Операции банков с ценными бумагами и населением. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Операции банков с ценными бумагами и населением.

2021-04-18 50
Операции банков с ценными бумагами и населением. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Перестройка хозяйственного механизма, ориентация экономической стратегии государства на рыночные отношения, курс на расширение многообразия форм собственности, вызвали необходимость создания новых для современной банковской практики финансовых институтов - ценных бумаг в виде акций, облигаций, векселей и других, а также формирование активного рынка ценных бумаг.

 

Ценные бумаги - это денежные и товарные документы, объединяемые общим для них признаком - необходимостью предъявления для реализации выраженных в них прав.

 

В нашей стране в настоящее время функционируют такие ценные бумаги, как государственные и региональные облигации, акции, векселя, сберегательные и депозитные сертификаты, билеты денежно-ве­щевых лотерей.

 

При всем многообразии ценных бумаг их модно разделить на две категории: долговые и долевые ценные бумаги. Долговые ценные бу­маги - это бумаги обычно с твердо фиксированной процентной став­кой и обязательством возврата суммы долга к определенной дате. Долевые ценные бумаги представляют непосредственно долю держате­ля в реальной собственности и дают право на получение части при­были акционерного общества и участие в его управлении.

 

Кыргызский фондовый рынок в настоящее время формируется и развивается очень активно. На фондовом рынке Кыргызстана функцио­нируют: коммерческие банка, в том числе Сберегательный банк, имеющий свои территориальные банки и отделения, фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж, инвестиционные фонды, страховые компании и сотни других небанковских институтов, имеющих соответ­ствующие лицензии на выполнение операций с ценными бумагами. Основным инструментом Кыргызского фондового рынка являются акции, облигации и производные ценные бумаги. Рынок государственных цен­ных бумаг - это наиболее развитый, диверсифицированный рынок, на котором обращаются ценный бумаги (валютные облигации, золотые сертификаты и другие ценные бумаги).

 

Операции банков с ценными бумагами делятся на активные и пассивные. В свою очередь активные операции банков с ценными бу­магами можно условно разделить на две большие группы: учетно-ссудные операции и инвестиционные.

 

К первой группе относятся операции по учету векселей, выда­ча ссуд под залог векселей и товарных документов, ипотечные кре­диты, ссуды под ценные бумаги.

Во вторую категорию активных операций с ценными бумагами входят и арбитражные операции банков за собственный счет, преследую­щие цель получения дохода за счет курсовых разниц.

 

Анализируя макроэкономическое значение операций с ценными бумагами, следует отметить, что они выступают основным инструмен­том проводимой центральными банками денежно-кредитной политики стран с рыночной экономикой, поскольку именно операции на откры­том рынке являются наиболее действенным орудием государственного регулирования, позволяющим обеспечить немедленное и в случае необходимости крупномасштабное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а через них и на экономику.

 

Объектом операций центральных банков на открытом рынке яв­ляется, в первую очередь, государственные ценные бумаги, а также некоторые виды частичных обязательств.

Операции центрального банка на открытом рынке уже в силу своего колосального объема и непрерывности оказывают воздействие на состояние в стране, а в конечном счете - и на состояние эконо­мики.

 

В целом же. операции на открытом рынке занимают ведущее мес­то в проведении центральными банками регулирующих мероприятий, а с нарастанием бюджетного дефицита и государственного долга проис­ходит дальнейшее усиление их значимости как инструмента денеж­но-кредитной политики центральных банков.

 

В нашей стране банки проводят различные операции с ценными бумагами по обслуживанию населения. Большой опыт в организации этой работы имеет сберегательный банк. Сбербанк активно проводил операции с облигациями госзаймов, размещенных по подписке среди населения (в 1948 - 1956 гг) и колхозников (1948 г) с облигациями свободно обращавшихся Государственного внутреннего займа 1982 г. и Государственного 3-процентного внутреннего выигрышного зай­ма 1966 г* облигации государственных и местных целевых займов* государственными казначейскими обязательствами* билетами денежно вещевой.

 

 

3. ЭЛЕКТРОННЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ.

Совершенствование экономического механизма в условиях пере­хода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц. Рост платежного оборота, и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в плате­жах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновремен­ном снижении издержек обращения и сокращения трудовых затрат.

 

Данная проблема не может быть решена при массовом использо­вании существующих форм денег, т.к. в силу своей физической при­роды они имеют предел подвижности, обусловливают высокую трудоем­кость финансовых расчетов, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением. Основной путь ее решения - это использование так называемой "безбумажной" тех­нологии на основе передового опыта индустриально развитых стран с рыночной экономикой в сфере широкого применения на практике заме­нителей наличных денег и создания специализированных технических устройств для их автоматической обработки.

 

В нашей стране была разработана концепция создания комплек­сной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концеп­ции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания на­селения. Системный замысел соответствует научно-техническому уровню современного, банковского производства и приемлем при незна­чительной модификации для любой банковской системы, как сущес­твующей, так и перспективной. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банков­ских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высо­кой рентабельности любого банка.

 

Процесс автоматизации разворачивается в кредитно-финансовой сфере на несколько уровнях. С одной стороны, кредитными институ­тами вводятся сложенные внутрибанковские и межбанковские системы, а также электронные технические средства, обслуживающие область оптового банковского бизнеса. С другой стороны, внедряются системы розничного автоматизированного обслуживания клиентов – как   юридических, так и физических лиц.

 

Механизм функционирования системы электронных денежных рас­четов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов, населения в торговых ор­ганизациях, системы банковского обслуживания частных лиц на дому и на рабочем месте, как способ доведения розничных услуг до потребителя и некоторые другие.

 

 

Пластиковая карточка - это обобщающий термин, который обоз­начает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим воз­можностям и организациям их выпускающим. Важнейшей особенностью всех пластиковых карточек независимо от степени их совершенства состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карточка может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, сред­ством оплаты телефонных переговоров, водительским удостовере­нием и т.д, В сфере денежного обращения пластиковые карточки яв­ляются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов мо­гут быть личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам, после анализа "кредитной истории" последних и открытия ими текущего счета в этом банке, либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение, также после анализа платежеспособности юридическо­го лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации, получившей карточку.

 

В настоящее время свыше 200 стран мира развивают банковские услуги на основе кредитных карточек, а безналичная оплата това­ров и услуг во многих странах достигает 90 процентов в структуре всех денежных операций.

 

Банковская кредитная карточка представляет собой пластико­вую карточку, которая позволяет ее владельцу при покупке товаров или услуг отсрочить их оплату. Каждому владельцу карточки определяет лимит кредитования по его ссудному счету, который независим от обычного (текущего, сберегательного и др.) счета клиента в банке. Для карточек, эмитированных банком, счет ведется в спе­циальном банковском отделении, осуществляющем организацию расче­тов с использованием кредитных карточек.

 

Карточками могут пользоваться лица, достигшие 18 лет, и при этом не требуется, чтобы на их имя был открыт текущий счет в бан­ке. Поэтому пользоваться кредитной карточкой могут на равных пра­вах клиенты, имеющие текущие счета и сбережения в банках.

Перед тем как выдать кредитную карточку банк или соответствующая компания по выпуску карточек предлагает клиенту запол­нить специальную форму, которая включает ряд вопросов, касающих­ся самого клиента и его финансового положения, включая детали предыдущих кредитных операций. Затем на основании этих данных банк определяет сальдо денежных средств на счете клиента и суммы возможных поступлений и списаний со счета. Если финансовое поло­жение клиента удовлетворит банк, то ему выдается кредитная кар­точка и устанавливается лимит кредитования.

Кредитная карточка размером с "визитку" содержит информацию о платежеспособности клиента, имя владельца, номер его банковского счета, символы электронной системы платежей, в которой ис­пользуются карточки данного вида, голограмму, срок пользования карточкой и на ее обороте - на магнитной полосе - подпись клиента.

К операциям, которые можно осуществить при помощи кредитных карточек, относятся: покупка товаров, оплата услуг, получение на­личных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка - члена системы, в которой функционируют карточки данного вида. Большинство кредитных карточек можно использовать также для полу­чения наличных денег через банкоматы (автобанки) как внутри стра­ны, так и за рубежом в учреждениях банка, участвующего в соответ­ствующей системе использования кредитных карточек.

Одним из видов услуг, предоставляемых при помощи кредитных карточек, - это бесплатное страхование от несчастных случаев во время путешествий. Оплачиваемая стоимость поездки при помощи кредитной карточки, ее владелец автоматически страхуется на слу­чай возможного ущерба, повреждений или смерти. И получение возме­щения ущерба гарантируется владельцу карточки, а в случае его смерти - жене, детям, находящимся на иждивении.

Наиболее распространенной операцией, выполняемой при помощи кредитных карточек, является оплата товаров и услуг. Данный метод платежа может быть реализован только в специально оборудованных местах, оснащенных машинами для подготовки чека кассового аппарата, регистрации и специального устройства, воспроизводящего символы кредитной карточки, которая должна быть акцептована.

    Для оплаты товаров карточка передается покупателем продавцу, который помещает ее в специальное устройство вместе с чеком. Затем при выключении машины информация, которая детализирует имя и номер счета ее владельца (нанесенная на карточку выпуклым шрифтом) отпечатывается на чеке вместе с именем и адресом продавца. При оформлении крупных покупок продавец обычно связывается по телефону или факсу с компанией или банком, эмитировавшим карточку, и выясняет "покупательскую силу" карточки, т.е. свободный лимит кредитования по карточке. Получив необходимую информацию, продавец решает может ли карточка быть акцептована - использована для оплаты товара или услуги. Детали и сумма сделки отражаются на счете, который затем подписывается покупателем. Сравнив эту подпись с той, что находится на карточке и удостоверившись в их     идентичности, продавец передает копию чека в компанию (или банк) через местное отделение банка и таким образом подтверждает платеж, совершенный в момент покупки по компьютерным линиям связи. Специальные устройства для подключения к электронным системам перечисления денежных средств установлены непосредственно в учреждениях розничной торговли. Эти терминальные устройства санкциони­руют совершение сделки с использованием кредитной карточки в тот момент, когда ее владелец набирает персональный идентификацион­ный номер. Счет кредитной карточки дебетуется автоматически и де­нежные средства немедленно перечисляются на счет продавца, устра­няя таким образом необходимость в использовании наличных денеж­ных средств или других бумажных платежных документов (чеков и др.).

Раз в месяц владелец карточки получает сведения (отчет) о движении средств на его ссудном счете, детализирующий даты и стоимость произведенных покупок и получение наличных денежных средств в виде аванса, поскольку допускается даже некоторый пере­расход средств - овердрафт - кредит под небольшие проценты. Вла­делец карточки имеет право погасить всю сумму задолженности без уплаты процентов за пользование кредитом в течении 25 дней с момен­та получения отчета, либо уплатить лишь часть суммы и остаток долга погашать в течении нескольких месяцев, но при этом оплачи­вая банку проценты. Следует иметь в виду, что условия предоставле­ния клиентам потребительских кредитов и, в том числе кредитных карт, различны от банка к банку, от страны к стране и, более то­го, различные кредитные карты предоставляют клиентам различный набор услуг.

Компании-эмитенты кредитных карточек получают доход от тор­говых организаций, принимающих кредитные карточки для оплаты то­варов и услуг. Эти организации перечисляют компании скидку на це­ны товаров, оплаченных по кредитным картам. Размер скидки колеб­лется и составляет в среднем 2-3 процента. В свою очередь торго­вые организации заинтересованы в использовании кредитных и дру­гих пластиковых карточек в качестве новых платежных средств, в связи с ростом товарооборота, привлечением большего числа покупа­телей и т.д. Более того, крупные торговые фирмы в разных странах мира выпускают в настоящее время собственные кредитные карточки.

Таким образом, следует подчеркнуть, что большинство кредит­ных карточек может широко использоваться во внутренних и междуна­родных расчетных и платежных операциях.

В целом можно сделать вывод, что кредит, основанный на ис­пользовании кредитных карточек, отличается от традиционного кре­дита, погашаемого в рассрочку, следующими чертами: затраты на ор­ганизацию кредита однократны; трудно предотвратить чрезмерное ис­пользование карточек небольшой частью их владельцев, существует риск жульнического использования карточек.

Рассматривая негативные стороны применения карточек, обра­щают на себя внимание две проблемы: во-первых, объем бумажного документооборота существенно не снижается и, во-вторых, высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенни­чества. Объем бумажных документов значительно возрос в послед­ние годы в результате увеличения числа выполняемых операций, что естественного сказалось на увеличении административных, расходов и числа обслуживающего персонала. Решение этой проблемы лежит на путях дальнейшей электронизации операций в местах продажи.

Проблема мошенничества - другая серьезная проблема. Для предотвращения несанкционированного использования потерянных карто­чек в зарубежных странах ведется специальный реестр таких карточек. Заметив пропажу карточки, владелец должен немедленно сооб­щить об этом банку, последний рассылает эту информацию всем пред­приятиям, принимающим карточки. (Необходимо отметить, что в Кыргызстане отсутствует законодательство, регулирующее этот этап от­ношений банка с клиентом, а в зарубежной банковской практике встречались случаи, когда банк отказывался от ответственности, после того как клиент обнаруживал отсутствие карточки).

В нашей стране первые шаги по внедрению системы пластиковых карточек в оборот были сделаны в марте 1988 года, когда в Лондоне было подписано соглашение между советским бюро путешествий ВАО "Интурист" и международной организацией VISА Intarnational для стран Европы, Среднего Востока и Африки, тогда и получили совет­ские граждане возможность пользоваться кредитными карточками.

 

Известно, что с конца 1960-х годов в нашей стране кредитные карточки использовались только иностранными туристы в качестве средства платежа. В 1988-1989 гг Сбербанком СССР совместно с заинтересованными ведомствами была разработана концепция безна­личных расчетов за товары и услуги на основе пластиковых карт.

В настоящее время кредитные карточки выпускаются для граж­дан Кыргызстана, а также иностранцев, проживающих в нашей стра­не, что привело к бурному развитию данной сферы банковских услуг в последние годы. Чем же это объясняется? Отвечая на этот вопрос, следует выделить три основных фактора.

Во-первых, это объясняется особенностями межбанковской конкуренции в нашей стране. Финансовый рынок Кыргызстана еще не не­достаточно насыщен, обладает большим потенциалом для банковской деятельности по сравнению с ведущим рынком мира. Поэтому кыргызские банки конкурируют не только за место на рынке, за "пассивы", за большее количество клиентов вообще, сколько за лидирующее по­ложение на высокорентабельных рынках, за определенный слой "вы­годной" для банка клиентуры. Применительно к развитию электрон­ных расчетов подобного рода клиентам для банка являются иностран­ные и некоторые кыргызские граждане. За границей давно уже при­выкли рассчитываться за покупки, получать наличные деньги и вы­полнять массу других операций с помощью пластиковых карт. Инос­транные граждане, приезжая к нам в страну, не хотели бы и здесь отказываться от этого удобства. Многим кыргызским гражданам так­же удобно, осуществляя расчеты внутри страны либо выезжая за границу, иметь при себе маленькую пластиковую карточку, а не "чемо­дан" наличных денег. Тем самым, обслуживая международную либо внутреннюю пластиковую карточку, банк добивается привлечения именно этих богатых клиентов.

Во-вторых, обслуживая данный круг клиентуры, кыргызские бан­ки сталкиваются с необходимостью восстанавливать связи и произво­дить расчеты через зарубежные банки, придерживаться стандартов принятых в мировой банковской практике в целях интеграции с миро­вой банковской системой. Однако, для того, чтобы стать партнером зарубежного банка в обслуживании общих клиентов, нашему банку необходимо достичь высокого уровня своего развития, в том числе и в сфере новых технологий.

В-третьих, анализируя опыт развития денежно-кредитной сферы на Западе можно сделать вывод, что в перспективе и наша страна будет широко использовать пластиковые карты в качестве инструмен­та денежного обращения.

В то же время следует иметь в виду, что пластиковые карточ­ки международных систем предполагают наличие валютных средств, следовательно, в Кыргызстане потенциальными их обладателями мо­жет стать ограниченное число лиц. Реальных же владельцев междуна­родных карточек еще меньше, поскольку банки требуют наличия до­вольно значительного остатка средств на счете, а в случае с кре­дитными картами - еще и крупного страхового депозита в иностран­ной валюте. Немногие могут позволить себе "заморозить" под мини­мальный процент несколько тысяч долларов.

Трудности, связанные с внедрением пластиковых карт междуна­родных платежных систем, а также реальная потребность в развитии безбумажных технологий в Кыргызстане требует от кыргызских банков развивать рынок собственных карточек на более массового пот­ребителя. Современные пластиковые карточки можно определить как дебетные, предназначенные для получения наличных денежных средств в банкоматах и для оплаты покупок в пока еще небольшом числе соответствующим образом оборудованных магазинов.

Существует несколько видов карточек, предлагаемых своим клиентам кредитной системой:  

1. Револьверная карточка предоставляет револьверный (возоб­новляемый по мере погашения) кредит. Выдается под имущественный или денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза. Срок действия карточки совпадает со сроком залога.

2. Желтая карточка представляет неревольверный кредит с 15 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования а 5 раз сроком на 1 год, или в 4 раза сроком на 1,5 года.

3. Серебренная карточка представляет неревольверный кредит с 30 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 4 раза, сроком на 2 года или в 3 раза, сроком на 3 года.

4. Золотая карточка представляет неревольверный кредит с 50 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза, сроком на 5 лет или в 2 раза, сроком на 7,5 лет.

5. Платиновая карточка представляет неревольверный кредит с 90 процентной скидкой. Для ее приобретения необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза, сроком на 10 лет.

Право на приобретение индивидуальных карточек имеют только частные лица, причем обязательным условием для получения карточ­ки является внесение имущественного или денежного залога в сомах или твердой валюте, величина которой зависит от выбранного клиентом лимита кредитования и типа карточки.

Обладание карточкой позволяет осуществлять оплату счетов за покупки в кредит (в рассрочку), оплату счетов за покупки в сомах независимо от места совершения покупок, оплату товаров различных магазинов, услуг, гостиниц, авиакомпаний, ресторанов, туристических агентств, проката автомобилей, заправочных станций, медицин­ского обслуживания, оплату товаров по зарубежным каталогам посы­лочной торговли и других услуг в любой валюте - в СНГ и более чем 30 странах мира.

 

Подводя итого рассмотрения развития кыргыэского рынка плас­тиковых карт, можно сделать ряд выводов.

 

Во-первых, следует отметить, что рынок банковских услуг пре­терпевает серьезные изменения и в последние года приобрел всечерты динамично развивающегося рынка пластиковых карт. С одной стороны, ведущие кыргызские банки активно работают с международ­ными платежными системами, а с другой, - они сами включились в конкурентную борьбу за пальму первенства на кыргызском рынке высоких технологий, создавая собственные электронные системы плате­жей и расчетов, либо объединенные системы пластиковых карт. При этом преобладающей является тенденция к объединению первона­чально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универ­сальную платежную систему.

Во-вторых, важной особенностью кыргызского рынка пластико­вых карт является тот факт, что основными элементами платежей яв­ляются банковские карточки. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. Результатом же острой конкурентной борьбы является снижение стоимости карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими.

В-третьих, развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластико­вые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских пластиковых карточек.

В-четвертых, кыргызские банки-эмитенты пластиковых карт в большинстве своем выпускают в обращение дебетовые карточки, в свя­зи с особенностями экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, повышенные экономические риски и проч.). Банки-эмитенты пластиковых карт в большинстве своем выпускают в об­ращение дебетные карточки в связи с особенностями экономической ситуации в стране. Банки стремятся застраховать себя от возмож­ных потерь и поэтому при выдаче даже кредитной карты требуют вне­сения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что вне всяких сомнений ставит суть "кредитной сделки" под сомнение и позволяет говорить о суррогатных кредитных картах или по сущес­тву платежных карточках.

В-пятых, большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, вследствие относительно низкой себестоимос­ти их производства и обслуживания. Соответственно, банки вклады­вают огромные средства в создание не менее дорогостоящей инфрас­труктуры для обслуживания этик карт.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что внедрение кредитных и других пластиковых карточек в Кыргызстане следует развивать на основе серьезного анализа практики использования карточек за ру­бежом, их преимуществ и недостатков.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.