Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-04-18 | 193 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Организация и методика логопедического обследования
Данное обследование проводилось на базе спец. МДОУ №79 г. Каменск - Уральского в период с 12 апреля по 14 мая 2010 года. В констатирующем эксперименте принимало участие 5 детей, в возрасте 5 - 6 лет, с диагнозом: ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии. В ходе работы были использованы: учебно-методическое пособие для обследования детей с нарушениями речи Н.М. Трубниковой, Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой.
Целью данного эксперимента явилось выявление особенностей речевых функций, моторной сферы и фонематического слуха у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Обследование начиналось с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемых детей, со сбора сведений о них у воспитателя и логопеда. Далее проводилось обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики; обследование звукопроизношения и фонематического слуха и восприятия.
Анализ изучения медико-педагогической документации
При изучении анамнестических данных меня интересовало несколько разделов: характер беременности, течение родов, перенесенные заболевания, раннее моторное и речевое развитие.
Заинтересованность в раннем моторном развитии обусловлена тем, что оно идет параллельно становлению речи и определяет ее дальнейшее развитие.
Таблица №1 Общие сведения об анамнезе и раннем развитии
Дети | Общий анамнез | Речевой анамнез | ||||||
Характер протекания беременности | Особенности родов | Перенесенные ребенком заболевания | Раннее психомоторное развитие | Гуление | Лепет | Первые слова | Фраза | |
1. Лиза | Гипоксия, хр. пиелонефрит, курение | Стремительные, нетугое обвивание пуповиной | Ветряная оспа, соматические заболевания | Держит голову: 1,5 мес. Сидит: 6 мес. Стоит: 9 мес. Ходит: 12 мес. | 5 мес. | 7 мес. | 1г. 1м. | 1г.6м. |
2.Андрей | Гипоксия, угроза прерыв-я | Срочные | Кишечные инфекции, простудные заболевания | Держит голову: 2 мес. Сидит: 6мес. Стоит: 9 мес. Ходит: 12,5 мес. | 7 мес. | 10 мес. | 1г. 4 м. | 1г.8м. |
3. Данил | Миопия, анемия | Кесарево сечение | Желтуха, ларингит, ОРВИ | Держит голову: 1,5 мес. Сидит: 6 мес. Стоит: 8 мес. Ходит: 12 мес. | 6 мес. | 8 мес. | 12 мес. | 1г.5м |
4. Ксюша | Анемия, курение | Досрочные | Кишечные инфекции, простудные заболевания, ветряная оспа | Держит голову: 2 мес. Сидит: 6,5 мес. Стоит: 7,5 мес. Ходит: 11,5 мес. | 5 мес. | 7 мес. | 11 мес. | 1г.4м |
5. Саша | Гипоксия, токсикоз 1 пол. беременности, курение | Срочные | Простудные заболевания, ветряная оспа, хрон. бронхит | Держит голову: 2 мес. Сидит: 6,5 мес. Стоит: 9 мес. Ходит: 1г. 3мес. | 7 мес. | 9 мес. | 1г.3м. | 2г.5м |
|
В речевом анамнезе обратило на себя внимание появление гуления, лепета, первых слов, фразы. Меня интересовали именно эти сведения, потому что наличие отклонений в развитии плода во время беременности и отклонения в раннем развитии ребенка могут явиться причиной речевых нарушений.
Анализ анамнестических данных, медицинской документации, протоколов ПМПК позволил установить, что у всех исследуемых детей пренатальный, натальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями: патология родов, курение матери во время беременности, хронические заболевания матери, инфекционные заболевания детей, перенесенные в детском возрасте.
На основе выше сказанного можно сделать вывод, что у всех обследуемых детей анамнез отягощен.
Из речевого анамнеза, полученного со слов родителей, можно сделать вывод, что раннее речевое развитие, а именно появление гуления, лепета, первых слов, фразы, протекало в соответствии с нормой у троих обследуемых детей (Лиза, Данил, Ксюша). Гуление появилось к 5-6 мес., лепет - к 7-8 мес., первые слова - к году, фраза - к 1,5 годам. У остальных обследуемых детей раннее речевое развитие проходило с задержкой (Андрей, Саша): гуление появилось к 7 мес., лепет - к 9-10 мес., первые слова - к 1г. 4мес., фраза - к 2,5 годам. Раннее психомоторное развитие детей, полученное так же со слов родителей, проходило в соответствии с возрастными нормами у всех обследуемых детей, а именно эти дети начали держать голову к 2 мес., сидеть - в 6 мес., стоять - в 8-9 мес., ходить - в 1г - 1г.3мес.
|
Обследование моторной сферы
Анализ состояния общей моторики.
Все предлагаемые задания выполнялись по показу, затем по словесной инструкции.
Качество выполнения проб оценивалось по следующей шкале:
- выполнение правильное;
2 - выполнение движений не в полном объеме, 1 - 2 отклонения;
1 - при выполнении свыше 3 нарушений, наблюдаются поиски или замены движений, быстрая истощаемость, движение невозможно выполнить.
Количество проб для каждого раздела - 2.
Таблица №2 Результаты обследования общей моторики
Дети | Двигательная память | Произвольное торможение | Статическая координация движений | Динамическая координация движений | Ритмическое чувство | Средний балл |
1. Лиза | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,4 |
2. Андрей | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1,6 |
3. Данил | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
4. Ксюша | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,4 |
5. Саша | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,6 |
Средний балл | 2,4 | 2 | 1,8 | 1,8 | 2 |
Из таблицы №2 можно увидеть, что у всех детей общая моторика нарушена примерно в равной степени, количественный показатель колеблется от 1,6 - 2,4 баллов.
Мы видим, что для детей сложнее всего оказалось выполнение проб по исследованию статической и динамической координации движений. Наиболее частой оценкой качества выполнения движений была двойка. Легче всего детям удавалось справляться с пробами по исследованию ритмического чувства. Наиболее частой оценкой качества выполнения проб была двойка.
В целом, мы можем сказать, что состояние общей моторики у детей данной категории отличается общей неловкостью, нарушением произвольных движений, не полным объемом и амплитудой движений, нарушением точности и правильности выполнения поз, переключаемости движений, страдает моторная память.
Результаты исследования общей моторики показали, что данная сфера сформирована недостаточно, в частности, в наибольшей степени страдает статическая и динамическая координация движений.
|
Качественный анализ результатов обследования.
С пробами для исследования двигательной памяти полностью не смогли справиться все дети. У трех ребят - Лизы, Андрея и Саши - наблюдалось частичное выполнение проб, отмечалось неправильное выполнение движений, переключение с одного движения на другое затруднено. У двух детей - Данила и Ксюши - данный навык сформирован.
С пробами для исследования произвольного движения все дети, кроме одного - Ксюши, полностью не смогли справиться. У детей наблюдалось частичное выполнение проб, отмечалась неточность движений обеих ног, несоответствие двигательной реакции сигналу.
С пробами для исследования статической координации движений полностью справился один ребенок - Лиза. У остальных ребят наблюдалось частичное выполнение проб, отмечалось покачивание из стороны в сторону, удержание позы с напряжением, балансирование руками.
С пробами для исследования динамической координации движений все дети справились частично. Были выявлены следующие нарушения: выполнение пробы со 2-3 раза, чередование хлопка и шага не удается, при выполнении приседаний наблюдаются раскачивания, движения напряженные.
Исследование ритмического чувства показало, что данный навык сформирован у одного ребенка - Лизы. У остальных детей при воспроизведении ритмического рисунка наблюдались следующие ошибки - повторение в ускоренном по сравнению с образцом темпе, нарушение количества элементов в заданных ритмических рисунках.
Таким образом, можно сделать вывод, что у всех обследуемых детей имеются нарушения общей моторики. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что при легкой степени псевдобульбарной дизартрии страдает вся моторная сфера, в частности общая моторика. И ведущим является нарушение произвольных движений, нарушение объема, скорости, переключаемости и амплитуды движений.
Анализ состояния мелкой моторики
Все предлагаемые пробы выполнялись сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
Качество выполнения проб оценивалось по следующей шкале:
- выполнение правильное;
- выполнение движений не в полном объеме, 1 - 2 отклонения;
|
- при выполнении свыше 3 нарушений, наблюдаются поиски или замены движений, быстрая истощаемость, движение невозможно выполнить.
Количество проб для каждого раздела - 3.
Таблица №3 Результаты обследования мелкой моторики
Дети | Статическая координация движений | Динамическая координация движений | Средний балл |
1. Лиза | 2 | 2 | 2 |
2. Андрей | 1 | 2 | 1,5 |
3. Данил | 2 | 3 | 2,5 |
4. Ксюша | 3 | 2 | 2,5 |
5. Саша | 1 | 1 | 1 |
Средний балл | 1,8 | 2 |
Из таблицы №3 можно сделать вывод, что мелкая моторика нарушена примерно в равной степени у всех обследуемых детей, средний балл колеблется от 1 - 2,5 баллов. Но следует отметить, что труднее всех справлялся с заданиями Саша, его средний балл - 1. Лучше всех справлялись с предложенными пробами Данил и Ксюша, их средний балл 2,5 - самый высокий.
Мы видим, что сложнее всего детям оказалось выполнить задания по исследованию статической координации движений, в частности ребятам было тяжело выставлять первый и пятый пальцы и удерживать эту позу под счет, положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак и удерживать.
У детей с псевдобульбарной дизартрией нарушения мелкой моторики проявляются в нарушении движений, кинестетических ощущений, смазанности выполнения движений, нарушении переключаемости движений, страдает моторная память - у детей недостаточно сформированы бытовые навыки, а именно неумение держать ложку, вилку, пользоваться ножницами, завязывать шнурки и т.д.
Результаты исследования позволили выявить ряд нарушений в состоянии мелкой моторики, а именно в статической координации движений, так как средний балл составил 1,8 у всех обследуемых детей.
Качественный анализ результатов обследования.
Результаты исследования статической координации движений показали, что данный навык полностью сформирован у одного ребенка - Ксюши. У остальных детей он сформирован недостаточно. Отмечалась напряженность и скованность движений при выполнении заданий.
Исследование динамической координации движений показало, что у одного ребенка - Данила - навык сформирован полностью. У остальных детей отмечались трудности при выполнении данных нами проб, напряженность, скованность движений, нарушение переключаемости от одного движения к другому.
Анализ артикуляционной моторики.
Все предлагаемые пробы выполнялись сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
Качество выполнения проб оценивалось по следующей шкале:
- выполнение правильное;
- выполнение движений не в полном объеме, 1 - 2 отклонения;
- при выполнении свыше 3 нарушений, наблюдаются поиски или замены движений, быстрая истощаемость, движение невозможно выполнить.
|
Количество проб для каждого раздела - 3.
Таблица №4 Результаты обследования артикуляционной моторики
Дети | Язык | Губы | Нижняя челюсть | Средний балл |
1. Лиза | 2 | 2 | 3 | 2,3 |
2. Андрей | 2 | 1 | 2 | 1,7 |
3. Данил | 2 | 3 | 2 | 2,3 |
4.Ксюша | 2 | 3 | 2 | 2,3 |
5. Саша | 1 | 2 | 2 | 1,7 |
Средний балл | 1,8 | 2,2 | 2,2 |
Из таблицы №4 можно сделать вывод, что артикуляционная моторика у всех обследуемых детей нарушена. Средний балл колеблется от 1,7 - 2,3.
Мы видим, что дети испытывали значительные трудности при выполнении заданий по исследованию двигательных функций языка, в частности над выполнением пробы чередования языка «лопатой» и «иголочкой». У ребят отмечались застревания на одной из поз, нарушения переключаемости. Лучше всего дети справились с выполнением проб по исследованию двигательной функции нижней челюсти и губ.
Артикуляционная моторика детей с псевдобульбарной дизартрией характеризуется нарушением мышечного тонуса, невозможностью удержания ряда поз, истощаемостью движений, появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации.
Результаты исследования позволили выявить некоторые нарушения со стороны артикуляционной моторики, в частности двигательной функции языка, у всех обследуемых детей.
Качественный анализ результатов обследования.
Исследование двигательной функции языка позволило выявить несформированность данного навыка у всех обследуемых детей. Движения языка имеют недостаточный диапазон, появляются содружественные движения.
Исследование двигательной функции губ показало, что у всех обследуемых детей имеется недостаточная сформированность данного навыка, наблюдался небольшой диапазон движений.
Исследование двигательной функции нижней челюсти показало, что у всех обследуемых детей имеются незначительные нарушения данной функции. Отмечался недостаточный объем движения челюсти.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что у всех обследуемых детей имеются нарушения артикуляционной моторики. А нарушение артикуляционной моторики является следствием нарушения звукопроизношения. Поскольку у обследуемых нами детей страдают, в первую очередь, двигательная функция языка, то это может привести к нарушению произношения шипящих и свистящих звуков и некоторых других звуков.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!