Практическое занятие № 1 - 2 — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Практическое занятие № 1 - 2

2021-04-19 119
Практическое занятие № 1 - 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 1 - 2

Тема «Предмет стилистики. Основные понятия и категории стилистики. Функциональные стили СРЛЯ (общая характеристика)»

Задание 1. Что является предметом стилистики?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 2. Что регулируют стилевые нормы?

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 3. Функциональная стилистика –  

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 4. Функциональный стиль – 

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________ Задание 5. Речевая системность функционального стиля– 

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 6. Экстралингвистические (внелингвистические) стилеобразующие факторы функциональных стилей -

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 7. Стилистически окрашенная лексика –

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 10. Стилистические синонимы -

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 11. Пользуясь толковым словарем или словарем синонимов, отметьте знаком «+» тип стилистической окраски слов из первой графы таблицы:

Примеры

Экспрессивно-эмоциональные и экспрессивно-оценочные коннотации

Функционально-стилистические коннотации

эмоционально-экспрессивные коннотации Традиционно-экспрессивные коннотации
Губошлеп      
Кляча      
Мешанина      
Книжонка      
Тряпка (о мужчине)      
Грядущий      
Стяг      
Стезя      
Очи      
Забулдыга      
Исходящий      
Истец      
Лабиализованный      
Гносеология      
Синхрофазотрон      
Коммюнике      
Репортаж      
Отечество      
Балбес      
Спрятаться в кусты      
Педант      
Форум      
Вития      
сущность      

Задание 12. Определите значение и стилистическую окрашенность выделенных слов: а) общеупотребительное; б) научное, в) разговорное, г) официально-деловое.

Охотник подстрелил зайца (______). Зимой заяц (______) меняет свой цвет. Он ехал в автобусе зайцем (______). На краю дороги стоял дуб (______). Ты, дуб (______), не туда едешь (А.П. Чехов). Рост дуба (______) продолжается до 200 лет. Дуб (______) развивает мощную крону. Трагедия (______) Шекспира «Гамлет». Она пережила тяжелую трагедию  (______).  Идти  (______) лесом. Процесс идет (______) медленно. Привести (______) брата. Вычисление приводит (______) к следующему результату. Мы всегда доверяли  (______) житейскому опыту старого учителя  (______). Я, Иванова Маргарита Петровна, доверяю (______) получить мою стипендию за сентябрь 2001 года Юревич Светлане Сергеевне. На этой территории распространены ядовитые змеи (______). Ты не человек, а самая настоящая змея!  

Задание 13. Подберите стилистические синонимы.

Нейтральное слово Книжное слово Разговорное слово
ОБРАЗЕЦ:   глаза очи глазёнки
  кара нагоняй
ребенок   детка
есть, питаться вкушать  
  взирать зырить, глазеть
лоб чело  
  облачение одёжка
губы    

Задание 14. Определите, в каких функциональных стилях литературного языка употребляется каждый из членов приведенных синонимических рядов. Дополните ряды, если это возможно. Найдите в каждом ряду стилистически нейтральное слово.

1) вспылить – вскипеть – вспыхнуть – взорваться

2) вниз – книзу – долу

3) весенний – вешний

4) вещь – штука

5) героизм – геройство – доблесть

6) лицо – физиономия – лик

7) мир – вселенная – мироздание – космос – макрокосм

8) неизвестный – безвестный

9) неподвижный – недвижимый – недвижный

10) неувядаемый – неувядающий – немеркнущий

11) руководитель – гегемон – глава

12) несравнимый – несравненный - бесподобный

 

Задание 15. Выберите подходящий стилистический синоним и подчеркните его.

 

1) Мой сказ короток, ваше сиятельство. Нам (следует, надлежит) немедля идти к врагу навстречу, принудить дать (сражение, баталию) и разбить его в пух и прах (художественное произведение).

2) Великий князь Петр принял графа с распростертыми объятиями, вместе с ним (пьянствовал, бражничал), открыто катался по городу (художественное произведение).

3) Практиканты, (облаченные в средства защиты, в защитной одежде), начали работать (из газет).

4) Аппарат своими формами, конструкциями не был похож ни на один (ранее, доселе) известный самолет (из газет).

Задание 16.   Познакомьтесь с таблицей «Функциональные стили русского литературного языка». Дополните ее там, где стоят вопросительные знаки и подчеркнутые пробелы. При выполнении упражнения вам помогут следующие источники: Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры речи: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.П.Шубы. – Минск, 1999; Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник/М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М., 2008 (и др. издания).

 

Стили

Разговорный

 

КНИЖНЫЕ

Признаки в основе классификации стилей Официально-деловой Научный Публицистический   Литературно-художественный
Сфера общения Бытовая Административно-правовая Научная ? ?
Основная функция ? Сообщение и___________   Сообщение Информативная и ___________ ?
Основная форма речи ? Письменная Письменная ? Письменная
Стилеобразующие черты Ситуативность, спонтанность, _____________________________________________________________________________________________________________________ Императивность, точность, стандатизованность, ____________________________________________________________________________________   Обобщенность и отвлеченность, _______ ________________________________________________________________________________________________________________   Сочетание стандарта и ________________________________________________________________________________________________________________ Индивидуально-образная организация текста, __________________________________________________________________________________________________
Лексические особенности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________ ______________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Грамматические особенности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  Задание 16. Перед вами 5 текстов. Определите, к какому стилю принадлежит каждый из них. Обращайте внимание на напечатанные курсивом указания источников, из которых взяты эти тексты.

I. Ну, я ему и говорю, что это… Не совсем понятно, мол, так и так, чтоб в башку лишнее не вбивать, давай решим – как, что, кому занять место? Охотников-то на это много, а толку потом от них? Директор нужен с головой, чтоб соображал и всем хорошо от него было.

СТИЛЬ ……………………………………………………………………………………

 

II. Статья 48. Установление происхождения ребенка.

1. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения. …(Семейный кодекс Российской Федерации. С. 22).

СТИЛЬ ……………………………………………………………………………………

 

III. Благородные газы (инертные газы, редкие газы), хим. элементы VIII гр. периодич. системы: гелий (Не), неон (Ne), аргон (Аr), криптон (Кr), ксенон (Хе), радон (Rn). В природе образуются в результате разл. ядерных процессов. …Атомы благородных газов имеют полностью заполненные внеш. электронные оболочки (s2 для Не и s2p6 для всех остальных), что обусловливает их низкую реакционную способность… (Химическая энциклопедия)

СТИЛЬ ……………………………………………………………………………………

 

IV. Впервые я увидел его более 10 лет назад - с самолета, заходившего на посадку в Ват Тай, аэропорт лаосской столицы. Был август, почти середина влажного сезона, когда река так полноводна и широка, что трудно различить, где кончается русло и начинается берег с покрытыми водой рисовыми полями. …Я узнал, что красноватый отлив его воды - это не игра закатных красок, а естественный цвет реки в самой широкой его части: материковый слой состоит здесь из красной глины, и эта глина лишает воду прозрачности.

Известное всему миру имя реки - историческое недоразумение. На самом деле ее название состояло из десятка слов и начиналось с определения "Священная лунная река". Но французы, исследовавшие в XIXв. бассейн Меконга, чаще всего слышали от местного населения "менам" и "кхонг", которые на родственных тайском и лаосском языках означают одно и тоже; "река", "канал", "водоем". Сочетание этих слов было закреплено на европейских картах. (Е. Беленький. Река, русло которой проложили змеи// Гео. - №8. - 2000. - С. 22).

СТИЛЬ ……………………………………………………………………………………

 

V. Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках....   (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита).

СТИЛЬ ……………………………………………………………………………………

 

Практическое занятие № 3

Тема «Официально-деловой стиль. Канцелярский подстиль. Особенности структурирования и оформления письменных жанров канцелярского подстиля»

Задание 1. Продолжите ряды названия жанров официально-делового стиля:

Законодательный подстиль: законы, решения, нормативные акты, ________________________

___________________________________________________________________________________

Юрисдикционный (юридический) подстиль: обвинительные заключения, приговоры, протоколы _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Административный (канцелярский) подстиль:

Личные документы: личные заявления, объяснительные записки, __________________________

___________________________________________________________________________________

Распорядительные документы: приказы, распоряжения __________________________________

___________________________________________________________________________________

  Административно-организационные документы: учредительный договор, устав, ____________

___________________________________________________________________________________

Информационно-справочные документы: справка, акт, протокол____________________________

___________________________________________________________________________________

Служебные письма: гарантийные, сопроводительные,____________________________________

___________________________________________________________________________________

  Дипломатический подстиль: договоры, соглашения, пакты, конвенции,   

___________________________________________________________________________________

Задание 2. Императивность официально-делового стиля – это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________ Задание 3. Неличный характер речи – это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________ Задание 4. Именной характер речи - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________Задание 5. В тех фразах, где это уместно, замените глаголы глагольно-именными сочетаниями типа: заменить – произвести замену.

Я заменил перегоревшую лампочку/на заводе заменили старое оборудование.

____________________________________________________________________________________

Экзаменационная комиссия проверила письменные работы/ Преподаватель проверил контрольную работу.

____________________________________________________________________________________

Водитель попытался завести автомобиль/ Правительство попыталось стабилизировать ситуацию.

____________________________________________________________________________________

Мальчик запустил бумажного змея/ Франция запустила космический спутник.

____________________________________________________________________________________

Выяснилось, что правительственные аналитики ошиблись/ Извините, я ошибся номером.

____________________________________________________________________________________

Задание 6. Замените действительные обороты страдательными в тех фразах, в которых это уместно:

Посольство своевременно получило ноту министерства. __________________________________

____________________________________________________________________________________

Я вовремя получил ваше письмо. ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

В настоящее время правоохранительные органы анализируют информацию, полученную из надежных источников.

____________________________________________________________________________________

Мы внимательно анализируем свои ошибки.

____________________________________________________________________________________

Задание 7. Найдите и квалифицируйте ошибки в оформлении заявления.

Директору завода «Энергия» г-ну Ю.И. Селину                                                                                                  инспектора отдела кадров                    Губиной С.С. Заявление Так как я находилась в больнице в течение двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть. С уважением,  04.05.2003 г.                                                                                                 С.С. Губина

 

1)______________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________________

3)______________________________________________________________________________

4)______________________________________________________________________________

5)______________________________________________________________________________

6)______________________________________________________________________________

 

Задание 8. Напишите следующие документы (задание выполните на отдельном листе).

1) Заявление на имя ректора ТГУ о переводе на другой факультет.

2) Заявление на имя председателя профкома студентов ТГУ об оказании материальной помощи.

3) Объяснительную записку на имя декана факультета о причинах неявки на экзамен (пропусков занятий).

4) Доверенность своему другу на получение стипендии.

Ткачев Андрей Петрович

Дата рождения 18 января 1959 г. Адрес, телефон 603126, г. Нижний Новгород, ул. Осенняя, д.46, кв.1, тел. (8312) 44-55-66 Семейное положение Женат, трое детей

Цель

Получение должности регионального менеджера по продажам в крупной торговой компании

Образование

1997-2001 гг. Институт экономики и права Аксенова, экономический факультет. Специальность: маркетолог. 1997 г. Тренинг продаж. Нижегородский институт тренинга 1983-1984 гг. Курсы английского языка при ГГУ 1975-1980 гг. Горьковский государственный университет, экономический факультет. Специальность: экономист.

Опыт работы

07.1998 г. – настоящее время «WEST PRODUCT» (оптово-розничная продажа чипсов), г. Нижний Новгород. Специалист по обеспечению сбыта. Функции: -работа с точками розничной торговли; - налаживание связей между розницей и оптовиками; - подписание контрактов на установку торгового оборудования в точках розничной продажи; - организация рекламных кампаний и контроль за их проведением. Результаты работы и достижения: увеличил присутствие продукта компании в Нижегородском и Заречном районах Нижнего Новгорода в точках розничной торговли; расширил сеть торговых точек с 20 до 44; увеличил объемы продаж на 133% в месяц. 05.1996 г. –06.1998 г. Компания «Нижегородский хозяин», г. Нижний Новгород. Коммерческий директор. Функции: - контакты и переписка с иностранными фирмами и городской администрацией; - маркетинговые исследования. Результаты работы и достижения: установил контакты и получил реальные предложения о сотрудничестве от восьми зарубежных компаний. 11.1993 г.- 04.1996 г. ООО «Фортуна», г. Нижний Новгород. Коммерческий представитель. 09.1981 г. – 10.1993 г. НПО «Электрон», г. Нижний Новгород. Главный экономист.

Дополнительная информация

Технические навыки MS Windows 2000, Word, Exel, DOS. Офисное оборудование (факс, модем, сервер, копировальные, аппараты), работа в Интернете. Знание иностранных языков Английский язык – свободно. Немецкий язык – читаю, перевожу со словарем. Водительские права Категории «В», стаж вождения 15 лет. Личный автомобиль ВАЗ 2111 (год выпуска 2001-й). Возможные командировки Загранпаспорт, возможны командировки Физическая подготовка Занимаюсь спортом (футбол, хоккей, плавание). Не курю. Личные качества Энергичен, пунктуален, хороший организатор. Дата составления 10 июня 2001 г.

 

Практическое занятие № 4

Тема «Научный стиль (общая характеристика)»

Задание 1. Продолжите ряды названий жанров научного стиля:

Собственно-научный подстиль: монография, статья, ____________________________________

________________________________________________________________________________

Научно-учебный подстиль: учебник, лекция, ___________________________________________

________________________________________________________________________________

Научно-популярный подстиль: очерк, ________________________________________________

________________________________________________________________________________

Научно-информативный подстиль: аннотация, реферат, _________________________________

________________________________________________________________________________

Научно-справочный подстиль: словарь, справочник, ____________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 2. Дайте определение понятию терминология.  

 Для каких функциональных стилей характерно обилие терминов?  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Термины характерны а) для литературного языка, б) для нелитературного языка, в) для литературного и нелитературного языков? Обведите нужную букву!

Приведите в качестве примера 2-3 термина из любой науки

Задание 3. Известно, что термины характерны для литературного языка, а профессионализмы – для нелитературного. Подчеркните прямой чертой профессионализмы.

Анестезия, заморозка, лизинг, менеджер, чёрный нал, продавать с колёс, бизнес-план, опт, розница, кóмпас, компáс, дело возбýждено, дело возбужденó.

Задание 2. Перечислите средства экспрессивности научного стиля. Приведите примеры

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Замените краткие формы прилагательных полными формами там, где это возможно.

Клетки бедны протоплазмой. Глаз особенно чувствителен к зеленой части спектра. Пространство однородно и изотропно. Она больна, сегодня не придет на занятия в университет. Река глубока.

Сделайте вывод о стилистических различиях между обеими формами

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 5. Замените формы выражения авторского «я» так, чтобы они соответствовали научной письменной речи.

Я думаю _____________________________

Я могу сказать __________________________

Я пришел к следующим выводам _____________________________

По моему мнению _______________________________

Мне кажется ____________________________

Я проанализировал и убедился __________________________

 

Задание 6. Выпишите из научного текста термины, подчеркните в тексте тавтологию терминов, определения вновь вводимым понятиям, обособленные согласованные определения, в том числе и причастные обороты, библиографические ссылки, упоминание мнения других авторов-ученых.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека…

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Общение полифункционально, что отражается в множестве существующих классификаций общения. В наиболее обобщенных классификациях выделяются три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная (Г.М. Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема-передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния. (Психология, 1990, С. 244.)

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

Задание 1. Проанализируйте собственно лексические особенности научного стиля в приведенном ниже отрывке.

Подход к лексическим единицам как к единицам, семантика которых определяется их парадигматическими и синтагматическими связями, дал возможность конкретизировать представления о «системности» лексики. Собственно, вместо довольно отвлеченных утверждений о системности (или несистемности) лексики вообще мы теперь можем выдвинуть более обоснованные предположения о различном характере системных связей внутри различных лексических групп. Исследование парадигматических и синтагматических связей в лексике позволяет обосновать выделение элементов значения слова, отдельных семантических признаков, а тем самым по-новому осветить традиционные вопросы о многозначности и омонимии, о синонимии и семантических группах слов(Шмелев Д.Н. О третьем измерении лексики // Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М., 2001. – С.60)

Задание 2. Выявите грамматические особенности научного стиля в тексте.

То, что экспрессивно окрашенное значение в основной своей массе – результат вторичной номинации, вполне закономерное явление: в процессах переосмысления возникает возможность создания таких гибридных семантических форм, где при посредстве тропов уже ставшие объектом рациональной оценки понятия (типа урод, аппетитный) совмещаются с оценкой, в которой доминирует эмоциональное восприятие какого-либо признака, выделенного в данном понятии (ср. обезьяна, кикимора или пальчики оближешь). Как уже отмечалось эти типы оценки преследуют разные цели: они отображают объективно- или субъективно-ценностное отношение к тому, что попадает в сферу отражательно-познавательной деятельности человека (Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. –М.: Наука, 1986. – С,15-16).

Задание 3. Произведите полный стилистический анализ следующего текста научного стиля по схеме, предложенной на практическом задании (экстралингвистический, переходный, лингвистические уровни).

В науке всегда на протяжении всей её истории существовали две противоположные тенденции. Стремление к детальному и глубокому изучению феномена, конкретного факта всегда соседствовало с попытками построения обобщающих синтетических конструкций. Накопление конкретных фактов необходимо требует однажды их систематизации и приводит не только к появлению широких обобщений, но и новой парадигмы, т.е. нового представления о содержании проблемы, и новой шкалы ценностей добываемых знаний. Поэтому каждая крупная синтетическая конструкция, возникающая в науке, представляет собой своеобразную научную революцию (Моисеев Н.Н. Динамика биосферы и глобальные модели (концепции и проблемы) // Число и мысль. – вып. 5. – М.: Знание, 1982. – С. 56).

Практическое занятие № 5

Гололед не страшен

Каждый водитель знает, как опасна скользкая дорога. Поэтому большинство владельцев автомашин пересаживается зимой на городской транспорт. Ледяная корка на шоссе становится причиной свыше 40 % всех дорожно-транспортных происшествий. И все дело в том, что сцепление автомобильных шин с дорогой падает в холодное время года сразу в несколько раз.

Ледяная пленка на дорожном покрытии образуется адгезии – прилипания к нему замерзающей воды. Этот процесс зависит от степени шероховатости асфальта, сил взаимодействия молекул жидкости и твердого тела, температуры окружающей воды…

В нашей стране и за рубежом разработаны способы с помощью которых разрушается лед на дорогах. Их покрывают специальными водоотталкивающими пленками, поливают противогололедными составами, наконец, просто посыпают солепесчаной смесью. Все эти методы требуют больших трудовых затрат, специальных материалов, и потому обходятся недешево.

Ученые Московского автодорожного института предложили принципиально новый способ борьбы со льдом. Он заключается в том, что в ходе строительства дороги в асфальтобетонную смесь добавляется недорогой водорастворимый шлак из отходов алюминиевого производства.

При движении автотранспорта по шоссе с таким покрытием и в ходе его естественного износа пленка битума, обволакивающая мелкие шлаковые зерна, разрушается колесами, и при попадании на асфальт воды образуется раствор солевой с более низкой температурой замерзания. Благодаря этому гололед появляется лишь в сильный мороз.

Но и в этом случае такая дорога менее опасна, потому что сцепление возникшей ледяной корки с покрытием оказывается ослабленным, и она разрушается первыми проехавшими автомобилями.

Введение водорастворимого шлака несколько ухудшает физико-механические свойства асфальтобетонного покрытия. Однако, как показали испытания, при точном соблюдении рецептуры прочность наружного слоя дороги вполне удовлетворяет требованиям государственного стандарта и повышает эффективность уборки снега и льда.

Реферат

В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития автодорог.

Автор обращает внимание на важность проблемы в плане безопасности движения.

Далее автор анализирует процессы, влияющие на качество дорожного покрытия.

В статье исследуются методы борьбы с ледовым покрытием.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вместе с тем автор отмечает тот факт, что они недостаточно эффективны.

Автор останавливается на принципиально новом методе и приводит убедительные доказательства его преимущества.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выделяются именно те характеристики, которые, по мнению автора, выгодно отличают новый метод от имеющихся.

Наконец автор приходит к выводу, что приоритет нового метода очевиден.

Каков порядок изложения мыслей в реферате? ______________________________________

__________________________________________________________________________________

 Задание, выполняемое дома: написать аннотацию на любое научное произведение, с которым вы сейчас работаете.

Модель аннотации:

Аннотация

Книга (статья, монография) посвящена … (тема или проблема статьи); В работе описаны…; рассмотрен вопрос о… (подтемы статьи); автор приходит к выводу, что… Книга рассчитана на…, предназначена для… (характеристика адресата).

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

Методическая справка:

Тема текста – то, о чем в нем говорится (о событиях, об интересных людях, о научных открытиях и т.д.). Это предмет изображения, круг событий, явлений, лежащий в основе текста. Многие заголовки отражают тему текста.

В тексте, кроме главной, есть еще и другие важные темы, подтемы. Тема получает развитие в одном, чаще в нескольких абзацах.

Если найти их и перечислить, то получится план текста

Проблема текста – важнейший для автора вопрос (круг вопросов), связанный с темой текста.

Основная (главная мысль) отражает отношение автора к предмету речи, это вывод, к которому автор стремиться привести читателя. Основная мысль раскрывает цель текста, его назначение, смысл. Она может содержаться в заглавии, в одном из предложений, но в большинстве случаев ее нужно искать и формулировать самостоятельно.

 

Практическое занятие № 6

Тема «Публицистический стиль (общая характеристика). Стилистические тропы и фигуры)»

Задание 1. Продолжите названия жанров публицистического стиля:

Информационные жанры: сообщение, заметка, репортаж, _______________________________

________________________________________________________________________________

  Аналитические жанры: статья, рецензия, комментарий, _________________________________

________________________________________________________________________________

Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, эссе, ________________________

________________________________________________________________________________

Задание 2. Основной стилистический принцип публицистическогостиля – э то

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Социальная оценочность - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4. Средства экспрессивности публицистического стиля (проиллюстрируйте примерами) –

______________


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.248 с.