также евангельских текстов и апокрифов.

"Есенин весь вырастает из крестьянской стихии, включая религиозную, церковную стихию и самые архаичные жанры народной поэзии - пишет литературовед В.Базанов.

Немалое влияние на поэзию Есенина оказала и древнерусская живопись. Несомненно, значительна работа, проведенная А.Марченко, в результате которой установлена связь между цветовой палитрой поэзии С.Есенина и народной живописью как лубочной, так и церковной. Она отмечает такие часто употребляющиеся цвета, как желто-золотой, голубой, зеленый, красный, "и притом не вообще красный, а именно русский красный…алый".

"Совершенно явственно ощущается и связь его "расцветки" с гаммой "розовой", то есть очищенной от потемневшей со временем иконы, построенной на гармонии чистых и ясных цветов- красного, желтого, синего или зеленого".

 В раннюю пору творчества у С.Есенина нередки обращения к мифическим существам. Он взывает к богородице, Иисусу, Николаю-чудотворцу.

В своих произведениях Есенин пытается проникнуть в тайны природы, жизни человека, понять те события, которые происходят в России. В связи с этим он обращается к народным верованиям.

В.С.Мусатов в статье "Поэтический мир С.Есенина " пишет: "…он воспринимал в единстве языческое с христианским, фольклорное с церковным."

Исследованию библейских мотивов в поэзии Есенина посвящено очень мало работ. Лишь немногие литературоведы обращаются к ней.

Авторы пишут о том, что Есенин "идеализировал образ Христа" и " настойчивый поиск им социальных, нравственных устоев в жизни своеобразно переплетается с религиозными исканиями "новой веры".

Некоторые исследователи отмечают, что в произведениях революционных лет С.Есенин выступает с богоборческими идеалами.("Инония", "Пантократор".)

Однако большинство стихотворений поэта посвящено природе. Исследуя эти произведения, критики приходят к одному мнению: автор боготворит природу, она для него "храм".

Литературовед М.Эпштейн приходит к выводу, что мотив обожествления природы у Есенина распадается на ряд частных мотивов. Эти мотивы: "святость в природе", "бог в природе", "Христос в природе" и "природа-храм".

В перечисленные мотивы органично вплетаются и образ лирического героя - пастуха и инока.

Обожествление поэтом природы совпадает с романтически-пантеистическими устремлениями поэта, корнями уходящими в мифологическими воззрениями русского народа на природу. В лирике Есенина можно встретить мотивы преклонения перед матерью-природой. ("Я молюсь на алы зори...", "Поклоняюсь придорожью...".)

И подобно тому, как в обрядах и верованиях русского народа христианство причудливо и вполне естественно уживалось с язычеством, пришедшим от древних славян, так это было и в поэзии Есенина.

Любимые народом святые становятся героями стихов Сергея Есенина. ("Егорий", "Микола".)

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великих перемен, духовного обновления, "преображения" жизни, переоценки всех ценностей. В это время значительное место в творчестве начинают занимать библейские образы (Иисус, Саломея, Ирод и другие.)

В последние годы исследованию творчества Есенина посвящается намного меньше работ, чем ранее. В них по-прежнему говорится о том, что " он хорошо знал историю отечественной литературы, особенно древнерусскую литературу. Превосходно знал народное искусство…"

Эржебет Калган в статье "На переломе" отмечает, что Есенин называл себя последним поэтом деревни, но деревня в его поэзии – это огромный мир, вся Россия."

Другие два исследователя Я.Хелемский и Г.Красухин как бы спорят друг с другом, хотя их работы и написаны в разные годы.

Яков Хелемский сравнивает двух поэтов Маяковского В.В. и Есенина С.А. и пишет, что "при всей их несхожести, житейской и творческой, несложно обнаружить у них общие черты. Если стихотворения "Кобыльи корабли", "Исповедь хулигана", "Инония", "Сорокоуст" разбить лесенкой или выстроить столбиком – чем не начинающий Маяковский."

Геннадий Красухин, напротив, опровергает то, что Есенин подражал Маяковскому, это было всего лишь "мода на богохульство", которой отдали дань и Маяковский и Есенин.

Итак, мы видим, что каждый из исследователей творчества Сергея Есенина открывает в его стихотворениях что-то интересное и важное для себя.

Однако среди многочисленных литературоведческих работ отсутствуют такие, в которых была бы определена целостная картина мира С.Есенина и ее мифологическая основа и система.

Поэтому предпринимаемая нами попытка систематизировать есенинскую модель мира и проследить ее составляющие представляется достаточно актуальной.

Это определило цель дипломного исследования.

Достижение сформулированной цели в дипломной работе разрешается с помощью ряда поставленных задач:

- рассмотрение теоретической категории "картина мира";

- исследование отражения концепции мира Есенина, осмысленной в статье "Ключи Марии", в поэтических текстах.

С целями и задач<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.