Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

2021-04-18 54
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, скажем, алмазной монополией «Де Бирс» заключается в мере их власти над рынком; «Де Бирс» обладает большим контролем над ценой своей продукции.

Таблица 1

Структурная характеристика

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия Монополия
Число продавцов Много Много

Мало

Один
Барьеры вхождения Нет Нет

Обычно есть

Да(нет вхожд.)
Дифференциация продукции Нет Есть

Возможна

Нет. Один продукт
Примеры Сельское хозяйство,рынок акций Рестораны, аптеки

Автомобили, готовые завтраки из круп

Алмазы, моментальная фотография
           

 

Таблица 1 указывает также на другое важное различие между совершенной конкуренцией и монополией. В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. Так, если рыночная цена пшеницы поднимается выше величины долгосрочных средних издержек ее производства, то фермеры переключатся с других зерновых культур на пшеницу. Этот процесс направлен на устранение различий в размерах экономической прибыли в совершенно конкурентных отраслях. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.

 

Барьеры для вступления в отрасль.

Барьерами входа называют факторы, осложняющие вступление новых фирм в отрасль. Если барьеры высоки, в отрасли может остаться мало фирм, а также уменьшится действие конкурентных сил. Экономия от масштаба является одним из самых распространенных типов барьеров входа, но существуют и другие, в том числе правовые ограничения, высокие издержки входа, реклама дифференциация продукции.

 

А) Правовые ограничения (легальные барьеры):

Патенты и лицензии.

Важными правовыми ограничениями являются патенты, дополнительные условия входа, тарифы и квоты в международной торговле. Патент вручается изобретателю, чтобы обеспечить эксклюзивное использование запатентованного продукта или процесса. Например, фармацевтическая компания благодаря патенту может получить 17-ти ленную монополию на новое лекарство. Государство с помощью патентных монополий стимулирует деятельность изобретателей. В отсутствие перспективы патентной защиты компания или самостоятельный изобретатель может отказаться от выделения средств и времени, необходимых для исследований и разработок. Или, что еще хуже, сделавший открытие может попытаться скрыть результаты своих исследований, и это не позволит использовать их на благо общества.

Государство также создает во многих отраслях ограничение входа. Обычно предприятиям, предоставляющим коммунальные услуги, такие как телефон, газ и электросеть, дается право «франчайзной монополии» на обслуживание в определенной местности. В этих случаях фирма получает эксклюзивное право на предоставление услуги и взамен обязуется ограничивать свои прибыли и обеспечивать обслуживание всех желающих. В это же время государство с помощью лицензий ограничивает вход в такие отрасли как телевидение и радиовещание, пассажирские авиалинии и сотовая телефонная связь.

Наконец, государство может ввести ограничение импорта с целью защиты фирм от иностранных конкурентов. Вполне может оказаться, что рынок какого-либо продукта в данной стране достаточен лишь для поддержания двух или трех фирм в отрасли, тогда как мировой рынок способен вместить большое число фирм.

 

Патенты.

Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в течении 17-ти лет, американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилия и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, конечно, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль росте многих современных индустриальных гигантов –«Нэшнл кэш реджистер», «Дженерал моторз», «Ксерокс», «Полароид», «Дюпон», если назвать нескольких. Деятельность компании «Юнайтед шу машинери» – ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. «Юнайтед шу» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть другие типы сапожного оборудования, требуя от пользования ее патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались также брать в аренду все другое сапожное оборудования у «Юнайтед шу». Это позволило «Юнайтед шу» монополизировать рынок, пока правительство не предприняло в 1955 году антитрестовские расследования, имевшие частичный эффект….

Научно-исследовательская работа, конечно лежит в основе разработки пригодной для патентования продукции. Фирмы, которые достигают монопольной степени власти путем их собственной научно-исследовательской работы или путем покупки патентов других, находятся в стратегическом положении, укрепляя и усиливая свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки новой пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.

 

Лицензии.

Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне комиссия по связи выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнанно, что ограничение вследствие этого предположение такси создает монополистические доходы владельцев и шоферов такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом тем самым создать государственную монополию. Напри мер, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины. Таким образом, многие штаты выдали себе лицензию на проведение лотереи.

Б) Высокие издержки входа.

 

Кроме установленных правовой системой барьеров входа, существуют также и экономические препятствия. В некоторых отраслях начало производства может просто «дорого стоить», например, в авиационной промышленности. Высокие издержки разработки и испытаний новых самолетов не позволяют потенциальным конкурентам войти в отрасль. Лишь небольшое число компаний может выделить десять-пятнадцать миллиардов долларов, необходимых для постройки самолетов нового поколения.

Кроме того, для потенциального эльтранта могут оказаться недостижимо высокими «неосязаемые» инвестиции, необходимые для работы в данной отрасли.

Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект  роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства. При данном рыночном спросе достижение низких затрат продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая, сталелитейная промышленность является несколькими из многих отраслей тяжелой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно одну треть рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, не будут иметь никакого шанса для выживания и расширения. Почему? Потому что, являясь мелкими предприятиями, они не в состоянии получить экономию на издержках, которую получает существенная «большая тройка»,и, следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживании и роста. Новые конкуренты в базовых сталелитейной и автомобильной отраслях не появятся в результате успешного функционирования и расширения небольших производителей «с задворок отрасли». Они просто будут недостаточно эффективны,чтобы выжить. Другой вариант – войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из «большой тройки» в автомобильной отрасли. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий

Во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.

В) Собственность на важнейшие виды сырья

Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Существует несколько классических примеров. «Алюминиум компани оф Америка» удерживала свое монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов – главного сырья, используемого в алюминиевом производстве. Однако время «Интернешнл никель компани оф Кэнада» контролировала приблизительно 90% известных мировых запасов никеля. Как отмечалось ранее, большинство из известных мировых алмазных рудников принадлежит или находится под эффективным контролем «Де Бирс компани оф саус Эфрика». Также очень трудно развиваться новым профессиональным спортивным лигам, когда существующие лиги имеют контракты с лучшими игроками и договоры об аренде главных стадионов и арен.

Г) Реклама и дифференциация продуктов

Иногда компании имеют возможность создания барьеров входа для потенциальных соперников посредством рекламы и дифференциации продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Например, «Пепси» и «Кока-кола» тратят сотни миллионов долларов ежегодно на рекламу своих марок, что делает весьма накладным для потенциальных соперников вступления на рынок колы.

Вдобавок к этому, дифференциация продуктов, либо сама по себе, либо в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа. Во многих отраслях – таких как производство сухих завтраков, автомобилей, бытовой техники и сигарет - является обычным делом производством множества продуктов разнообразных торговых марок, моделей и разновидностей небольшим количеством фирм. Отчасти это можно объяснить стремлением расширить круг потребителей. Но такое огромное число дифференцированных продуктов настолько, что рынок каждого из этих продуктов не в состоянии поддержать большое количество фирм.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.