Конспект лекции «Поэзия 60х годов XX века» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Конспект лекции «Поэзия 60х годов XX века»

2021-04-19 210
Конспект лекции «Поэзия 60х годов XX века» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Период «оттепели» получил свое название с легкой руки И. Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году одноименную повесть. Как всякий культурно-исторический цикл, он не имеет жестких хронологических границ, однако есть такие события, которые сыграли роль рубежных знаков «оттепели»: знак начала – секретный доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» на 20 съезде Коммунистической партии Советского Союза (февраль 1956 года), знак конца – подавление «пражской весны» советскими танками (август 1968 года).

Но все же этот относительно короткий период времени оказался одним из важнейших периодов в истории России и ее культуры. В этот период общественное сознание прошло очень трудный перевал: через эйфорию, основанную на вере в незыблемость основ советской системы и надежде на «восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни», к глубоким сомнениям, а затем к разочарованию в возможности построения «социализма с человеческим лицом» в тоталитарном государстве. Однако самые первые проблески свободы, робкие ростки демократии оказались толчком для пробуждения умов, активизации социальной деятельности, для мощного творческого подъема. В культурное сознание стали возвращаться произведения Бабеля, Платонова, Булгакова, Цветаевой, Мандельштама, Олеши, а в общем потоке с дозволенными стали доступнее и книги остающихся под официальным запретов философов и поэтов. Слегка приоткрылся «железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с фильмами итальянского неореализма, прочитать произведения Хемингуэя, Фолкнера, Камю, Сартра и тд. После почти трех десятилетий полного запрета стал пробиваться к зрителям и читателям художественный авангард, у него появились последователи. Сам дух времени был «оттепельным».

Буквально во всех видах искусства появляются значительные произведения.

Лирика активно развивается и проникает в другие литературные роды, влияя на жанровую систему. «Все в Москве пропитано стихами,/ Рифмами проколото насквозь» (А. Ахматова 1963 год). Лирический подъем захватил все поэтические поколения.

В поэзии активизируются разные поэтические поколения этого периода:

· Ахматовское поколение: Ахматова, Пастернак, Заболоцкий.

Их творчество началось с периода Серебряного века, 60е год – последний этап их творчества.

· Поколение неоакмеистов: Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Мария Петровых, Семен Липкин и тд.

В поэзию они пришли в 30е годы и продолжали в своем творчестве модернистские тенденции. В 30-40е годы печататься не могли из-за цензуры, спасались переводами. В 60е годы только начинают открыто печататься.

· Поколение комсомольские поэтов 30х годов: А.Ф. Твардовский, Я. Смеляков, Леонид Мартынов.

Творчество соответствовало идеологии, советскому пафосу, воспевали новое государство. В 60е годы период драматичного переосмысления переосмысления поэтами своих этических и эстетических принципов.

· Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.

Только пришли в поэзию. Е. Евтушенко: «Мы дети 1956 года» (о XX съезде писателей). Тема разоблачения культа личности Сталина.

Кроме официальной поэзии в 60е годы развивается неофициальная поэзия (писатели, печатающиеся в самиздате).

· Группа лианозовских поэтов (город Лианозово): Генрих Сапгир и тд.

· Ленинградские поэты: Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Глеб Горбовский и тд.

Поэты-шестидесятники.

Знаковое событие – открытие памятника Маяковскому в Москве 29 июля 1958 года. В заключение митинга выступали поэты, но неожиданно митинг получил продолжение – из толпы стали выходить люди и читать стихи. Собрания «на Маяке» тех, кто хотел читать и слушать стихи, стали регулярными. К памятнику (на Маяке) выходили поэты и читали свои свои стихи. Политехнический музей не вмещал желающих послушать стихи, поэтические вечера переместились в Лужники и на стадионы.

Все это было выражением и бурной активизации духовной жизни, и обострившейся потребности в высказывании, и интереса к жизни души, к мысли, мнению, чувствованиям человека.

По отношению к поэтам – «шестидесятникам» нельзя применять слово «группа», ибо никаких организационных границ она не имела. Однако поэзия «шестидесятников» стала сильным и влиятельным художественным течением, имеющим отчетливо выраженный концептуальный и стилевой облик. Именно они вновь привили любовь к стихам миллионам людей, открыли им дверь в огромную библиотеку шедевров отечественной и мировой поэзии. В начале «оттепели» люди хотели слушать именно их стихи. Значит они говорили что-то такое, в чем остро нуждались их современники. Евгений Евтушенко так характеризовал их деятельность: «поколение, которое смолоду поставило вопрос о необходимости моральной перестройки нашего общества». Однако та перестройка, к которой они призывали, не посягала на признанные устои советского общества. Одни говорили на языке понятий и ценностей, которые не расходились с идеалами социализма, но согласовывались с менталитетом современников.

Кроме того они не отрывались от действующих поэтических традиций. Связаны с поэтами фронтового поколения, высоко ценят в них бесстрашие видения, суровую правдивость, оголенность чувств. Связаны с поэзией Есенина.

Темы: - разоблачение культа личности Сталина (поэзия злободневная, актуальная).

- Публицистический пафос часто выражают в откровенно риторической форме, порой прибегая к аллегориям.

Пр: Р. Рождественский «Утро!»

УТРО

Темнота …

Говорит спокойно вначале,

а потом клокоча от гнева:

— Люди!

Что ж это?

Ведь при мне вы

тоже кое-что

различали.

Шли,

с моею правдой не ссорясь,

хоть и медленно,

да осторожно...

Я темней становилась нарочно,

чтоб вас не мучила совесть,

чтобы вы не видели грязи,

чтобы вы себя

не корили...

Ночь, молчи!

Все равно не перекричать

разрастающейся вполнеба зари.

Замолчи!

Будет утро тебе отвечать.

Будет утро с тобой говорить.

Ты себя оставь

для своих льстецов,

а с такими советами к нам

не лезь —

человек погибает в конце концов,

если он скрывает

свою болезнь…

- Стремились преобразить традиционный социальный пафос советской гражданской лирики в пафос гуманистический, общечеловеческий.

- В начале «оттепели» качество их поэзии было очень невысоким, но приобретало большую эмоциональную силу (надежды на скорое освобождение от пороков, ибо ни мыслились лишь как «искажение», как деформация прекрасной идеи).

- Меняется основная установка поэзии. Нет помпезности. Поэзия становится открытой, откровенной писателю. Лирический герой меняется. Это современник, обычный человек. Меняется позиция автора и читателя (на равных, интимность). Поэт не стыдится говорить, говорит о неприглядных сторонах своего характера, тк это обычный человек, как все.

- Меняется отношение шестидесятников к эпохе. Мощная гражданская тематика. Но меняется ее характер. Отношение к эпохе, ко времени, к человеку в эпохе становится более критичным. Лирический герой переживает за все, что происходит в стране. История, государство, эпоха – эти слова в поэзии лишаются абстрактности, становятся близкими и понятными и поэту, и читателю. Установили интимный, домашний контакт с явлениями и категориями мегамасштабными – эпохой, историей, человечеством.

Пр: «Назначение поэзии – очистить историю от скверны» (Евтушенко «Золушка»):

Моя поэзия, как Золушка,

забыв про самое своё,

стирает каждый день, чуть зорюшка,

эпохи грязное бельё…

и, на коленях с тряпкой ползая,

полы истории скоблит.

- Отношение паритетности с эпохой, историей. Считали, что могут повлиять на судьбу своих современников. Гражданская поэзия перестает быть помпезной, становится простой и понятной. Между человеком и временем отношения паритетности. Восстанавливали первоначальный, идеальный смысл отношений между личностью и социумом, индивидуальной судьбой и историей, который предполагался социалистической мечтой.

Евтушенко:

И голосом ломавшимся моим

ломавшееся время накричало,

и время было мной, и я был им,

и что за важность: кто был нем сначала. («Эстрада», 1966)

Вознесенский:

Россия любимая,

с этим не шутят.

Все боли твои — меня болью пронзили.

Россия,

я — твой капиллярный сосудик,

мне больно когда —

тебе больно, Россия. («Лонжюмо», 1963)

- Опираются в традициях на поэтов Серебряного века. Пр: Вознесенский ориентируется на Маяковского и Пастернака. Ахмадулина – на Ахматову и Цветаеву. От Маяковского гражданственность, которая личному придает значение общего, а общее переживает как личное.

- Точку опоры искали в утопических представлениях, которые связывались с понятиями «революция», «Октябрь», «коммунизм». Для них эти понятия стали мифологемами, они потеряли живую плоть, их замещали знаки – красное знамя, строка революционной песни, которые для них становились эмблемами нравственной чистоты, самоотверженности, свободы и справедливости.

Евтушенко: «Товарищи, / надо вернуть словам // Звучание их первородное» (Празднуйте Первое мая!») и клялся: «Революцию я не продам!» («Разговор с Революцией»).

С модернистскими тенденциями их объединяет:

- установка на эксперимент (ритмичный рисунок, может вводиться прозаический кусок, рифмы могут быть неточными, метафоры оригинальные, уподобляются предметы и явления из разных семантических пластов).

Пр: Евтушенко – земной шар, как апельсин в авоське.

- Поэтика тропов, с помощью которой выражался эмоциональный подъем (изобилие разных художественных средств – метафоры, эпитеты, сравнения развернутые, стилистические фигуры). В их ассоциативное поле втянуты новейшие представления и понятия (ракеты, аэропорты, антимиры, пластмассы, изотопы, рок-н-ролл и тд.). Рядом с приметами НТР образы русской старины, великих художественных свершений, отзвуки глобальных событий.

«Метафору я понимаю не как медаль за художественность, а как мини-мир поэта. В метафоре каждого крупного художника – зерно, гены его поэзии», - утверждает Вознесенский.

Вознесенский: «Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот - / аэропорт!»

-Исповедальность

- Звукопись.

Андрей Вознесенский

Рок-опера «Юнона и Авось» с Рыбниковым (в основе поэма «Авось»). С Раймондом Паулсом «Миллион алых роз» (в основе исторический сюжет из жизни художника Пиросманишвили (Пиросмани)). «Барабанщик».

Черты лирического героя:

- Самоощущение лирического героя – жадность до нового, жажда открытия иных, неведомых доселе горизонтов, поиск новых символов веры.

- Лирический герой подчеркнуто обыденный. Но несет в себе драматизм – воспитанный в утопически-оптимистическом духе, переживает мучительный процесс освобождения от правды.

- Исповедальность – особая откровенность и доверительность с читателем.

- Не в ладах с собой

Евтушенко:

Я что-то часто замечаю,

к чьему-то, видно, торжеству,

что я рассыпанно мечтаю,

что я растрепанно живу.

Среди совсем нестрашных с виду

полужеланий,

получувств

щемит:

неужто я не выйду,

неужто я не получусь?

Евгений Евтушенко

С одной стороны установка на массового читателя, слушателя-зрителя. Поэтому появляются специфические стилистические черты (публицистичность, повышенная риторичность, включение клятвы, лозунговость).

Пр: поэма «Братская ГЭС», «Надо не прятаться, драться!»

Стремление эпатировать публику (от футуристов) – смелые гражданские заявления.

С другой стороны он всегда был противником деления поэзии на громкую и тихую (Тихая поэзия конца 60х – начала 70х годов – интонация поэзии тихая, элегическая, спокойная, интимная (Николай Рубцов)). В его творчестве есть черты обеих. Пишет об этом в стихотворении «Над могилой Рубцова».

К элегической линии относятся его стихи о природе (много общего с Рубцовым). Пр: «Береза», «Станция Зима».

Особое внимание уделяет жанру поэмы. Пр: «Братская ГЭС», «Коррида» (1975), «Под кожей статуи Свободы» (1969).

Многое в его поэзии связано с поездками за границу.

Черты стиля: - Часто ассонансные рифмы.

- Эксперимент над рифмой. Внимателен к фонетическому оформлению стихов.

- В контексте одного стихотворения лексика из разных стилевых пластов.

- Неологизмы (от Маяковского) словообразовательные, часто связаны с суффиксами субъективной оценки.

Пр: стихотворение «Инфантилизм» - гражданская поэзия, но без умозрительности.

- Афористичная поэзия (точность и лаконичность его языка)

- Много перифразов из русской литературы, русских образов

Пр: стихотворение «Западное киновпечатление»

- Лирический герой откровенен до обнаженности, до юродства (самолюбование самобичеванием). Парадокс – в акте взыскательной ревизии себя, в самом состоянии душевной муки, в обнаружении собственной противоречивости и неустойчивости герой находит основания для самоутверждения. В противоречивости проявляется нестандартность человека, его принципиальная незавершенность. Мучаюсь – следовательно, существую.

«Пролог»

Я разный -

я натруженный и праздный.

Я целе-

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

Я так люблю,

чтоб все перемежалось!

И столько всякого во мне перемешалось

от запада

и до востока,

от зависти

и до восторга!

Я знаю - вы мне скажете:

"Где цельность?"

О, в этом всем огромная есть ценность!

- Лирический герой требует внимания к своей душевной жизни,он жаждет чуткости к себе.

«Тревожьтесь обо мне»

Тревожьтесь обо мне

пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне,

когда мне одиноко.

В усердии пустом

на мелком не ловите.

За все мое «потом»

мое «сейчас» любите.

В слове и переживании лирического героя проецируется читатель, потенциальный со-герой стихотворения. Утверждает самоценность любого человека и требует чуткости, отзывчивости к его душевной жизни.

- Взыскуя чуткости к себе, открывает свою душу навстречу жизни других. «Я жаден до людей». В его стихотворениях появляются герои: «Муська с фабрики конфетной», «лифтерша Маша», «дядя Вася» и тд. (простые советские люди). Лирический герой сопереживает им, каждый из них самоценен, в каждом из них – Россия.

- Двуединство образов «простых людей» и России. Простенькие ритмы, ломкая рифма, песенная мелодика, щемящая интонация. «Идут белые снеги».

- Видит высокое в том, что считается низким, видит необыкновенное в обыденном.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.