Состояние розничной торговли продовольственными товарами потребительской кооперации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состояние розничной торговли продовольственными товарами потребительской кооперации

2021-04-19 116
Состояние розничной торговли продовольственными товарами потребительской кооперации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Торговля - одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Она - прямое продолжение процесса производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным лишь после доведения товара до потребителя. Это производство не ради производства товара, а ради потребления. Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей [16, c. 121].

В 2010 году сохранена положительная динамика роста розничного товарооборота и платных услуг населению. Розничный товарооборот, включая общественное питание, по сравнению с 2009 годом увеличился в сопоставимых ценах на 17,1%. Продажа непродовольственных товаров к уровню 2009 года составила 115,8%, продовольственных - 124,3%. В основном розничный товарооборот обеспечен за счет продажи товаров отечественного производства. Удельный вес продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети в 2010 году составил 79%, в том числе продовольственных - 87%, непродовольственных - 68% (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 - Основные показатели розничной торговли в Республике Беларусь в 1995-2010гг.

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Тем роста к 1995г., %
Розничный товарооборот:                          
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. 46853 41971) 8171 11910 15170 19452 25230 31062 38168 50651 54736 69732 148,8
в сопостави-мых ценах, в % к предыдущему году 77,2 111,8 128,2 111,5 110,3 111,5 120,0 117,4 114,8 119,2 103,2 117,1 151,7
Число объектов розничной торговой сети (на конец года), тыс. 30,0 30,8 29,7 29,6 31,1 32,8 34,2 35,4 36,1 41,0 43,4 - 144,7
Число объектов общественного питания (на конец года), тыс. 9,3 8,7 8,9 8,8 8,7 10,0 10,5 10,8 11,1 11,5 11,7 - 125,8

 

С течением времени происходит изменение соотношения реализации товаров по группам: наблюдается увеличение доли реализации непродовольственных товаров и соответственно, уменьшение доли продовольственных.

Это связано с повышением уровня доходов населения, возможности приобретения товаров длительного пользования в кредит (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 - Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота в Республике Беларусь за 1995-2010гг., %

 

Существенной особенностью розничной торговли потребительской кооперации является обслуживание особого контингента потребителей - сельских жителей.

В зоне деятельности потребительской кооперации, к которой относятся все сельские населенные пункты, большинство поселков городского типа и городов, являющихся районными центрами, проживают около 4 млн. человек, в том числе все сельское население республики (2,2 млн. человек).

В 2010г. торговое обслуживание населения обеспечивают 10570 розничных торговых предприятий (магазинов), что составляет 23,1% от общего количества в республике. Из всего количества торговых объектов 7544 объекта расположены в сельской местности (71,4 процента от общего количества в республике).

Необходимо отметить, что количество объектов торговли розничной торговой сети потребительской кооперации сократилось по сравнению с 1995г. на 5424 единицы, то есть с 15994 единиц, что составляло 53,3% в общем объеме розничной торговой сети (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Динамика количества объектов розничной торговой сети потребительской кооперации

Показатель 1995 2000 2005 2008 2009 2010

Темп снижения, %

              к 2009г. к 1995г.
Магазины и палатки организации потребкооперации, единиц 15994 14462 11456 11062 10865 10570 66,1 97,3
Удельный вес в общем числе магазинов и палаток (по республике) 53,3 47 33,5 27 25,1 23,2 43,5 92,4
Из них в сельской местности, единиц 12374 11315 8677 8085 7819 7544 61,0 96,5
Удельный вес в общем объеме объектов потребкооперации, % 77,4 78,2 75,7 73,1 72,0 71,4 92,3 99,2

 

Из данных таблицы 1.2 видно, что по сравнению с 1995г. число объектов торговой сети потребкооперации сократилось на 33,9%, а по сравнению с 2009г. на 2,7%. Количество объектов розничной торговой сети в сельской местности сократилось за анализируемый период на 39,0%, а по сравнению с 2009г. на 3,5%. При этом количество населенных пунктов за этот же период сократилось на 212 единиц, а численность сельского населения сократилась на 270,5 тыс. человек.

Населенные пункты, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, обслуживают около 1000 автомагазинов, 2,1% общего числа магазинов работают круглосуточно, 63 % - без обеденного перерыва, 57% - без выходных дней, 90 % работают в воскресенье.

В последние годы наблюдается снижение удельного веса потребительской кооперации в товарообороте страны. В 2010 году доля кооперативной торговли составила 12,6 процента против 33,5 процента в 1990 году (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 - Доля товарооборота организаций потребкооперации в общем объеме товарооборота торговых организаций, %

 

Это обусловлено в основном развитием конкуренции в крупных населенных пунктах, сокращением численности сельского населения и относительным снижением его покупательной способности.

В целом по республике численность населения сократилась с 10,2 млн. человек по состоянию на 1 января 1990 года до 9,5 млн. человек по состоянию на 1 января 2011 г. (на 6,7%). При этом численность сельского населения сократилась на 964 тыс. человек (29,6%).

Только за счет уменьшения численности обслуживаемого населения и его доходов потери товарооборота потребительской кооперации составляют 700 млрд. рублей в год, что сопоставимо с объемами товарооборота за 2010 год Гродненского (782,4 млрд. рублей), Могилевского (892,2 млрд. рублей) облпотребсоюзов (таблица 1.3).

Всего за 2010г. товарооборот потребкооперации составил 6386,0 млрд. руб., что по сравнению к 2009г. составил 9,5% в сопоставимых ценах. При этом на долю продовольственных товаров приходится 78,0% общего объема товарооборота или 4981,8 млрд. руб. (таблица 1.4).


Таблица 1.3 - Розничный товарооборот организаций потребкооперации по областям, млрд.руб.

Показатель 2000 2005 2008 2009 2010

В сопоставимых ценах, 2010г. в процентах к

            1995г. 2009г.
Республика Беларусь, всего 584,0 2438,7 4803,7 5387,9 6386,0 В 5 раз 109,5
Области:              
Брестская 111,4 460,0 906,9 1024,5 1223,9 В 5,6 раз 110,2
Витебская 102,5 412,0 805,8 901,6 1066,8 В 5,6 раз 110,0
Гомельская 94,6 431,1 839,2 935,7 1107,1 В 4,8 раза 109,8
Гродненская 70,0 289,0 585,4 661,0 782,4 В 5,5 раз 108,78
Г.Минск 4,3 25,4 28,1 31,9 30,3 133,7 87,3
Минская 123,4 513,3 979,2 1089,3 1283,3 В 4,9 раза 109,4
Могилевская 77,8 307,9 659,1 743,9 892,2 В 4,8 раз 110,1

 

Потребительская кооперация в дальнейшем будет сохранять приоритет продажи продовольственных товаров на потребительском рынке. Для этого у потребительской кооперации имеются реальные возможности. Потребительская кооперация была и остается основной торгующей системой на селе. Ее удельный вес в продаже социально значимых продовольственных товаров остается достаточно высоким: по отдельным товарам он колеблется в пределах от 10 до 20% в общем обороте розничной торговли страны.

В розничной торговле системы преобладают следующие основные потребительские продовольственные товары: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, сахар, кондитерские изделия, маргарин, растительное масло, чай, продукция собственного производства.


Таблица 1.4 - Розничный товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров организаций потребкооперации (включая общественное питание), в фактически действовавших ценах

Показатель Республика Беларусь, всего Все товары, млрд. руб.

В том числе

Удельный вес продовольственных товаров в объеме товарооборота, %
    продовольственные непродовольственные  
1990 6203,3 3187,6 3015,7 51,4
1995 7531,1 6093,0 1438,1 80,9
2000 584,0 458,7 125,3 78,5
2005 2438,7 1943,6 495,1 79,7
2006 3075,8 2462,1 613,7 80,0
2007 3693,5 2923,2 770,3 79,1
2008 4803,7 3774,8 1028,9 78,6
2009 5387,9 4217,0 1170,9 78,3
2010 6386,0 4981,8 1404,2 78,0

 

Специализация конкурентов на менее издержкоемкой деятельности в крупных поселениях ежегодно уменьшает доходы потребительской кооперации. Доходы городской кооперативной торговли не перекрывают убытки, получаемые на селе, даже при определенной финансовой поддержке государства. Это в свою очередь отрицательно отражается на финансовых результатах деятельности системы, в первую очередь в сельской местности.

Обслуживание сельского населения связано с более высокими по сравнению с городами издержками. Организации потребительской кооперации, в частности, обслуживают более 10 тыс. деревень, средняя численность населения в которых составляет 22 человека, 4273 деревни - со средней численностью 71 человек, 2937 - со средней численностью 140 человек. Удельный вес таких населенных пунктов в общей их численности составляет 82 процента, но проживает в них всего около 9 процентов населения страны.

Валовые доходы от продажи товаров в данных населенных пунктах в силу незначительных объемов товарооборота не покрывают издержки обращения. В советский период повышенные затраты потребительской кооперации компенсировались за счет более высоких торговых скидок, возмещения транспортных расходов, выделения кредитных ресурсов на льготных условиях и т.д. Кроме того, производилась частичная компенсация затрат на переработку картофеля и овощей, разницы в ценах на плодоовощные консервы и т.д.

В настоящее время перечисленные компенсационные факторы в основном отсутствуют, негативно сказываясь на эффективности деятельности потребительской кооперации [46, c. 22].

Многочисленные нарекания сельского населения республики связаны с ассортиментом и качеством товаров и услуг, культурой и режимом обслуживания. Недовольство населения вызывается закрытием магазинов в небольших деревнях, а также сокращением численности приемозаготовительных пунктов. Ослабление позиций потребительской кооперации на рынке в немалой степени вызвано тем, что утратило свое прежнее значение кооперативное оптовое звено. Есть упущения в выполнении поручений Президента Республики Беларусь по развитию придорожного сервиса. В системе Белкоопсоюза действует всего 83 таких объекта.

В целом в торговле, происходит универсализация торговли продовольственными и непродовольственными товарами на базе развития сети универмагов и универсамов (супермаркеты и гипермаркеты) и создания предприятий, образующих в комплексе торговый центр.

С вводом в действие гипермаркетов созданы реальные предпосылки для дальнейшего развития в республике сетевой розничной торговли. В настоящее время ряд крупных торговых организаций республики используют в работе принципы сетевой торговли. К таким организациям можно отнести в Минске торговые структуры, работающие под торговой маркой «Рублевский», «Копилка», «Аксис», «Соседи», в Витебске - «Веста», «Витебские продукты», «Ника», в Бресте - «Продтовары». Дальнейшее развитие получают торговые сети типа «Декорум», «Палас», «Мини-Европа», «Марко» и др.

Важным направлением совершенствования системы производства и реализации товаров является комбинирование функций производства и розничной продажи через фирменную торговую сеть. Помимо Министерства торговли и Белкоопсоюза имеют собственную торговую сеть ряд министерств и других республиканских органов управления (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, ПО «Фармация», ПТФ «Белмедтехника», концерны «Беллегпром», «Белнефтехим», «Белместпром» и др.) [52].

Развитие фирменной торговли позволило ускорить оборачиваемость оборотных средств, увеличить объем реализации, изучать покупательский спрос. Создание фирменной торговой сети пищевой промышленности способствовало ускорению расчетов с сельскохозяйственными предприятиями. Выручка, полученная от реализации продукции через фирменную сеть, уже на следующий день направляется хозяйствам. Все фирменные магазины реализуют еще и сопутствующие товары. В фирменных магазинах, как правило, применяются более низкие торговые надбавки.

Важным направлением является превращение фирменных магазинов в эталонные предприятия розничной торговли с просторными торговыми залами, современным дизайном, высокой культурой обслуживания, расположенные в удобных для населения районах. Такие магазины осуществляют не только розничную, но и оптовую торговлю, поиск оптовых покупателей, изучение спроса, в том числе по регионам, и рекламу продукции.

Несмотря на то, что основной функцией торговли является реализация товаров, для обеспечения конкурентоспособности с развитием рынка торговые организации потребительской кооперации могут оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся следующие: изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров «на дом» покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие.

В целом, можно отметить, что значительное влияние на конкурентные преимущества торговых организаций оказывают такие факторы, как объем и характер выполняемых торговой организацией функций, обособленность, тип, размер, техническая оснащенность, место расположения и другие факторы.

В последнее время в магазинах начала внедряться концепция мерчендайзинга. (от англ. «merchandising» - «искусство торговать»). Мерчендайзинг, как система стратегий продвижения товара, марки или упаковки, позволяет контролировать процесс продажи в розничной торговой сети, стимулировать потребителей в выборе и покупке товара. Применение данной технологии в процессе реализации продукции, с одной стороны, делает более простым процесс ориентации покупателя в предлагаемом ассортименте товаров, улучшает узнаваемость торговых марок, с другой, - экономит бюджет компании по продвижению товара, увеличивает объемы продаж и прибыли. Применение мерчендайзинга необходимо уже при проектировании магазина. Разработка концепции магазина, специфики зонирования позволяет получить прибыль и обеспечить товарооборот с каждого квадратного метра площади. Однако особое значение имеет данная стратегия при размещении товара в торговом зале, демонстрации товара на полках торговой точки и в процессе информационного продвижения и представления продвигаемых товаров [52].

В перспективе организации потребкооперации предусматривают расширение ассортимента и объема продажи продовольственных товаров и укрепления своего положения на потребительском рынке. Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объемов оборота розничного торговли продовольственными товарами, что позволит увеличить удельный вес потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной торговли страны.

Таким образом, основными особенностями розничной торговли потребкооперации являются следующие:

розничная торговля занимается обслуживанием населения преимущественно в небольших сельских населенных пунктах,

розничная торговая сеть потребкооперации состоит в основном из магазинов,

более крупные магазины размещаются в районных центрах и поселках городского типа,

основным типом магазинов потребкооперации является магазин «Товары повседневного спроса»,

в структуре оборота преобладают продовольственные товары,

деятельность организаций потребкооперации направлена на стабилизацию и увеличение объемов оборота розничной торговли с целью наиболее полного удовлетворения потребностей пайщиков и обслуживания населения в товарах и услугах.

С этой целью в республике Беларусь была разработана Отраслевая программа развития потребительской кооперации на 2011-2015гг. В качестве основной цели развития торговой отрасли потребительской кооперации определено внедрение сетевых принципов организации торговли. В 2011 году планируется открытие 10 сетевых торговых объектов площадью более 500 кв.м в областных центрах и городах, 33 универсама торговой площадью 250 кв.м и более, 116 объектов торговли шаговой доступности, 54 специализированных магазина по торговле непродтоварами, приобретение 56 модернизированных автомагазинов для обслуживания населения сельской местности [52].

Таким образом, особенность коммерческой работы в розничной торговле заключается в том, что деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание, и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.