Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета «Хор» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета «Хор»

2021-04-18 158
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета «Хор» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета «Хор»

Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема

Психологические особенности формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста

Понятие и методы формирования вокально-хоровых навыков

Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Характеристика участников эксперимента

Экспериментальное исследование на констатирующем этапе

Экспериментальное исследование на формирующем этапе

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразовательной школе. Музыкальные занятия можно признать своеобразным индикатором эффективности применяемых педагогических методов, так как через эти занятия в школе проходят без исключения все учащиеся. В обучении музыке в настоящее время условно можно выделить несколько видов деятельности: слушание музыки, хоровое пение, импровизация, сочинение, игра на музыкальных инструментах и др. Из них методически широко раскрыты слушание музыки и пение. Знакомство с нотными знаками в их графическом изображении в общеобразовательной школе, как правило, ограничено несколькими занятиями. Практически забыто пение a`cappella, за исключением отдельных случаев, имеющих отношение к хоровому сольфеджио.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Развитие музыкального слуха в процессе пения даёт поистине массовый способ музыкального воспитания - интонационный. Его стихийное проявление в народном хоровом исполнительстве нашло выражение в методе обучения. Д.Л. Локшин указывает на важнейшие его принципы - от живого созерцания, наблюдения, практики - к осознанию и теоретическому обобщению.

Теоретические положения о формировании навыков хорового пения получили развитие в многочисленных трудах отечественных музыковедов (В.В. Медушевский, Е.М. Орлова, Н.Г. Шахназарова, Б.М. Ярустовский и др.). В современных исследованиях проблемы музыкального воспитания освещаются в работах Э.Б. Абдулина, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, Д.Б. Кабалевского, И.М. Красильникова, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, Н.А. Терентьевой, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр, в том числе в работах, посвященных хоровому пению и вокальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Д.Л. Локшин, Е.В. Николаева, Г.А. Праслова).

В содержании диссертации представлен педагогический анализ проблемы воспитания музыкального слуха на интонационной основе в процессе освоения нотного письма певческим голосом. В исследовании обращено внимание на обучение в традиционной форме хорового пения без сопровождения (a`capella). С учётом современных условий акцент сделан на способности интонирования, которая является главной в воспитании музыкального слуха ученика и освоении им нотного письма.

Исследование сосредоточено на творческом процессе осознания, в котором практика освоения ребенком младшего школьного возраста нотного письма сочетается с практикой воспроизведения музыкальных интонаций собственным голосом. Взятое в сфере педагогического внимания это сочетание активизирует способность интонирования, что позволяет лучше понять природу интонирования, технологически наиболее точно выявить последовательность этапов освоения нотного письма, избежать ограничений в проявлении способности интонирования у детей.

Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов, а также моей личной работы с детским хоровым коллективом позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие вокально-хоровых навыков хорового пения на уроках музыки проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.

Объект исследования - музыкальное воспитание младших школьников.

Предмет исследования -процесс развития у детей младшего школьного возраста навыков хорового пения.

Цель исследования - дать характеристику развития навыков хорового пения младших школьников.

Задачи исследования:

1. проанализировать историю хорового обучения детей в процессе развития преподавания музыкальной культуры в России;

. определить конкретную последовательность формирования первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения;

. рассмотреть систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;

. раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) младших школьников.

 


Заключение

 

Выводы по работе можно подразделить на две группы - общепедагогические и по итогам эксперимента.

.Общепедагогические выводы:

·  Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.

·  В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно - исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач.

·  Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает главное - коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

·  Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

·  Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

.Выводы по итогам исследования:

На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание среднего (Э.Г.30,2%, К.Г.31,3%) и довольно низкого (Э.Г.57,2%, К.Г.54,7%) уровней развития музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста, принимавших участие в эксперименте. Низкие показатели развития музыкальных способностей детей изучаемой категории обусловлены различными факторами, в том числе и недостаточной сформированностью музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства. В то же время у детей с нормальным интеллектуальным уровнем развития сформированность музыкально-эстетической оценочной деятельности произведений разного жанра музыкального искусства находится на среднем уровне (40%). Кроме того, с помощью специальных заданий был выявлен исходный уровень эмоциональной отзывчивости учащихся на музыкальные произведения различного характера и жанра, который характеризуется следующими показателями: 47,6% учащихся экспериментальной и 45,3% контрольной групп находятся на низком уровне эмоциональной отзывчивости, 20,6% и 21,9% соответственно на среднем, а 3,2% и 4,7% - на высоком. Динамика сформированности хоровых навыков младших школьников, представленная наглядно подтверждает положительный педагогический эффект использования контрастных по характеру музыкальных произведений разных жанров. Если в начале формирующего эксперимента сумма показателей сформированности хоровых навыков учащихся с высоким и средним уровнем соответствовала в экспериментальной группе 42,9%, а в контрольной 45,4%, то в конце она составляла 71,5% и 64%. Эффективность сформированности хоровых навыков учащихся этих уровней в экспериментальной группе возросла в 2,2 раза по сравнению с контрольными классами.Если на начальном этапе опытной работы по всем основным критериям вокального воспитания диагностика показала низкий процент усвоения:

·  звуковысотный слух, чистота интонации, пение a-capella - 17%;

·  вокальная техника (пение естественным звуком, овладение певческим дыханием, артикуляция звуков) - 19%;

·  вокальное творчество (способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере, на заданный текст) - 3%;

то к концу процент усвоения возрос соответственно до 65% (звуковысотный слух), 84% (вокальная техника) и 81% (песенное творчество).

 


Список использованной литературы

 

1. Алиев А.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М., 2000.-334с.

.   Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / - М., 1983.-258с.

.   Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.- 150с.

.   Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. - 267 с.

5. Блинова, Н.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. - Л., 1974.-144с.

.   Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. - 378 с.

7. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. - 245 с.

8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.

.   Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М., 1989. - 187 с.

10. Гундорова Е., Игожева Э. Школьники осваивают оперу // Искусство в школе. - 2002. - № 6.

.   Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. - С.69-101.

.   Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 336 с.

.   Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 367 с.

.   Емельянов В.В. Автореферат диссертации «Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе». Екатеринбург, 2005. - 43 с.

.   Емельянов В.В. О фонопедическом методе развития голоса и вокально-хоровой работы // Искусство в школе. - 1998. - № 6.

.   Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., «Лань», 2004 -384 с.

.   Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. -165 с.

18. Емельянов В.В., Трифонова И.А. Методическая разработка с нотным приложением для самостоятельной работы студентов по VI уровню обучения программы «Фонопедический метод развития голоса». Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2003. - 360 с.

.   Емельянов В.В., Трифонова И.А. Развивающие голосовые игры. Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по I уровню обучения программы «Фонопедический метод развития голоса». Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2005 - 178 с.

.   Емельянов В.В., Трифонова И.А. Развитие показателей академического певческого голосообразования. Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по II уровню обучения программы «Фонопедический метод развития голоса» для детских и женских голосов. Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2004 - 235 с.

.   Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 1997. - 192с.

.   Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т.А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. - 267 с.

.   Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. - 272 с.

.   Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. - М., ВЛАДОС, 2000. - 304с.

.   Из истории музыкального воспитания. /Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990. - 407 с.

.   Кожевникова Е. Опера в эскизном исполнении // Искусство в школе. - 2002. - № 6.

.   Левандовская Л. Музыка для 1-го класса. М.: Музыка, 1975. - 255 с.

28. Макшанцева Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. М., 1998. - 356 с.

.   Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания /В. В. Медушевский. Искусство в школе. - 1995. - №.2. - 304 с.

.   Навротская В. Единение зала и сцены // Искусство в школе. - 2002. - № 6.

.   Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. - 270 с.

32. Овчинникова Т. Жанры вокально-хоровой музыки на телевизионном экране // Дом Бурганова. Пространство культуры, 2009, № 1. - С. 238-247

.   Овчинникова Т. Хоровой театр - интегративный курс в системе современного дирижерско-хорового образования // Материалы III Международной научно-практической конференции «Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования». Таганрог. ТГПИ, 2007. - С. 164-168

.   Овчинникова Т. Хоровой театр в творчестве донских композиторов // Статьи молодых музыковедов. Вып. 2 / Ред.-сост. А. Я. Селицкий. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2007. - С. 138-154

35. Овчинникова Т. Хоровой театр как явление отечественной музыкальной культуры // Южнороссийский музыкальный альманах. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2006. - С. 172-179

.   Овчинникова Т. Хоровой театр: пути становления // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2006, № 10. - С. 245-248

.   Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., 1972 - 279 с.

.   Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. - 192 с.

39. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-8 классы. Под руководством Кабалевского Д.Б., Москва, «Просвещение», 2004. - 343 с.

.   Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. Москва, ACADEMIA, 1999 -322 с.

.   Сарычев Е. Сценическая речь. М.: Просвещение, 1984. - 244 с.

.   Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. Москва, ACADEMIA, 2000. -280 с.

.   Соколов, В. Школа хорового // Вып. 2.-М., 1978.-170с.

.   Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81

.   Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. - 363 с.

.   Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992 - 196 с.

.   Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва, ГИЦ «Владос», 2002 - 400 с.

.   Суханова М. Педагогика как наука и искусство воспитания. М.: МГУК, 1997

.   Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. - М., 1982. - 289 с.

.   Урбанович Г. Певческий голос учителя. / В сборнике «Музыкальное воспитание в школе». Авт-сост. О.А. Апраксина. - Вып.14. - М.,1978. - 276 с.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета «Хор»

Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема

Психологические особенности формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста

Понятие и методы формирования вокально-хоровых навыков

Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников

Характеристика участников эксперимента

Экспериментальное исследование на констатирующем этапе

Экспериментальное исследование на формирующем этапе

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразовательной школе. Музыкальные занятия можно признать своеобразным индикатором эффективности применяемых педагогических методов, так как через эти занятия в школе проходят без исключения все учащиеся. В обучении музыке в настоящее время условно можно выделить несколько видов деятельности: слушание музыки, хоровое пение, импровизация, сочинение, игра на музыкальных инструментах и др. Из них методически широко раскрыты слушание музыки и пение. Знакомство с нотными знаками в их графическом изображении в общеобразовательной школе, как правило, ограничено несколькими занятиями. Практически забыто пение a`cappella, за исключением отдельных случаев, имеющих отношение к хоровому сольфеджио.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Развитие музыкального слуха в процессе пения даёт поистине массовый способ музыкального воспитания - интонационный. Его стихийное проявление в народном хоровом исполнительстве нашло выражение в методе обучения. Д.Л. Локшин указывает на важнейшие его принципы - от живого созерцания, наблюдения, практики - к осознанию и теоретическому обобщению.

Теоретические положения о формировании навыков хорового пения получили развитие в многочисленных трудах отечественных музыковедов (В.В. Медушевский, Е.М. Орлова, Н.Г. Шахназарова, Б.М. Ярустовский и др.). В современных исследованиях проблемы музыкального воспитания освещаются в работах Э.Б. Абдулина, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, Д.Б. Кабалевского, И.М. Красильникова, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, Н.А. Терентьевой, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр, в том числе в работах, посвященных хоровому пению и вокальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Д.Л. Локшин, Е.В. Николаева, Г.А. Праслова).

В содержании диссертации представлен педагогический анализ проблемы воспитания музыкального слуха на интонационной основе в процессе освоения нотного письма певческим голосом. В исследовании обращено внимание на обучение в традиционной форме хорового пения без сопровождения (a`capella). С учётом современных условий акцент сделан на способности интонирования, которая является главной в воспитании музыкального слуха ученика и освоении им нотного письма.

Исследование сосредоточено на творческом процессе осознания, в котором практика освоения ребенком младшего школьного возраста нотного письма сочетается с практикой воспроизведения музыкальных интонаций собственным голосом. Взятое в сфере педагогического внимания это сочетание активизирует способность интонирования, что позволяет лучше понять природу интонирования, технологически наиболее точно выявить последовательность этапов освоения нотного письма, избежать ограничений в проявлении способности интонирования у детей.

Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов, а также моей личной работы с детским хоровым коллективом позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие вокально-хоровых навыков хорового пения на уроках музыки проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.

Объект исследования - музыкальное воспитание младших школьников.

Предмет исследования -процесс развития у детей младшего школьного возраста навыков хорового пения.

Цель исследования - дать характеристику развития навыков хорового пения младших школьников.

Задачи исследования:

1. проанализировать историю хорового обучения детей в процессе развития преподавания музыкальной культуры в России;

. определить конкретную последовательность формирования первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения;

. рассмотреть систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;

. раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) младших школьников.

 


Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета «Хор»


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.