Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты контролирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты контролирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

2021-04-18 77
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты контролирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дифференциация продукции дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом всех своих традиционных покупателей. Например, в штате Канзас имеется множество фермеров, выращивающих пшеницу, а в Канзас-сити имеется множество ресторанов, но пшеница повсюду одинакова, а рестораны разные. Таким образом, фермерша, производящая пшеницу, вовсе ничего не продаст, если попытается назначить цену хоть на пени выше существующей рыночной цены, тогда как владелец ресторана может слегка варьировать цены в меню, не вызывая при этом громадных изменений в спросе на свои фирменные блюда. Тем не менее, он не обладает большой монопольной властью, если в городе есть множество других подобных мест, где можно поесть.

Там, где дифференциация продукции возможна, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить, и они могут прийти к заключению о выгодности рекламы. Возможность дифференциации продукции ставит также новые и трудные проблемы эффективности. Является ли оптимальным ассортимент производимых в условиях монополистической конкуренции продуктов? Являются ли оптимальными с общественной точки зрения расходы продавцов на рекламу?

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции,не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, бензоколонку или аптеку в большинстве крупных городов не составляет труда. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистически конкурентных отраслях не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.

Теперь от понятия концентрации перейдем к понятию дифференциации продукции. Теория монополистической конкуренции описывает ситуацию, в которой существует разнообразии товара при условии, что каждая фирма производит товар являющейся близким заменителем других товаров. Для упражнения поразмышляйте о фирмах, которые ведут конкурентную борьбу, делая ставку на реализацию в близлежащих районах, предлагая лишь слегка различающиеся услуги или ассортиментные наборы либо производя очень близкие разновидности зубной пасты или мороженного. Мороженное любит каждый, но не все единодушны в том, какое мороженое является наилучшим. Каждое кафе-мороженое, таким образом, сталкивается с убывающей кривой спроса.

Убывающие кривые спроса, отражая существование дифференциации продукции, отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции. Если монополистический конкурент снижает свою цену, то объем спроса на его продукцию возрастает, потому что некоторые покупатели переключаются на его продукцию с продукции других продавцов. Но поскольку продукты различны, не все покупатели переключаются на его продукцию, как они это сделали бы в условиях совершенной конкуренции. В силу того, что кривая спроса на продукцию монополистического конкурента наклонена вниз, он сам может выбирать цену, максимизирующую его прибыль. Но поскольку он слишком мал для того, чтобы очень сильно влиять на рынок цен в целом, он предполагает, что конкуренты никак не отреагируют на его решение в области ценообразования.

Краткосрочное равновесие

В краткосрочном периоде в отрасли имеется фиксированное число фирм. Как и в условиях монополии каждая фирма принимает кривую спроса на свою продукцию за неизменную и выбирает цену, позволяющую ей максимизировать прибыль. Как и в условиях совершенной конкуренции, все продавцы могут получать прибыли в краткосрочном периоде.

                                             MC

                                                         AC    

Po                        e

 


ACo                                          D 

+                                 MR             

                                                                       

0 Qo 

               Обьем выпуска

 

На рисунке 12-4 показаны кривые средних и предельных издержек для отдельно взятого кафе-мороженного – фирме К, которая сталкивается с убывающей кривой спроса. Ее кривая средних издержек имеет U- образную форму, знакомую нам по предыдущим главам. Фирма выбирает объем выпуска   при котором предельный доход равняется предельным издержкам, и устанавливает цену Ро. Изначально в данной точке фирма К получает экономическую прибыль, затененной площади (Ро-АСо)х . Таким образом, в краткосрочном периоде монополистический конкурент подобен монополисту.

Долгосрочное равновесие

 

В долгосрочном периоде ситуация сильно отличается от рассмотренной, поскольку здесь может иметь место вход новых фирм. Кривая спроса, с которой сталкивается каждый монополистический конкурент, зависит как от цен, так и от количества близких заменителей продукции. Чем больше видов конкурирующих заменителей и чем ниже их цена, тем меньше спрос на продукцию любой фирмы.

Если монополистические конкуренты получают прибыли в краткосрочном периоде, то в отрасль будут вливаться другие фирмы. Даже с учетом дифференциации продукции отрасль будет привлекать новые фирмы, производящие близкие, но не полностью взаимозаменяемые по отношению к существующим товары, до тех пор, пока существующие фирмы получают прибыли. По мере того как новые фирмы вливаются в отрасль и увеличивают число доступных товаров – заменителей, кривые спроса на продукцию существующих фирм сдвигаются влево. Процесс входа продолжается до тех пор, пока все фирмы не оказываются в точке нулевой прибыли. Таким образом, показанные графически на рис.12-4 высокие прибыли будут привлекать другие фирмы в сферу деятельности кафе-мороженных. По мере их вхождения кривая спроса для фирмы К сдвигается влево, потому что некоторые из ее клиентов переключаются на новые фирмы. Новые конкуренты продолжают проникать в отрасль, пока фирма К и подобные ей фирмы получают экономическую прибыль. Вхождение прекращается, когда фирма К и другие фирмы в отрасли начинают получать нулевые прибыли, или, короче говоря, когда цена становится равной величине средних издержек.

 Положение долгосрочного равновесия фирмы К показано на рисунке 12-5. Чтобы максимизировать прибыль при заданной новой кривой спроса на ее продукцию,

Фирма К производит объем выпуска Q’, при котором предельные издержки равняются предельному доходу. Таким образом, она устанавливает цену P’, превышающая величину предельных издержек.

 


                                                   MC

 

 

P=AC                                                         AC

                                                   

                                    MR       D

 

      0                   Q  

                       Обьем выпуска

 Но она получает нулевую экономическую прибыль, так как кривая спроса является касательной к кривой средних издержек АС при данных значениях цены и объемов выпуска. В состоянии такого равенства производных прибыли равны нулю(АС’=P’) и следовательно, нет притока новых фирм в отрасль.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.