Денежное обращение в организациях — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Денежное обращение в организациях

2021-04-19 72
Денежное обращение в организациях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С 1 января 2012 г. вступил в силу новый порядок ведения кассовых операций, который распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Решением ЦБ РФ от 12.10.2011 N 373-П утверждено новое Положение <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94CAF27313D6EF6F0892ED2j9h8I> о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (далее - Положение N 373-П) [13].

В связи с принятием данного Положения <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94CAF27313D6EF6F0892ED2j9h8I> с 1 января 2012 г. Указанием <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94DA922393D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F86jBh8I> Банка России от 13.12.2011 N 2750-У признаны утратившими силу следующие документы:

Порядок <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E452C248AF2D666A6CA7A5872BDAC88051BE12A2CD57A0j9hEI> ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 [15];

Положение <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E458C24AAB233B6064FEA9852CjDh5I> Банка России от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" [12];

Указание <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E458C24AA9203B6064FEA9852CjDh5I> Банка России от 31.10.2002 N 1201-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" [12];

Письмо <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E452C248AF2D666A6CA7A587j2hBI> Банка России от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" [15].

Согласно п.1.2 <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94CAF27313D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F87jBhCI> Положения N 373-П для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E459CC4CAA273B6064FEA9852CD5979756F71EA3CD57A39Dj8h7I> (0310004) <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC949AA20393D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F80jBhEI> суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Для вновь созданного юридического лица, индивидуального предпринимателя необходимо учитывать ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Важно отметить, что установленный организацией (ИП) лимит остатка кассы не подлежит согласованию или утверждению ни банком, ни другим контролирующим органом.

Если предприятие торговли (ИП) продает товары за наличный расчет, для определения лимита остатка наличных денег (L) учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Вновь созданное юридическое лицо (ИП) берет в расчет ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Лимит определяется по формуле (1):

 

 (1)

 

где, L - лимит остатка наличных денег в рублях;- объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;

Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица, индивидуального предпринимателя);

 - период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица, индивидуального предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы  определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Расчетный период юридическое лицо (ИП) определяет самостоятельно, но он не должен превышать 92 рабочих дня. В принципе за расчетный период можно взять и один день, на который пришелся пик выручки. Тогда лимит будет максимально возможным. Период времени между визитами в банк также нужно установить с учетом того, что он не может быть более семи дней. Исключение из данного правила предусмотрено лишь для ситуаций, когда организация или ИП расположены в населенном пункте, где отсутствует банк. Тогда данный показатель не должен превышать 14 рабочих дней.

Вторая формула <consultantplus://offline/ref=C8B357DB4F1348199E00D0D2065BF7B71BBE06CD847189F246CB83895E4FDBAFA4FE3E0EE1C9E52EE4h6I> предназначена для юридических лиц и ИП, которые не имеют наличной выручки. В этом случае исходить нужно из объема выдачи наличных средств, причем в расчет не берутся деньги, предназначенные для выдачи зарплаты и иных выплат в пользу сотрудников. Формула <consultantplus://offline/ref=C8B357DB4F1348199E00D0D2065BF7B71BBE06CD847189F246CB83895E4FDBAFA4FE3E0EE1C9E52EE4h6I> имеет следующий вид (2):

= (R: P) x Nn (2)

 

где, R - объем выдачи наличных денег.

Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица, индивидуального предпринимателя);- период времени между днями получения наличных в банке.

Организация розничной торговли, устанавливая лимит остатка денежной наличности на 2014 г., использует следующие показатели: расчетный период - с 01.12.2013 по 31.12.2013 (выбран пиковый период продаж). Учитывая, что торговая организация работает без выходных, расчетный период составляет 31 дн. Размер выручки за указанный период - 1520100 руб. Согласно договору с обслуживающим банком выручка сдается в отделение банка через день, то есть период времени между днями сдачи в банк наличных денег - 2 дн.

Образец распорядительного документа на определение лимита кассы приведен в таблице 1.

 

Таблица 1

Общество с ограниченной ответственностью "Строй-снаб"

ИНН/КПП:  
Юридический адрес:  
Тел., факс:  
Р/с:  
БИК, к/с:  

Расчет на определение лимита остатка наличных денег на 2014 г.

Расчетный период 31 раб. дн. (с 01.12.2012 по 31.12.2012)
Налично-денежная выручка, за расчетный период 1520100 руб.
Период времени между днями сдачи в банк 2 дн.

 (1 520 100 руб. / 31 дн.) x 2 дн.

Установить лимит остатка в кассе в сумме 98 071 руб. (Девяносто восемь тысяч семьдесят один руб.).

Руководитель предприятия __________________________________ Главный бухгалтер _________________________________________

 

Таким образом, лимит остатка денежных средств организации составит 98 071 руб. Сумма, превышающая указанную, должна быть сдана в банк.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.

Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45ACA4BAA22333D6EF6F0892ED2j9h8I> от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45ACA4BAA24353D6EF6F0892ED2j9h8I> от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности.

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни:

выплаты заработной платы;

выплаты стипендий;

выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты;

выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций [13].

В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

Таким образом, с 1 января 2012 года юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно устанавливают объем наличных денежных средств, который можно хранить в кассе. Более того, теперь не требуется уведомлять банк о размере установленного лимита остатка кассы.

Согласно п.1.6 <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94CAF27313D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F84jBhDI> Положения N 373-П кассовые операции ведутся у юридического лица, индивидуального предпринимателя кассовым работником (кассиром), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под роспись. При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира. Кассовые операции также могут проводиться и руководителем [13].

Согласно ст.15.1 <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94BA926363D6EF6F0892ED298C841F057AFCF50A1j9h6I> КоАП нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.;

на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

 

1.3 Сравнительная характеристика ПБУ 23/2011 "Отчёт о движении денежных средств" и IAS 7 "Отчеты о движении денежных средств"

 

В международной практике актуальность и полезность информации о движении денежных средств компании были оценены в IAS 7 "Отчеты о движении денежных средств" как необходимость оценки способности компании создавать денежные средства и их эквиваленты и ее потребностей в денежных средствах. Приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 11н впервые в российской практике учета утверждено ПБУ 23/2011 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100010>, касающееся раскрытия информации о движении денежных средств. Целью разработки данного ПБУ <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100010> является установление правил составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций), являющимися юридическими лицами по законодательству РФ. Рассмотрим, по каким правилам раскрывается информация о движении денежных средств для представления ее в финансовой отчетности компании.

Каждая организация, составляющая отчетность по МСФО, должна составлять помимо прочих форм также и отчет о движении денежных средств, являющийся неотъемлемым компонентом финансовой отчетности за соответствующий отчетный период. Отчет о движении денежных средств является предметом МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств" (далее - МСФО 7).

Отчет о движении денежных средств представляет информацию, которая помогает пользователям финансовой отчетности оценить изменения чистых активов организации, ее финансовой структуры (в том числе ликвидности и платежеспособности), а также способность организации влиять на объемы и сроки денежных потоков в целях адаптации к изменяющимся обстоятельствам и возможностям.

Отчет о движении денежных средств в составе бухгалтерской отчетности организации впервые появился как дополнительный раздел <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=10736;fld=134;dst=100346> "Движение денежных средств" к отчету о финансовых результатах и их использовании начиная с отчета за девять месяцев 1995 г.

В этом отчете <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=10736;fld=134;dst=100346> представлялась информация исходя из характера поступления (от реализации товаров, работ, услуг, прочего имущества, внереализационных операций и из банка) и использования денежных средств (на приобретение товаров, оплату работ, услуг, труда, на выплату дивидендов, процентов, на финансовые вложения и пр.). Такое представление денежных средств в отчете еще разделялось на движение денежных средств по наличному (с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) и бланков строгой отчетности (БСО)) и безналичному расчету.

С тех пор в бухгалтерском законодательстве было несколько вариантов представления отчета о движении денежных средств, но уже Приказом <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=21065;fld=134;dst=101462> Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 97) движение денежных средств было распределено на движение по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. При этом, справочно <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=21065;fld=134;dst=100628>, отражалась информация о движении денежных средств по наличному расчету с применением ККТ и с использованием БСО, а также о движении наличных денежных средств из кассы организации в банк и из банка в кассу организации.

К Приказу N 97 были изданы указания <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=21065;fld=134;dst=101463> по заполнению формы отчета о движении денежных средств (форма N 4), в которых определялось, что для целей составления отчета <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=21065;fld=134;dst=100531> понимается:

"под текущей деятельностью - деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности;

под инвестиционной деятельностью - деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;

под финансовой деятельностью - деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.".

Порядок же отражения денежных средств в иностранной валюте в Приказе <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=21065;fld=134;dst=101461> N 97 был регламентирован следующим образом: "В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы".

Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" не внес существенных изменений в форму <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=40644;fld=134;dst=100766> отчета о движении денежных средств и порядок <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=40644;fld=134;dst=100028> его заполнения.

Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 67н, в настоящее время не действует) кардинально изменил эту форму <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107973;fld=134;dst=100202>, что стало причиной многочисленных вопросов со стороны бухгалтеров организаций (кроме кредитных и страховых организаций, а также бюджетных учреждений), которым было вменено в обязанность включать отчет о движении денежных средств в состав годовой отчетности. В частности:

появилось требование о представлении информации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности на отчетный год и аналогичный период предыдущего года;

в отчете появилась строка <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107973;fld=134;dst=112> "Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю";

из отчета были исключены строки для представления информации о движении наличных денежных средств из кассы организации в банк <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=40644;fld=134;dst=100901> и из банка в кассу организации <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=40644;fld=134;dst=100899> [11].

Однако никаких специальных указаний, как решать эти вопросы, в Приказе <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107973;fld=134> N 67н не содержалось.

Ответ на первые два вопроса можно получить, обратившись к международным стандартам финансовой отчетности, а точнее, к IAS 7 "Отчеты о движении денежных средств". Такое право дает нам п.7 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107308;fld=134;dst=100044> ПБУ 1/2008, в котором указано, что если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из ПБУ 1/2008 и иных ПБУ, а также МСФО.

Итак, в п.9 IAS 7 установлено, что движение денежных средств не включает движение денежных средств между статьями, составляющими денежные средства или их эквиваленты. Это значит, что движение по денежным счетам (50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и 52 "Валютные счета") не должно участвовать в формировании показателей отчета, за исключением финансового результата от сделки при покупке-продаже валюты.

По вопросу, касающемуся заполнения строки <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107973;fld=134;dst=112> "Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю", нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету содержали противоречивые требования к отражению в отчете о движении денежных средств движения иностранной валюты.

Указания <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107973;fld=134;dst=100063> о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности требовали пересчитывать в рубли все операции по курсу Банка России, действующему на отчетную дату, Закон о бухгалтерском учете содержал и содержит другую норму <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=100271;fld=134;dst=100101>, требующую пересчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции. Норма <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=100271;fld=134;dst=100101> Закона согласуется с международной практикой составления финансовой отчетности (п.25 IAS 7).

Таким образом, каждая организация принимала для себя свой способ формирования показателей указанной строки <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107973;fld=134;dst=112>, исходя из определения даты пересчета валютных операций, и закрепляла его в учетной политике.

Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организации" (далее - Приказ N 66н) внесены изменения в порядок и формы составления бухгалтерской отчетности, в том числе и в отчет <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100206> о движении денежных средств. Поскольку указаний по заполнению новых форм финансовое ведомство не предлагает, появление ПБУ 23/2011 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100010> "Отчет о движении денежных средств" стало актуальным и всеми ожидаемым событием [14]. Однако при более детальном прочтении нового ПБУ <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100010> стало очевидным, что его содержание не снимает всех вопросов о порядке заполнения отчета о движении денежных средств, кроме того, рождает новые вопросы и предположения.

Чтобы понять основную идею законодателей, заложенную в ПБУ 23/2011 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100010>, необходимо сопоставить два документа, регламентирующих порядок составления отчета о движении денежных средств. Для более полной картины сравнения обратимся к третьему, документу - IAS 7 - и приведем некоторые сравнительные характеристик.

Анализ позволяет предположить, что при подготовке ПБУ 23/2011 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100010> основной целью разработчиков являлось не простое пояснение порядка заполнения отчета о движении денежных средств, а создание в российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) документа, аналогичного международным стандартам финансовой отчетности.

Таким образом, в настоящее время существует ПБУ 23/2011 с установленными правилами составления отчета о движении денежных средств (п.1) <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100012>, а с другой стороны - сама форма <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100206> отчета о движении денежных средств, утвержденная Приказом N 66н [12].

В отличие от Приказа N 67н, где в п.3 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=107973;fld=134;dst=100007> было указано:". рекомендовать организациям при разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установленные адреса, учитывать образцы форм согласно Приложению", новые формы Приказа N 66н не носят статус "рекомендуемых", так как в п.2 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100007> указано:". утвердить следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках согласно Приложению N 2 к данному Приказу:

форму <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100138> отчета об изменениях капитала;

форму <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100206> отчета о движении денежных средств;

форму <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100260> отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)".

При этом согласно п.3 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100011> Приказа N 66н организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов, а именно:

бухгалтерского баланса <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100026>;

отчета <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100091> о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах);

отчета <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100138> об изменениях капитала;

отчета <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100206> о движении денежных средств;

отчета <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100260> о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров [12].

Таким образом, требования ПБУ 23/2011 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100010> к составлению отчета о движении денежных средств не всегда предусмотрены формой <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100206> отчета (например, возможность отражения денежных потоков свернуто), а форма <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100206> отчета не учитывает всех требований ПБУ 23/2011 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100010> (например, платежи по налогу на прибыль могут быть отражены как в текущей, так и в инвестиционной и финансовой деятельности, а не только в текущей, как это предусмотрено формой <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=103394;fld=134;dst=100206> отчета, утвержденной Приказом N 66н) [12].

Следует иметь в виду, что еще одна новая категория денежных потоков требует отдельного внимания бухгалтера, формирующего отчет о движении денежных средств.

В п. 20 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100082> ПБУ 23/2011 сказано, что существенные денежные потоки организации между ней и хозяйственными обществами или товариществами, являющимися по отношению к организации дочерними, зависимыми или основными, отражаются отдельно от аналогичных денежных потоков между организацией и другими лицами [14].

Это означает, что исходя из уровня существенности организация отражает отдельно (например, "в том числе") денежные потоки между ней и ее дочерними, зависимыми и (или) основными хозяйственными обществами либо товариществами по каждому виду деятельности.

Вопрос отражения в отчете денежных потоков по операциям с иностранной валютой, который каждая организация раньше решала самостоятельно, в ПБУ 23/2011 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100065> прописан достаточно ясно и однозначно:

величина денежных потоков в иностранной валюте пересчитывается в рубли по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Банком России на дату осуществления или поступления платежа;

остатки денежных средств и денежных эквивалентов в иностранной валюте на начало и конец отчетного периода отражаются в отчете в рублях в сумме, которая определяется в соответствии с ПБУ 3/2006 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=111059;fld=134;dst=100012>, - по курсу, действующему на отчетную дату; при этом отчетной датой для пересчета остатков на начало отчетного периода является 31 декабря предыдущего года, так как остаток денежных средств на начало отчетного периода - это остаток денежных средств на конец предыдущего периода, для которого отчетной датой является 31 декабря предыдущего года;

разница, возникающая в связи с пересчетом денежных потоков организации и остатков денежных средств и денежных эквивалентов в иностранной валюте по курсам на разные даты, отражается в отчете о движении отдельно от текущих, инвестиционных и финансовых денежных потоков организации как влияние изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю.

Если валютно-обменные операции по обмену иностранной валюты на рубли и наоборот происходят незамедлительно в рамках обычной деятельности организации, то денежные потоки отражаются в отчете о движении денежных средств в сумме фактически полученных (уплаченных) рублей без промежуточного пересчета иностранной валюты в рубли.

В п.6 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100018> ПБУ 23/2011 определено, что не являются денежными потоками платежи денежных средств, связанные с инвестированием их в денежные эквиваленты, а также поступления денежных средств от погашения денежных эквивалентов (за исключением начисленных процентов) [14].

В п.17 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100073> ПБУ 23/2011 денежные потоки от покупки и перепродажи финансовых вложений (без указания на сроки перепродажи) предлагается раскрывать в составе денежных потоков, отражаемых свернуто и отличающихся быстрым оборотом, большими суммами и короткими сроками возврата.

Учитывая положения, содержащиеся в п. п.6 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100018> и 17 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=112417;fld=134;dst=100073>, указанная формулировка позволяет предположить, что речь идет о денежных потоках (притоке или оттоке) только в части прибыли или убытка, полученного от операции приобретения и перепродажи финансовых вложений в краткосрочной перспективе, т.е. результата от сделки покупки-продажи финансовых вложений, признанных денежными эквивалентами.


Глава 2. Учет кассовых операций на примере ООО "Строй-снаб"

 

Глава 2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ООО "Строй-снаб"

 

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью "Строй-снаб", которое было образовано в декабре 2009 года. Согласно положениям устава ООО "Строй-снаб" было создано для того, чтобы:

наиболее полно удовлетворять в городе потребности населения в определенной продукции и в оказании определенного ряда услуг;

образовать дополнительные рабочие места.

ООО "Строй-снаб" является юридическим лицом по российскому законодательству, имеет самостоятельный баланс и действует на основе полного хозрасчета самоокупаемости, самофинансировании, имеет свой расчетный счет в банке. Являясь хозяйственным обществом ООО "Строй-снаб", имеет уставный капитал 332183 рубля, который разделен на определенные доли участников, которые не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде осуществлять сделки соответствующие его деятельности.

Все вопросы решаются на общем собрании участников ООО "Строй-снаб", на котором составляется протокол собрания и отражаются все принятые решения. Общество имеет круглую печать, штампы, бланки, необходимые для ведения финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Данное предприятие работает в соответствии с российскими стандартами, законами, положениями и инструкциями по бухгалтерскому учёту и отчётности. На основании Приказа Министерства Финансов России от 09.12.98 г. и в соответствии с 25 главой Налогового Кодекса РФ была принята учётная политика организации, в которой отражены существующие аспекты по бухгалтерскому и налоговому учёту.

Предметом деятельности ООО "Строй-снаб" является:

оптовая торговля строительными и отделочными материалами;

розничная торговля строительными и отделочными материалами;

коммерческая деятельность;

услуги в области ремонта и строительства;

иная деятельность, не запрещенная законодательством.

Уставный капитал составляет 332183 рубля. Численность работников - 154 человека. Менеджмент ООО " Строй-снаб" представлен дирекцией (директор и его заместители), отделом кадров и бухгалтерией.

Основные технико-экономические показатели деятельности ООО "Строй-снаб" представлены в Приложении 1 и на рисунках 1 и 2.

Из данных Приложения 1 и рисунков 1 и 2 можно сделать выводы:

Доля валовой прибыли и прибыли от продаж в выручке от реализации сократилась соответственно на 5% (22,8 - 27,8) и на 5,6% (5,2 - 10,8).

На снижение доли прибыли от продажи товаров повлиял существенный рост управленческих расходов.

Удельный вес бухгалтерской (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли в выручке от реализации, наоборот, повысился соответственно на 1,2% (6,6 - 5,4) и на 0,4% (4,8 - 4,4).

На увеличение бухгалтерской прибыли значительное влияние оказало положительное сальдо прочих доходов и расходов. Однако последующие корректировки взаимоотношений предприятия с бюджетом снизили долю чистой прибыли в выручке от реализации продукции.

Главный бухгалтер - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью заводской собственности. Обеспечивает рациональную организации учета и отчетности на предприятии и его подразделениях.

 

Рис. 1. Технико-экономические показатели деятельности ООО "Строй-снаб" в 2013 г.

 

Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расхода, реализации продукции, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, контроль за своевременностью и правильностью их оформления.

Главный бухгалтер отвечает так же за формирование учетной политики, своевременное и полное составление достоверной бухгалтерской отчетности. Очень велика роль главного бухгалтера в налаживании информационных связей между всеми подразделениями путем составления графика оборота учетной документации.

 

 

Рис. 2. Технико-экономические показатели деятельности ООО "Строй-снаб" в 2014 г.

 

Учетная политика представляет собой совокупность способов и приемов по ведению бухгалтерского учета. Учетная политика ООО "Строй-снаб" содержит следующие разделы: общие положения, формирование учетной политики, раскрытие учетной политики.

В качестве бухгалтерской отчетности организация формирует бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

На предприятии ведется автоматизированный учет пакета прикладных программ (ППС)"1С: ПРЕДПРИЯТИЕ", версия 7.7.

Глава 2.2 Документальное оформление кассовых операций

Исходя из положений п. п.2.1 <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94CAF27313D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F85jBhCI> - 2.6 <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94CAF27313D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F83jBhEI> Положения N 373-П, в ООО "Строй-снаб" кассовые операции оформляются на основе пяти документов, входящих в Общероссийский классификатор <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC949AA20393D6EF6F0892ED2j9h8I> управленческой документации ОК 011-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299. Такими документами являются:

кассовая книга <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E459CC4CAA273B6064FEA9852CD5979756F71EA3CD57A39Cj8hEI> (0310004) <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC949AA20393D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F80jBhEI> для обобщения информации о кассовых операциях юридического лица, индивидуального предпринимателя;

приходный кассовый ордер <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E459CC4CAA273B6064FEA9852CD5979756F71EA3CD57A196j8h7I> (0310001) <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC949AA20393D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F80jBhEI> для оприходования в кассу наличных денежных средств;

расходный кассовый ордер <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E459CC4CAA273B6064FEA9852CD5979756F71EA3CD57A09Cj8h3I> (0310002) <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC949AA20393D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F80jBhEI> для оформления выдачи из кассы наличных денежных средств;

книга учета <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E459CC4CAA273B6064FEA9852CD5979756F71EA3CD57A29Aj8h2I> принятых и выданных кассиром денежных средств (0310005) <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC949AA20393D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F80jBhEI> для учета движения наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня;

расчетно-платежная ведомость <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45FCC4CAB223B6064FEA9852CD5979756F71EA3CD57A299j8h7I> (0301009) <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC949AA20393D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F80jBhEI> или платежная ведомость <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45FCC4CAB223B6064FEA9852CD5979756F71EA3CD57A297j8h5I> (0301011) <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC949AA20393D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F80jBhEI> для расчета и выплаты заработной платы, стипендий и других выплат через кассу [12].

Кассовые документы в ООО "Строй-снаб" могут оформляться:

главным бухгалтером;

бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица, индивидуального предпринимателя;

руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

Контроль за ведением кассовой книги (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств) в ООО "Строй-снаб" осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии - руководитель.

Порядок приема наличных денег установлен главой 3 <consultantplus://offline/ref=C4EF67703152BE4CDD17E426E42896E45AC94CAF27313D6EF6F0892ED298C841F057AFCC57A19F83jBhFI> Положения N 373-П. Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, как уже отмечалось, проводится по приходным кассовым ордерам (ПКО) [11].

В ООО "Строй-снаб" при получении ПКО кассир проверяет:

наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии - подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу;

соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью;

наличие подтверждающих документов, перечисленных в ПКО.

После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в ПКО, с суммой фактич


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.