Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-04-18 | 226 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основная его цель - развитие речевого общения и звукового анализа.
Проводится работа по:
1. Коррекции движений артикуляционного аппарата.
2. Развитию артикуляционного праксиса.
. Развитию дыхательной и голосовой функций.
. Коррекции произношения (постановка, дифференциация звуков).
. Формированию просодических компонентов речи.
. Обогащению словаря и преодолению аграмматизмов.
Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно - проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий.
Развитие голоса. Для развития и коррекции голоса используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.
Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.
Коррекция звукопроизношения. Является основным этапом. Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально.
Работа по коррекции дефектов звукопроизношения должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.
Работа над отдельными звуками должна проводиться в определенной последовательности: начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна; из числа дефектных звуков - начинать работу со звуков раннего онтогенеза.
При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов, характер и распределение спастических и паретических проявлений в речевой мускулатуре.
|
Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза). Сами приемы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств.
Работа над просодической стороной речи. Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи. Путем обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.
Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.
Развитию мелодико-интонационной речи способствуют голосовые упражнения, направленные на развитие основного тона высказывания. Сформированные в специальных упражнениях навыки темпо - ритмического, интонационного оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т.д.). При подборе такого материала обязательно учитывается возраст детей и программные требования обучения.
III этап - формирование коммуникативных умений и навыков.
Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале.
Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения путем осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что логопедическая работа структурирована и имеет целенаправленный характер, т.е. каждому этапу работы соответствует определенное направление. Подготовительный этап направлен на подготовку артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков происходит развитие речевого общения и звукового анализа. Этап формирования коммуникативных умений и навыков отличается автоматизацией и дифференциацией звуков на более сложном речевом материале.
|
Планирование коррекционной работы для обследуемых детей
дизартрия произносительный фонематический коррекционный
Коррекционная работа должна строиться на индивидуальных и личностных особенностях, учитывая возможности ребенка.
Таблица №7 Рекомендации по коррекционной работе для Лизы
Моторная сфера | Звукопроизношение |
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование динамической координации движений, двигательной памяти, произвольного торможения. Развитие мелкой моторики - совершенствование статической и динамической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. | Постановка звуков Ш и С |
Таблица №8 Рекомендации по коррекционной работе для Андрея
Моторная сфера | Звукопроизношение |
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование статической и динамической координации движений, двигательной памяти, произвольного торможения, ритмического чувства. Развитие мелкой моторики - совершенствование статической и динамической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. | Дифференциация звуков С и Ц; постановка звуков Ш, Р, Л. |
Таблица №9 Рекомендации по коррекционной работе для Данила
Моторная сфера | Звукопроизношение |
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование статической и динамической координации движений, произвольного торможения, ритмического чувства. Развитие мелкой моторики - совершенствование статической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. | Постановка звуков З, Ж, Р. |
Таблица №10 Рекомендации по коррекционной работе для Ксюши
Моторная сфераЗвукопроизношение | |
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование статической и динамической координации движений, ритмического чувства. Развитие мелкой моторики - совершенствование динамической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. | Постановка звуков Ж, Р, Л |
|
Таблица №11 Рекомендации по коррекционной работе для Саши
Моторная сфераЗвукопроизношение | |
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование статической и динамической координации движений, двигательной памяти, произвольного торможения, ритмического чувства. Развитие мелкой моторики - совершенствование статической и динамической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. | Постановка звуков С, Ш, Щ, Р, Л. |
Приемы коррекционной работы
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Логопедическая работа состоит из двух частей. Первая часть включает следующие разделы:
1. Нормализация мышечного тонуса.
2. Развитие моторной сферы (общая, мелкая, артикуляционная моторика).
. Развитие мимики.
. Борьба с саливацией.
. Развитие дыхания.
. Работа над голосом.
Вторая часть логопедического занятия по своей структуре не отличается от традиционной (постановка, автоматизация, дифференциация).
Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Большое влияние также оказывает, в какой форме был представлен материал. Наглядность имеет огромное значение в коррекции нарушений речи, в том числе и стертой дизартрии. Логопеду необходимо применять на занятиях игровые приемы, различные дидактические пособия и т.д.
При нормализации мышечного тонуса на занятии выбирается оптимальная поза, делается расслабляющий массаж в области затылка, шеи, плеч, предплечий. Проводится расслабляющая гимнастика: ходьба расслабленной походкой; имитация полоскания белья, стряхивания брызгов с кистей рук; «пустые рукава», «маятник»; легкие покачивания туловищем из стороны в сторону; легкие покачивания головы из стороны в сторону, вперед - назад, круговые движения головой.
|
В коррекционной работе немало важную роль играет развитие моторной сферы.
С ребенком могут проводиться дополнительные занятия, развивающие его моторику: лыжи, коньки, плавание, езда на велосипеде, прыжки на скакалке, игры с мячом. На логопедических занятиях проводится гимнастика, игры с имитацией людей, животных и др.
Для развития мелкой моторики проводится массаж рук, который проводится от кончиков пальцев к запястью:
· разминание пальцев от кончиков до основ;
· растирание внутренней и наружной поверхности рук;
· обхват;
· покалывание пальчиков массажными кольцами.
Проводятся игры с водой, лепка из пластилина, работа с мозаикой. Формируют бытовые навыки: удерживание ложки, зубной щетки, ручки, карандаша; насыпание сыпучих продуктов; расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка.
Артикуляционные упражнения проводятся для всех артикуляционных органов - губы, язык, нижняя челюсть, при назальности - мягкое небо.
Гимнастика губ и щек:
· надувание губ и щек;
· надувание щек попеременно;
· втягивание щек в ротовую полость между зубами;
· сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты симметрично;
· оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз - так, что обнажаются оба ряда зубов;
· вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте);
· движение губ, сложенных «хоботком» влево - вправо;
· вибрация губ;
· удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.
Упражнения для нижней челюсти:
· открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами);
· прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Усилие, прилагаемое взрослым, постепенно увеличивается.
Упражнения для языка:
· для выдвижения языка вперед к губам подносят конфету; нижнюю губу обмазывают вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляют кусочек плотной бумажки, и ребенок стремится ее «спихнуть» языком;
· для сокращения языка нужно положить кусочек сахара на его кончик;
· для выработки движений языка в сторону - положить кусочек сахара между щекой и зубами или намазать чем-нибудь сладким уголок рта.
Упражнения для мягкого неба:
· полоскание горла водой;
· отпивание маленьких порций жидкости;
· глотание с запрокинутой головой.
Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.
|
Для развития мимики используются следующие приемы:
· массаж лица;
· мимическая гимнастика - нахмуривание бровей, их подъем; глаза плотно закрыть, прикрыть, широко открыть; моргание, попеременное подмигивание; надувание щек, втягивание щек; закусывание обеих губ, удержание губами каких - либо предметов;
· воспроизведение эмоциональных состояний с помощью наглядных пособий, фотографий, демонстрации логопеда;
· дифференциация мимики сначала противоположных эмоций, а затем - сходных.
При борьбе с саливацией нужно укреплять мышцы нижней челюсти (челюсть вперед, назад, в стороны; пережевывание и откусывание с открытым и закрытым ртом твердой пищи (например, жевательная резинка). Проводится гимнастика для мышц глоточного кольца (кашель, позевывание, полоскание горла водой, имитация глотательного рефлекса, отпивание маленьких порций жидкости, глотание с запрокинутой головой).
Ребенку нужно всегда напоминать, чтобы он сглатывал слюну!
Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Известно, что у детей очень короткий, неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:
· вдох и выдох носом;
· вдох и выдох ртом;
· вдох ртом - выдох носом;
· вдох носом - выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
Постепенно нужно добиться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения: дутье на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т.п. Перечислим некоторые из них:
· дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;
· дуть на «флажок», изготовленный сначала из очень тонкой цветной бумаги, а затем - из более плотной;
· дуть на бабочки, вертушки, цветы;
· дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде;
· надувать резиновые игрушки и шарики;
· играть на губных инструментах.
Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны с одновременным произнесением гласных звуков: и-э-о-у-а-ы.
По мере проявления согласных звуков вводят слоговые упражнения. Отрабатывают длительное и короткое звучание, повышение и понижение голоса. Большая роль в развитии голоса принадлежит музыкальным занятиям.
Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.
Проверяются следующие группы звуков:
§ гласные: А, О, У, И, Ы;
§ свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;
§ сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;
§ глухие и звонкие парные П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В - в твердом и мягком звучании: П' - Б', Т' - Д', К' - Г', Ф' - В';
§ мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).
Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение с одного звука не другой. Это дает возможность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта.
Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап - пак). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем - более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий.
Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски, отсутствие звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.
Проверяется также умение произносить слоги с множественным стечением согласных: скла, взма, здра и т.п.
Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения.
Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных
Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенку предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности:
На перекрестке стоит милиционер.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:
§ узнавание, различение и сравнение простых фраз;
§ выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);
§ различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);
§ запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 - 4 элементов (с изменением гласной: ма - ме - му, с изменением согласной: ка - ва - та, па - ба - па);
§ запоминание звуковых рядов.
Для выявления возможностей восприятия грамматических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.
При обследовании фонематического слуха предлагаются задания для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи:
§ опознание фонем;
§ различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам;
§ повторение за логопедом слоговых рядов;
§ выделение исследуемого звука среди слов;
§ выделение исследуемого звука среди слов;
§ название слов с исследуемым звуком;
§ определение наличия исследуемого звука в названии картинок;
§ название картинок и определение отличий в названиях;
§ определение места исследуемого звука в словах (начало, середина, конец).
Систематическая работа по нормализации моторной сферы, развитию слухового внимания и фонетического слуха способствует устранению дефектов фонетической стороны речи, развивает и активизирует навыки речевого общения. Наибольшая эффективность в преодолении этого сложного нарушения достигается при четкой координации совместных усилий врача, логопеда, воспитателя и родителей.
Заключение
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Мы выяснили, что псевдобульбарная дизартрия и легкая ее степень встречается у детей наиболее часто. Стертая форма дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Также нами было проведено логопедическое обследование группы детей, в ходе которого мы выяснили, что нарушения моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия имеют различную степень выраженности и позволяют выделить низкий, средний и отчасти высокий уровни сформированности навыков у детей.
На основе полученных данных констатирующего эксперимента нами была изучена система логопедической коррекционной работы для детей, направленная на коррекцию не только звукопроизношения, но и других компонентов речи.
Предложено логопедическое занятие по постановке звука Ж.
Список литературы
1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964.
. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 141, [3] с.: ил., - (Библиотека логопеда).
. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1973.
. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.
. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 6. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - С. 114.
. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 472 С.
. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М.: Издательство «Лабиринт», 1998.
. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994.
. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981. - 270 с.
. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. - 192 с. (Коррекционная педагогика).
. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии). - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.: ил.
. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д.п.н.,, проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 445, [1] с.: ил. - (Справочник).
. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.
. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005.
. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.
. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989.
. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 560 с.: ил.
. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 550 с.
. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Проблемы младенчества. - М.: ИКП РАО, 1999. - С. 148 - 150.
. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 6 - 20.
Приложение
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!