Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

2021-04-19 205
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями

1.2 Понятие должностных преступлений

1.3 Объективные и субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями

Глава 2. Актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями

2.1 Проблемы квалификации корыстных мотивов в статье 285 УК РФ

2.2 Вопросы квалификации последствий при должностных злоупотреблениях

Глава 3. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и проблемы их квалификации

3.1 Проблемы квалификации преступлений предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ

3.2 Отличие злоупотребления должностным положением от служебного подлога

Заключение

Библиография

 


Введение

 

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Необходимо дать оценку, в какой ситуации находятся те, кто, неправомерно пользуясь своим положением, получает дары здесь, на грешной земле.

Кстати, по российской Конституции права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, но, как показывает практика, наше законодательство далеко от совершенства. Порой должностные полномочия беззастенчиво эксплуатируются исключительно в корыстных целях, а покарать это зло не в силах не только простые граждане, но и компетентные ведомства.

Дело в том, что правоохранительные структуры России противодействуют коррупции на основе действующего законодательства, которое пока далеко от совершенства. Народная мудрость донесла до наших времен меткое сравнение: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Сохраняя верность этой печальной традиции, отечественные законы формулируются так, что могут быть истолкованы произвольно, а в такой ситуации вряд ли стоит ждать положительных результатов от работы наших спецслужб. К разрешению проблемы надо подходить комплексно, т.е. одновременно бороться с последствиями (раскрытие и расследование коррупционных преступлений, а также принятие мер по возмещению причиненного ими ущерба) и устранять причины этого уродливого явления [2.18.С.19].

В связи с этим хотелось бы в очередной раз напомнить, что правоохранительная деятельность – не единственный элемент в системе мер противодействия распространению коррупции. Здесь немаловажная роль отведена профилактике преступности, в том числе на стадии разработки законов и подзаконных нормативных актов, а также на этапах их совершенствования.

Для более чёткого и детального рассмотрения этого вопроса разберём ст. 285 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, под которым понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства [1.2.Ст.285].

Целью исследования является определение роли и качества норм Уголовного кодекса РФ в борьбе с различными проявлениями должностных преступлений в российском государстве, места среди этих норм статьи предусмотренной для противодействия преступлениям, совершаемым при злоупотреблении должностными полномочиями, анализ факторов, побуждающий к совершению данных правонарушений и оценка их последствий.

Задачи исследования:

· дать уголовно-правовую характеристику злоупотреблениям должностными полномочиями;

· рассмотреть актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями;

· показать отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и выявить проблемы их квалификации.

В качестве источников в данной работе были использованы труды авторов:

Журавлёва М.П., Никулина С.И., Наумова А.В., Рарога А.И., Чучаева А.И., Яцеленко Б.В. они помогли дать наиболее точную характеристику рассматриваемых преступлений, Богданова И.Я., Калинина А.П., Водько Н.Г., Волженкина Б.В., Гаухман Л., Долгова А.И., Иванова В.Д., Комиссарова В.С. в своих материалах авторы хорошо раскрывают актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями. Помимо указанных, источниками для написания работы послужили публикации в юридической прессе: научно – практический журнал «Уголовное право», который помог провести сравнительный анализ сходных по составу преступлений при помощи разносторонних примеров судебной практики, содержащейся в нём.

Работа состоит из трёх глав. В первой главе дана уголовно-правовая характеристика злоупотреблениям должностными полномочиями, представлен пример судебной практики из энциклопедии Российского законодательства «системы Гарант». Во второй главе рассмотрены актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями, приведёны примеры судебной практики из электронной библиотеки программы информационной поддержки Российской науки и образования «системы Консультант плюс». В третьей главе показаны отличия злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и определены проблемы их квалификации, а так же приведёны примеры судебной практики из энциклопедии Российского законодательства «системы Гарант».


Вопросы квалификации последствий при должностных злоупотреблениях

 

Одним из сложнейших вопросов квалификации злоупотребления должностными полномочиями является установление и оценка вреда, причиняемого данным преступлением. В ч. 1 ст. 285 УК РФ он определен как «...существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» отмечается: «...причинение существенного вреда... может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных иобщественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.» [2.14.С.8].

Злоупотребление должностными полномочиями посягает на государственную власть, интересы государственной и муниципальной службы. При этом конструкция ч. 1 ст. 285 УК РФ свидетельствует о том, что уголовный закон защищает не собственно власть и службу, а гарантированные государством и деятельностью чиновников интересы субъектов правоотношений.

Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции, существенность нарушения законных интересов граждан, организаций или государства должна быть обоснована не только с точки зрения качества попранных прав. Его последствия должны быть оценены количественно. В частности, Верховный Суд РФ в одном из своих решений указал: «Признавая К. виновным в злоупотреблении служебными полномочиями, суд установил, что в результате ненадлежащего производства и нарушения сроков следствия по уголовным делам причинен существенный вред охраняемым законом интересам граждан, организаций и государства. Однако эта формулировка является общей, в чем конкретно выразился ущерб, причиненный гражданам и организациям, и кому он причинен, не разъяснили ни органы предварительного следствия, ни суд.

Далее, признавая установленным, что К. не принял мер к возмещению материального ущерба причиненного 28 гражданам, 15 организациям и предприятиям по 22 уголовным делам суд также не отметил в приговоре, каким конкретно гражданам и организациям, в каком размере не возмещен материальный ущерб, и не привел в приговоре обоснования существенности причиненного им вреда. При таких обстоятельствах приговор признан незаконным и необоснованным» [2.14.С.9].

При уголовно-правовой оценке поведения виновного как злоупотребления должностными полномочиями нельзя ограничиваться только указанием на существенность нарушения правоохраняемых интересов. Вывод о том, что права и интересы потерпевших были действительно нарушены существенным образом, должен быть обоснован. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06 февраля 2007 г. № 7 «О судебном приговоре» отмечается: «Признавая подсудимого виновным в совершении преступления по признакам, относящимся к оценочным категориям... суд не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан привести в описательно-мотивировочной части приговора обстоятельства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака» [3.21.С.14].

Используемое в ч. 1 ст. 285 УК РФ указание на существенность нарушения законных прав и интересов личности общества и государства характеризует данное деяние и способ его совершения. Это создает предпосылки для применения сравнительного метода толкования. Нужно соотносить обстоятельства совершенного конкретного злоупотребления должностными полномочиями со специальными нормами, предусматривающими ответственность за посягательства должностных лиц. Криминализация описанных в них нарушений долга службы неопровержимо свидетельствует о признании их законодателем существенными.

При проведении занятия с прокурорскими работниками автору был задан вопрос о наличии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, в действиях директора образовательного учреждения. Он сдавал в аренду своей супруге помещение, которое находилось в его оперативном управлении. Следствие установило, что арендная плата была явно занижена, в результате чего бюджет Омской области в течение двух лет недополучил 200 тыс. руб. Участники дискуссии высказали точку зрения, в соответствии с которой ущерб в 200 тыс. руб. для бюджета субъекта Федерации не может быть признан существенным.

Если хищение и уклонение от уплаты налогов посягают только на собственность и экономическую деятельность, то опасность злоупотребления должностными полномочиями состоит, прежде всего, в предательстве публичного интереса, подрыве экономической основы государственного управления. Ущерб даже в несколько миллионов рублей не приведет к проблемам формирования бюджета Омской области, а для Российской Федерации недоимка в размере 100 тыс. руб. тем более не будет ощутимой. Между тем важно видеть не только первичное последствие преступного поведения. Необходимо учитывать, что «преступление как единичное социальное явление в сочетании с другими преступлениями таит в себе угрозу качественного изменения условий существования общества» [2.14.С.11].

В обвинительном заключении и приговоре суда существенность злоупотребления должна быть обоснованна коротко и емко. В одном из постановлений Конституционного Суда РФ отмечается: «...Оценка степени определенности содержащихся в законе понятий должна осуществляться, исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок... но и из их места в системе нормативных предписаний». Возвращаясь к делу директора образовательного учреждения, можно констатировать, что он нарушил интересы государства в сфере управления недвижимостью, находящейся в собственности субъекта Федерации, причинив тем самым ущерб бюджету в сумме 200 тыс. руб. По смыслу закона с учетом способа посягательства данное нарушение интересов государства является существенным.

Таким образом, при квалификации преступлений по ст. 285 УК РФ нельзя забывать о самостоятельной ценности государства как концентрированном интересе всех и каждого. Обосновывая уголовную противоправность злоупотребления, следует исходить из того, что посягательство на публичный интерес всегда выражается в нарушении конкретных прав вполне определённых субъектов общественных отношений. Нарушение должно получить в приговоре качественную и, если это возможно, количественную оценку. Важно подчеркнуть связь между полномочиями виновного должностного лица и нарушенными правами потерпевших. Если совершить кражу может каждый, то злоупотребить полномочиями только тот, кому они вверены. Вред от преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, настолько идентифицируется с его исполнителем, что уголовное дело по факту соответствующего посягательства, совершенного неизвестным, вообще не может быть возбуждено [3.24.С.23]. Это обстоятельство, наряду с признанием злонамеренного использования виновным предоставленных ему полномочий и нарушения прав потерпевших в качестве единого акта, позволяет при определении «существенности» злоупотребления ведущую роль отвести сравнительному методу толкования.


Заключение

 

Коррупция, помноженная на «неприкосновенность» отдельных представителей законодательной власти, порождают вседозволенность и безнаказанность. Как следствие, возникает катастрофическое падение доверия населения к представительным учреждениям.

Коррупцией пронизана вся вертикаль власти. Практически во всех сферах государственной деятельности, где распределяются финансовые или иные материальные ресурсы, налицо злоупотребление должностными лицами своим полномочиями.

Британская газета «Санди Таймс» опубликовала статью, рассказывающую о коррупции, существующей при получении строительных контрактов на возведение спортивных сооружений в Сочи, предназначенных для зимних Олимпийских игр 2014 года. Глава крупной строительной компании Валерий Морозов сообщил в российскую прокуратуру о вымогательстве со стороны высокопоставленного чиновника, требовавшего откат за контракт на строительство в Сочи. После начала расследования Морозов, опасаясь за свою жизнь, прилетел в Лондон, чтобы рассказать британским журналистам о коррупции в России.

«Санди Таймс» пишет, что проведение зимних Олимпийских игр в Сочи будет стоить России 9 миллиардов фунтов (примерно 450 миллиардов рублей) – это более чем в шесть раз выше стоимости зимних Олимпийских игр в Ванкувере.

За получение доходных государственных контрактов на строительство спортивных сооружений в Сочи идет серьезная конкурентная борьба. Как отмечается в статье британской газеты, компания Валерия Морозова выиграла тендер на строительство в Сочи жилого комплекса для официальных представителей стран-участниц Олимпийских игр, однако её сняли с объекта, не дав завершить все работы, и объявили второй тендер. По сведениям газеты, этому предшествовало требование, которое Морозов получил от высокопоставленного чиновника: заплатить откат – 12 процентов от стоимости контракта в полтора миллиарда рублей [2.19.].

Этот пример является показательным, подобные случаи, без преувеличения, можно найти во всех городах любого субъекта РФ. Как отмечалось ранее для создания эффективных инструментов борьбы с коррупцией во всевозможных её проявлениях нужно применять комплексный подход, где борьба с последствиями данных преступлений развивается наряду с их профилактикой.

Уголовный кодекс РФ содержит предостаточно норм, посредством которых ряды коррупционеров можно «проредить». Он, в частности, позволяет карать за должностные преступления, а также за такие проявления коррупции, как мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения и иные злоупотребления.

На рассмотренном в данной курсовой работе примере становится понятно, что существует сильная и достаточно проработанная нормативная база, которая позволяет эффективно противостоять коррупции – болезни современного российского общества, но при этом необходимо проведение работы по более тщательному её толкованию и принятию дополнительных норм по спорным вопросам, таким например как совершение хищения с использованием должностного положения. Было бы неправильным считать, что необходимость толкования уголовного закона обусловлена, исключительно его несовершенством. Наоборот, чем совершеннее закон, тем больше в нем конкретные понятия заменяются обобщенными юридическими признаками и, соответственно, большее значение приобретает научно обоснованное толкование.

 


Библиография

1. Законодательные, нормативные акты

1.1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Москва ИНФРА-М, 2009.

1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
(с изменениями на 25.09.2009 года) // Москва, издательство «ОМЕГА-Л», 2009.

1.3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

1.4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

1.5. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.

1.6. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

2. Литература

2.7. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник. // под ред. проф. Рарога А.И. – М.: Проспект, 2008.

2.8. Уголовное право России. Учебник для вузов. // под ред. проф. Дуюнова В.К. – Москва. РИОР, 2009.

2.9. Уголовное право. Общая и особенная части. Учебник для вузов. // под общ. ред. проф. Журавлёва М.П. и Никулина С.И. – Москва, НОРМА, 2008.

2.10. «Власть как криминологическая проблема» Долгова А.И. // «Преступность и власть». Материалы конференции, Москва, 2000.

2.11. «Взяточничество и должностное преступление» Яни П.С. // Уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.

2.12. «Коррупция в России» Богданов И.Я., Калинин А.П. // социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2001.

2.13. «Как избежать аналогии при квалификации корыстных злоупотреблений должностными полномочиями» Борков В. // научно-практический журнал «Уголовное право» №1, 2008.

2.14. «Существенность нарушения правоохраняемых интересов при квалификации должностного злоупотребления» Борков В. // научно-практический журнал «Уголовное право» №6, 2009.

2.15. «Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ» Борков В. // научно-практический журнал «Уголовное право» №3, 2008.

2.16. «Актуальные вопросы применения нормы о служебном подлоге» Борков В. // научно-практический журнал «Уголовное право» №5, 2008.

2.17. Коррупция и коррупционное преступление. Гаухман Л. // «Законность», № 6, 2000.

2.18. «Злоупотребление должностными полномочиями как основа отечественной коррупции» Голубев В.В. / «Законодательство», №6, июнь 2002.

2.19. http://e-riadnik.org.ua/modules.php?name=News&file=3175.

3. Юридическая практика

3.20. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.

3.21. Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 06.02.2007 «О судебном приговоре» // СПС «Консультант Плюс».

3.22. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. №29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации №2, 2003 // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.

3.23. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.03.2003 г. №51п 2003 // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.

3.24. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 г. №46 – Дп 05-77 // СПС «Консультант Плюс».

3.25. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, №4, 2000 г. // СПС «Консультант Плюс».

3.26. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, №8, 2000 г. // СПС «Консультант Плюс».

Размещено на Allbest.ru

Содержание

 

Введение

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями

1.2 Понятие должностных преступлений

1.3 Объективные и субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями

Глава 2. Актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями

2.1 Проблемы квалификации корыстных мотивов в статье 285 УК РФ

2.2 Вопросы квалификации последствий при должностных злоупотреблениях

Глава 3. Отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и проблемы их квалификации

3.1 Проблемы квалификации преступлений предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ

3.2 Отличие злоупотребления должностным положением от служебного подлога

Заключение

Библиография

 


Введение

 

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Необходимо дать оценку, в какой ситуации находятся те, кто, неправомерно пользуясь своим положением, получает дары здесь, на грешной земле.

Кстати, по российской Конституции права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, но, как показывает практика, наше законодательство далеко от совершенства. Порой должностные полномочия беззастенчиво эксплуатируются исключительно в корыстных целях, а покарать это зло не в силах не только простые граждане, но и компетентные ведомства.

Дело в том, что правоохранительные структуры России противодействуют коррупции на основе действующего законодательства, которое пока далеко от совершенства. Народная мудрость донесла до наших времен меткое сравнение: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Сохраняя верность этой печальной традиции, отечественные законы формулируются так, что могут быть истолкованы произвольно, а в такой ситуации вряд ли стоит ждать положительных результатов от работы наших спецслужб. К разрешению проблемы надо подходить комплексно, т.е. одновременно бороться с последствиями (раскрытие и расследование коррупционных преступлений, а также принятие мер по возмещению причиненного ими ущерба) и устранять причины этого уродливого явления [2.18.С.19].

В связи с этим хотелось бы в очередной раз напомнить, что правоохранительная деятельность – не единственный элемент в системе мер противодействия распространению коррупции. Здесь немаловажная роль отведена профилактике преступности, в том числе на стадии разработки законов и подзаконных нормативных актов, а также на этапах их совершенствования.

Для более чёткого и детального рассмотрения этого вопроса разберём ст. 285 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, под которым понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства [1.2.Ст.285].

Целью исследования является определение роли и качества норм Уголовного кодекса РФ в борьбе с различными проявлениями должностных преступлений в российском государстве, места среди этих норм статьи предусмотренной для противодействия преступлениям, совершаемым при злоупотреблении должностными полномочиями, анализ факторов, побуждающий к совершению данных правонарушений и оценка их последствий.

Задачи исследования:

· дать уголовно-правовую характеристику злоупотреблениям должностными полномочиями;

· рассмотреть актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями;

· показать отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и выявить проблемы их квалификации.

В качестве источников в данной работе были использованы труды авторов:

Журавлёва М.П., Никулина С.И., Наумова А.В., Рарога А.И., Чучаева А.И., Яцеленко Б.В. они помогли дать наиболее точную характеристику рассматриваемых преступлений, Богданова И.Я., Калинина А.П., Водько Н.Г., Волженкина Б.В., Гаухман Л., Долгова А.И., Иванова В.Д., Комиссарова В.С. в своих материалах авторы хорошо раскрывают актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями. Помимо указанных, источниками для написания работы послужили публикации в юридической прессе: научно – практический журнал «Уголовное право», который помог провести сравнительный анализ сходных по составу преступлений при помощи разносторонних примеров судебной практики, содержащейся в нём.

Работа состоит из трёх глав. В первой главе дана уголовно-правовая характеристика злоупотреблениям должностными полномочиями, представлен пример судебной практики из энциклопедии Российского законодательства «системы Гарант». Во второй главе рассмотрены актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями, приведёны примеры судебной практики из электронной библиотеки программы информационной поддержки Российской науки и образования «системы Консультант плюс». В третьей главе показаны отличия злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и определены проблемы их квалификации, а так же приведёны примеры судебной практики из энциклопедии Российского законодательства «системы Гарант».


Глава 1. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.