Понятие привлеченных денежных средств коммерческого банка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие привлеченных денежных средств коммерческого банка

2021-04-19 62
Понятие привлеченных денежных средств коммерческого банка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиционно основной объем ресурсов формируется банками за счет привлеченных средств. Чаще всего их доля в общей сумме банковских ресурсов составляет 70-80%. Преобладание привлеченных средств в ресурсной базе банков является вполне обоснованным, так как банки, а точнее их собственники, заинтересованы в повышении прибыльности собственного капитала. Это связано с тем, что прибыль, полученная банком от использования как собственных, так и привлеченных средств, при исчислении этого показателя сопоставляется только с суммой собственных средств. Осуществляя формирование ресурсной базы, банки, с одной стороны, стремятся привлечь как можно больше дешевых и стабильных ресурсов, с другой - стараются обеспечить поддержание оптимального соотношения между размерами собственных и привлеченных средств.

При изучении состава привлеченных ресурсов их рассматривают с различных позиций: какой тип клиентуры является их «поставщиком», на какие сроки и каких условиях происходит их привлечение, какова их стоимость, стабильность и др. В настоящее время на счетах банков аккумулируются временно свободные средства субъектов хозяйствования различных форм собственности, средства бюджета и населения. Кроме этого, привлечение ресурсов может осуществляться на межбанковском рынке [21, c. 119].

Привлеченные средства банка формируются главным образом за счет осуществления депозитных операций.

В качестве субъектов депозитных операций могут выступать:

) банки:

• Национальный банк Республики Беларусь;

• центральные (национальные) банки иностранных государств;

• уполномоченные банки;

• иностранные банки;

• международные финансовые организации;

) небанковские финансовые организации;

) коммерческие организации, за исключением банков и небанковских организаций;

) индивидуальные предприниматели;

) физические лица;

) некоммерческие организации;

7) республиканские и местные органы государственного управления Республики Беларусь [18, c. 28].

В Республике Беларусь при рассмотрении депозитной политики целесообразно руководствоваться ст. 180 Банковского кодекса, в соответствии с которой: банковский вклад (депозит) - денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в целях хранения и получения дохода на срок или до востребования [1, с. 117].

Депозиты составляют основную часть привлеченных ресурсов банков. Осуществляя операции с драгоценными металлами, банки могут принимать в качестве депозитов и этот вид ценностей.

При изучении состава и структуры привлеченных ресурсов их можно сгруппировать:

. Средства на текущих (расчетных) счетах клиентов.       

. Средства на иных счетах:

на карт - счетах;

счетах по доверительному управлению;

благотворительных счетах.

. Средства на счетах специального режима (аккредитивы).

. Вклады (депозиты) клиентов.

. Ценные бумаги, выпущенные банками (векселя, банковские сертификаты, облигации).

. Прочие.

По экономическому содержанию депозиты можно разделить на несколько групп:

депозиты до востребования;

срочные депозиты и условные депозиты;

депозиты, оформленные ценными бумагами.

Видами договора банковского вклада (депозита) являются:

- договор банковского вклада (депозита) до востребования;

договор срочного банковского вклада (депозита);

- договор условного банковского вклада (депозита) [1, с. 118].

Порядок осуществления вкладных операций, установления процентных ставок и методика начисления процентов по вкладам регламентируются разработанными банками нормативными документами. Проценты начисляются по каждому владельцу счета, каждому пассиву, привлеченному на платной основе, исходя из сроков привлечения и размещения и размера процентных ставок. Размер процентных ставок по пассивным операциям, порядок и периодичность начисления процентов, порядок их взыскания или уплаты определяются в договорах между банком и клиентом, в условиях депозита (вклада) в соответствии с данными правилами и действующими нормативными документами [18, с. 34].

Основной характеристикой депозитов до востребования является возможность их владельцев без предварительного уведомления пользоваться этими средствами: производить за счет них платежи и перечисления, получать их часть для использования на разрешенные законодательством цели в виде наличных средств, осуществлять их депонирование и даже полное изъятие.

К ним относятся средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием средств. Депозиты до востребования предназначены для текущих расчетов. Инициатива открытия такого счета исходит от самих клиентов в связи с потребностью производить расчеты, совершать платежи и получать денежные средства в свое распоряжение при посредничестве банков.

К депозитам до востребования относятся корреспондентские счета банков, открытые в банках-корреспондентах с целью осуществления расчетов и платежей в одностороннем порядке или по поручению друг друга.

Для клиентов эти счета являются достаточно удобными в связи с их высокой ликвидностью, а к недостаткам можно отнести то, что, как правило, по таким счетам банки начисляют невысокие депозитные проценты либо вообще не производят их начисление. Для банков основное неудобство этих депозитов связано с достаточно высоким риском их одновременного изъятия и необходимостью поддержания большого запаса средств для расчетов по подобным обязательствам. Особые «пики» оттока средств, привлеченных банками на условиях до востребования, приходятся на сроки перечисления клиентами платежей в бюджет и различные внебюджетные фонды, а также на дни получения клиентами средств на заработную плату и другие приравненные к ним платежи.   

В настоящий момент значительные средства хранятся на карт - счетах, снятие средств с которых обеспечивается с помощью пластиковых карточек. Ввиду удобства таких методов расчетов пластиковые карточки имеют повсеместное хождение и, соответственно, на указанных счетах хранятся значительные суммы средств. Преимущества данного источника финансовых ресурсов для банков заключается в том, что по остаткам на указанных счетах процент вообще не уплачивается, а если и уплачивается, то очень низкий; учитывая значительные суммарные остатки средств на таких счетах можно констатировать, что данный вид ресурсов весьма привлекателен для банков.

Развитие операций с вкладами до востребования все больше определяется перспективами развития безналичного платежного оборота населения и его автоматизации. Как показывает опыт, на базе данных вкладов можно успешно развивать операции по кредитованию населения с единого активно-пассивного счета (контокоррента). Также они способствуют рационализации платежного оборота семейных бюджетов вкладчиков.

Наиболее устойчивую часть депозитных ресурсов представляют срочные депозиты.

Срочные депозиты - это денежные средства, хранящиеся на депозитных счетах в течении определенного промежутка времени, установленного при их открытии соглашением между банком и клиентом.

Срочные депозиты населения очень разнообразны и включают:

• вклад, ограниченный минимальной суммой, и вклад без ограничения сумм;

• безотзывный вклад - вклад, не имеющий возможностей одностороннего отзыва;

• отзывный вклад - вклад, имеющий возможность одностороннего отзыва;

• пополняемый вклад - вклад, позволяющий вкладчику периодически пополнять вклад дополнительными взносами;

• непополняемый вклад;

• вклад с фиксированной процентной ставкой на весь срок;

• вклад с фиксированной, увеличивающейся «прогрессивной» с течением срока процентной ставкой;

• вклад с нефиксированной (плавающей) в течении срока процентной ставкой;

• капитализированный вклад - вклад, по которому сумма начисленных процентов присоединяется к сумме основного вклада;

• конвертационный вклад - вклад, дающий возможность последующего перевода вклада в белорусских рублях в инвалютный [18, c. 30-31].

Для банка с точки зрения управления его ликвидностью депозиты срочного характера являются наиболее приемлемыми, так как изъятие этих средств их собственниками предполагается лишь после окончания оговоренных сроков, что позволяет банку в течении определенного времени хранить меньший резерв денежных средств. По срочным депозитам банки уплачивают клиентам процент, как правило, фиксированный и гораздо более высокий, чем по депозитам до востребования. При досрочном изъятии средств клиенты несут достаточно ощутимую потерю в доходах, выражающуюся в выплате более низкого процента.

Условные депозиты отличаются от срочных тем, что вместо фиксации конкретных сроков возвращения банком средств, в Договоре, которым оформлен такой депозит, указываются какие-либо события, с наступлением которых собственник средств может получить их обратно. В отличие от депозитов срочного характера условные депозиты не получили в Республике Беларусь достаточно широкого распространения. Но рассматривая с точки зрения стоимости и стабильности эту разновидность депозитов, видно, что им можно дать характеристику, схожую со срочными депозитами.

В некоторых случаях коммерческие банки прибегают к оформлению срочных депозитов и вкладов депозитными и сберегательными сертификатами.

Банковский сертификат - это неэмиссионная ценная документарная бумага, удостоверяющая право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и начисленных по нему процентов.

Основными задачами, решаемыми банками в ходе выпуска сертификатов, являются:

) Оперативное привлечение временно свободных средств юридических лиц и граждан для увеличения ресурсного потенциала.

2) Регулирование ликвидности банка путем аккумулирования пассивов с фиксированным сроком обращения и доходностью.

3) Привлечение клиентов путем диверсификации предоставляемых услуг.

В условиях изменяющихся процентных ставок сберегательные сертификаты для физических лиц являются более привлекательным объектом вложения денежных средств по сравнению с обычными депозитными счетами [32, с. 50].

Облигации становятся все более привлекательным видом сбережений, обладая следующими преимуществами: фиксированная доходность; удобный и простой расчет дохода инвестора, определяемый как разность между номиналом и ценой покупки облигации; свободное обращение облигаций (с облигациями могут совершаться любые предусмотренные законодательством сделки: купля-продажа, дарение, залог т.д.); мобильность (облигация может быть предъявлена к погашению в любом отделении банка независимо от места реализации); упрощение оформления сделки (не требуется составления договора, акта приема-передачи и др.); облигация может быть предъявлена к погашению любым физическим лицом без предоставления документа, удостоверяющего личность, либо иных документов (доверенность, завещательное распоряжение) [35, с. 25].

Расширению данной формы привлечения сбережений населения способствовал Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 г. №201 «Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям банков, от обложения подоходным налогом».

Кроме банковских сертификатов и облигаций банки, с целью привлечения средств клиентов, могут выпускать также банковские векселя.

Банковский простой вексель - это ценная бумага, подтверждающая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (банка) выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму векселедержателю. На сумму векселя банк может выплачивать доход в виде дисконта, либо в виде процентов. Банки могут выдавать собственные векселя юридическим лицам как резидентам, так и нерезидентам Республики Беларусь. Купить его могут также и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь. Банкам запрещено проводить любые операции с векселями с участием физических лиц. При составлении векселя банк (векселедатель) в доход республиканского бюджета уплачивает гербовый сбор. Размер гербового сбора составляет 0,1% от номинала векселя. Банки свои векселя могут продавать как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту. Операции по выдаче векселей позволяют банкам увеличить объем привлеченных средств. Клиенты получают ликвидную ценную бумагу, которая может быть использована в качестве универсального финансового инструмента [17, c. 192-196].

Кроме классификации депозитов по экономическому содержанию, их можно классифицировать и по другим признакам: по срокам привлечения; по условиям внесения и изъятия средств; по видам валюты; по уплачиваемым процентам; по видам вкладчиков. В соответствии с последним признаком выделяют депозиты юридических и физических лиц [21, с. 121].

Помимо векселей и облигаций, к недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся и межбанковские кредиты.

Система межбанковского кредита точно так же, как вся банковская система, функционирует на двух уровнях. Первый уровень отражает движение средств между Национальным банком и коммерческими банками; второй уровень - между коммерческими банками. Нормальное функционирование рынка межбанковского кредита можно считать одним из непременных условий устойчивости банковской системы. Межбанковский кредит - это дорогой источник привлечения ресурсов для банка.

В целях регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь предоставляет банкам следующие виды кредитов:

• однодневные расчетные кредиты (кредиты овернайт);

• ломбардные кредиты (до 30 дней включительно) [18, c. 37].

На рынке кредитных ресурсов коммерческие банки могут выступать в роли кредиторов и заемщиков. Свободными кредитными ресурсами, как правило, располагают финансово устойчивые банки, у которых зачастую имеется излишек ресурсов. Чтобы эти ресурсы приносили доход, банки стремятся разместить их в банках-заемщиках. Кроме выгоды от помещения средств, банки-кредиторы получают возможность установления деловых партнерских отношений и по другим вопросам банковской деятельности.

В настоящее время в Беларуси рынок межбанковского кредита представляет собой один из ключевых сегментов финансового рынка, выполняющий ряд важных функций:

позволяет банкам иметь дополнительный источник доходов, возникающих как разница между ценой покупки и продажи кредитов;

представляет ресурсы для проведения активных банковских операций на других сегментах финансового рынка;

быстрее других финансовых инструментов реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, являясь, таким образом, своеобразным показателем состояния финансового рынка;

активность на данном рынке, как в качестве продавца, так и покупателя ресурсов свидетельствует о положении банка в банковской системе;

привлечение межбанковского кредита является основным средством для регулирования текущей ликвидности.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что привлечение межбанковских кредитов в современных условиях может быть оправдано либо для поддержания текущей ликвидности, либо для размещения в конкретные высокодоходные активы. В любом случае использование межбанковского кредита в качестве постоянного источника ресурсной базы нецелесообразно, учитывая его непредсказуемость и высокую стоимость.

Привлекать средства юридических лиц банки имеют право с момента своего образования, поскольку осуществление этих операций предусматривается лицензией, выдаваемой банку в момент его регистрации, в то время как право на проведение банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц может быть предоставлено банку, при условиях его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств в размере, эквивалентном не менее 10 млн. EUR (Приложение А).

С 1 января 2009 г. минимальный размер нормативного капитала увеличивается до суммы, эквивалентной 25 млн. EUR. Поэтому для действующих банков до 1 января 2010 года следует довести нормативный капитал до необходимого размера [49].

Общие объемы привлечения банком средств юридических лиц не имеют в Республике Беларусь каких-либо законодательных ограничений. Но по объему средств, привлекаемых банком от физических лиц, существует определенное количественное ограничение: их максимальный размер ограничивается 100% собственного капитала банка. Законодательное введение подобных ограничений по работе со средствами физических лиц связано с особой заботой государства об этой категории вкладчиков и защитой их интересов.

Кроме норматива максимального размера привлеченных средств физических лиц, Национальным банком Республики Беларусь установлен такой норматив, как соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. К активам с ограниченным риском относятся активы с установленным «весом» риска О, 20, 35 и 50%. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском не должно превышать единицу. В расчет не принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, сохранность и возврат которых гарантируется государством. Контроль за соблюдением данных нормативов осуществляется Национальным банком ежемесячно на 1-ое число месяца, следующим за отчетным, на основании отчетности представляемой банком по форме 2825.

Также существует Фонд обязательных резервов, который представляет собой часть привлеченных ресурсов коммерческих банков. Обязательные резервы, депонируемые в Национальном банке, формируются от привлеченных банком ресурсов по нормам, устанавливаемым Советом директоров Национального банка. Постановлением Правления Национального банка от 17.11.2008 №177 о снижении резервных требований предусмотрено:

для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций снижаются нормативы резервных требований:

• от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях - с 4,5 процента до 1,5 процента;

• от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях - с 8 процентов до 7 процентов;

• от привлеченных средств в иностранной валюте - с 8 процентов до 7 процентов (Приложение Б).

Кроме этого, в целях расширения возможности банков по регулированию своей ликвидности снижен норматив фиксированной части резервных требований с действующих 70 процентов до 60 процентов.

В условиях дефицита ликвидности данное решение позволит высвободить средства в размере 520 млрд. рублей, которые будут использоваться банками для поддержки экономики Республики Беларусь, а также создаст возможность для повышения процентных ставок по привлечению банками ресурсов, в первую очередь от населения.

Установленные нормативы резервных требований будут применяться к расчетам резервных требований, подлежащих депонированию в Национальном банке с 12 ноября по 16 декабря 2008 г. Регулирование резервных требований будет осуществляться с 1 декабря 2008 года [49].

Резервирование части привлеченных коммерческими банками ресурсов в центральном банке является одним из основных экономических методов регулирования находящейся в обращении денежной массы.

Во-первых, изменяя нормы обязательных резервов, центральный банк может оказывать влияние на ресурсные возможности банков для осуществления ими кредитных и других активных операций. При уменьшении нормы обязательных резервов у коммерческих банков в распоряжении остается больший объем привлеченных ресурсов и расширяются возможности предоставления кредитов в реальный сектор экономики. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению кредитного потенциала банков [21, c. 126].

Во-вторых, фонд обязательных резервов является своеобразным страховым резервом банков для обеспечения возможности своевременного выполнения перед клиентами обязательств по возврату ранее привлеченных денежных средств. Это обусловлено тем, что депонируемые в этом фонде средства не могут быть использованы банками в качестве кредитных ресурсов.

В-третьих, депонирование части привлеченных банками ресурсов в центральном банке создает источники средств для рефинансирования банков.

Создание обязательных резервов в мировой практике считается достаточно жестким инструментом денежно-кредитного регулирования, отличительными чертами которого являются отсутствие избирательности и воздействия на ликвидность всех банков.

Кроме рассмотренных выше ограничений, для защиты вкладчиков от негативных последствий банкротства банков коммерческие банки Республики Беларусь в обязательном порядке участвуют в формировании Гарантийного фонда защиты вкладов и депозитов физических лиц, который создается при Национальном банке Республики Беларусь. Этот фонд формируется всеми банками республики, имеющими право привлекать средства физических лиц, за исключением банков, в отношении которых государство в законодательном порядке гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц, вверенных им.

Таким образом, основной объем ресурсов формируется коммерческими банками за счет привлеченных средств. Среди них можно выделить средства государственного бюджета, Национального банка Республики Беларусь, средства, привлеченные от других коммерческих банков, средства на расчетных и текущих счетах государственных предприятий, организаций и учреждений, средства населения, размещенные во вклады, а также средства индивидуальных предпринимателей.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.