Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием

2021-04-19 83
Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.

Эффективность местного самоуправления определяется как правовой основой, так и наличием достаточных материальных ресурсов, обеспечивающих финансовую независимость и самостоятельность муниципальных органов власти. Финансово-экономической основой местного самоуправления является муниципальное имущество. Основную и наиболее социально значимую часть муниципального имущества составляют муниципальные унитарные предприятия (от 15-20 в небольших муниципальных образованиях до 300 в крупных городах).

Создавая муниципальные унитарные предприятия (МУП), местные органы самоуправления, как правило, преследуют две основные цели: пополнение доходной части муниципального бюджета и создание нормальных жизненных условий на территории муниципального образования и удовлетворение первостепенных потребностей населения.

В 90-е годы и до настоящего времени управление МУП со стороны органов муниципальной власти основывалось на административных и организационно-распорядительных методах, что было оправдано, так как отсутствовали организационно-экономические и частично правовые основы других методов управления, не было опыта работы в новых экономических условиях.

В настоящее время в различных отраслях появился опыт успешного функционирования частных предприятий, и созрели предпосылки для совершенствования управления МУП и вывода их из кризисного состояния на основе различных форм муниципально-частного сотрудничества, которые успешно применяются и развиваются за рубежом как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой, подобных России. Опыта такой деятельности в России нет. Кроме того, привлечение для управления муниципальным имуществом успешно хозяйствующих субъектов сдерживается особенностью организационно-правового статуса МУП.

Объектом исследования является муниципальная экономика, а предметом исследования выступают унитарные муниципальные предприятия.

Цель работы - изучить особенности управления муниципальным унитарным предприятием.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием;

рассмотреть муниципальное унитарное предприятие как основу функционирования муниципальной экономики.

Нормативно-правовой базой курсовой работы послужил Гражданский кодекс РФ и федеральные законы: «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 2002 г. и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.

 

 


Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием

 

Муниципальное унитарное предприятие как основа функционирования муниципальной экономики

 

Заключение

 

Таким образом, в заключении следует отметить, что муниципальный сектор всегда играл и по-прежнему играет существенную роль в экономике региона.

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно использовать находящуюся в его распоряжении собственность, финансовые ресурсы, землю. Однако, использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них.

Некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.

По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направления, поскольку методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми вынуждены контактировать в процессе своей деятельности органы местного самоуправления.

Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на следующие основные группы:

муниципальные предприятия и учреждения;

предприятия и учреждения иных форм собственности. Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления будут различными.

Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия. Права же на регулирование хозяйственной деятельности в отношении других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений не просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, с точки зрения организации их деятельности и пользования результатами этой деятельности, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны.

Сложность управленческой деятельности органов местного самоуправления, заключается в том, что они выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории.

Унитарные предприятия, независимо от формы образующей их собственности, по своей юридической природе являются инструментом, обеспечивающим равноправное участие муниципального образования в муниципальной экономике.

Социальная специфика унитарных предприятий заключается в том, что основным полезным для общества продуктом их предпринимательской деятельности предстают не только товары и услуги, но и условия, обеспечивающие благополучие большинства российских граждан и прогресс российского общества.

Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды.

 

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 2009. - 21 января.

. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм. на 30 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (с изм. на 21 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №48. - Ст. 3822.

. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ (с изм. на 30 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №48. - Ст. 4746.

5. Актуальные вопросы развития муниципальных образований / под общ. ред. К.Н. Барцица, В.В. Бакушева. - М.: РАГС, 2008. - 300 с.

. Глазов, М.М. Менеджмент предприятия: анализ и диагностика: учебник / М.М. Глазов. - М.: Норма, 2007. - 358 с.

. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление / В.Г. Игнатов. - М.: Март, 2007. - 384 с.

8. Кабашов, С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации / С.Ю. Кабашов. - М.: Наука, 2009. - 350 с.

. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 608 с.

. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: Проспект, 2009. - 672 с.

. Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: МарТ, 2007. - 428 с.

. Макашева, З.М. Исследование систем управления: учебное пособие / З.М. Макашева. - М.: КноРус, 2008. - 175 с.

. Менеджмент: учебник / под ред. М.П. Переверзева. - М.: Инфра-М, 2008. - 330 с.

. Научный комментарий к Федеральному закону РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ / под ред. Н.М. Коршунов, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 170 с.

. Парахина, В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: Кнорус, 2010. - 494 с.

. Попов, В.Н. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко. - М.: КноРус, 2008. - 304 с.

. Румянцева, З.П. Общее управление организацией: учебник / З.П. Румянцева. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 355 с.

. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.

. Шугрина, Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / Е.С. Шугрина. - М.: Норма, 2010. - 528 с.

. Фахреева, Р.И. Законодательство о предпринимательской деятельности муниципальных унитарных предприятий: история становления и современное состояние / Р.И. Фахреева // Право и государство: теория и практика. - 2011. - №1. - С. 46-50.

. Оболонкова, Е.В. Перспективы сохранения унитарных предприятий в действующем российском законодательстве // Журнал российского права. - 2010. - №6. - С. 13-19.

. Ишбаева, Т.В. Муниципальные унитарные предприятия / Т.В. Ишбаева // Специалист. - 2010. - №2. - С. 29.

. Глинка, В.И. К вопросу о муниципальной собственности / В.И. Глинка // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №17. - С. 34-36.

. Михайлов, Н.И. Современное гражданское законодательство о правовом статусе унитарных предприятий и их значении для развития рыночной экономики / Н.И. Михайлов // Право и образование. - 2009. - №8. - С. 139-145.

. Егоров, А.Ю. Социально-экономическая специфика инновационного развития муниципального образования / А.Ю. Егоров // Экономические науки. - 2009. - №5. - С. 212-215.

. Широков, А. Еще раз к вопросу о муниципальном хозяйстве / А. Широков // Муниципальная власть. - 2009. - №3. - С. 49-52.

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.

Эффективность местного самоуправления определяется как правовой основой, так и наличием достаточных материальных ресурсов, обеспечивающих финансовую независимость и самостоятельность муниципальных органов власти. Финансово-экономической основой местного самоуправления является муниципальное имущество. Основную и наиболее социально значимую часть муниципального имущества составляют муниципальные унитарные предприятия (от 15-20 в небольших муниципальных образованиях до 300 в крупных городах).

Создавая муниципальные унитарные предприятия (МУП), местные органы самоуправления, как правило, преследуют две основные цели: пополнение доходной части муниципального бюджета и создание нормальных жизненных условий на территории муниципального образования и удовлетворение первостепенных потребностей населения.

В 90-е годы и до настоящего времени управление МУП со стороны органов муниципальной власти основывалось на административных и организационно-распорядительных методах, что было оправдано, так как отсутствовали организационно-экономические и частично правовые основы других методов управления, не было опыта работы в новых экономических условиях.

В настоящее время в различных отраслях появился опыт успешного функционирования частных предприятий, и созрели предпосылки для совершенствования управления МУП и вывода их из кризисного состояния на основе различных форм муниципально-частного сотрудничества, которые успешно применяются и развиваются за рубежом как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой, подобных России. Опыта такой деятельности в России нет. Кроме того, привлечение для управления муниципальным имуществом успешно хозяйствующих субъектов сдерживается особенностью организационно-правового статуса МУП.

Объектом исследования является муниципальная экономика, а предметом исследования выступают унитарные муниципальные предприятия.

Цель работы - изучить особенности управления муниципальным унитарным предприятием.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием;

рассмотреть муниципальное унитарное предприятие как основу функционирования муниципальной экономики.

Нормативно-правовой базой курсовой работы послужил Гражданский кодекс РФ и федеральные законы: «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 2002 г. и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.

 

 


Теоретические основы управления муниципальным унитарным предприятием

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.