Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-04-19 | 108 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Следующим шагом в исследовании стал формирующий этап, целью которого является развитие межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы.
Назначение программы:
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих трудности в межличностном общении в группе сверстников. Занятия проводятся всей группой 2-3 раза в неделю, их продолжительность 20-35 минут.
Цель программы: улучшение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры, которая способствует формированию благоприятных межличностных отношений в группе между сверстниками.
Задачи программы:
1. Формировать межличностные отношения старших дошкольников.
2. Устранить конфликтные ситуации между сверстниками.
. Научить взаимодействовать с окружающими.
. Установить доброжелательную обстановку в коллективе.
Методы:
Беседы
Этюды на выражение движений
Игры на развитие воображения
Разыгрывание сказок с помощью различных видов театра.
психогимнастика
Каждое занятие состоит из 3 частей (этапов):
1. Игровая ситуация - заинтересованность детей к занятию, настроить детей на занятие.
2. Основная часть - игровые упражнения, направленные на достижение основной цели занятия, беседа, разыгрывание сказок.
. Заключительная часть - приведение в равновесие эмоционального состояния детей.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание детьми ценности межличностных отношений с окружающими людьми.
2. Формирование умения применять в жизни, полученные знания (например - как избежать конфликт или выйти из сложившейся конфликтной ситуации)
. Повысить уровень групповой сплочённости.
|
Основные направления работы с детьми:
1. Театральная игра.
Задача: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.
2. Ритмопластика.
Задача: развивать умение реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно.
3. Культура и техника речи.
Задача: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию.
4. Основы театральной культуры.
Задача: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
5. Работа над спектаклем.
Задача: развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются игры на развитие воображения, игры на выражение движений, эмоций, мимике, жестов; разыгрывание сказок с различными видами театра.
этап коррекционно-развивающей программы. (сентябрь-октябрь-ноябрь)
Цель: создать дружелюбную обстановку в коллективе, раскрепостить детей.
На этом этапе используются такие методы как: беседы, игры на имитацию движений и на развитие воображения.
1. На установление контактов, согласованности движений.
Беседа с элементами игры на тему: «Что такое театр?», занятие «Виды театра».
2. На снятие эмоционального напряжения:
изображение этюдов: «Удивление», «Сердитый дедушка», «Вкусные конфеты», психогимнастика «На море».
3. На развитие групповой сплочённости.
Разыгрывание сказки «Теремок» с помощью кукол-перчаток; занятие «С кем я дружу?», разыгрывание сказки с элементами драматизации «Почему кот моется после еды?», разыгрывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью пальчикового театра.
4. этап коррекционно-развивающей программы. (декабрь-январь-февраль)
Цель: заключается в преодолении нарушений коммуникации в системе «ребёнок-сверстник».
|
Поэтому на данном этапе коррекционной работы целесообразно использовать коммуникативные игры и упражнения, которые помогают детям научиться общаться друг с другом, получать признание со стороны сверстников, научиться ориентироваться на чувства и переживания сверстников, добиваться совместных результатов в деятельности.
На данном этапе игровые упражнения будут направлены на:
. На развитие коммуникативных навыков: игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» (см. в приложении №16); игра «Свободное место»; игра «Одинаковые воздушные шарики»; игра «Музыкальные прикосновения»; игра «Испорченный телефон»; игра «Паровоз».
. На формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.
Игра «Угадай настроение», «Царевна-Несмеяна»; «Радость»; занятие «Страх».
. На формирование умения добиваться совместных результатов.
Разыгрывание сказки с помощью настольного театра «Волк и семеро козлят»; разыгрывание сказки «Снегурочка»; разыгрывание сказки «Морозко»; игра-драматизация «Спрятанная котлета»; чтение русских народных сказок; разыгрывание сюжетно-ролевых игр на разную тему 3 этап коррекционно-развивающей программы.
Третий этап работы направлен на расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации. Формирование дружелюбного коллектива, чувства раскрепощённости и уверенности в себе.
1. На чувство раскрепощённости.
Этюды на развитие выразительных движений игра-драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
2. На чувство ощущения дружелюбного коллектива и уверенности в себе.
Показ сказки В. Сутеева «Под грибом» младшей группе; показ сказки «Заюшкина избушка» родителям детей.
Реализация программы в условиях МБДОУ.
В начале каждого занятия использовалась игровая ситуация или сюрпризный момент, для того, чтобы дети заинтересовались дальнейшим сюжетом игры. На обычных занятиях я также использовала элементы театрализованной игры, делая занятие более интересным и близким к театру, чтобы ребята всё ближе и ближе знакомились с театром. Таким образом ребята постоянно окунались в мир театра.
В конце занятия я с ребятами садилась в кружок и мы обсуждали, что сегодня нового узнали, что понравилось, а что было трудным.
|
Дети с удовольствием, с большим интересом увлеклись театром. Ребята с большим нетерпением ждали когда же мы снова будем разучивать новую сказку. Дети с азартом играли в игры на воображение, в игры на различные эмоции, игры на развитие выразительных движений. Так же дети очень полюбили психогимнастику, где можно было под красивую и спокойную музыку представить какие-то интересные образы. Также дети очень полюбили различные виды театра, им нравилось водить куклу, разговаривать за неё, выполнять с ней какие-то действия.
Также с интересом дети играли в игры на коммуникацию, где мы участвовали всей группой, были одним целым коллективом.
Когда мы показывали сказку В. Сутеева «Под грибом» малышам, дети отнеслись к этому показу ответственно и очень тщательно разучивали свою роль и движения в сказке. Затем также ответственно ребята готовились к показу сказки «Заюшкина избушка» своим родителям.
Также для реализации коррекционно-развивающей программы были привлечены и родители детей, для которых я подготовила несколько консультаций о значении театра в развитии детей. Родители заинтересовались программой и с большим удовольствием приняли участие, а именно помогли сделать ширму для кукольного театра и сшить пальчиковый театр.
Для того чтобы посмотреть изменились ли межличностные отношения детей после проведённых мероприятий были сделаны предварительные подсчёты по тем же методикам, что и в констатирующем эксперименте.
Но, чтобы посмотреть действительно ли программа действенна, следующим шагом стал контрольный эксперимент.
Контрольный эксперимент
После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Данные по методике «Лесенка» после программы.
В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стали комфортнее ощущать себя в коллективе; у детей наблюдается открытость в общении; прослеживается дружелюбная обстановка в коллективе.
Также это видно и по результатам наблюдения, что показано на рисунке.
|
Данные наблюдения по взаимодействию детей в группе после проведения коррекционно-развивающей программы.
На гистограмме видно, что негативного отношения к сверстникам уже нет, а вот показатель позитивного отношения увеличился. Таким образом, у детей появилось желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, появилось желание и готовность ребёнка воспринять действия сверстника и откликнуться на его предложение. Также дети научились замечать пожелание и настроение сверстника. В целом можно сказать, что у детей складываются благоприятные межличностные отношения между сверстниками.
Затем был проведён сравнительный анализ с помощью метода математической статистики по критерию Вилкоксона, для того, чтобы увидеть имеются ли значимые различия между показателями.
Все полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, т.к. они не зависят от характера распределения данных: тест для связных выборок Вилкоксона.
Был проведен сравнительный анализ изучаемых показателей в экспериментальной группе до и после реализации программы по тесту Вилкоксона. Были получены достоверно значимые сдвиги по показателям позитивное отношение к сверстникам, итоговые подсчёты, взаимные выборы сверстников и друзья, что представлено в (таб. 1, рис. 1).
Таб. 1. Динамика изменения показателей в экспериментальной группе до и после программы
Показатели |
Среднее значение
Показатели
1 позитивное отношение | 4 взаимный выбор | 7 друзья |
2 негативное отношение | 5 отношение к самому себе | 8 друзья |
3 итог | 6 друзья |
По показателю «позитивное отношение» были получены следующие данные: в начале года перед проведением программы составил низкий показатель, а это значит, что у детей возникали проблемы с общением в группе. В конце года показатель выше. Таким образом, дети начали общаться друг с другом активнее.
В показателе «негативное отношение» тоже произошли изменения. В начале года в группе обстановка не совсем благоприятная, так как дети с некоторыми ребятами общались мало, не брали в игру и с ними играли недостаточно часто. Но зато в конце года после проведения программы этот показатель снизился. Таким образом можно сделать следующие выводы: дети стали более терпимо относиться друг к другу, уважать мнение друг друга и умеют договариваться друг с другом.
|
Показатель «взаимный выбор», тоже недостаточно высокий в начале года.
Это означает, что многие дети в группе друг с другом мало общаются и в коллективе нет сплоченности, которую хотелось бы видеть. Но зато после проведения программы группа перешла на более высокий показатель и в группе сложилась более дружелюбная обстановка. Дети стали общаться друг с другом не выбирая какую-то определённую группу сверстников и самостоятельно могли организовать коллективные игры.
Сравнивая результаты методик до и после проведения коррекционно-развивающей программы, можно сделать вывод о том, что у детей сформировались благоприятные межличностные отношения между сверстниками; в начале года показатель составил 3,67, а в конце года увеличился до 5,67.
Таким образом, коррекционно-развивающая программа, составленная на основе бесед, этюдов на выражение различных движений, мимике и жестов; игр на воображение; психогимнастики; разыгрывание различных сказок, была результативна и эффективна.
С помощью театра дети стали очень дружной группой, они стали сами разрешать конфликтные ситуации, научились договариваться друг с другом. Сформировались положительные межличностные отношения в группе сверстников.
Таким образом, с помощью коррекционно-развивающей программы коллектив стал как одно целое.
Выводы
Для диагностики межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста нами был обследован 21 ребёнок из старшей группы №5 МБДОУ. Были использованы следующие методики:
. Методика «Лесенка» на выявление особенностей восприятия сверстников и самосознания ребёнка.
. Методика «Два домика» - цель, которой выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.
В результате диагностирования было установлено, что межличностные отношения старших дошкольников неблагоприятнные.
С экспериментальной группой (дети старшей группы №5) была проведена коррекционно-развивающая программа, цель которой улучшение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры, которая способствует формированию благоприятных межличностных отношений в группе между сверстниками.
Коррекционно-развивающая программа со старшими дошкольниками была проведена в следующих направлениях
. Осознание детьми ценности межличностных отношений с окружающими людьми.
. Формирование умения применять в жизни, полученные знания, т.е. знать как можно избежать конфликт или выйти из сложившейся конфликтной ситуации)
. Развивать умение реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно.
После реализации программы была проведена повторная оценка межличностных отношений старших дошкольников по тем же методикам и в тех же условиях.
Сравнивая результаты методик до и после коррекционно-развивающей программы, можно сделать следующий вывод, что межличностные отношения старших дошкольников улучшились. В контрольной группе после сравнительного анализа изучаемых показателей на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по критерию Вилкоксона выявлены сдвиги в сторону улучшения межличностных отношений старших дошкольников.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа, проведенная на основе театрализованной игры, была результативна и эффективна.
По результатам констатирующего и контрольного эксперимента можно выделить следующие задачи, которые удалось реализовать посредством театрализованной игры:
. Дети, участвующие в театрализованной деятельности сблизились друг с другом и стали более открыты в общении.
. Межличностные отношения между сверстниками изменились в положительную сторону.
. Театрализованная деятельность сближает детей, делая их
коммуникабельными.
. У детей появились какие-то общие интересы с теми с кем раньше они не общались.
. Дети стали выбирать тех детей с которыми ранее не общались и игнорировали.
. Взаимных выборов стало намного больше.
. Есть и отрицательные выборы, но намного меньше, чем в констатирующем эксперименте.
Всё это свидетельствует о том, что комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе театрализованных игр действительно эффективен и способствует формированию благоприятных межличностных отношений старших дошкольников.
В дальнейшем планируется продолжать работу над улучшением межличностных отношений между сверстниками с помощью театрализованной деятельности.
Заключение
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
Малая общительность - объективно существующее явление. У таких детей резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых различными авторами случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптом малообщительности, проявляемый внешне одинаково, - сложное явление.
Таким образом, становится очевидной необходимость исследовать личность ребенка в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью межличностных отношениях детей. Очевидной становится необходимость изучения этих отношений. Именно через эту плоскость отношений ребенок наиболее тесно соприкасается с миром переживаний, ибо без эмоционального «тепла» межличностных отношений, без чьей-либо привязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен.
Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях - дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс.
Список литературы:
1. Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников» Книга для воспитателя детского сада. М: Просвещение 1991 г.
2. Аверин В.А. «Психология развития детей дошкольного возраста» Конспект лекций СПБ-2000 г.
. Антипина Е.А. «Театральная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии» М: ТЦ Сфера-2006 г.
. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М: Просвещение 1987 г.
. Акулова О.А. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2005 г.
. Бондаренко А.К, Матусин А.И. «Воспитание детей в игре» Пособие для для воспитателя детского сада. 2-е издание. М: Просвещение 1983 г.
. Бодалёв А.А. «Личность и общение» М: Педагогика 1983 г.
. Барсукова Н.П. «Поговорим об игре-драматизации» Журнал «Дошкольное воспитание» №11 1982 г. С-11-13
. Под. ред. Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М. «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду» 2-е издание СПБ Акцидент 1996 г.
. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М: 2005 г.
. Гербова В.В, Иванкова Р.А, Казакова Р.Г. «Воспитание детей в старшей группе детского сада» Пособие для воспитателей детского сада: М: Просвещение 1984 г.
. Губанова Н.В. «Развитие игровой деятельности» Мозаика-Синтез 2008 г.
. Додонина Н.Д, Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду» Мозаика-Синтез 2008 г.
. Ж. Пиаже «Психология интеллекта» Избранные психологические труды. М-1969 г.
. Куницина В.Н. «Межличностное общение» СПб: Питер 2002 г.
. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания» М: Яуза-Пресс 2007 г.
. Камаева Т. «Нужен ли детям театр?» Журнал «Дошкольное воспитание» №6 1993 г. с 5-7
. Караменко Т.Н. «Кукольный театр в детском саду» М: Учпедгиз 1960 г.
19. Кураев Г.А, Пожарская Е.Н. «Возрастная психология» Курс лекций. Ростов-на-Дону 2002 г.
. Коломинский Я.А. «О взаимоотношениях в группе детей» Журнал «Дошкольное воспитание» №1 1986 г.
. Под. ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. Учебное пособие «Дошкольная педагогика» М: Просвещение - 1988 г.
. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребёнка» М: Изд-во Институт практической психологии 1997 г.
. Любинский И.Л. «Театр и дети» М: Изд-во АПНРСФСР 1962 г.
. Мухина В.С. «Шестилетний ребёнок» М: Просвещение 1984 г.
. Мухина В.С. «Возрастная психология. Феноменология развития»
. Мигунова Е.В. «Организация театральной деятельности в детском саду» Учебно-методическое пособие: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого Великий Новгород - 2006 г.
. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» ТЦ Сфера 2009 г.
. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т-3
. Марченко Т.А. «Театр воспитывает» М: Педагогика 1976 г.
. Маршак С.Я. Собр. Соч. в 8-ми т. Т-6 «Театр для детей» М: худ. Литература 1971 г.
. Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология» Учебник М - Российское педагогическое агентство 1996 г.
. Осорина М.В. «Секретный мир ребёнка в пространстве мира взрослых» СПб: Питер 1999 г.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!