Цели и задачи процесса психологической коррекции — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Цели и задачи процесса психологической коррекции

2021-04-18 73
Цели и задачи процесса психологической коррекции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сущность психологической коррекции коммуникационных навыков состоит в гармонизации сферы внутриличностных реакций и межличностных отношений.

Главные цели процесса психологической коррекции:

ü эмоционально-рефлексивное освобождение личности;

ü овладение потенциалами продуктивного стиля общения.

Их реализация требует осознавания и разрешения конфликта между установками "я могу" и "я не могу", нарушающего гармоничное общение человека с другими посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.

При этом усилия учителя направлены на решение пяти основных задач:

1) осознание фактов личностной истории, обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, заблокировавших установку "я могу";

2) возрождение доверия самому себе, веры в духовный авторитет и позитивную сущность другого человека и восстановление депривированных звеньев структуры самосознания;

3) освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих гипертрофию установки "я не могу" и затрудняющих позитивную активность личности: баланс напряжения и расслабленности в теле, рефлексию и ответственность;

4)изменение негативных эмоционально насыщенных установок, искажающих адекватное восприятие ситуации общения, привычных агрессивных и инфантильных моделей общения и овладение соучастной стратегией контакта;

5)самостоятельное развитие обретенных навыков в реальной практике общения.

Реализация поставленных задач требует осознавания и разрешения конфликта между установками "я могу" и "я не могу", нарушающего гармоничное общение посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.


Глава 3. Развитие коммуникационных навыков у ребенка младшего школьного возраста

 

Организация и проведение исследования

 

Экспериментом мы называем ту часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными, и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные. Эксперимент может быть многомерным в следующих двух отношениях. План эксперимента может содержать более чем одну "независимую" переменную (пол, год обучения, метод обучения). Или более чем одну "зависимую" переменную (число ошибок, скорость, количество правильных ответов, данные различных тестов).

Целью всякого эксперимента является получение результатов от поставленной цели в ходе выполненной работы - измеряемые по шкале оценок.

Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у учащихся младших классов

.   эффективности разговора;

2. активному слушанию и эмоциональной реакции;

.   обретению навыков передачи личной информации;

.   самораскрытие учащегося;

.   развитие, поддержание и усовершенствование взаимоотношений.

.   навыков по. совместным движениям и действиям.

Для правильной организации работы по коммуникативному воспитанию, целесообразно было наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам, для учащихся младших классов.


Констатирующий эксперимент

 

Констатирующий этап эксперимента проводился на базе первого класса 1-А детей в возрасте с 6 - 7 лет, дети сравнивались с параллельным 1-Б классом.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы педагогом выявлялись элементарные навыки ребенка об окружающем социальном мире. Умение детей действовать сообща, принимать решение, правильно слушанье и эмоциональная реакция на объяснение материала урока, навыки публичного выступления,

На данном этапе исследование имело целью определить уровень коллективного развития школьников 1-А класса, выявить недостатки в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по воспитанию детей и применение в работе методов коммуникационной коррекции.

Данная методика состояла из учета всех методов, коммуникационной коррекции стиля общения:

ü метод индивидуального консультирования,

ü метод группового тренинга,

ü метод индивидуального тренинга.

С учениками 1-А класса при первом знакомстве была проведена индивидуальная консультация "Семейная история", направленную на осознание идентификации с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями общения и пробуждение потребности самосовершенствования, освобождение от негативного эмоционального опыта, изменение отношения к себе и другим, в которой использовалась:

ü построение генограммы;

Построение генограммы осуществлялась с помощью следующих вопросов.

Система вопросов:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

.   У тебя есть папа и мама?

.   Как зовут твоих родителей?

.   Сколько им лет?

.   Когда у них день рождения?

.   Есть у тебя дедушка и бабушка?

.   Кем они работали?

.   Как их зовут?

.   Сколько им лет?

.   Какие у вас отношения с бабушкой и дедушкой?

.   Как родители относятся друг к другу?

.   Чем они занимаются?

.   Если умерли, то по какой причине?

.   Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?

.   Есть у тебя братья и сестра?

.   Какими взаимоотношения между тобой и братьями и сестрами?

.   Как ваши родители относились к тебе и твоим братьям и сестрам?

.   Чем занимаются братья и сестры сейчас?

При анализе ответов на эти вопросы можно выделить типичные модели общения в семье, обращая особое внимание на типичные модели агрессивной и инфантильной стратегий контакта. Кроме того, выделяются эмоции, которые сопутствуют моделям и послужили причиной их возникновения.

Ход констатирующего эксперимента и полученные результаты.

. Краткая характеристика экспериментальной группы испытуемых

.   Смирнов Артем 6 лет. 5 мес. - общительный, много друзей,

2. Сердюк Дарья 6 лет. 6 мес - очень обидчивая, мнительная, боится своих неправильных ответов, поэтому предпочитает молчать.

.   Ключенко Вова 6 л. 8 мес. - страдает заиканием, поэтому сильно стесняется этого;

.   Шарова Лена 6 л. 8 мес. - общительна, но ждет подсказки в игре

.   Клименко Вова 6 л. 5 мес. - большой фантазер;

.   Лебедь Оля 7 лет - спокойная, немного застенчива;

.   Тихий Сергей 6 л. 7 мес - говорит редко, выговаривает слова;

.   Сосновская Наташа 6 л. 6 мес. - иногда мямлит;

.   Усатый Женя 6 л. 10 мес. - подвижен, но рассеян;

.   Левченко Игорь 6 л. 8 мес. - общителен.

.   Житнюк Вера 7 лет - много знает сказок.

.   Какадце Оля 7 лет - общительна

.   Курич Евгений 7 лет - спокойный.

.   Выдрина Мила - 6 лет 2 мес. - замкнутая

.   Милович Кирил - 6 лет 6 мес. - насторожен, прячется за других.

Ориентируясь на этих 15 детей при разработке занятий учитывалось формирование навыков, которые помогли бы детям научится коммуникативным навыкам в коллективе, развивали в них активность и интерес к общению.

Задача учителя при работе с детьми 6-7 лет - построить совместное общение таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно социальное поведение.

Задача учителя - установления доверие. Самым важным в процессе психокоррекции является доверительное общение школьника с учителем. Независимо от характера и содержания общения суть процесса: учитель осознанно использует доверие как главный инструмент воздействия. Благодаря этому сложному и несколько загадочному явлению возникает не только взаимное понимание, но и главные изменения личности ученика.

Доверие - ключевой момент в работе психолога, как, впрочем, и специалиста любой профессии, сущность которой связана с влиянием на людей.

Целью воспитателя является - научить детей, играя вместе, учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точу зрения, строить и реализовывать совместные планы.

. Анализ интегрированного занятия, его результат - знания, умения, навыки, поведение детей к моменту проверки

 

Таблица 1.

Ребенок Возраст

Родители

Отношения Эмоции
      оба Один Нет    
1 Сердюк Дарья 6 лет 6 мес   +   Хорошие хорошие
2 Смирнов Артем 6 лет 5мес. +     Средние Нет
3 Шарова Лена 6 лет. 8мес.     +  - хорошие
4 Клименко Вова 6 лет. 5мес.   +   Средние Нет
5 Лебедь Оля 7 лет +     Хорошие хорошие
6 Тихий Сергей 6 лет. 7мес +     Средние хорошие
7 Сосновская Наташа 6 лет. 6мес. +     Хорошие хорошие
8 Усатый Женя 6 лет. 10мес.   +   Средние Нет
9 Левченко Игорь 6 лет. 8мес. +     Не очень Нет
10 Житнюк Вера 7 лет   +   Хорошие хорошие
11 Какадце Оля 7 лет +     Средние хорошие
12 Курич Евгений 7 лет   +   Хорошие Нет
13 Выдрина Мила 6 лет 2 мес +     Средние хорошие
14 Милович Кирил 6 лет 6 мес   +   Хорошие Нет
15 Ключенко Вова 6 л. 8 мес +     Не очень Нет

 

В ходе проверки выявлено уровень отношение в семье между родителями

. хорошие - 60%

. не очень - 30%

. средние - 60%

 

Диаграмма 1.

 

Проверочное занятие было проведено и во втором 1-Б классе. Результаты констатирующего эксперимента обозначены в таблице №2.

Таблица № 2

Оценка результатов экспериментальная группа контрольная группа
  15 чел. 15 чел.
1. хорошие 6 5
2. средний уровень 6 5
3. низкий уровень 3 5

 

Диаграмма 2.

 

Анализ проведенные исследования позволяет сделать следующие выводы:

. Ha основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень коллективного развития детей одинаково невысок.

. Данная экспериментальная работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на коллективное развитие детей.

Формирующий эксперимент

 

На основе первых результатов была составлена программа занятий с применениями чередования этапов, ступеней и шагов коммуникационной коррекции. Составлен План занятий. На занятиях использовались:

"Уроки доверия" - упражнения и техники, восстанавливающие и развивающие доверие себе и другим;

"Беседы об истине", построенные на библейских сюжетах;

"Стратегии гармонии" - специальные приемы и техники дифференциации и интеграции эмоциональных состояний, а также модели и техники развития партнерской стратегии общения.

Кроме того, используются апробированные техники и приемы психогенетики, гештальттерапии, нейролингвистического программирования, биоэнергетического психоанализа.

В ходе года были пройдены этапы:

. Доверие

. Ответственность

Осознание настоящих трудностей общения

. Осознание возможности выбора

Вся последующая экспериментальная работа с детьми младшего школьного возраста была направлена на оптимизацию отношений детей со сверстниками в процессе обучения коммуникационным умениям.

При этом показателями уровня отношений детей, как было обнаружено в ходе исследований, стали их умения:

а) согласовывать свои действия с действиями партнеров;

б) правильно оценивать себя в качестве исполнителя главных ролей;

в) адекватно судить о своем однокласснике;

г) проявлять терпимость к одноклассникам, оказывать им помощь, быть доброжелательными, высказывать оценки-поощрения, радоваться успеху другого.

Благодаря различному содержанию экспериментальных уроков дети получали возможность проявить в них свои индивидуальные умения, знания, способности (физические, интеллектуальные, творческие) и тем самым заслуживали высокую положительную оценку сверстников и учителей. В то же время каждый учащийся мог сравнивать свои конкретные достижения в том или ином виде деятельности с достижениями других детей и при соответствующем руководстве со стороны учителя правильно оценивать себя и товарищей.

Прошел год экспериментальной работы дети были переведены во 2 класс.

После проведения формирующего эксперимента, были зафиксированы следующие изменения:

 

Таблица 3.

Динамика изменений уровня овладения социальной ролью у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах

Уровень коммуникационных элементов

Экспериментальная группа

Контрольная группа

  "до" эксп. "после" эксп. "до" эксп. "после" эксп.
Высокий 60% 80 % 50% 50 %
Средний 60% 50 % 50% 70%
Низкий 30% 20% 50% 30%

 

Диаграмма 3.


 Результаты вторичной диагностики у детей уже второклассников после проведения формирующего эксперимента показали значимость изменений в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Проведенное экспериментальное исследование представляет собой один из вариантов процесса социальной адаптации, направленной на формирование определенных личностных качеств и свойств, способствующих реализации ребенка в коллективе, приобретения им навыков общения и активного участия в коллективной жизни. Результаты исследования показали эффективность использования апробированные техники и приемы психогенетики, гештальттерапии, нейролингвистического программирования, биоэнергетического психоанализа.


Заключение

 

Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное осуществление навыков коллективного воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. По определению советского педагога И.Ф. Козлова, педагогическая деятельность есть". сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) - родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей". Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества.

Педагогическая деятельность, вооруженная осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки Педагогическим целям.

Педагогическая деятельность всегда носит конкретно-исторический характер. Воспитание и педагогическая деятельность едины и противоположны. Воспитание - объективно закономерный исторический процесс. Педагогическая деятельность как субъективное отражение этого процесса возникает в недрах воспитания и развивается на основе воспитательской практики. Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает стать глубоко сознательной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.


Список используемой литературы


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.