Ущерб, приносимый монополией. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ущерб, приносимый монополией.

2021-04-18 145
Ущерб, приносимый монополией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Последствие монополизации совершенно конкурентной отрасли иллюстрирует рис.10.9.Рыночный спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен линией спроса D,а предложение –восходящей ветвью отраслевой кривой предельных затрат,SMC. Соответственно равновесный объём продукции совершенно конкурентной отрасли составит Q1*,а цена – Р1*.Легко видеть, что при монополизации отрасли объем выпуска и цена изменятся.

 

P,C                                SMC   

  M

 

P2                        L

P1                                   

  C                         E2 F     D

 

   0                   Q2 Q1                  Q

                                             MR 

                     Ущерб приносимый монополией 

Действительно, монополист максимизирует прибыль при объеме выпуска Q2*,поскольку именно этот объём соответствует точке Курно E2*,в которой кривые предельных затрат и предельной выручки пересекаются. Этому оптимальному для монополиста выпуску соответствует более высокая цена P2*.Ведь именно такую цену согласны уплатить за товар покупатели, если объём продаж составляет Q2*.Очевидно,что прибыль, получаемая в таком случае монополистом с каждой проданной единицы продукции, равна длине отрезка LN(P2*(Q2*))-SATC(Q2*)).Аего суммарная прибыль равна площади прямоугольника CP2*LN((P2*(Q2*)-SATC(Q2*)Q2*)

Оценим ущерб, приносимый монополией. Кривая спроса, как мы знаем, характеризует ценность дополнительных единиц товара для покупателя. Кривая предельных затрат характеризует альтернативную ценность ресурсов, использованных для производства этих дополнительных единиц. Поэтому выпуск продукции целесообразно увеличивать до тех пор, пока кривая спроса остаётся выше кривой предельных затрат, т.е. до точки их пересечения. На рис.10.9 такой точке E1 соответствует выпуск Q1*. Это – наилучщий объём выпуска.

   Для монополиста же оптимальным оказывается объём выпуска Q2*.Каким был бы валовой выигрыш покупателей, если бы выпуск увеличился до Q1*?Очевидно, он был бы равен площади, лежащей ниже участка кривой спроса LE1, т.е.Q2*LE1Q1*.Во что обошлось бы монополисту увеличение выпуска с Q2* до Q1*?Очевидно, в сумму, равную площади фигуры, лежащей ниже участка E2E1кривой предельных затрат, т.е.Q2*E2E1Q1*. Таким образом, выигрыш от увеличения выпуска превышает затраты на него на сумму, равную разности двух названных величин, т.е. площади Е2LE1,показанной на рис.10.8 вертикальной штриховкой. Однако монополист не пойдёт на увеличение выпуска сверх Q2*.Ведь каждая дополнительная (сверхQ2*) единица выпуска сулит прирост затрат, превышающий прирост выручки. Действительно, при увеличении выпуска с Q2*доQ1* затраты монополиста увеличатся на сумму, как мы знаем, равную площади Q2*E2E1Q1*, тогда как выручка возрастает лишь на сумму, равную площади Q2*E2Q1*, так что его чистые потери составят сумму, равную площади E2E1Q1*.

      Кроме того, монополизация совершенно конкурентной отрасли сопровождается не только уменьшением, но и перераспределением части излишка потребителей в пользу монополии. При совершенной конкуренции излишек потребителей на рис. 10.9 измеряется площадью треугольника P1*ME1.При монополии он, как очевидно составит лишь сумму, равную площади треугольника P2*ML.Часто его, а именно KLE1,пропадет в вязи с сокращением выпуска с Q1* до Q2*, т.е. войдет в состав так называемых безвозвратных потерь общества E2LE1.Другая же часть, равная площади прямоугольника P1*P2*LK, будет присвоена монополистом, поскольку линия цены, являющаяся нижней границей потребительского излишка при цене P2*, окажется выше, чем прицене P1*.

Может возникнуть вопрос, почему в состав безвозвратных для общества потерь не войдёт Q2*E2E1Q1*,характеризующая сокращение затрат в связи со снижением выпуска с Q1* до Q2*. Дело в том, что ресурсы, использовавшиеся до монополизации для производства Qq1*-Q2* единиц продукции, теперь найдёт своё применение в других секторах экономики. Поэтому область Q2*E2E1Q1*, скорее всего, можно характеризовать как альтернативную ценность ресурсов, высвобождающихся из-за сокращения выпуска в монополизированной отрасли. В основном виде изменения благосостоянии в результате монополизации представлены в виде таблицы 9.1.

 

Область на рисунке 9.10 При совершенной конкуренции После монополизации
P1*ML P1*P2*LK KLE1 OCNQ2* Q2*E2E1Q1* E2NF   Излишек потребителя   **                   **   **                   **   Затраты производства   **                    **     Излишек производителя(часть) Излишек потребителя   Избыточная прибыль   Безвозвратные потери   Затраты производства   Альтернативная ценность ресурсов, высвобождаемых в результате монополизации   Безвозвратные потери

 

Однако трудно сказать, увеличивает или уменьшает такое перераспределение потребительского излишка общественное благосостояние. Ведь владельцами предприятия-монополиста, в пользу которого перераспределяется часть излишка, являются обычные акционеры, то есть такие же смертные, как и потребители, теряющие эту часть излишка, а межличностное сравнение полезности, как мы догадываемся, невозможно. Многие экономисты утверждают, что, поскольку большинство акционеров принадлежит к высоко- и среднедоходным слоям населения, перераспределение части потребительского излишка в их пользу лишь увеличивает дифференциацию общества, разрыв в доходах разных его групп. Их оппоненты, однако, считают, что их покупатели некоторых товаров, производство которых монополизировано, являются лица с высокими и средники доходами, а потому это перераспределение элиминируется монопольными ценами, по которым ими покупаются эти товары. Следует, однако, иметь в виду, что вопрос о социально приемлемом уровне дифференциации доходов в обществе относится скорее к нормативной, чем позитивной экономике. 

До сих пор в этом разделе мы предполагали, что монополизация совершенно конкурентной отрасли никак не повлияет на затраты производства продукции. Возможно, однако, что некоторые организационные, а главное, технологические нововведения будут осуществлены после того, как будет образована монополия. Эти нововведения могут привести к снижению производственных затрат, так что кривая предельных затрат монополий (MC2) на рисунке 10.10 уже не будет совпадать с кривой предложения в прошлом совершенно конкурентной отрасли (кривая S=MC1) на рисунке 10.10, как это предполагалось ранее.

P,C

                                        S=MC1

                             E1                           MC2

P1*                              

P2*                                          E3

P3*                                              D

                                          E2

      0              Q1* Q2* Q3*

           

Снижение производственных затрат после монополизации

Если снижение затрат значительно, выпуск после монополизации отрасли может увеличиться, а цена продукции снизится. Так на рисунке 10.10 оптимальный выпуск монополии Q2* выше, чем он был до монополизации (Q1*), а цена ниже (P2*<P1*). Заметьте, однако, что и в этом случае на участке Q2*Q3* кривая спроса лежит выше кривой предельных затрат, и значит, есть потребители, готовые возместить предельные затраты на прирост производства от Q2* до Q3*, но не имеющие возможности сделать это из-за монопольного характера рынка. С точки зрения общества и в этом случае оптимальными являются объем выпуска Q3* и цена P3*.                                                                                                                                                                                                          

Регулирование монополии.

А) Установление предельных цен.

 

Одним из способов регулирования монополии является установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции. Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым сталкивается монополист, показано на рис 10.17. Здесь D и MR – кривые спроса и соответственно предельной выручки не  регулируемой монополии, Pm – установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или максимально допустимая, цена.

После установления предельной цены, Pm, кривая спроса монополиста изменяется. Часть кривой D, лежащей выше точки А, для монополиста исчезает.

Его действительная, или эффективная, кривая спроса становится ломанной. Она состоит из горизонтального сегмента PmA и сегмента обычной кривой спросаВF, лежашего ниже точки А.

 При выпуске, меньшем чем Q’, цена продукции не должна превышать PM, хотя условия спроса не позволяют продавать ее по более высоким ценам.При выпкуске, большем Q’,покупатели не только согласны, но и могут оплачивать продукцию по более низким ценам, в этой области предельная цена, Pm, «не работает».

 

 

  P

 

 

Pm                          A         

 


R                            B          D

 

   0                     Q’         F       Q

                                                 MR

Установление предельной цены на продукцию монополиста и модификация кривых спроса и предельной выручки

 

Эффективная кривая предельной выручки также будет состоять из двух сегментов - горизонтального сегмента PmA и имеющего отрицательный наклон сегмента BF. Действительно, согласно «10.2»

 

MR(Q)=P(Q)+QdP/Dq.

 

Пока Q<Q’ и действует предельная цена Pm,dP/dQ=0 и, следовательно, MR(Q)=Pm. При Q>Q’ дополнительный объем продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Pm, и, следовательно, dP/dQ<0. Очевидно, что в этом случае MR<P. Это значит, что при Q<Q’ эффективная кривая предельной выручки сливается с горизонтальным сигментом эффективной кривой спроса PmA, а при Q>Q’ она соответствует второму, имеющему отрицательный наклон сегменту эффективной кривой спроса. Наконец при Q=Q’ эффективная кривая предельной выручки имеет разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q=Q’ предельная выручка не определена, тогда как при малом ее приращении сверх Q’ MR< OR’, а при малом сокращении MR=OРm.

Рассмотрим влияние максимально допустимых цен на поведение монополиста подробнее. На рисунке 10.18 оптимум нерегулируемой монополии достигается при выпуске Q* и цене P*. Очевидно, что установление предельной цены выше Р* не изменит решение монополиста, его оптимум останется прежний (Q*,P*).

 

 


   P,C

 

    P*                                          SMC

   P1*                              A

   P2*                                        C          SATC

   P3*                             B        D

                                                 F

        0                Q* Q1 Q2 MR     Q

      Оптимум регулируемого и нерегулируемого монополиста

Однако при более низкой предельной цене прибылемаксимизирующей выпуск монополиста изменяется. Так, если предельную цену установить на уровне Р1, эффективной кривой спроса будет кривая Р1АD, а эффективной кривой предельной выручки – кривая P1ABF. В этом случае кривая предельных затрат «пройдет» через разрыв АВ, а прибылемаксимизирующий выпуск будет равен Q1. При меньшем выпуске эффективная кривая предельной выручки лежит выше кривой предельных затрат и потому у монополиста есть стимул увеличить выпуск до Q1. Напротив, при большой выпуске кривая предельных затрат окажется выше соответствующего сегмента эффективной кривой предельной выручки, BF, имеющего отрицаткльный наклон, и у монополиста есть стимул сократить выпуск до Q1.

Чтобы побудить монополиста увеличить объем производства сверх Q1, необходимо установить предельную цену на еще более низком уровне. В частности, установление предельной цены на уровне Р2 может побудить монополиста довести выпуск до Q2, каким он был в условиях совершенной конкуренции. При максимально допустимой цене Р2 кривая предельных затрат пересечет эффективную кривую предельной выручки в точке С, где SMC=AR=P. Заметим, что минимально возможный уровень предельной цены P3=minSATC, при более низком ее уровне монополист не сможет возместить затраты на производство и в конечном счете покинет рынок.                                                                                                                                                                                               

  В) Налогообложение.

 

Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия – монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска, и паушального, взимаемого независимо от объема выпуска (от нем.pauschal – взимаемые в целом).

 

Влияние потоварного налога.

  Обозначим ставку потоварного налога Т. Тогда прибыль монополиста составит

              p(Q)=TR(Q)-STC(Q)-TQ.

Ее максимизация требует, чтобы

             dp(Q)/dQ=(dTR(Q)/dQ)-(dSTC(Q)/dQ)-T=0 (10.41)

т.е. чтобы 

MR(Q)=MC(Q)+T (10/41*)

Монополист максимизирует свою прибыль(после уплаты налога), уравнивая предельную выручку и суммы предельных затрат и ставки налога. Полный дифференциал (10.41) будет

    ((DTR(Q)*dQ)/dQ*Q)-((d*dSTC(Q)*dQ)/dQ*Q)-dT=0,

откуда 

      dQ/dT=1/((d*dTR(Q)/dQ*Q)-(d*dSTC(Q)/dQ*Q). (10.42)

Поскольку, согласно условию максимизации прибыли второго порядка (10.12), требуется, чтобы знаменатель правой части (10.42) был отрицателен, dQ/dT <0 и, значит, введение потоварного налога приведет к снижению выпуска и увеличению цены.

Влияние подтоварного налога на поведение монополиста показано на рисунке 10.19. Здесь SATC1 и SMC1 – кривые средних и предельных затрат короткого периода, Q1 и Р1 – оптимальный выпуск и цена до введения налога. Потоварный налог будет для монополиста дополнительным элементом переменных затрат.

 


P,C

 

  P2                       F                        SMC2   

  P1                              A                   SMC1

C2                        G                             SATC2 

C1                              B                          SATC1  

 


      0                Q1 Q2 MR                                      Q

Влияние товарного налога на поведение монополиста

Следовательно, SMC2 = SMC1+T. Условия максимизации прибыли (10.41*) предприятия выполняется при объеме выпуска Q2 и цене Р2. Прибыль монополиста в результате введения налога сократится                                                                                                                                                           

(рис.10.19).

 

Влияние паушального налога.

В отличие от потоварного сумма поушального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит  

               p(Q) = TR(Q) – STC(Q) – G.     (10.43)

где G – сумма паушального налога за период. Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет

 

dp(Q)/dQ = MR(Q) – SMC(Q) =0               (10.44)

 

или

           MR(Q) = SMC(Q).                           (10.44*)

                                                                  

Как видно на рисунке 10.20. оптимальный выпуск и цена продукции паушального налога не изменилась, уменьшилась лишь получаемая монопольная прибыль. Значит паушальной налог целиком ложится на монополиста. Его нельзя переложить (даже частично) на покупателей через более высокую цену и меньший объем выпуска, как в случае потоварного налога. Сравнить условия максимизации чистой прибыли (10.41*) и (10.44*), рисунок 10.19 и 10.20.

 

 


P,C  

                                                    SMC

  P                                         SATC2

C2                                               SATC1   

C1                                         D

 

    0                     Q                        Q

                                            MR

   Влияние паушального налога на поведение монополиста

Такое же, как паушальной налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремится максимизировать чистую прибыль (pn):

 

Max(pn(Q))=pn(100-t)=TR(Q)-STC(Q)-t[TR(Q)-STC(Q)]=

(100-t)[TR(Q)-STC(Q)].                          (10.45)

 

Условием максимизации чистой прибыли, очевидно, будет условие                                             

dpn(Q)/dQ=(100-t)[MR(Q)-MC(Q)].        (10.46)

Если t<100.(100-t)>0 и, следовательно, MR(Q)-MC(Q)=0, т.е. MR(Q)=MC(Q).Таким образом, и при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объём продукции, а значит, и её цена не изменится.                           

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.