Экспериментальное исследование на констатирующем этапе — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Экспериментальное исследование на констатирующем этапе

2021-04-18 127
Экспериментальное исследование на констатирующем этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов выстроила собственную систему формирования певческих навыков ребёнка младшего школьного возраста. Для этого были систематизированы вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной и адаптированы к уровню вокальных возможностей ребёнка упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Поставив целью работы - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей младшего школьного возраста,а также заручившись поддержкой педагогов и родителей, необходимо направлять по воплощению своих идей по созданию для детей такой атмосферы, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность. [15, с.23]

Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности были сформулированы следующие задачи:

1) достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного лёгкого пения, чистоты и полётности детского голоса;

) развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования;

) достижение искренности исполнения детьми песен, их умения раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций;

) усвоение навыков хорового пения;

) развитие детского песенного творчества.

Было разработано поэтапное осуществление поставленной цели и задач.

Вначале, чтобы определить природный тип детского голоса, его особенности, диапазон его звучания, чистоту интонирования мелодий, было проведено предварительное индивидуальное диагностирование по методике О.П. Радыновой и А.И. Катинене, которое показало, что не у всех детей достаточно хорошо развиты вокальные навыки и умения. Были выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, нет ансамблевого строя, навыков хорового пения.

На основании результатов диагностики педагог приступила к подбору репертуара. Это, пожалуй, самая важная и сложная задача - найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Понимая, какая огромная ответственность лежит на музыкальном руководителе за выбор песенного материала, было обращено внимание к народной музыке, как «к роднику, который питает всю музыкальную классику. [17, с.92]

Был подобран интересный и доступный фольклорный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь народные песни вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

В музыкальной жизни воспитанников ДМШ фольклор тесно переплетается с классикой и современностью. Подбор в репертуарный план песен В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, Г. Вихаревой вызывает у детей светлые, радостные эмоции, эти вокальные произведения надолго остаются любимыми в их репертуаре. Желание порадовать, удивить своих воспитанников, избрать такие темы песен, которые наиболее интересны им и созвучны предстоящему празднику, развлечению, заставило меня внести свою лепту в создание песен для детей (иногда только музыки на стихи детских поэтов - современников, но чаще, на собственные стихи). Идеи этих песен рождались под впечатлением разговоров с детьми, из наблюдений за их играми. Многие из них навеяны собственными детскими воспоминаниями педагога /нотный материал.

Итак, репертуар выбран, и первое, с чего начинается вокально -хоровая работа, это воспитание слухового внимания детей к новому произведению. Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливали детей к целенаправленному прослушиванию песни. Это и краткое вступительное слово о данном произведении, где сообщалось название песни, авторов музыки и текста, и пояснение непонятных слов, и предварительное чтение стихотворений, и мини рассказ, настраивающий детей на более глубокое восприятие музыкального образа, и разгадывание загадок, ребусов, и вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа. Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию. [18, с.167]

Следующий этап - показ песни. Его задача - создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Понимая, что показ песни - ответственный момент, всегда готовлюсь к нему очень тщательно: для заучивания песни наизусть, выбирает нужные для первого исполнения куплеты, продумывает трактовку музыкального содержания песни. Старается петь так красиво, чтобы детям нравился её голос, чтобы эффектно заинтересовать их песней.

На занятиях часто используется и другой вид знакомства с новым произведением, когда его исполняет один или несколько хорошо поющих детей. В этом случае, музруководитель их заранее готовит к выступлению.

Детям очень нравится такой приём знакомства с новой песней, как прослеживание за мелодией по графической и нотной записи. Применение дидактических игр «Выложи ритмический рисунок», «Определи по ритму», карточки-иллюстраци к вокальным упражнениям, плакаты с изображением алгоритмов вокализов способствует развитию координации зрения, музыкального слуха и голоса, и, тем самым, облегчает сознательное восприятие звучания.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

В работе над непосредственным разучиванием песни серьёзное место отводится принципу художественного и технического единства. В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность. Для этого используется чтение стихотворения В.Степанова «Правильное правило как надо петь».

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы включал три аспекта, основой которых являлись параметры развития хоровых навыков младших школьников: выявление исходного уровня музыкальных способностей детей, включающих как общие, так и музыкальные способности; определение уровня эмоциональной отзывчивости учащихся на музыкальные произведения различного характера и жанра.

Важными методами исследования были педагогическое наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ данных, полученных в ходе бесед с учащимися, их родителями и учителями музыки, анкетирование, тестирование. В результате обработки экспериментальных данных выяснилось, что в широкой педагогической практике использование разных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, логоритмика и музыкально-ритмические упражнения) на уроках музыки применяется не всегда, как правило, часто используют только два вида деятельности. При этом учителя музыки не ставят перед собой задачи системного целенаправленного применения всех четырех видов музыкальной деятельности.

Для определения структуры, критериев и уровней развития хоровых навыков были взяты за основу общие положения по методике выявления уровня эстетической воспитанности личности (Б.Т. Лихачев), уровня развития музыкально-эстетической культуры (Р.А. Тельчарова), методике определения музыкальных способностей и диагностики уровня развития хоровых навыков младших школьников (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, А.Л. Готсдинер, О.П. Радынова, В.И. Петрушин).

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить различные уровни хоровых навыков школьников с учетом специфики возраста за основу были взяты следующие критерии.

На основе анализа исследований в области музыкальной психологии и педагогики были определены следующие параметры развития музыкальных способностей детей на уроках музыки: 1) музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический); 2) музыкальная память; 3) воображение; 4) чувство ритма; 5) музыкально-двигательные навыки.

В соответствии с данными параметрами были выявлены три уровня развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки: низкий, средний, высокий.

На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание среднего (Э.Г.30,2%, К.Г.31,3%) и довольно низкого (Э.Г.57,2%, К.Г.54,7%) уровней развития музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста, принимавших участие в эксперименте. Низкие показатели развития музыкальных способностей детей изучаемой категории обусловлены различными факторами, в том числе и недостаточной сформированностью музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства. В то же время у детей с нормальным интеллектуальным уровнем развития сформированность музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства находится на среднем уровне (40%). Кроме того, с помощью специальных заданий был выявлен исходный уровень эмоциональной отзывчивости учащихся на музыкальные произведения различного характера и жанра, который характеризуется следующими показателями: 47,6% учащихся экспериментальной и 45,3% контрольной групп находятся на низком уровне эмоциональной отзывчивости, 20,6% и 21,9% соответственно на среднем, а 3,2% и 4,7% - на высоком. Указанные задания включали слушание, обсуждение прослушанного произведения, исполнение песни («В мире музыки», «Музыкальное путешествие по страницам сказок» и др.) обусловлены как несформированностью обобщенных музыкальных образов и оценочных представлений, так и недостаточностью образного мышления.

При анализе основополагающими были приняты следующие принципы организации процесса музыкального воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев):

·  принцип связи музыкального искусства с окружающим миром, жизнью и действительностью;

·  принцип единства музыкального и общего психического развития детей;

·  учета возрастных физиологических особенностей детей;

·  принцип доступности музыкального обучения и др.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы работа велась с учётом прогнозирования индивидуальной траектории развития младшего школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и музыкальные способности.

Помимо традиционных методов музыкального воспитания (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический),использовались и специально разработанные методы: использование музыки, изобразительной деятельности, речи и движения; метод развивающего, проблемного, игрового обучения; методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков, влияющих на развитие музыкального слуха учащихся; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод сказкотерапии; музыкальная терапия интегративный метод восстановления, укрепления и сохранения психического и физического здоровья учащегося; метод направленной визуализации. Формами музыкального воспитания являлись урочные (уроки музыки в школе), внеурочные (музыкальные игры, экскурсии, театральные представления и др.) и внешкольные (музыкальные занятия младших школьников: посещение концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.