II этап - формирование произносительных умений и навыков. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

II этап - формирование произносительных умений и навыков.

2021-04-18 226
II этап - формирование произносительных умений и навыков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная его цель - развитие речевого общения и звукового анализа.

Проводится работа по:

1. Коррекции движений артикуляционного аппарата.

2. Развитию артикуляционного праксиса.

.   Развитию дыхательной и голосовой функций.

.   Коррекции произношения (постановка, дифференциация звуков).

.   Формированию просодических компонентов речи.

.   Обогащению словаря и преодолению аграмматизмов.

Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно - проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий.

Развитие голоса. Для развития и коррекции голоса используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Коррекция звукопроизношения. Является основным этапом. Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально.

Работа по коррекции дефектов звукопроизношения должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.

Работа над отдельными звуками должна проводиться в определенной последовательности: начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна; из числа дефектных звуков - начинать работу со звуков раннего онтогенеза.

При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов, характер и распределение спастических и паретических проявлений в речевой мускулатуре.

Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза). Сами приемы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств.

Работа над просодической стороной речи. Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи. Путем обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.

Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.

Развитию мелодико-интонационной речи способствуют голосовые упражнения, направленные на развитие основного тона высказывания. Сформированные в специальных упражнениях навыки темпо - ритмического, интонационного оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т.д.). При подборе такого материала обязательно учитывается возраст детей и программные требования обучения.

III этап - формирование коммуникативных умений и навыков.

Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале.

Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения путем осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что логопедическая работа структурирована и имеет целенаправленный характер, т.е. каждому этапу работы соответствует определенное направление. Подготовительный этап направлен на подготовку артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков происходит развитие речевого общения и звукового анализа. Этап формирования коммуникативных умений и навыков отличается автоматизацией и дифференциацией звуков на более сложном речевом материале.

Планирование коррекционной работы для обследуемых детей

дизартрия произносительный фонематический коррекционный

Коррекционная работа должна строиться на индивидуальных и личностных особенностях, учитывая возможности ребенка.

 

Таблица №7 Рекомендации по коррекционной работе для Лизы

Моторная сфера Звукопроизношение
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование динамической координации движений, двигательной памяти, произвольного торможения. Развитие мелкой моторики - совершенствование статической и динамической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. Постановка звуков Ш и С

 

Таблица №8 Рекомендации по коррекционной работе для Андрея

Моторная сфера Звукопроизношение
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование статической и динамической координации движений, двигательной памяти, произвольного торможения, ритмического чувства. Развитие мелкой моторики - совершенствование статической и динамической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. Дифференциация звуков С и Ц; постановка звуков Ш, Р, Л.

 


 

Таблица №9 Рекомендации по коррекционной работе для Данила

Моторная сфера Звукопроизношение
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование статической и динамической координации движений, произвольного торможения, ритмического чувства. Развитие мелкой моторики - совершенствование статической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. Постановка звуков З, Ж, Р.

 

Таблица №10 Рекомендации по коррекционной работе для Ксюши

Моторная сфераЗвукопроизношение  
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование статической и динамической координации движений, ритмического чувства. Развитие мелкой моторики - совершенствование динамической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. Постановка звуков Ж, Р, Л

 

Таблица №11 Рекомендации по коррекционной работе для Саши

Моторная сфераЗвукопроизношение  
Развитие общей моторики, зрительно - пространственных ориентаций - совершенствование статической и динамической координации движений, двигательной памяти, произвольного торможения, ритмического чувства. Развитие мелкой моторики - совершенствование статической и динамической координации движений. Развитие артикуляционной моторики - совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. Постановка звуков С, Ш, Щ, Р, Л.

 

Приемы коррекционной работы

 

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Логопедическая работа состоит из двух частей. Первая часть включает следующие разделы:

1. Нормализация мышечного тонуса.

2. Развитие моторной сферы (общая, мелкая, артикуляционная моторика).

.   Развитие мимики.

.   Борьба с саливацией.

.   Развитие дыхания.

.   Работа над голосом.

Вторая часть логопедического занятия по своей структуре не отличается от традиционной (постановка, автоматизация, дифференциация).

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Большое влияние также оказывает, в какой форме был представлен материал. Наглядность имеет огромное значение в коррекции нарушений речи, в том числе и стертой дизартрии. Логопеду необходимо применять на занятиях игровые приемы, различные дидактические пособия и т.д.

При нормализации мышечного тонуса на занятии выбирается оптимальная поза, делается расслабляющий массаж в области затылка, шеи, плеч, предплечий. Проводится расслабляющая гимнастика: ходьба расслабленной походкой; имитация полоскания белья, стряхивания брызгов с кистей рук; «пустые рукава», «маятник»; легкие покачивания туловищем из стороны в сторону; легкие покачивания головы из стороны в сторону, вперед - назад, круговые движения головой.

В коррекционной работе немало важную роль играет развитие моторной сферы.

С ребенком могут проводиться дополнительные занятия, развивающие его моторику: лыжи, коньки, плавание, езда на велосипеде, прыжки на скакалке, игры с мячом. На логопедических занятиях проводится гимнастика, игры с имитацией людей, животных и др.

Для развития мелкой моторики проводится массаж рук, который проводится от кончиков пальцев к запястью:

·   разминание пальцев от кончиков до основ;

·   растирание внутренней и наружной поверхности рук;

·   обхват;

·   покалывание пальчиков массажными кольцами.

Проводятся игры с водой, лепка из пластилина, работа с мозаикой. Формируют бытовые навыки: удерживание ложки, зубной щетки, ручки, карандаша; насыпание сыпучих продуктов; расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка.

Артикуляционные упражнения проводятся для всех артикуляционных органов - губы, язык, нижняя челюсть, при назальности - мягкое небо.

Гимнастика губ и щек:

·   надувание губ и щек;

·   надувание щек попеременно;

·   втягивание щек в ротовую полость между зубами;

·   сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты симметрично;

·   оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз - так, что обнажаются оба ряда зубов;

·   вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте);

·   движение губ, сложенных «хоботком» влево - вправо;

·   вибрация губ;

·   удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.

Упражнения для нижней челюсти:

·   открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами);

·   прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Усилие, прилагаемое взрослым, постепенно увеличивается.

Упражнения для языка:

·   для выдвижения языка вперед к губам подносят конфету; нижнюю губу обмазывают вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляют кусочек плотной бумажки, и ребенок стремится ее «спихнуть» языком;

·   для сокращения языка нужно положить кусочек сахара на его кончик;

·   для выработки движений языка в сторону - положить кусочек сахара между щекой и зубами или намазать чем-нибудь сладким уголок рта.

Упражнения для мягкого неба:

·   полоскание горла водой;

·   отпивание маленьких порций жидкости;

·   глотание с запрокинутой головой.

Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.

Для развития мимики используются следующие приемы:

·   массаж лица;

·   мимическая гимнастика - нахмуривание бровей, их подъем; глаза плотно закрыть, прикрыть, широко открыть; моргание, попеременное подмигивание; надувание щек, втягивание щек; закусывание обеих губ, удержание губами каких - либо предметов;

·   воспроизведение эмоциональных состояний с помощью наглядных пособий, фотографий, демонстрации логопеда;

·   дифференциация мимики сначала противоположных эмоций, а затем - сходных.

При борьбе с саливацией нужно укреплять мышцы нижней челюсти (челюсть вперед, назад, в стороны; пережевывание и откусывание с открытым и закрытым ртом твердой пищи (например, жевательная резинка). Проводится гимнастика для мышц глоточного кольца (кашель, позевывание, полоскание горла водой, имитация глотательного рефлекса, отпивание маленьких порций жидкости, глотание с запрокинутой головой).

Ребенку нужно всегда напоминать, чтобы он сглатывал слюну!

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Известно, что у детей очень короткий, неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:

·   вдох и выдох носом;

·   вдох и выдох ртом;

·   вдох ртом - выдох носом;

·   вдох носом - выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).

Постепенно нужно добиться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения: дутье на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т.п. Перечислим некоторые из них:

·   дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;

·   дуть на «флажок», изготовленный сначала из очень тонкой цветной бумаги, а затем - из более плотной;

·   дуть на бабочки, вертушки, цветы;

·   дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде;

·   надувать резиновые игрушки и шарики;

·   играть на губных инструментах.

Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны с одновременным произнесением гласных звуков: и-э-о-у-а-ы.

По мере проявления согласных звуков вводят слоговые упражнения. Отрабатывают длительное и короткое звучание, повышение и понижение голоса. Большая роль в развитии голоса принадлежит музыкальным занятиям.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

§ гласные: А, О, У, И, Ы;

§ свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

§ сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

§ глухие и звонкие парные П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В - в твердом и мягком звучании: П' - Б', Т' - Д', К' - Г', Ф' - В';

§ мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение с одного звука не другой. Это дает возможность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап - пак). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем - более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий.

Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски, отсутствие звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.

Проверяется также умение произносить слоги с множественным стечением согласных: скла, взма, здра и т.п.

Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения.

Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенку предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности:

На перекрестке стоит милиционер.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

§ узнавание, различение и сравнение простых фраз;

§ выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

§ различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

§ запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 - 4 элементов (с изменением гласной: ма - ме - му, с изменением согласной: ка - ва - та, па - ба - па);

§ запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия грамматических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

При обследовании фонематического слуха предлагаются задания для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи:

§ опознание фонем;

§ различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам;

§ повторение за логопедом слоговых рядов;

§ выделение исследуемого звука среди слов;

§ выделение исследуемого звука среди слов;

§ название слов с исследуемым звуком;

§ определение наличия исследуемого звука в названии картинок;

§ название картинок и определение отличий в названиях;

§ определение места исследуемого звука в словах (начало, середина, конец).

Систематическая работа по нормализации моторной сферы, развитию слухового внимания и фонетического слуха способствует устранению дефектов фонетической стороны речи, развивает и активизирует навыки речевого общения. Наибольшая эффективность в преодолении этого сложного нарушения достигается при четкой координации совместных усилий врача, логопеда, воспитателя и родителей.

 


Заключение

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Мы выяснили, что псевдобульбарная дизартрия и легкая ее степень встречается у детей наиболее часто. Стертая форма дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.

Также нами было проведено логопедическое обследование группы детей, в ходе которого мы выяснили, что нарушения моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия имеют различную степень выраженности и позволяют выделить низкий, средний и отчасти высокий уровни сформированности навыков у детей.

На основе полученных данных констатирующего эксперимента нами была изучена система логопедической коррекционной работы для детей, направленная на коррекцию не только звукопроизношения, но и других компонентов речи.

Предложено логопедическое занятие по постановке звука Ж.

 


Список литературы

 

1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964.

. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 141, [3] с.: ил., - (Библиотека логопеда).

. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1973.

. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.

. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 6. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - С. 114.

. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 472 С.

. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М.: Издательство «Лабиринт», 1998.

. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994.

. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981. - 270 с.

. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. - 192 с. (Коррекционная педагогика).

. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии). - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.

. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.: ил.

. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д.п.н.,, проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 445, [1] с.: ил. - (Справочник).

. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.

. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005.

. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.

. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989.

. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 560 с.: ил.

. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 550 с.

. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Проблемы младенчества. - М.: ИКП РАО, 1999. - С. 148 - 150.

. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 6 - 20.

 


 

Приложение

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.